Компьютерные игры в логопедической работе.консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

которые сделают из вас Мерри Поппинс

Главная особенность наших игр — их сделали детские специалисты, которые сами работают с детьми и понимают задачи педагогов.

Не верю на слово

Нажмите кнопку, чтобы открыть 10 бесплатных игр.

Родители считают, что эффективность занятий зависит от педагога. На практике же вы можете иметь самый передовой опыт, проводить самую точную диагностику и работать по самой лучшей методике, но если ребенок не старается, ваши усилия напрасны.

Насколько ребенок увлечен, настолько и эффективны занятия.

Мы знаем, как сложно заставить ребенка делать то, что нужно. Поэтому мы взяли основные методики, по которым вы работаете с детьми, и переложили упражнения в формат интерактивных игр. Игры вовлекают ребенка в процесс, и он с удовольствием делает то, что вам нужно.

Почему это работает?

Если вы проводите физ минутку и просите ребенка бегать по кругу, то ему это быстро надоест. Но если вы дадите мяч, поставите ворота и позовете друзей — он будет бегать до ужина.

Если вы работаете над речевым дыханием и просите ребенка дуть на ватку — ему это быстро надоест. Но если вы посадите на поле дракона, который выдувает пламя и сжигает сорняки, когда ребенок дует в микрофон, то он будет дуть в него столько, сколько вам нужно.

Когда ребенку с вами весело и интересно — вы для него как Мерри Поппинс

логопедические игры для Мерри Поппинс

После регистрации у вас будет доступ к 10 играм для развития речи и мышления, обучения счету, чтению и другим навыкам. Игры с полным функционалом, постоянным доступом и без рекламы.

Окей, игры заинтересовали ребенка. Но как это поможет мне поставить звук [Р]?

Игры состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребенок видит только первую: он дышит огнем с драконом, спасает принцесс с рыцарем, поливает цветы с бабочкой. Одновременно с этим ребенок развивает речевое дыхание, автоматизирует звуки и активизирует глагольный словарь.

Цель каждой игры — решить конкретную задачу педагога. Если игра не решает задачу — мы ее не делаем.

убедиться лично

Игры рассчитаны на занятия с детьми от 2 до 8 лет. Они понадобятся логопедам, дефектологам, воспитателям, психологам, дефектологам и другим специалистам.

Попробовать игры

Зарегистрируйтесь, чтобы посмотреть качество игр и сыграть с детьми.
В демо-версии доступно 10 игр, они не ограничены по времени и функционалу, в них нет рекламы. Также доступна ограниченная версия «Конструктора картинок 4» — программы, в которой вы можете сделать пособие или методическую игру для занятий с детьми.

Зарегистрироваться

Чтобы открыть доступ к остальным играм, нужна подписка

Подписка дает доступ к:

  • 287 интерактивным играм для занятий,
  • полной версии «Конструктора картинок 4» для создания собственных пособий и методических игр,
  • рабочему кабинету для ведения документации и журнала занятий с детьми.

Купить подписку

Для занятий по подписке нужен доступ к Интернету. Если его нет, используйте флешки или диски с играми. Перейти в магазин

Задачи ИКТ в логопедии

Компьютерные игры в логопедии – это не только детское развлечение. Они помогают решить ряд важных задач:

  • улучшение координации движений и состояние мелкой моторики;
  • тренировка ориентирования в пространстве;
  • коррекция речи;
  • увеличение словарного запаса;
  • тренировка ВПФ (высших психических функций);
  • обучение ребенка пользованию компьютером.

Все перечисленные задачи можно реализовать как используя одну игру, так и выбирая несколько и чередуя их. Именно благодаря многофункциональности, речевые тренажеры становятся все популярнее.

Елена Георгиевна

логопед
Играю на индивидуальных и подгрупповых занятиях, использую как часть занятия, как поощрение в конце занятия. Дети в восторге, стараются изо всех сил, на занятия идут вприпрыжку.

У меня на логопункте дети с разными речевыми нарушениями. Игры с микрофоном эффективны для коррекции межзубного сигматизма, для развития плавной, продолжительной воздушной струи и речевого дыхания. В дальнейшем хорошо идет работа над развитием силы голоса и выразительностью речи.

Еще дети очень любят вместе со мной придумывать задания в Конструкторе картинок. Я ошибаюсь (умышленно), а они меня исправляют, правильно расставляют картинки и произносят звуки. И это ценно, ведь то, что сделал правильно сам, уже не забудешь никогда. К работе с Конструктором картинок ко мне присоединились воспитатели.

Игры Мерсибо — это палочка-выручалочка для логопеда, т.к. они многофункциональны, занимательны и современны. Как хорошо, что вы есть. Всей команде Мерсибо — здоровья и успехов!

