Автоматизация звука Ц в слогах и словах при помощи наглядности

По достижении 4-летнего возраста большинство детей умеет выговаривать свистящие звуки, такие как «Ц». Некоторым требуется помощь логопеда. Автоматизация звука «Ц» происходит посредством занятий, основными элементами которых являются упражнения на повторение слогов и слов с изучаемым звуком.

Способы постановки звука «Ц»

Существует несколько способов постановки «Ц». В процессе изучения специалист подбирает логопедические занятия индивидуально для каждого ребенка.

  1. Постановка «Ц» по подражанию с применением игровых ситуаций. Игра «Не разбуди малютку»: поднести палец ко рту и произнести «Тише, тише, малютка спит в своей кроватке. Не разбуди его, т-с-ц-ц-ц!». Игра «Покорми цыпленка!»: предложить ребенку повторить «Цыпленок, цып, цып, цып!».
  2. Механический способ заключается в использовании вспомогательного предмета. Часто для этих целей применяется чайная ложка. С ее помощью необходимо придерживать кончик языка за зубами в момент, когда ребенок пытается произнести звук «Ц». При этом язык должен принять форму горки, его кончик упирается в нижние резцы, а спинка касается верхних зубов и верхнего неба.
  3. Постановка «Ц» от опорных звуков. Этот способ применяется в случае, когда дошкольник умеет произносить звуки «Т» и «С». Взрослый просит ребенка в быстром темпе использовать их. Повторять такое произношение несколько раз.

Примеры слов на букву Ц

О нашей любимой букве есть хорошая сказка, в которой перечисляются слова на букву ц для детей. Однажды дети заметили пропажу буквы Ц. Она была-была, да и пропала внезапно. Задумались тогда дети: где же ее искать?

Ответ найден быстро — в цирке! Пришли туда, а буквы нет. Потом в самом конце выступления циркач достал цилиндр и стал вынимать оттуда разные предметы. Сперва достал цветы. Но циркачу показалось мало и из цилиндра выползли цыплята. Спустя еще один взмах вышла огромная цапля, а за ней — беглянка буква «Ц».

Фокусник достает из шляпы цветы

Правильная артикуляция

При правильном произношении «Ц» кончик языка делает упор в нижние резцы. Его тело выгнуто, спинка смыкается с небом, а края находятся в напряжении. Когда воздушный поток выходит изо рта, происходит мгновенное размыкание языка и неба. В этот момент кончик языка немного отдаляется от нижних зубов, тем самым усиливая струю выходящего воздуха.

Губы принимают положение растянутой улыбки. При проговаривании слов, содержащих прямые слоги со звуком «Ц», например «овца цо цо цо», зубы размыкаются.

Упражнения

Перед тем, как научиться правильно произносить звук «Ц» на логопедических занятиях учат дыханию. Гимнастика особенно необходима при носовом дефекте.

Дыхательная разминка – игровое занятие «Бабочка».

Предметы: бумажные бабочки 2-3 шт. Их можно вырезать из бумаги или купить готовые. К каждой крепим ниточку и вешаем перед лицом малыша.

Действия: предложите ребенку подуть на бабочек, как можно сильнее. Они должны разлетаться в разные стороны. Следите, чтобы вдохи были медленными, а выдохи взрывными и прерывистыми. Перед занятиями можно проговаривать стишки, поговорки, петь песенки:

Высоко на небо

Там твои детки –

На осиновой ветке.

Игру повторяйте 2-5 раз. Следите, чтобы ребенку не наскучило. Для старшей группы малышей подбирают занятия по сложнее. Например, сдуть ватку или кусочек салфетки с кончика носа. Дыханием стараться, чтобы предмет как можно дольше не касался земли.

Артикуляционные упражнения

Специалисты используют такие занятия в подготовительных группах. Изначально детям нужно тренировать речевой аппарат.

Не пропустите: Какие упражнения для постановки звука Д и Дь

Гимнастика для губ:

  • Губы растягиваем в улыбке. Они находятся в напряжении.
  • Зубы смыкаем.
  • Прикус естественный.
  • Передние и верхние резцы не выдвигаем вперед.
  • Удерживать положение 10-15 секунд. Разминку повторять до 5 раз перед зеркалом.

