Методическая разработка «Автоматизация звука [В] в слогах, словах, предложениях»

Воспитанники логопедической группы, нуждающиеся в коррекции звуковой культуры речи, могут испытывать затруднения с произношением не только шипящих и свистящих звуков, но и губно-зубных, в частности [в]. Автоматизация звука [в] – это один из этапов коррекционной работы, необходимый для устранения недостатков воспроизведения в речи данного звука.

Что такое автоматизация звуков?

Логопедическая работа по устранению недостатков в произношении включает в себя три основных этапа:

  1. постановку;
  2. автоматизацию;
  3. дифференциацию.

Занятия строятся последовательно. Без выполнения первого шага нельзя приступать ко второму и далее.

Из всех трех этапов коррекции звукопроизношения самым обширным является второй – автоматизация. На стадии постановки, как правило, если нет серьезных проблем, звук механическим путем при помощи специальных логопедических зондов может быть поставлен даже за пару занятий – все будет зависеть от ряда факторов, сопутствующих развитию речи ребенка. На этапе дифференциации, если фонематическое восприятие и слух не нарушены, работа также проводится достаточно быстро. При этом используются игры и упражнения на различение парных звуков [в] – [ф].

Период автоматизации сложен, так как органы артикуляции должны привыкнуть к новому положению не только при изолированном произнесении звука, но и в слогах, а затем и в словах во время свободной речи ребенка.

Логопедическое занятие «НОД. Звуки В, Вь, буква В»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Солнышко» комбинированного вида

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе по образовательной области «Коммуникация»

Тема. Звуки В, Вь, буква В.

Автор

учитель – логопед

Козловская Галина Дмитриевна

Прокопьевск 2013

Тема НОД. Звуки В, Вь, буква В.

Интеграция (НОД):

(«Коммуникация»), («Здоровье»), («Социализация»)

Задачи:

  • закрепить приемы работы по развитию фонематического восприятия на основе использования элементарных и сложных форм фонематического анализа в ходе различных видов деятельности со звуками В, Вь; («Коммуникация»)
  • способствовать развитию и нормализации эмоционально – волевой сферы через активизацию двигательных кинестезий, упражнений на развитие просодических компонентов речи; («Здоровье»)
  • стремиться к формированию коммуникативных качеств личности через использование различных способов деятельности детей; («Социализация»)
  • продемонстрировать результаты совместной работы с родителями по подготовке детей к школе. («Социализация»)

Материалы и оборудование:

панно с изображением солнышка и солнечных зайчиков, внеречевая опора «Согласные звуки», картинки – символы для произнесения изолированных звуков В, Вь, звуковички В, Вь, звуковые пеналы, султанчики, ветродуйчики, мини – бассейны с песком, картинки в контурном изображении в зашумленном виде, цветные карандаши(красный, зеленый, синий), ребусы, ключик с буквой В, звездочки, символы умников и умниц.

Методические приемы:

ритуал начала занятий, дид.упражнения, руководство рассматриванием и анализ предметных и картинок, рассказ – рассуждение с использованием наглядной внеречевой опоры, работа со звуковыми схемами, игровая мотивация, дид. игры, динамическая пауза, разгадывание ребусов, объяснение логопеда.

Предварительная работа:

заучивание заклички, игры на формирование направленной воздушной струи, игры с песком, разгадывание ребусов.

Логика непосредственно – образовательной деятельности.

I

.
Организационный момент
.

1.Закличка с элементами психогимнастики
( В кругу).
Логопед.

С наступлением весны в старину люди часто закликали солнышко в гости.

  • Что значит «закликать»?

    (
    звать, приглашать
    )

Давайте мы позовем солнышко в гости.

Дети.

«Здравствуй, солнышко — колоколышко!

Приходи к нам в гости!

Нам рано вставать,

Нам весну встречать!»

Открывается панно, на котором изображено солнышко с солнечными зайчиками. (Количество солнечных зайчиков соответствует количеству воспитанников, участвующих в НОД. Их можно снимать с картины.) На солнечных зайчиках с обратной стороны приклеены предметные картинки (1 группа: вата, вода, сова, диван корова, водолаз; 2 группа: пуговица, вилка, виноград) и напечатаны слова(похитил, ветер, звуки). (Приложение 1.)

