Конспект индивидуального занятия по постановке звука [С]
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [С]
Цель:
постановка звука [С] по подражанию.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
— подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука [С];
— дать характеристику и правильную артикуляцию звука [С];
— поставить звук [С] по подражанию;
— научить произносить звук [С] — изолированно, в слогах, слова;
— выработать правильную воздушную струю.
Коррекционно-развивающие:
— развивать умение понимать обращенную речь;
— развивать психические процессы: внимания, памяти, мышления;
— развивать фонематические процессы;
— развивать общую моторику.
Воспитательные:
— воспитывать самоконтроль.
Оборудование: большое настенное зеркало, пособие па выработку воздушной струи, игры «Собери бусы», «Эхо», картинка ветерка
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед:
Здравствуй Вика. Ты знаешь, какое время года наступило?
Ребенок:
весна.
Логопед:
Правильно. И к нам в гости пришел
весенний ветерок
(выставляется картинка). Он хочет научить тебя петь свою песенку. Будешь учиться?
Ребенок:
Да
2. Пальчиковая гимнастика
Логопед:
Давай вспомним игру про ветерок
«Ветер по лесу летал»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал. (плавные, волнообразные движения ладонями).
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой, (загибают по одному пальчику на обеих руках).
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.(спокойно укладывают ладони на стол).
3. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед:
Ветерок хочет, чтобы ты научился дуть так же сильно, как он.
Упражнение для развития напора воздуха:
Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперед «трубочкой» губы. Контролировать выдыхаемую струю ладонью, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя воздуха, бумажка или ватка отклоняются в сторону. Повторять упражнение 3-5-7 раз.
Игра может называться «Подуй на весенний листочек!»
(на палочку для коктейлей за нитку подвешиваются разные листочки, вырезанные из картона).
4. Артикуляционная гимнастика
Логопед:
Для того чтобы научиться петь песенку весеннего ветерка, нам нужно размять свой язычок. Ребёнок по инструкции логопеда выполняет артикуляционную гимнастику: упражнения «Качели», «Трубочка», «Наказать непослушный язык», «Почистим зубы».
5
.
Развитие мимической мускулатуры
Логопед:
Вика, а тебе нравится весна? (да)
Логопед:
Улыбнись, покажи мне, как она тебе нравится
Ребенок:
показываетрадость, улыбается
.
Логопед:
А ты огорчаешься, когда на улице идет холодный дождь и дует ветер?
Ребенок:
да
Логопед:
Покажи мне, как ты огорчаешься!
Ребенок
показывает грусть
Логопед:
А ты удивишься, если завтра пойдет снег?
Ребенок:
да
Логопед
: Покажи мне удивление на своем лице!
Ребенок:
показывает
удивление
6. Постановка звука по подражанию.
Логопед предлагает ребенку перед зеркалом широко улыбнуться, показать зубки ( сделать «Заборчик»), а затем, не разжимая зубы («заборчик не ломать!»), сильно подуть, как:
— весенний ветерок – сссссссссссссссссс……
— насос – сссссссссссссссссссссссс…….
Логопед обращает внимание ребенка на «тонкий свист» и холодную выдыхаемую струю воздуха, которую он может ощутить у себя на тыльной стороне ладони.
Логопед:
Молодец!
Логопед:
Где находится кончик языка при произношении звука[С]?
Ребенок:
за нижними зубами.
Логопед:
Вика повтори за мной прямые слоги со звуком [С]: сы- сэ-су-са-со. А теперь обратные: ыс-ас-ос-ус-эс.
7. Развитие фонематических процессов
Логопед
: Я сейчас буду произносить звуки, а ты услышав звук [С ]должна хлопнуть в ладоши:
а, к, з, с, ш, п, с и т.д.
8.
Физкуль
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
9. Игра «Эхо»
Игра в игру «Эхо», логопед показывает картинку и произносит слова, а ребёнок повторяет за логопедом как эхо, Слова: сено, сани, сам, снег, сапоги, сон, Соня, суп, сумка, сын.
10. Игра на развитие внимания, памяти, мышления, речи
«Собери бусы»
Логопед:
Вика, посмотри. Ветерок такой озорник. У меня были бусы. Они были на ниточке. Но ветерок подул и мои бусы рассыпались. Помоги мне их собрать.
