Автоматизация звука Ц в слогах и словах при помощи наглядности

Автоматизация звука «Ц» в слогах и словах при помощи наглядности проводится после того, как звук поставлен и ребенок может его произносить изолированно.

Звук «Ц» — это свистящий звук. Он обычно появляется к 3-4 годам. Если же данного звука нет в речи малыша к 4-м годам то следует обратиться за консультацией к специалисту.

Переходить к постановке и автоматизации звука «Ц» необходимо после постановки звуков «С» и «З». Этот звук сложнее и образуется с помощью соединения двух звуков — «Т» и «С».

Артикуляция звука «Ц»:

  • губы слегка напряжены и растянуты;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка прижат к нижним резцам;
  • в первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба;
  • во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом;
  • средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

Важные правила:

  1. Назовите название стихотворения, если такое имеется.
  2. Рассмотрите картинку к стихотворению, обсудите с ребенком кто или что там нарисовано.
  3. Прочитайте стихотворение полностью: выразительно и неспеша. Если взрослый рассказывает наизусть дети лучше воспринимают такой текст. Это на заметку.
  4. Объясните ребенку непонятные слова.
  5. Проговорите ВСЕ слова со звуком «Ц». Напомните ребенку, что звук «Ц» необходимо говорить правильно.
  6. Прочитайте стихотворение еще раз.
  7. Важное условие — стихотворение заучивается полностью, без деления на строки и столбцы.
  8. Поиграйте: читайте начало строки, а ребенок заканчивает рифму; вы первую строку, а ребенок -вторую и т.д.

Слоги на звук «Ц»:

Автоматизацию Ц в слогах нужно проводить только после того, как ребенок научится проговаривать этот звук изолированно.

Для того, чтобы проговаривать слоги было веселее их можно обыграть при помощи бродилок. Их вы сможете найти на сайте или по выделенной ссылке.

Автоматизация Ц в обратных слогах: АЦ – ОЦ – УЦ УЦ – ЭЦ – АЦ ЭЦ – ОЦ – АЦ УЦ – ОЦ – АЦ ЫЦ – УЦ – ОЦ ЭЦ – ЫЦ – ОЦ ОЦ – АЦ – УЦ ЫЦ – ЭЦ – ОЦ ЫЦ – ЭЦ – ОЦ

Автоматизация звука Ц в прямых слогах: ЦА – ЦО – ЦЕ ЦИ – ЦО – ЦЫ ЦЫ – ЦЕ – ЦУ ЦА – ЦУ – ЦО ЦО – ЦА – ЦЫ ЦЫ – ЦО – ЦА ЦЕ – ЦУ – ЦЫ ЦУ – ЦЕ – ЦО ЦА – ЦЫ – ЦО

Автоматизация Ц в интервокальной позиции: АЦА – ОЦО – УЦУ ОЦО – ЫЦЫ – ЭЦЭ ЫЦЫ – ЭЦЭ – АЦА ИЦИ – УЦУ – АЦА ОЦО – ЭЦЭ – УЦУ ЭЦЭ – ЫЦЫ – АЦА ИЦИ – УЦУ – АЦА УЦУ – ОЦО – ЭЦЭ ЫЦЫ – ЭЦЭ – ОЦО

Со стечением согласных: ЦВЕ – ЦВА – ЦВО МЦА – МЦО – МЦУ ЦВУ – ЦВЫ – ЦВИ МЦЫ – МЦЭ – МЦЕ

При выборе слов на автоматизацию звука «Ц» обратите внимание, чтобы в данных словах не было неправильно произносимых ребенком звуков. Например, нужно исключить слова ЦАРЕВИЧ, ЦАРЕВНА, ЦАРЬ, если ребенок не произносит звук «РЬ». Это нужно для того, чтобы не закрепить неправильное произношение данного звука.

Автоматизация звука «Ц» в слогах и словах при помощи наглядности будет наиболее эффективной, если малыш не только слышит слово, но и видит его.

Автоматизация звука [Ц]

  • Логопеда.Нет
  • Автоматизация звуков
  • Автоматизация звука Ц

Упражнения по автоматизации звука [Ц]. Ц__ — длительное произношение звука [Ц].

1) Произносить (читать) cлоги Ц__А, Ц__О, Ц__У, Ц__Ы, Ц__И, Ц__Е

Звук [Ц] произносится длительно

2) Произносить (читать) слова со звуком [Ц] в начале

Образец: ц__ех, ц__у-кат.