Гимнастика для языка:

  1. Месим тесто (вырабатывается умение правильно удерживать язык). Улыбаемся и открываем ротовую полость, как можно шире. Речевой орган кладем на нижнюю губу. Начинаем говорить ля-ля-ля-ля при этом шлепаем губами по спокойному язычку. Воздушная струя должна выходить постепенно. Чтобы контролировать процесс дыхания, используйте кусочек ватки. Поднесите его к ротовой полости малыша. Задание выполнено правильно, если вата немного отклоняется. Длительность занятия 15-20 секунд по 2-3 подхода.
  2. (укрепление мышц). Открываем рот. Губы улыбаются. Широкий язык тянется вверх. Стараемся достать до кончика носа. Затем опускаем речевой орган вниз. Достаем до подбородка. После язычком тянемся к верхней губе. Потом достаем до нижней. Также по очереди делаем с зубами. Затем прячем язык внутрь и касаемся альвеол вверху и внизу. Отдыхаем 15 секунд. Важно следить, чтобы во время проведения гимнастики речевой орган оставался широким.
  3. Катушка (отработка навыка приподнимать боковые стороны языка). Открываем ротовую полость. Губы держим улыбающимися. Делаем упор кончиком органа в передние центральные резцы. Боковыми сторонами касаемся верхних коренных зубов. Выкатываем тело язычка вперед, а затем назад в ротовую полость. Важно, чтобы кончик органа был широким и не высовывался за зубы. Артикуляционный аппарат неподвижен. Выполняем 2-3 раза с перерывом 20 секунд.

Важно переходить к новому
уровнюзанятий после усвоения предыдущего. Ребенок должен выполнять задания четко и быстро.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы поставить звук «Ц», необходимо уделить особое внимание специальной артикуляционной гимнастике. Упражнения будут более эффективными, если их выполнять перед зеркалом. Начинать занятия нужно с разминки языка и губ.

Можно предложить ребенку растянуть губы в улыбке несколько раз подряд и пошлепать языком по губам. Лучше начинать с легких упражнений и постепенно переходить к более сложным.

Упражнения для языка

  1. «Хомячок»: упираться языком по очереди в каждую щеку и задерживаться в таком положении на некоторое время.
  2. «Блины»: высунуть язык и в расслабленном состоянии расположить на верхней губе. Задержать язык в таком положении несколько секунд.
  3. «Красим забор»: раскрыть рот, губы слегка растянуть. Кончиком языка водить по внутренней стороне нижних резцов вверх, вниз, в разные стороны.
  4. «Горка»: выгнуть язык дугой вверх. Кончик языка должен упираться в нижние зубы.
  5. «Ем варенье»: при открытом положении рта вынуть язык и облизывать по очереди нижнюю и верхнюю губу. Упражнение следует выполнять, напрягая мышцы языка.

Для губ

  1. «Трубочка»: сложить губы в трубочку и в состоянии напряжения задержать их на несколько секунд. Повторять упражнение 5-10 раз.
  2. «Заборчик»: губы раздвинуть в стороны, обнажив зубы. Челюсти сжаты. В таком положении находиться от 5 до 10 секунд.

Для развития выдоха

  1. «Ветерок»: язык уложить горкой, чтобы его кончик упирался в нижние зубы. Пропустить воздушную струю вдоль языка.
  2. «Насос»: просунуть кончик языка между зубами, при этом резко разомкнуть их. Язык необходимо с силой вернуть за зубы и одновременно подать струю воздуха. При правильном выполнении упражнения слышится твердый звук «Т».

Происхождение буквы

Узнать, ц мягкий или твердый звук не составляет труда. Гораздо сложнее установить происхождение загадочной буквы. К сожалению, найти родину буквы почти невозможно. Буквы, которые писались почти идентичным образом, входят во множество древних алфавитов. Среди них эфиопский или арамейский язык, коптское письмо.

Косвенно подсказать ответ могла бы информация о том, буква ц твердая или мягкая во всех этих языках. Если найдется момент разделения на твердую и мягкую букву, открытие приблизило бы исследователей к ответу на вопрос.

Другая возможность узнать — определить звук ц мягкий или твердый и существует ли он вообще. Если удастся найти момент разделения одного звука на составляющие, либо напротив, момент объединения, открытие поможет приблизиться к ответу на загадку.

Но всеми этими вопросами занимается множество ученых, а ответов не найдено. Возможно, положение скоро изменится.

Виды неправильного произношения звука

Дети часто пытаются заменить звук «Ц» другими согласными, произношение которых легче и не требует дополнительной работы мышц языка. Например, замена «Ц» на «С» (сыпленок, сып, сып, сып), на «Т» (тыпленок, тып,тып,тып), иногда на «Ф» и «Ч» (фыпленок, фып, фып, фып, чипленок, чип, чип, чип).