(бусы состоят из картинок, круглой формы, с изображением на них слов со звуком
[С ])
11. Итог занятия
Логопед:
Кто приходил к нам в гости?
Ребенок:
весенний ветерок.
Логопед:
Вика, давай вспомним чему нас научил весенний ветерок
Ответ ребенка
Логопед:
Как свистит насос (как дует ветерок).
Логопед:
Повтори за мной прямые и обратные слоги.
Постановка звука [c]
Организует работу с профилем.
-Посмотри на профиль. (Профиль размещен на доске, учитель рассказывает, сопровождая показом ) При произношении звука [c]. Губы находятся в улыбке. Зубы сближены, но не сомкнуты. Кончик языка упирается в нижние резцы. Спинка языка широкая, распластанная. Боковые края языка подняты вверх и плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Голосовые связки отдыхают. Горло не дрожит. Голоса нет.
Организует работу с зеркалом.
Послушай, как льётся вода. (Произношу звук с-с-с-с-с). Так произносится звук [c].
Уточняет произношение звука [c] по подражанию.
-Возьми зеркало. Произнеси звук [c].
-Какое положение занимают губы, когда ты произносишь этот звук?
Организует постановку звука.
-А сейчас мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [c].
Даёт инструкцию.
-Широко улыбнись. Широкий язык положи между зубами, на нижних зубах должен лежать кончик языка. Язык не прикусывай. Подуй на кончик языка, чтобы чувствовался холодок. Подставь ко рту ладонь и убедись, что выдыхаемый воздух холодный.
Кладу на кончик языка вдоль средней его средней линии зонд и слегка надавливаю им на язык, образуя «желобок», (по которому будет выходить воздух).
Нажимая на язык зондом, слышится неясный «шепелявый» свист.
-Сблизь зубы так, чтобы между ними помещался только зонд, а язык остался за зубами. И продолжай дуть на кончик языка.
Нажимаю на язык зондом для поиска положения, в котором звук [c] будет звучать правильно.
Когда звук [c] звучит наиболее правильно, то осторожно вынимаю зонд.
-А теперь давай «посвистим как комарик».(Определяю, может ли ребёнок поставить язык в нужное место и самостоятельно произнести звук [c].
Организует игру «Поймай звук» на развитие фонематического слуха.
-Наш звук [с] такой шустрый и я предлагаю тебе поиграть в игру «Поймай звук».
-Я буду называть звуки, а ты ловить звук [с] среди других звуков. Когда услышишь этот звук- хлопай.
— д, с, з, с, к, ш, с, т, с.
-Вот ты и поймал звук [с]. А среди чего ты ловил звук?
-С этим заданием ты справился, но есть и ещё задания , посложнее.
-Я буду произносить слоги, а ты будешь ловить слог в котором есть звук [с].
— Са, ша, зу, су, му, со, шэ, вы, сы.
-Среди чего ты сейчас ловил звук?
-Молодец! Ты хорошо справляешься с заданиями. И я предлагаю тебе ещё одно задание. Будем ловить звук [c] среди слов.
— Будем ловить звук [с] в словах.
— Я буду называть слова, а вы «ловите» слова со звуком [с], когда услышите их.:
— Каска, цветок, сыр, скалы, меч, корабль, краска.
-Среди чего ловил звук?
Организует физминутку.
Организует работу с картинками.
Раздаёт детям конверты с картинками:
Яблоко, сова, слон, дерево, солнце, корабль, собака.
— Не называя картинок, отложи в сторону картинки со звуком [с].
— Чему учились, выполняя задание?
Конспект подгруппового логопедического занятия «Постановка звука/С/»
Конспект подгруппового логопедического занятия
Тема: Постановка Звука [с].
ЦЕЛЬ:
—
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [с].
Программное содержание:
• Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами, выполнять артикуляционные упражнения для звука[с].
• Формировать длительную воздушную струю.
• Упражнять в различении слов, близких по звучанию.
• Учить определять звук [с] на слух в ряду звуков.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Ноутбук, презентация сказки «Рукавичка». Предметные картинки с изображением — (кость, суп, капуста, морковка).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед.