Играю на индивидуальных и подгрупповых занятиях, использую как часть занятия, как поощрение в конце занятия. Дети в восторге, стараются изо …

Читать полностью

Компьютерные игры как современное средство коррекции нарушений речи у дошкольников

Предлагаемая статья представляет собой анализ различных источников по описанию и применению компьютерных технологий в области специального образования.

В статье говорится о наиболее известных компьютерных программах как эффективном дополнительном средстве компенсации в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, раскрывается преимущество компьютерных средств обучения у детей с ОВЗ перед традиционными средствами.

Статья рассчитана на педагогов-практиков: логопедов, дефектологов, также будет полезна начинающим специалистам, студентам дефектологических отделений.

Анализ различной литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения:

  • сформировать у детей умения пользоваться компьютером,
  • применять компьютерные технологии для коррекции речевых нарушений.

В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. В этом направлении ведутся различные разработки.

Так, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики.

Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.

Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец».

Попытки визуализировать звуки речи были предприняты довольно давно. В 70-80 годы в бывшем СССР были выделены государственные средства для исследований и серийного производства приборов визуального контроля речи для слабослышащих «ВИР», «И-2″, «ВИР – 6 Интонограф».

В 1987 – 89 годах корпорация IBM представила вниманию профессиональных логопедов США настольную систему «Видимая речь» на базе персонального компьютера. В 1991 году в Институте коррекционной педагогики РАО была русифицирована первая версия этой программы. Данная программа в первую очередь предназначена для работы как с детьми, так и со взрослыми пациентами с нарушенным слухом (глухие и слабослышащие), но может использоваться в работе с пациентами с сохранным физиологическим слухом.

К этой категории можно отнести детей с первичной речевой патологией в рамках дизартрии, дислалии, алалии, ринолалии и заикания. Также программа эффективна при работе с детьми, имеющими вторичные нарушения речи, основной диагноз которых сочетается с речевой патологией.

Первый в России специализированный продукт – компьютерная программа «Мир за твоим окном» для старших дошкольников и младших школьников с нарушением слуха, речи, задержкой психического развития.

Программа состоит из пяти разделов:

  1. «Четыре времени года»,
  2. «Погода»,
  3. «Одеваемся по погоде»,
  4. «Рассказы о времени года»,
  5. «Календарь».

Использование данной программы в процессе фронтальной и индивидуальной работы позволяет выявлять и преодолевать недостатки в развитии мыслительных операций, коммуникативной, знаковой, читательской деятельности, систематизировать свой жизненный опыт в сфере сезонных явлений.

«Мир за твоим окном» в настоящее время используется в специальных образовательных учреждениях, ПМПК, реабилитационных центрах страны.

Компьютерные технологии обучения нашли свое применение и при коррекции произносительной стороны речи у детей с заиканием. С этой целью была создана специализированная компьютерная программа развития речи при заикании «Демосфен». Работа с системой «Демосфен» направлена на выработку визуально-кинестетических и визуально-аудиальных условно-рефлекторных связей в центральной нервной системе, позволяющих сознательно контролировать темп, ритм и эмоционально-интонационную окраску речи в ситуациях общения. Визуализация речевых компонентов в данной программе производится в виде открывающихся в процессе речи картинок, анимационного движения автомобиля, аудиограммы.

Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применен при разработке комплекса «Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический» (1998 г., «Биосвязь, Санкт-Петербург).

Данная технология сочетает в себе лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на ребенка. Кабинет БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи.

Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей и взрослых с нарушением слуха и зрения.

Успешному обучению детей чтению, письму и профилактике дисграфии способствует «виртуальная» школа «Уроки мудрой Совы» в рамках Интернет-поддержки (авторы — логопеды Л. И. Клетнова, А. Б. Ларина). Тематическое планирование занятий построено согласно учебной программе программно-методического комплекса для подготовки детей к обучению в начальной школе «Учимся с Логошей». Так, изучая звук [А], дети вместе с Логошей учатся выделять его в ударной и безударной позициях, подбирают слова и картинки к заданным схемам, анализируют написание буквы А.

Информационная новинка, программа –тренажер «Dizartria.NET» разработана Центром Биокибернетики совместно с Институтом информационных технологий в образовании ЮНЕСКО». Эта программа создана только для компенсации дизартрии, но не для заикания. Данная программа устраняет спастичность и недостаточность речедвигательных центров.

Лечение включает в себя:

  • постановку антиспастической высоты голоса,
  • постановку тембра голоса и частоты голоса.

Данная программа протезирует речевой круг между центром Брока и центром Вернике. Используется только модифицированная речь, канал непосредственного восприятия речи полностью блокируется при помощи методических приемов. Полное протезирование речевого круга вызывает: стабилизацию работы речедвигательных центров, увеличение продолжительности выдоха в 2-3 раза, устранение разрывов речи, подавление «быстрого» костного канала восприятия собственной речи, постановку антиспастической высоты голоса.