Логопед.

Солнышко хочет нам о чем-то сообщить. Каждому оставило свой

приветик – солнечный зайчик. Рассмотрите его.

2.Дид. упражнение «Узнай, о чем хочет сообщить солнечный зайчик ?»

Логопед. Чтобы узнать, о чем солнышко хочет сообщить, сначала нужно

разделиться на три группы.

(Деление на группы можно провести на основе дифференцированного подхода: воспитанники, умеющие читать; по социальному принципу: мальчики – девочки; по интересам).

Каждая группа должна выполнить задание:

  • прочитать слова на обратной стороне картинок и составить предложение из этих слов;
    ( Ветер похитил звуки.)
  • назвать слова по картинкам, подумать, какой одинаковый звук спрятался в словах:
    вата, вода, сова, диван корова, водолаз? (Звук В)
  • назвать слова по картинкам, определить, какой одинаковый звук спрятался в словах:
    пуговица, вилка, виноград? (Звук Вь)

II. Знакомство со звуками В, Вь.

Логопед. Ветер похитил звуки В и Вь из страны красивой и правильной речи

Златоустии и букву В из Азбуки. Он обиделся, что не позвали его в

гости. Ведь он помогает произносить нам звуки.

Участвуя в поединке знатоков «Умницы и умники», мы сможем вернуть звуки и букву.

Каждый правильный, оригинальный и умный ответ оценивается красной звездочкой, за хороший ответ – синяя звездочка, серая звездочка означает, что надо постараться.

1.Характеристика звуков В и ВЬ по акустико- артикуляторным признакам.

а. Расскажем о звуках В и Вь.

Нам поможет «Помогалочка».(Приложение 2)

Слегка дотроньтесь верхними зубами до нижней губы. Произнесите звук В.

  • Как его фамилия?

(Звук В – мешалка, он не может петь. Петь ему мешают верхние зубы, поэтому он – согласный. Его фамилия Согласный.)

Приложите тыльную сторону ладони к горлышку.

  • Спит или звенит голосок?(Звенит звоночек.)
  • Звонкий или глухой звук?
    (Звонкий)
  • Как вы думаете, какой характер у звука В? Мягкий или твердый?
    (Твердый)
    Какой костюмчик носит?
    (Синий)

Назовите Ф. И. О. звука В.(Согласный, звонкий, твердый)

Произнесите на ушко друг другу его братца. (Звук Вь)

  • Какой он носит костюмчик?
    (Звук Вь носит костюмчик зеленого цвета.)

б. Игра «Раз, два! Повернись и в звук превратись!»

Девочки превращаются в звук Вь, а мальчики – в звук В.

На столе у детей костюмчики гласных и согласных твердых – мягких, звонких — глухих звуков. Каждому отыскать свой костюмчик и положить в зеленый или синий обруч.

2. Игра «Ветрилки – вопилки».

Играют две команды.

Взять в руки султанчики (1 команда) и ветродуйчики (2 команда), под счет 1-2 начать дуть. Следить, чтобы плечи не поднимались.

Затем четко, без ошибок повторить вопилку и ветрилку. Сначала произносит вся команда, а потом представитель от команды.

1команда мальчиков
(Произнести тихо.)
Ву – ву – ву, ву – ву – ву,

— Васильков букет нарву.

2 команда
девочек(Сообщить так, чтобы все услышали.)
Ви – ви – ви, ви – ви – ви,

— Только много их не рви.

3. Игра «Прятки».

Ветерок хочет поиграть с вами в прятки.

а. Пассивно-активная гимнастика «Пальчиковый бассейн».

Вносятся мини – бассейны с песком. Играют 2 команды.

Там что-то спрятано.

Нужно отыскать, выполнив задания:

  • изобразить щепотью на песке наматывание ниточки на клубок;
  • написать гласные буквы А, У, О, И, Ы, Э разными пальцами.

На дне бассейнов обнаруживается пакет с картинками в контурном изображении предметов .(Количество картинок соответствует количеству воспитанников)

б. Дидактическое упражнение «Узнай, какой звук В или Вь спрятался в слове?»

  • Узнать предмет в контурном изображении в зашумленном виде. Определить, какой названный звук спрятался в слове. Закрасить костюмчик соответствующим цветом в нужной клеточке (начало, середина, конец слова).