Сначала взрослый просит ребенка произнести контрольную фразу (у цыпленка Цыпа цепь), чтобы определить правильность произношения морфемы. Исходя из этого логопед определяет способ постановки звука. Если язык ребенка норовит выскочить изо рта при произношении «Ц», то речь идет о межзубном сигматизме.

Исправить этот дефект речи поможет чайная ложка, с помощью которой необходимо придерживать язычок за нижними зубами.

Когда «Ц» в речи заменяют шипящими, это называется шипящим сигматизмом. В таком случае ставим звук «Ц» по подражанию с использованием зеркала.

Если «Ц» при произношении заменяется на букву «Ф», то у ребенка губно-зубной сигматизм. Справиться с этой проблемой поможет указательный палец, с помощью которого необходимо придерживать нижнюю губу во время произношения морфемы. Как только губная артикуляция придет в норму, подпорки можно убирать.

Как писать букву Ц

Писать букву ц начинаем сверху, сначала рисуем вертикальную палочку сверху вниз, затем ведем небольшую линию влево и затем вертикальную черту вверх. После ставим штрих внизу — это завершающая черточка нашей буквы. Маленькую печатную букву ц пишем также, как и большую букву, только меньшего размера.

Прописная буква ц пишется как прописная буква и, только внизу у этой буквы мы пишем петельку. Посмотрите на картинку и попробуйте написать букву Ц правильно.

Печатная и прописная буква ц

Общие рекомендации

Как правило, дети к 3-4 годам начинают использовать в своей речи свистящие звуки. Если этого не происходит, нужно прибегнуть к помощи специалиста или попробовать самостоятельно исправить эту проблему посредством артикуляционной гимнастики и логопедических упражнений.

Нельзя пускать на самотек проблему дефекта речи ребенка, поскольку неправильное произношение звуков отразится и в написании (дисграфия).

Занятия нужно подбирать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Специалисты рекомендуют заниматься каждый день по 5-10 минут, тогда результат не заставит себя долго ждать, при этом ребенок не будет переутомляться.

Виды и механизмы нарушений

Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а замена в речи другими звуками − парасигматизмом. Сигматизмы различаются механизмами нарушения. Причинами являются особенности строения органов артикуляционного аппарата.

К ним относятся:

  • неправильный прикус;
  • слабый или повышенный мышечный тонус языка;
  • расщелина губы, неба.

Перечисленные особенности анатомии приводят к нарушению работы артикуляционной моторики, что является одной из причин неправильного произношения. Самая распространенная причина − неправильное положение языка. Если он расположен между зубов, то речь будет шепелявая. Он может занимать положение для произнесения Т или С, тогда фонема будет звучать нечетко.

Девочка не умеет говорить Т и С.

Язык может уходить вбок и воздушная струя будет проходить не по центру, а через его боковой край, в результате получается «хлюпающий» эффект. Или он может сильно подниматься к небу, из-за чего воздушная струя выходит через нос и речь звучит гнусаво. Артикуляция может быть похожа на артикуляцию шипящих, а Ц будет звучать как Ф.

Сигматизмы также являются признаками следующих речевых нарушений:

  • дислалии;
  • дизартрии;
  • ринолалии;
  • алалии.

Кроме того, причины искажения звука могут быть социальными:

  • При общении с ребенком взрослые искажают речь, получается так называемое сюсюканье. Такое общение поддерживать можно, пока ребенок не начнет говорить. Он должен слышать правильное произношение звуков, чтобы потом его речь была грамотной.
  • Ребенок общается со взрослыми или детьми, имеющими трудности со звукопроизношением, и подражает их речи. Нужно, чтобы эти люди стали заниматься коррекцией речи, либо старались не использовать слова, в которых есть «трудный» звук. Особенно, если вы уже проходите этап автоматизации.

Чаще всего Ц заменяют на другие свистящие или на Т. Это связано с тем, что в нем соединились два звука, поэтому если у ребенка недостаточно сформированы фонематические процессы, то он может не выделять нужную фонему среди других из-за похожих акустических и артикуляционных признаков. И это также связано с неправильным произношением. От причины появления сигматизмов и парасигматизмов зависит коррекционная работа.

Речевая диагностика

Чтобы определить причину нарушения звукопроизношения необходимо сделать диагностику речевого развития. Начинает логопед работу с осмотра артикуляционного аппарата: внешний вид, моторика. Для этого он просит ребенка выполнить упражнения на удержание нужной позы − в случае со свистящей группой звуков отрабатывают нижнее положение языка, удержание его за зубами, и динамические задания, помогающие оценить подвижность губ, языка. Вначале логопед показывает упражнение, затем просит повторить ребенка.

