Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях»
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях»
Цель:
научить детей дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж при написании слогов, слов, словосочетаний.
Задачи:
Образовательные
:
- Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ш] и [ж].
- Развитие навыков звукобуквенного анализа.
- Повторение правила правописания жи – ши.
- Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами.
- Расширение и уточнение словарного запаса.
Коррекционные
:
- Развитие фонематического восприятия звуков [ш] и [ж].
- Развитие зрительного восприятия букв Ш-Ж..
- Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.
Воспитательные:
- Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.
- Повышать мотивацию детей к обучению.
Формируемые универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
- Доведение начатого до конца.
Познавательные:
- Общеучебные:
Выделять и формулировать познавательную цель.
- Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
- Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения.
Оборудование
: карточки с описанием героев занятия на каждого ребёнка; картинка лягушонка и ёжика (или игрушки); символьное изображение согласных, гласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных; лесенки для рефлексии детей; раскраски с рисунком ёжика и лягушонка.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед:
Сядет тот, кто назовёт первый звук в слове: сом, зонт, сено, зебра.
- Формулирование цели занятия.
Логопед:
Ребята, прочитайте описание героев нашего занятия и отгадайте кто они:
Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы. (ёжик)
Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух. (лягушонок)
Когда дети отгадают героев, логопед показывает картинки ёжика и лягушонка или игрушки.
Развитие зрительного восприятия букв Ж-Ш
Логопед
: Ёжик и лягушонок подготовили для вас задание. Скажите, элементы какой буквы написал ёжик, а какой лягушонок? (логопед вывешивает на доску изображение элементов букв Ж и Ш)
Дети
: Ж, Ш
Логопед:
Правильно. Скажите, какие буквы мы будем учиться различать сегодня?
Дети
: мы будем учиться различать буквы Ш и Ж.
Логопед:
Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.
Дети
: звуки [ш] и [ж].
Минутка чистописания
Логопед
: Молодцы. Откройте тетради, запишите число и пропишите буквы Ш и Ж .
Логопед записывает на доске тему занятия «Шш — Жж
».
- Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ш» и «ж».
Логопед
: Давайте произнесём звук [ш], теперь [ж].
Дети
: [ш], [ж].
Логопед
: Как расположены губы, когда вы произнесли эти звуки?
Дети
: в виде круга (бубликом, рупором и т.д.)
Логопед
: А в как расположен язык?
Дети
: за зубами, чашечкой.
Логопед
: Хорошо, раз воздух встречает преграду при произнесении звуков [ш] и [ж], значит, они гласные или согласные?
Дети:
согласные.
Логопед
: Правильно. Теперь положите ладонь на горлышко и произносите по очереди звуки [ш] и [ж]? При произнесении какого звука горлышко дрожит?
Дети:
при произнесении звука [ж].
Логопед
: А при произнесении какого звука горлышко не дрожит?
Дети:
при произнесении звука [ш].
Логопед
: Хорошо, значит, какой из них будет звонким, а какой глухим?
Дети:
звук [ж] – звонкий, звук [ш] – глухой.
Логопед
: Правильно. Напомните мне, пожалуйста, звуки [ш] и [ж] – твёрдые или мягкие?
Дети:
твёрдые.
Логопед
: Замечательно, Егор, выбери из символов вывешенных на доске те, которые подойдут к звукам занятия? (синий домик, синий колокольчик, синие наушники).
Логопед
: Ребята, а как вы думаете, почему именно ёжик и лягушонок будут героями занятия?
Дети:
Потому что в их названии есть звуки [ш] и [ж].
- Дифференциация звуков
[ш] — [ж]
на слух в слоговых рядах и воспроизведение их по памяти.
Логопед
: Молодцы! А сейчас я буду называть вам слоговые ряды, вы должны их внимательно послушать, запомнить и записать слоги через тире. Ёжик и лягушонок будут следить, чтобы вы не подсматривали друг к другу в тетрадь. Готовы?
Дети:
да
Логопед называет слоговые ряды:
Ша – жа – жа, жу – шу – жу, ши — ши – жи.
Логопед
: Хорошо, скажите, какое орфографическое правило повторяется в последнем слоговом ряду?
Дети:
Жи-ши пишу с буквой «и».
Логопед
: Скажите, какой гласный звук слышится в слогах «жи» — «ши»?
Дети
: гласный [ы].
Логопед
: Правильно, а какую гласную пишем?
Дети
: гласную [и].
Логопед
: Молодцы, поэтому мы и учим правило, что слоги «жи» — «ши» пишем с гласной [и], да? Ну-ка я посмотрю, все ли правильно написали.
Физкультминутка
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке. (Ходьба на месте.)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте и вертикальные движения ладонями перед собой)
А навстречу лягушонок,
Скачет, вытянувши ножки.
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте.)
Под кусток и молчок. (Присесть и поднести указательный палец ко рту)
- Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в словах.
А) Развитие навыков звукобуквенного анализа.
Логопед
: Очень хорошо. Ёжик с лягушонком любят играть в школу. Они записывают слова со звуками [ш] и [ж] каждый на своей доске. Давайте поиграем вместе с ними и поможем сделать им правильный выбор. Выходите к доске. Я буду называть слова, а вы записывать их или к ёжику на доску или к лягушонку.
Слова: Лыжи, шина, шиповник, жираф, машина, пружина, живот, ширма, жилет, кувшин, пушинка, жизнь.
Логопед
: Молодцы, скажите, какое орфографическое правило снова повторяется во всех словах?
Дети:
Жи-ши пишу с буквой «и».
Б)
Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами
.
Логопед:
Чудесно, а ещё ёжик с лягушонком любят описывать предметы, то есть подбирать к предметам признаки. Тогда у них получаются словосочетания. Хотите попробовать составить словосочетания?
Дети
: да
Логопед
: Хорошо, садитесь на свои места, выберете себе по 3 слова из написанных на доске, составьте с ними словосочетания и запишите их через запятую в тетрадь.
Дети записывают в тетрадь словосочетания, например: новые лыжи, резиновая шина, душистый шиповник, пятнистый жираф, грузовая машина, железная пружина, большой живот, театральная ширма, папин жилет, разбитый кувшин, лёгкая пушинка, интересная жизнь.
Логопед
: давайте прочитаем, какие словосочетания вы составили.
Дети по очереди читают словосочетания.
- Подведение итогов занятия:
Логопед:
Замечательно, ребята! Итак, какие буквы мы повторили?
Дети
: Ш, Ж
Логопед:
Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.
Дети
: звуки [ш] и [ж].
Логопед
: Охарактеризуйте звук Ж .
Дети
: Звук Ж – согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед
: Охарактеризуйте звук Ш.
Дети
: Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.
- Рефлексия:
Логопед
: Правильно! Вспомните героев занятия
Дети
: ёжик и лягушонок
Логопед
: Молодцы! Я вам раздаю картинки с нарисованной лесенкой. Нарисуйте себя на одной из трёх ступенек: Я работал отлично, я работал хорошо, я буду стараться. Сдайте лесенки. Вы сегодня хорошо поработали, хотя и допускали ошибки. Но ёжику и лягушонку понравилось с вами играть и в подарок они дарят вам свои портреты, которые вы сможете раскрасить. Спасибо. Занятие окончено.
Прочитай описание героев занятия и отгадай, кто они. Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы. Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух. |
Прочитай описание героев занятия и отгадай, кто они. Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы. Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух. |
Прочитай описание героев занятия и отгадай, кто они. Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы. Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух. |