Данная методика вынужденной модификации речи была реализована и апробирована в логопедической практике на протяжении длительного времени.

Демонстрационные презентации, выполненные в приложении Microsoft Power Point, дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому логопедом материалу, вводить детей в обстановку, соответствующую различным лексико-грамматическим темам, приобщать их к сказочным сюжетам. Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.

Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» позволяет работать с детьми по следующим направлениям:

  • «Фонематика»,
  • «Просодика»,
  • «Лексика»,
  • «Звукопроизношение».

Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Она адресована, прежде всего, специалистам – логопедам и дефектологам детских дошкольных учреждений.

Специализированная компьютерная логопедическая программа «Солнечный замок» представляет собой серию упражнений направленных на коррекцию фонетико — фонематической стороны речи.

Программа позволяет эффективно работать с детьми, имеющими различные речевые нарушения.

Программа «Солнечный замок» предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3 — 4 лет), среднего дошкольного возраста (4 — 5), старшего дошкольного возраста ( 5 — 6 лет), может применяться при работе с младшими школьниками. Способствует коррекции основных речевых нарушений:

  • фонематического слуха,
  • формированию фонематического восприятия;
  • обратных речевых кинестезий.

Логопедический тренажёр «Дельфа – 142» включает в себя упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи школьника, в том числе тренажер может быть успешно использован в системе упражнений по коррекции письменной формы речи.

Логопедический тренажёр «Дэльфа-142» используется в нескольких направлениях коррекционной работы:

  • коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и голоса,
  • формирование фонематического восприятия,
  • обучение грамоте,
  • формирование и коррекция навыка чтения,
  • формирование лексико-грамматической стороны речи.

Логопедическая компьютерная игра «Домашний логопед» предназначена для работы с детьми старшего дошкольного (от 5 лет) и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Программа содержит разделы:

  1. «гласные звуки»
  2. «согласные звуки».

Кроме этого, в данной программе содержатся две веселые мини-игры – «Звуковичок» и «Угадайка» (рычалки,жужжалки, пыхтелки,шуршалки). Эти игрушки помогут малютке развить неречевой (различие бытовых шумов, звуков природы,животных и т. д.) и фонематический (различие звуков речи) слух.

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся правильно говорить» является образовательным ресурсом для индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию фонематического слуха, темпо-ритма, лексико-грамматического строя речи и связной речи.

Включает в себя следующие разделы:

  1. Неречевые звуки
  2. Звукоподражание
  3. Речевые звуки
  4. Развитие связной речи

Раздел «Неречевые звуки» представлен видеорядом, состоящим из серии тематических и сюжетных иллюстраций, и экспериментальных заданий, которые можно использовать при изучении лексических тем «Профессии», «Транспорт», «Наш дом», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Учитель-логопед, используя представленные иллюстрации, может проводить лексическую работу по уточнению, расширению и закреплению словарного запаса детей и грамматического строя речи.

Раздел «Речевые звуки» представлен мультимедийными играми-заданиями двух типов. К первому типу относятся задания «Услышь звук У», «Услышь звук А», и.т.п. Ко второму типу заданий относятся задания «Определи место звука У в слове», «Помести картинки в ящики. Звуки А, У», «Помести картинки в корзины. Звуки А, У, О», «Игра «Кто это? Что это?», «Сосчитай звуки», и.т.п.

Таким образом, в современной логопедической практике компьютерные логопедические игры являются эффективным средством коррекции речевых нарушений. Они активно применяются как в индивидуальной работе с детьми, так и с группой детей в кабинете информационных технологий обучения.

Список литературы:

  1. Акименко М. В. Компьютер для малышей. – М.: Майор, 2005.
  2. Виштынецкий, Е. И., Кривошеев, А. О. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения/ Е. И. Виштынецкий, О. Кривошеев// Информационные технологии. – 1998. — № 2.
  3. Грибова О. Е. «Компьютерный тренажёр «Дельфа-142». Практическое руководство.- М.: Дельфа М, 2008.
  4. Захарова И. Г. «Информационные технологии в образовании», М.: Издательский , 2005.
  5. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие. – Пермь.: «ОТ и ДО», 2013.
  6. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
  7. Шевченко Л. Е., Аствацатуров Г.О., Программно — методический комплекс «Развитие речи. Учимся говорить правильно». — М.: «Новый Диск», 2008.
Филонова Н.В., учитель-логопед
  1. Театрализованная деятельность дошкольников как средство коррекции речевых нарушений
  2. Педагогический проект: Использование сказки как метод коррекции речевых нарушений старших дошкольников
  3. Музыкотерапия в коррекции речевых нарушений дошкольников
  4. Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
  5. Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста

(3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]