Слова: корова, ваза, вилка, дерево, телевизор, звезда;

вилка, пуговица, буквы, волк, ваза, корова.

(Внизу картинок – полоска, разделенная на три части (начало, середина, конец.

4.Динамическая пауза
(Под музыку)

  • Изобразить, как ветер качает деревья в лесу и они стонут;

как птицы летят и машут крыльями, чувствуя, как ветерок пробегает по их крыльям.
(Дети при этом произносят звуки В и Вь).
Давайте превратимся в птиц и полетаем.

  • Вспомнить птиц, в названии которых есть звуки В или Вь.

    (
    Воробей, ворона, сова)

5. Звуковой анализ слова «Сова».

  • Открыть звуковые пеналы и выложить схему слова. В названии этой птицы звук В находится в середине.

(Звуковые пеналы – это пеналы, в которых есть фишки красного цвета для обозначения гласных звуков, синие со звоночком – для твердых звонких согласных звуков, синие без звоночка – для обозначения твердых глухих, зеленые со звоночком – для мягких звонких согласных, зеленые без звоночка – для обозначения мягких глухих согласных. При проведении фонемного анализа схема звукового состава слова заполняется цветными фишками

.

Сильные дети работают на конторках, один — у мольберта, остальные — на местах.)

Дети должны разделить слово на слоги, выложить слоги звуками, произнести слово по звукам, назвать гласные и согласные звуки).

7. Работа с ребусами.

Расшифровать ребусы.

  • Что это?
    (Буква О)
  • Узнать, какие слова спрятались в О?

Обратите внимание, как я спросила: « Спрятались в
О
»? Так и будете отвечать: «
В О и далее называете буквы
».

Выставляются картинки вола и волка.

  • Чем отличается вол от волка?

( Волк – дикое животное, а вол – домашнее).

Составить предложения со словами вол и волк по схемам.

1 ______ _______ . 2 ______ ________ _______.

  • Разгадать следующие ребусы

    .

III. Знакомство с буквой В.

Разгадывая ребусы, вы произносили заклинание, чтобы появилась буква –ключ В.

  • Про

Когда необходимы меры по автоматизации?

Если ребенок произносит [в] изолированно, правильно артикулирует его, то постановочный этап можно считать пройденным – теперь необходимо автоматизировать звук. Для этого должно пройти некоторое время, должна быть пройдена своего рода звуковая «отработка». В некоторых случаях дети быстро включают правильный вариант произношения в речь, но это происходит чаще тогда, когда звук ставился с нуля. Но если пришлось исправлять неправильное звукопроизношение, к которому ребенок уже успел привыкнуть, то логопеду придется принимать меры автоматизации.

Конспект занятия «Звук В»

Цель: сформировать навык произношения [В] в обратных слогах, в конце слов.

Задачи:

  • закрепить произношение слов, в которых звук находится в начале слова, в прямых слогах;
  • использовать приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке;
  • использовать задания, направляющие ребенка на самостоятельный поиск слов, содержащий [в];
  • развивать творческое мышление;
  • поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: магнитная доска или интерактивная доска, бумажные фигурки с магнитами.

Ход проведения занятия.

I. Организационный момент.

— Ребята, вы любите сказки? — Хотели бы вы сами быть сказочниками?

Логопед надевает шляпу феи, берет в руки волшебную палочку, взмахивает ей:

— Крибле! Крабле! Бумс! Вы сказочники! А теперь за дело.

II. Закрепление изученного.

1. Артикуляционная гимнастика.

— Жили-были звуки В и В’. Какие это звуки? Гласные или согласные? Звонкие или глухие?

Звуки были дружные. Они очень любили вкусное варенье. Давайте покажем, как они его ели. Упражнение «Вкусное варенье».

2. Пальчиковая гимнастика.

Они жили в небольшом городке, в маленьком домике. На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома – пальцы левой и правой рук соприкасаются.

Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладошками к себе, средние пальчики упираются друг в дружку, большие пальчики — направлены вверх («ворота»).

Мы ворота открываем, Ладошки — параллельно друг дружке.

В этот домик приглашаем. «Дом» показать двумя ручками, крышу домика – пальчики левой и правой рук касаются.

