По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное логопедическое занятие на логопункте ДОУ с использованием ИКТ.
Занятие является индивидуальным, проводится на этапе автоматизации звука (ш).
Уточнить знания правильной артикуляции звука «Л»;Уточнить произношение изолированного звука «Л»;Закрепить четкое произношение звука «Л» в слогах, словах, предложениях;Развивать слуховое снимание;Разви.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы .
Аннотация – Презентация предназначена для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, а именно – для автоматизации сонорного звука Р в словах и предложениях. Смена слайдов на.
Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях. .
Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме – путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука “Л” вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы ребёнок на протяжении в.
Постановка звуков [Ч], [Щ]
Работа по устранению недостатков произнесения звуков [Ч], [Щ] требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.
При произнесении звука [Ч]: • губы округлены и слегка выдвинуты вперед; • зубы не смыкаются; • кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами, эта смычка незаметно переходит в щель между ними; • посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки, поднесенной ко рту; • мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; • голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
При произнесении звука [Щ]: • губы в легкой улыбке, зубы видны; • зубы сближены; • широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель; • посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту; • мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; • голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Если усвоен звук [Ш], недостатков в произнесении [Щ] и [Ч] обычно не наблюдается за исключением тех случаев, когда имеет место замены [Щ] на [С’] и [Ч] на [Ц’]. Для произнесения звука [Щ], произносимого как [С’], проще всего пользоваться специальным зондом или шпателем. Слегка приподняв и отодвинув язык (верхняя артикуляция) или только отодвинув его назад (нижняя артикуляция), следует добиться необходимого звучания звука и далее закрепить его упражнениями сначала с механической помощью, а затем без нее. В заключение необходимо закрепить дифференциацию звука [Щ] и звуков [С’] и [Ш].
При замене звука [Ч] на [Ц’] (или [Ц]) рекомендуется тот же механический прием, что и при коррекции [Щ]. Если звук [Щ] усвоен, то получить [Ч] можно, указав и показав, что мягкому шипящему звуку должен предшествовать взрывной в виде [Т’].
Можно рекомендовать также такой прием постановки звука [Ч], при котором базой служит звук [Т’], произносимый с придыханием. Если в момент произнесения такого звука кончик языка приподнимается и слегка отодвигается подложенным под него зондом или шпателем, то должно появиться верхнее [Ч], если же кончик языка просто отодвигается, то нижнее [Ч].
Впрочем, производным может быть не только звук [Ч] от [Щ], но и звук [Щ] от [Ч], если последний усвоен ранее. В этом случае достаточно протянуть, а затем и отделить от слитного звука его фрикативную часть (чщ- — — — — — — — — -, чщ- — — — — -, щ — — — — — — — — — -).
Похожие статьи: Постановка звуков [Л], [Л’], Постановка звуков [Р], [Р’].
Нужен логопед для взрослых? Запишитесь на консультацию в по телефону или через форму обратной связи в разделе «Контакты».
Индивидуальное логопедическое занятие “Автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях”
Разделы: Логопедия
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы голоса, выдоха.
- Закрепление звука [Ч] в отраженном повторении за логопедом и в самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
- Развитие фонематического восприятия, слухового и речевого внимания, звукового анализа.
- Обогащение и активизация словарного запаса.
- Развитие логического мышления, зрительного восприятия, памяти.
- Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.
- Воспитание любви к природе.
- карточка с буквой Ч, схема артикуляции звука, звуковичок (характеристика звука);
- арбузные семечки, бабочка (аппликация);
- различные предметные картинки и предметные картинки со звуком [ч];
- карточки-пазлы по теме: «Антонимы» (дидактическая игра);
- индивидуальная карточка со словосочетаниями;
- индивидуальная карточка с деформированными предложениями;
- карточки по теме: «Четвёртый лишний».
I. Организационный момент.
Логопед загадывает загадку, в руках бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел.
– Что это за цветок?
– Какой пятый звук в этом слове?
– Продолжим работу над правильным произношением этого звука.
II. Артикуляционная гимнастика.
- «Трубочка» (вытягивание губ вперёд трубочкой).
- «Трубочка»-«Улыбка» (чередование упражнений).
- «Конфетка» (удерживать «приклеенную» переднюю часть языка у верхнего нёба).
- «Лошадка» («поцокать» языком).
- «Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).
- «Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).
- «Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).
- «Часики» (при широко открытом рте языком тянуться к уголкам рта).
III. Произношение изолированного звука.
– Как стрекочет сверчок?