Доброе утро! Мы сегодня на занятии будем играть в компьютерную игру, согласны? Тогда слушайте мои задания. Садитесь поудобнее, и слушайте сказку. (На экране появляется презентация со сказкой «Рукавичка».) Вы узнали эту сказку? Как она называется?
Дети отвечают.
2. Основная часть.
Уронил старик в поле рукавичку(1-ый слайд), лежит она под деревьями (упражнение «Забор»). Бежала мимо мышка. Постучалась она в окно ( упражнение «Окно»), а ей никто не ответил. Попробовала мышка дверь открыть (упражнение «Ворота»).
Дверь открылась. Мышка сначала насторожилась, потом возмутилась, а потом засмеялась.
Дети вместе с мышкой с экрана выполняют соответствующие психогимнастику.
Вошла мышка в рукавичку и стала там жить. Стала наводить в рукавичке порядок (упражнения «Накажем непослушный язычок», «Блинчик») устала и села отдохнуть (упражнение «Чашечка»).
2. Прыгала мимо рукавички лягушка (2 слайд). Увидела, остановилась возле двери (упражнение «Иголочка»), спрашивает: «Кто в рукавичке живет?» (Дети помогают проговаривать фразы.)
Мышка позвала лягушку к себе, стали они вместе жить в рукавичке. Каждое утро топили печку
(дети дуют на кончик широкого языка),
варили кашу.
З. Скакал мимо заяц(3 слайд).
Остановился и спрашивает: «Пригласите меня в рукавичку. У меня с собой корзина с овощами.
Пальчиковая гимнастика
Мы сейчас поможем посолить капусту зайцу.
«Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (дети изображают рубящие движения топором, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .
В кадку все утрамбовали (
Потирают кулак о кулак.)
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях
Автор: Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка» Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука «С» в слогах, словах и предложениях. Задачи: 1. Образовательная:
автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях. 2.
Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях; • развивать артикуляционную и мелкую моторику; • развивать фонематический слух; • развивать речевое дыхание; • развивать чёткость дикции, интонационную выразительность. 3.
Развивающие:
• закрепить умение определять место звука в слове; • развивать внимание, память, мышление; • упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение. 4.
Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии; • воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка. Ход занятия 1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика. Логопед: Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. — глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули. 2. Артикуляционная гимнастика. 1. «Улыбка» / «Трубочка»Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются, Посмотри – заборчик появляется. Ну, а если губки узкой трубочкой, Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом Ходят стрелочки по кругу. Ты обе губки оближи, Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник, Он не слушает тебя. Накажи его скорее: «Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем, Вкусные блины печем. Ручейком по сковородке Тесто растекается… Посмотри, какой красивый Блинчик получается.
5. «Чистим зубки» Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка» Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается, Его кончик к зубкам прижимается. Спинка сильно-сильно выгибается- Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска: Ей забыли вымыть миску. Ты не подходи к ней близко- Поцарапать может киска!
3. Пальчиковая гимнастика. Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать. Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю, Взад — вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/ Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
4. Артикуляционный образ звука. Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы. 5. Произношение изолированного звука [С]. Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С. 6. Физкультминутка. Мы подуем высоко: С-С-С (Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх) Мы подуем низко: С-С-С (Ребенок приседает) Мы подуем далеко: С-С-С (Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки) Мы подуем близко: С-С-С (Стоя прямо, руки подносит ко рту) 7. Развитие фонематического слуха. Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С». П М С С А У К Д С Т С Б СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС 8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках. Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим. СА-СА-СА, СА-СА-СА – укусила в нос оса. СО-СО-СО, СО-СО-СО – стал мой нос, как колесо. СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу. СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы. 9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях. Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.
Логопед: Посмотри на картинку и скажи, что увидела собачка Соня. Отвечай полным предложением. Собачка Соня увидела…
10. Итог занятия. Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку? 11. Оценка речевой деятельности ребенка. Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С]. Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец! Использованная литература. 1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015. 2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. — Спб., 2007. 3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013. 4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков С и ТЬ для детей 5-6 лет Конспект подгрупповой коррекционной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей группы с ФФНР Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада: Звук и буква П Структура логопедического занятия по автоматизации звука. Коррекция звукопроизношения.
Похожие статьи:
Музыкальное занятие с использованием логоритмики в старшей группе ДОУ