В логопедическую диагностику входят задания для оценки речевого дыхания. Специалист обращает внимание на то, как ребенок делает вдох и выдох, работает ли у него при этом диафрагма. Для оценки силы выдоха можно предложить сдуть легкий предмет или сыграть на дудочке.

Дуть на одуванчик.

Речевой материал нужно подбирать не только с Ц, но и со С и Т, потому что начинать постановку данного звука можно только, если опорные фонемы ребенок произносит верно.

Все задания на называние слогов, слов малыш повторяет после взрослого. То же самое с фразами и предложениями. Все инструкции должны быть понятными, а произношение взрослого должно быть четким.

А в заданиях на связную речь логопед просит ребенка составить небольшой рассказ по картинке или что-нибудь рассказать о предмете, который близок для него. Подбирать материал нужно так, чтобы в одном слове и предложении не было сразу Ц, С и Т.

Затем ребенку предлагают задания на выделение нужного звука среди других. Потом логопед показывает ему картинки и просит назвать слова, в которых есть Ц. Перед выполнением задания на звуковой анализ, взрослый объясняет малышу, что такое начало слова, середина и конец. Затем говорит слово и просит определить, где находится звук.

Постановка звуков с логопедом.

Кроме речевой диагностики, логопед обязательно общается с родителями. Это нужно не только, чтобы проконсультировать их по всем важным вопросам и объяснить план коррекционной работы. Так специалист еще и определит, в какой речевой среде воспитывается ребенок и нужно ли проводить работу в данном направлении.

В славянских языках

В отличие от русского языка, где буква «ц» всегда твердая, вопрос парности буквы «ц» в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква «ц» может быть, как в «мягком», так и в «твердом» варианте. Мягкое произношение «ц» в словах «перец» или «птица» звучит как «перець» и «птиця». Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква «ц», состоящая из звуков [тс,] (Кацюба).

Сочетание двух мягких звуков [т,с,] все чаще трансформируется в один звук [т,]. Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква «ц» произносится как [т,].

Начинаем с артикуляционной разминки!

Ребенок, который неправильно произносит один из свистящих, наверняка неправильно произносит и остальные из них, по аналогии с первым. Самой распространенной причиной неверного произношения этих звуков, является негибкость органов, что участвуют в его воспроизведении. Именно поэтому регулярность зарядок так важна. Подвижность не достигается одним занятием, а нарабатывается с каждым новым уроком. Перерывов в ежедневных упражнениях быть не должно.

Лучшее время – это утро. Для проведения занятия нужно всего три минуты времени перед завтраком. Всегда проводите обучение с детишками в форме игр. Для проведения артикуляционных разминок нужно знать несколько правил:

  • Выполняйте не более 2-3 упражнений за раз, но при этом каждое упражнение повторяется многократно.
  • Не вводите более одного нового упражнения за один раз, если есть трудности со старыми упражнениями, новое включать в процесс запрещено, пока не будет проработано старое.
  • Зеркало – лучший помощник при работе над правильной артикуляцией. Все ваши движения и работа речевого аппарата малыша должна быть видна ребенку, чтобы он имел возможность сравнивать то, что видит у вас и у себя.
  • Не любые упражнения – есть гимнастика! Ели вы пришли на тренировку и лениво помахали руками, у вас никогда не будет успехов. В работе с произношением так же: все упражнения должны быть проработаны качественно.
  • Не браните малыша за те моменты, что у него не получается, тем более, не расстраивайтесь сами. Всё требует навыков. Хвалите ребенка за любое правильно выполненное движение.

Звук и шум

Количество согласных букв в русском языке — 21. Одна часть из них произносятся с участием голоса и шума, а другая — только с участием шума. Соответственно, первая часть относится к звонким согласным, а вторая, соответственно, — к глухим.

Следующим признаком, по которому разделяют согласные буквы, является твердость — мягкость, которые зависят от гласной буквы, следующей за согласной в слоге.

Произносим звук

  • Если вы попробуете выкрикнуть буквы: к, п, с, т, ф, х, ц, ш, то у вас возникнут затруднения, так как их артикуляция не предполагает участия голоса: все эти буквы глухие. Учителя в начальной школе предлагают запомнить предложение: «Степка, хочешь щец? Фи!», в котором заложен весь набор глухих согласных. Но они замечательно произносятся шепотом.
  • А вот выкрикнуть буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р, у вас получится легко, так как при их произношении принимают участие звуковые вибрации, образуемые связками и изменяемые при помощи артикуляции. Это — звонкие согласные. Но, если вы их попытаетесь прошептать, то это у вас плохо получится.