IV. Разбор артикуляции звука.
На столе схема артикуляции звука.
– Вспомним, где находится язык, как расположены губы при произношении звука [ч]. Схему комментирует логопед (ребёнок определяет положение своего язычка и губ):
- губы округлены и выдвинуты слегка вперёд,
- зубы сближены,
- кончик языка касается нёба (за бугорками),
- боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,
- спинка языка поднята,
- под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба.
V. Характеристика звука.
На столе звуковичок (характеристика звука).
Характеристику звука даёт ребёнок.
– Звук [Ч] – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.
VI. Развитие фонематического восприятия.
– Повтори слоговые цепочки, слушай внимательно:
VII. Соотношение звука и буквы, развитие мелкой моторики.
– На что похожа буква Ч? (На столе карточка-буква.)
– Выложи рядом с карточкой букву «Ч» из арбузных семечек.
VIII. Отработка звука в прямых и обратных слогах, в словах с ударением и без ударения на слоге.
(Ребёнок повторяет за логопедом.)
Ач-ач-ач, оч-оч-оч, уч-уч-уч, ыч-ыч-ыч.
- Врач – плач.
- Бочка – почка.
- Внучка – ручка.
- Ключ – колюч.
- Мяч – горяч.
- Колечко – гречка.
- Значки – каблучки.
- Проволочка – наволочка.
Ча-ча-ча, чу-чу-чу, чо-чо-чо, че-че-че.
- Чайник – причал.
- Бычок – крючок.
- Чей – ручей.
- Мальчик – зайчик.
- Удача – задача.
IX. Автоматизация звука [ч] в словах.
– Назови картинки, правильно выделяя звук. Предметные картинки со звуком [ч]: черепаха, качели, бочка, червяк, чайник, чемодан, чайка, чашка, часы.
X. Игра «Поймай звук».
Логопед называет слова. Ребёнок запоминает только те, в которых есть звук [ч].
– Колокольчики, цепь, сачок, щенок, черепаха.
– Объясни, пожалуйста, для чего нужен сачок?
– Это конусообразный сетчатый мешочек для ловли летающих насекомых или рыбы.
Логопед демонстрирует картинку с сачком.
– Составь предложение со словом «сачок».
(Вариант: найти среди различных предметных картинок те, в названиях которых есть звук [ч]).
– Посмотри на картинки и назови слово-признак, противоположное по смыслу слову, названному мной.
- Голубь белый, а ворон . (чёрный).
- Коктейль холодный, а чай . (горячий).
- Этот автомобиль грязный, а этот . (чистый).
– Сложи названные тобой противоположные слова (пазлы) к картинкам.
XII. «Четвёртый лишний».
– Посмотри на карточки. На каждой из них четыре предмета, выдели четвёртый лишний предмет.
- дуб, ель, берёза, одуванчик;
- сова, попугай, ворона, кузнечик.
– Какой по счёту звук [Ч] в словах одуванчик, кузнечик. Раздели слова на слоги.
– Выдели в названных словах четвёртый лишний предмет: врач, лётчик, часовщик, удочка.
XIII. Составь словосочетания, предложения.
На столе индивидуальная карточка.
Чёрный | часы |
Точные | бабочка |
Ночная | грач |
Горячий | варенье |
Черничное | чай |
– Подбери к словам-признакам из первого столбика слова-предметы со второго столбика. Соедини их стрелкой. Составь предложения с полученными словосочетаниями.
XIV. Закончи предложения.
– Прочитай начало предложений, закончи их словами, подходящими по смыслу со звуком [Ч]:
- На стене висят . (часы).
- Олечку лечил . (врач).
- Девочка ловит сачком . (бабочку).
- Мальчики бегут купаться на . (речку).
- К окну подлетела . (синичка).
- Художнику нужны краски и . (кисточки).
Выполнить схему предложения по выбору.
XV. Пересказ текста.
– Выдели из текста слова со звуком [ч], запомни их.
Текст читает логопед.
Володя был во дворе. Собака Жучка грызла у крыльца кость. Володя стал отнимать у неё кость. Жучка заворчала. Володя взял палку и бросил в Жучку. Жучка вскочила и укусила Володе ногу. Володя закричал и побежал домой к маме. Мама сказала: «Сам виноват, терпи. Жучке тоже больно. Надо жалеть животных».
– Объясни значение слова «заворчала». Пересказ текста.
Автоматизация звука Ч
Упражнения для автоматизации звука Ч: изолировано, в слогах, словах и предложениях.