  • цех
  • цель
  • цепь
  • цена
  • цвет
  • цукат
  • цапля
  • цыган
  • целый
  • цинга
  • цокать
  • целый
  • цитата
  • цемент
  • цепкий
  • цветник
  • цыганка
  • цыплёнок
  • цикламен
  • цинковый

3) Произносить (читать) слова со звуком [Ц] в середине

Образец: лиц__о, кон-ц__ы

  • лицо
  • яйцо
  • овца
  • лица
  • овцы
  • отцы
  • певцы
  • концы
  • бойцы
  • гонцы
  • кольцо
  • пыльца
  • водица
  • певица
  • пловцы
  • пятница
  • теплица
  • молодцы
  • мельница
  • больница
  • гусятница
  • пунцовый
  • мыльница
  • салфетница

4) Произносить (читать) слоги АЦ__, ОЦ__, УЦ__, ЫЦ__, ЭЦ__, ИЦ__, ЕЦ__, ЁЦ__, ЮЦ__, ЯЦ__

Звук [Ц] произносится длительно

5) Произносить (читать) слова со звуком [Ц] в конце

Образец: о-тец__, го-нец__

  • отец
  • боец
  • заяц
  • паяц
  • певец
  • жнец
  • гонец
  • палец
  • месяц
  • танец
  • песец
  • конец
  • удалец
  • огурец
  • кузнец
  • птенец
  • китаец
  • пловец
  • индеец
  • леденец
  • колодец
  • молодец
  • наконец
  • мизинец

6) Произносить (читать) словосочетания

  • Целое яйцо.
  • Ценное кольцо.
  • Птенцы птицы.
  • Высокая цена.
  • Цокот копыт.
  • Болотная птица.
  • Западный циклон.
  • Светлая улица.
  • Ситцевое платьице.
  • Цепкие палацы.
  • Цементный цоколь.
  • Птица с цыплятами.
  • Светит месяц.
  • Цвета колец.
  • Ценное письмецо.

7) Проспрягать предложения

  • Я гулял(а) на улице.
  • Я купил(а) леденцы и конфетницу.
  • Я поливал(а) цветы в цветнике.
  • Я нацедил(а) целую банку молока.

Образец:

  • Я оцарапал(-а) палец.
  • Ты оцарапал(-а) палец.
  • Он (она) оцарапал(-а) палец.
  • Мы оцарапали палец.
  • Вы оцарапали палец.
  • Они оцарапали палец.

8) Произносить (читать) предложения

  • На цепи собака.
  • У леса сидит заяц.
  • В конце села кузница.
  • У соседнего дома акация.
  • Девица зацепилась пуговицей.
  • Цапля — болотная птица.
  • Цветок к цветку — цветной узор.
  • Циннии цвели вдоль улицы.
  • Ловкие пальцы плели цветную циновку.
  • Цыплёнок клевал под оконцем остатки хлебца.
  • Цигейка — мех овцы.
  • В колодце холодная водица.
  • Боец целится в цель.
  • Многие цветы целебны.
  • С улицы доносился цокот копыт.
  • По улице едет конница.
  • Молочница цедила молоко.

9) Произносить (читать) скороговорки

  • У кольца — нет конца.
  • Не кольца красят пальца.
  • Орёл — царь-птица, а сокола боится.
  • Цыплята и курица пьют чай на улице.
  • Из соседнего колодца целый день водица льётся.
  • Бедным курицам не спится, если им лисица снится.
  • Любовалась цыплятами курица, что ни цыплёнок, то умница.
  • Цып-цып-цып, цыплятки, есть водица в катке.

10) Произносить (читать) и пересказывать текст

На границе

Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами отец охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.

11) Произносить (читать) тексты

Посылали молодицу на улицу по водицу. А водица далека, а бадейка велика. Ты, девица, не ходи, молодица, посиди.

Цып — цыплёнок, молодец, не боится он овец, И совсем ни капли не боится цапли. Он идёт по улице, улицей любуется. Солнце светит там и тут в цветниках цветы цветут.

12) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Метелица

Над кузницей, мельницей, вьётся метелица, По лесу танцует и по полю стелется, А зайцы метелицы не боятся, Под снегом танцуют и веселятся.

Варианты игр:

«Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком [Ц] (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

«Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ц] (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало цапли, не стало бойца и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

«Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ц], называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

«Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком [Ц], а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, цапля, цыпленок, сумка, цыганка. Лишняя карточка СУМКА, здесь нет звука [Ц] ).

«Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, цыпленок — много цыплят, кольцо — много колец, боец — много бойцов). Не забывайте слова произносить правильно!

«Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии, как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЦЕПЬ, к маленькому — ЦЕПОЧКА.

Звук Ц в обратных слогах

Проговаривать слоги. Упражнение «Послушай, запомни, повтори»

Ац-оц-уц-ыц яц-ёц-иц-ыц ац-яц-оц-ёц

ыц-уц-оц-ац ец-иц-ёц-яц ыц-иц-уц-ец

Игра «Хлопушка» — хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ц

Т, с, ц, щ, с, сь, ц, ц ть, ч, ц, с, ч, ц и т.п.

Ац, он, оц, ыц, ка, от, яц, ыц, яв, ыц, яс, от, уц, иц, уч, ус …….

Боец, дом, гонец, шприц, пол, двор, дворец, продавец, глупец, жизнь, квас, фикус, кузнец, мост, кость, палец………..

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука [Ц] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [Ц] (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  4. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  5. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

Речевой материал:

Маленькое неудобство — Почему, скажите, птицы, на земле вам не сидится? — Мы б гуляли по дорожке, да по ней гуляют… кошки! В. Левановский.

Слон и муха Муха села на слона. Муха удивляется: Где же слон? Одна спина По лесу слоняется!..

Цыплёнок Из яйца, как из пелёнок, Вышел маленький цыплёнок. Поглядел на белый свет И сказал цыплёнок: «Нет, Я обратно не ходок— Солнце ярче, чем желток! Для меня, для молодца, Белый свет белей яйца!» В. Левановский

Гололедица Не идётся и не едется, Потому что гололедица. Но зато отлично падается. Почему никто не радуется?

* * * Забрели к нам в детский сад Двенадцать маленьких цыплят, привела их с улицы беленькая курица. Миленькая курица, Ты забыла улицу. Это детский сад, Но не для цыплят. * * * Цапля, стоя на крыльце, Объясняет букву «Ц»: — Подойди, цыплёнок Цып! Повторяй-ка: цып-цып-цып! Если выучишь урок, Подарю тебе цветок! Г.Сапгир. * * * В цветнике две овцы Целый день пасутся. У крыльца без конца Киска ест из блюдца. Из цветов, наконец, Прогоните овец!

Синичья скороговорка Солнце садится, струится водица, Птица-синица в воду глядится. Чистой водицы синица напьётся- Славно сегодня звенится — поётся.

Циркуль Циркуль мой циркач лихой, чертит круг одной ногой, а другой проткнул бумагу, уцепился и ни шагу! В. Берестов. *** Бедным курицам не спится, если им лисица снится. *** Любовалась цыплятами курица: что ни цыплёнок, то умница! А. Капралова

*** Не надо больше ссориться! А то и мяч не ловится, и книжка не читается, и дождик начинается. Э. Мошковская *** У красы-берёзки платье серебрится, у красы-берёзки зелены косицы. П. Воронько. *** Купили каракатице кружевное платьице… Ходит каракатица, хвастается платьицем. И. Демьянов. *** Что мне холода бояться! Я привыкла закаляться. Кран доволен, кран смеётся — мне в ладошки речка льётся.

Цыплятки Цып-цып-цып, цыплятки, Есть водица в кадке. Кто меня боится, тем не дам водицы. Вот бегут цыплятки, не боятся Натки. Возле кадки блюдце, все они напьются.

Баловница Ну и баловница Младшая сестрица! Бабушка ругается: — Экая проказница! Мама улыбается: — Просто безобразница! Этой озорнице Спокойно не сидится: Скачет, кувыркается, Вечно улыбается, Допоздна кружится, Не хочет спать ложиться. Ох, и баловница! Младшая сестрица! И. Лопухина. *** Цапля сторожем в болоте На одной ноге стоит. — Цыц! Куда вы в грязь идёте?- всем зверёнышам кричит. А. Пудваль. *** Над кузницей, мельницей Вьётся метелица, По лесу танцует И по полю стелется. А зайцы метелицы не боятся, Под снегом танцуют и веселятся. И. Лопухина. *** Цветёт у птичника цветок — Цветёт на паре тонких ног. Цветок пушист и звонок… — Цветок, ты кто? — Цыплёнок! В. Лунин *** Циркач умеет гарцевать, Зверей и птиц дрессировать, И на трапеции вертеться, И на канате танцевать. Е. Благинина.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]