3. Повторение произношения [В] в прямых слогах.

Прилетел в детский сад (появляется фигурка воробья) … . Дети: воробей!

— Правильно! Воробей. И принес (изображение свитка в клювике) письмо.

Посмотрим, о чем же здесь говорится. Братья очень любили путешествовать. Отправились они в страну Вообразилию к своим двоюродным братьям [Ф и [Ф’] на (картинка) паровозе.

Сели в (картинка) вагон и поехали. Долго ли, коротко ли – приехали они на (картинка) вокзал в страну Вообразилию. Вышли они из вагона, пошли по городским улицам и брат [В’] потерял брата [В].

Дети называют то, что изображено на картинках. — Ребята, звук [В’] просит нас о помощи. Поможет найти потерявшегося брата.

III. Автоматизация звуков в слогах.

Что нужно сделать, чтобы он нашелся? Нужно его чаще произносить. Ва-ва-ва- авав-ава-ава. Ву-ву-ву уву-уву-уву. Вы-вы-вы ывы-ывы-ывы. Во-во-во ово-ово-ово.

IV. Автоматизация звуков в словах.

Ва-ва-ва закружилась голова. Ву-ву-ву брата своего зову. Во-во-во не пойму я ничего. Ов-ов-ов не найти ничьих следов. Овы-овы-овы плакать оба уж готовы. — Вот как тяжело братьям пришлось.

V. Физминутка.

— Колокольчик наш волшебный нам найти поможет путь, Только нужно для начала чуточку его встряхнуть. А потом не унывать и команды выполнять. Поверни направо (голову поворачивают вправо),

А потом налево (голову – влево). Прямо перед вами замок королевы (руки вверх). Мы шагаем дружно (шагают на месте), Торопиться нужно (бег на месте),

Станут наши мышцы крепче и упруже. Открываем мы ворота (руки в стороны), Вот рукой нам машет кто-то (машут руками). Мы терялись и нашлись. Встретились и обнялись (обнять себя руками).

VI. Игра «Подскажи словечко».

— Сказка наша подошла к счастливому концу. Братья нашли друг друга и решили поиграть в игру. • Тянет-тянет на перрон Паровоз один … вагон.

• Сел в гостиной мальчуган На огромнейший … диван.

• На дворе растет трава, На траве лежат … дрова.

• Страшны очень и вертлявы В джунглях ползают … удавы.

• И туристу и бродяге Трудно преодолевать … овраги.

VII. Игра «Что звучит вокруг нас?»

— Посмотрите, сколько предметов в этой комнате, все они имеют названия – это слова, которые звучат. Я, например, нашла слово «звонок». Послушайте, как оно звучит: зва-нок].

Логопед обращается к кому-нибудь из детей с просьбой повторить это слово так, чтобы все звуки слышались очень ясно. Затем просит его найти еще какое-нибудь слово со звуком В, которое спряталось в комнате и произнести его так, чтобы были слышны звуки.

Далее он предлагает повторить найденное ребенком слово следующему игроку и так далее.

В ходе игры воспитатель следит за четкостью произнесения слов детьми. Если ребенок затрудняется, нужно дать ему подсказку. Слова, которые ребенок может найти в группе: василек, волк, рукав, голова, ванна, ваза, повар, варежка, отворот, поворот, ворона, воробей.

VIII. Итог занятия.

— О каком звуке мы сегодня говорили? — Какой он? — Какое доброе дело мы сделали?

Сложности в постановке [в]

Проблемы во время постановки звука могут быть абсолютно разными, к основным можно отнести следующие:

  • Слабая иннервация мышц речевого аппарата. Выражается это в том, что из-за недостаточного мышечного тонуса органов артикуляции (в частности голосовых связок, так как именно они играют главную роль в произношении данного звука) ребенок просто не может произнести звук. Без участия голоса получается [ф] вместо [в]. Потребуется время для того, чтобы разработать связки, чтобы произношение было чистым и правильным.
  • Неправильный прикус. Этот факт также может повлиять и дать свои осложнения в постановке [в], однако это случается не всегда.
  • Дефект губ. При произнесении «В» участвуют не только зубы, но и губы. Короткая или обвисшая нижняя губа может затруднить процесс постановки звука.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]