Автоматизация звука Ч, начинается с самых легких заданий для малыша.
Спой «песенку веселого паровозика».
Произнеси звук Ч на одном выдохе несколько раз: ч-ч-ч…
Повтори обратные слоги со звуком Ч.
Повтори обратные слоги со стечением согласных:
Повтори прямые слоги со звуком Ч.
Повтори слоги, где звук Ч находится между гласными.
Ача-ачо-ачу-ачи оча-очо-очу-очи уча-учо-учу-учи ича-ичо-ичу-ичи
Повтори прямые слоги со стечением согласных.
Повтори слова со звуком Ч в конце слова.
Ач: пугач, тягач, ткач, богач, кумач. Оч: ночь, дочь. Уч: могуч, тягуч, тянуч. Ич: дичь. Еч: меч, течь. Яч: мяч.
Повтори слова со стечением согласных.
Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно, кабачки, башмачки, начни.
Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, шапочка, уточка, тапочки, ночка, Вовочка, квочка, девочка, почта, почва, замочки, вазочка, баночки.
Уч: кучка, Жучка, внучка, тучка.
Ич: птичка, яичко, пуговичка, водичка, новички.
Ыч: бычки, кавычки.
Еч: печка, овечка, маечка, Танечка, Петечка, Ванечка,
Анечка, мечта, уздечка, навечно.
Яч: ячмень.
Повтори слова, где звук Ч находится в середине слова.
Ча: кочан, туча, бахча. Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бочонок, зайчонок, паучок. Чу: хочу, каучук, жемчуг. Чи: мячи, овчинка, зайчик, мячик, могучий, пахучий, пончик, заячий. Че: ученик, учение, учебник. Чё: учёба, мочёный, печёный, печёнка, ночёвка, копчёный, печёт, течёт.
Повтори слова, где звук Ч находится в начале слова.
Ча: чай, чайка, чайник, чабан, чашка, чадо, чаинка, чан, чаша. Чу: чудо, чугун, чугунок, чуб, чудак, чугунный, чудной, Чукотка, чуткий. Чи: чиж, чижик, чинный. Че: чек, чемодан, чеканка, чей, чех, чемпион, чепуха. Чё: чётки, чёткий, чётный. Стечение согласных: чмокать, чтение.
Повтори слова с двумя звуками Ч.
Чечевица, чечётка, чукча, чепчик.
- Повтори словосочетания.
мамочкина шапочка новая маечка Анечкин мячик ягодная начинка ночная бабочка дикая уточка чугунная печка тонкая веточка мягкая овчинка Ванечкин зайчик мягкие тапочки темная тучка удобные ботиночки чайные чашки умный ученик кожаный чемоданчик утиное яичко дубовая бочка чугунная ванна пахучий мёд новый учебник
Повтори предложения.
Три слова. Ученик купит учебник. Вовочка везёт тачку. Мамочка готовит кабачок. Девочка умеет читать. На кочке уточка. Ученики читают книги. Дети чинят тачку.
Четыре слова. Ванечка думает над задачей. На дочкиной кофточке пуговички. У ученика Ванечки учебники. Жучка подходит к будочке. У Анечки чудный зайчик.
Пять слов. У девочки в баночке бабочка. У Вовочки в бочке водичка. Девочка на даче пьёт чай. У паучка паутина на веточке. Бычки пьют водичку из бочек. Девочка читает книжечку о бабочках. У птички в гнезде птенчики. У птички домик на веточке.
Шесть слов. Вовочка и Ванечка поят водой бычков. Идёт бычок, его бочок как кабачок. В печке чугунок, в чугунке — чечевичка. Учеников учат печь пончики в печке. У Танечки и Манечки новые ботиночки.
Семь слов. У мамочки две дочки: Танечка и Анечка. У Анечки в чемодане чепчик и маечка. Это Ванечкин зайчик, а это Вовочкин бычок.
Повтори пословицу.
Ученье-путь к уменью.
Повтори и отгадай загадки.
Бочку за бочкой Тянут из мешочка. (Лото)
Мы ночью ходим, Ходим днём, Но никуда мы не уйдём. (Часы)
Мычит: «Му-му-му», Кто это — не пойму? (Корова)
Течет, течет — не вытечет, Бежит, бежит — не выбежит. (Ручей)
Повтори стихи.
У зайчика значок, На значке — кабачок. А. Хмелёва
Птичка, птичка, Попей водички! Водичка в бочке, Бочка — на кочке. А. Хмелёва
(по книге Е. Н. Спивак, Автоматизация звука Ч)