В разговорной речи звонкие и глухие согласные могут произноситься практически одинаково: жить — шить; гол — кол; день — тень, однако их значения не совпадают.

Подружимся со звуком С!

Если правильно выстроить работу артикуляционного аппарата, то при произнесении С губы должны растягиваться в улыбку, а зубы образовывать тоненькую щель. При этом кончик языка плотно придавлен к основанию нижних зубов, а сам язык выгнут, как спинка кошки. Чтобы звук «заработал», струя воздуха должна производиться сильная и узко-направленная.

Ребенок иногда ошибается. В чем, чаще всего, можно увидеть ошибки?

  • Вместо С мы слышим другие звуки.
  • Совсем исчезает звук С из слов.
  • Произносится С, но звучит искаженно, например, мягко.

Когда вы убедились, что рот ребенка принял точную позицию для воспроизведения С, то начните с подражания перед зеркалом, как говорилось выше. Играйте со звуком С – например, сдувайте пылинки или пушинки. Замечательный метод, который можно использовать в данном упражнении – опорные звуки. Для С есть два опорных звука, которые нужно научиться говорить, чтобы произносить С: это И и Ф.

Как только С будет получаться у ребенка отдельно, то нужно переходить к словам и предложениям, а в последнем завершающем этапе, использовать скороговорки.

Что нужно делать на этапе дифференциации

На этапе дифференциации проводят коррекцию парасигматизмов. Логопед или родители предлагают задания для фонематических процессов. Взрослый должен произносить звуки четко, сильно выделять их голосом. Это связано с тем, что если ребенок неправильно произносил смешиваемый звук, то и слышал фонему искаженно.

Если ему сложно выделять на слух нужную фонему, предложите повторять ее за взрослым. Постепенно малыш научится выполнять задание на слух. Предлагайте найти фонему в слогах, словах. Обращайте внимание на артикуляцию, особенно если при выполнении упражнений будете опираться на проговаривание.

Проговаривание слов.

Проводите работу над звуковым анализом слова. Объясните ребенку, где находится начало, середина и конец слова, какие звуки называют согласными и гласными. Обязательно дайте характеристику Ц, тренируйтесь определять место фонемы в слогах. Потом начинайте работать со словами.

Предложите ребенку распределить картинки на группы с определенными фонемами. Выбирайте вначале фонемы, которые совсем непохожи по акустическим и артикуляционным признакам. Потом, когда вы будете закреплять правильное произношение в словах, включите в занятия фонемы из одной группы (Ц и С).

Проводите коррекционную работу постепенно, не нужно нагружать малыша большим количеством информации. Именно поэтапность − важная составляющая успешных занятий.

В каждой букве есть загадка

Итак, как оказалось, буква «ц» не так проста.

Русский алфавит

Кстати, она присутствует во всех канонических алфавитах славян, значащаяся как «цэ». В церковной литературе и в старославянском языке она называлась «цы», а иногда «ци».

Современная версия написания этой буквы восходит к кириллице. Но откуда и каким образом она появилась там, выяснить уже не представляется возможным. Ясно одно: сходные очертания буквы «ц» можно увидеть у древних арамеев, иудеев и эфиопов.

Звонкая З нам по плечу!

З очень напоминает предшествующую С по расположению частей артикуляционного аппарата. Разницу составляет только то, что при произнесении звонкого З, нужно присоединять голос. Не начинайте отрабатывать З до тех пор, пока не получится звук С. Положите руку ребенка на область голосовых связок на шее и произнесите С и З по очереди. При произнесении З, малыш почувствует вибрацию, а при С она отсутствует. Эту вибрацию и производит звуковой поток, то есть, голос.

С тем, как у крохи будет всё чётче вырабатываться звук З, просите его говорить его всё громче. А затем переходите к интеграции З в слова и предложения.

Продолжительность и советы по организации коррекционной работы

Продолжительность терапии зависит от речевого нарушения и того, как родители ответственно подходят к логопедическим занятиям. Их количество должно быть не менее 3-4 раз в неделю. Их продолжительность зависит от возраста ребенка. Обязательно используйте наглядный материал.

Занятие с логопедом.

Ничего страшного, если в слогах и словах автоматизация займет больше времени. Часто закрепление в связной речи проходит быстрее, потому что ребенок освоил правильную артикуляцию. Но автоматизировать нужно только четкий звук без искажений.

Чтобы коррекционная работа была эффективной, вам может понадобиться помощь других специалистов, особенно, если у ребенка сложное речевое нарушение. Это дефектолог, невролог, потому что в этом случае нужно оказывать комплексное воздействие.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: pleshakof@cp9.ru