Методические рекомендации по обучению грамоте в работе с пособием «Звуковички»


Раскраски для детей по возрасту:

  • 2-4 годика: знаем, малыша назвать усидчивым и внимательным пока ещё сложно. Ваш выбор: краски, а не карандаши и конечно простые крупные рисунки на два-три цвета. Результат: яркий рисунок за считанные минуты и огромная радость.
  • 3-5 лет: самое время изучать окружающий нас мир: цветы и грибы, птицы и животные, а также обучаться, раскрашивая буквы и цифры, выбирайте карандаши и картинки с жирным контуром, лучше с необходимостью штриховки.
  • 6 лет и старше: герои сказок и мультфильмов, сюжеты и характеры – вот что завораживает ребенка в таком возрасте. Берите огромный набор карандашей или фломастеров с разными оттенками цветов и применяйте фантазию.

Дидактическое пособие «Звуковичок»

Светлана Харченко

Дидактическое пособие «Звуковичок»

Дидактическое пособие «Звуковичок»

Цель: формирование и совершенствование речевого развития детей.

Задачи:

— развивать умение определять на слух звуки в словах;

— определять место звука в слове;

— подбирать предметную картинку с заданным звуком;

— развивать фонематический слух;

— развивать внимание и интерес к играм со звуками;

— совершенствовать чёткое произношение звуков.

Актуальность

Игра в коррекционно-педагогическом процессе воспитания детей с речевыми нарушениями приобретает особое значение, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и их полноценного развития. Игра – основной вид деятельности дошкольников, следовательно, высока и потребность детей в игре. Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребёнок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребёнок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой активности всех компонентов речевой деятельности.

Авторское дидактическое пособие «Звуковичок»

может быть использовано в работе с детьми с речевыми нарушениями: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР, общее недоразвитие речи (ОНР, а также с детьми с нормальным речевым развитием.

Дидактическое пособие можно использовать как с одним ребёнком на индивидуальных занятиях, так и с небольшой подгруппой детей (2-3 человека)

.

Используя это пособие ребёнок (под руководством взрослого)

учится самостоятельности и усидчивости. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

В результате использования дидактического пособия «Звуковичок»

у детей будет повышаться учебная мотивация, гораздо быстрее будут формироваться речевые навыки, также будет формироваться адекватная самооценка, будет появляться познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных качеств детей дошкольного возраста.

Применение

Дидактическое пособие «Звуковичок»

представляет собой небольшой коврик с предметными картинками и буквами.

Логопед предлагает ребёнку среди всех картинок выбрать только те, в которых имеется заданный звук. После того, как задание будет выполнено, педагог предлагает определить позицию звука в каждом слове и прикрепить картинку на нужное место. Перед тем, как приступить к этой игре, ребёнку нужно объяснить, что такое схема слова и показать, как она выглядит. Схема слова – это небольшая полоска, которая разделена на три квадрата. Если буква закреплена в первом квадрате, значит, звук находится в начале слова. Если во втором, то в середине слова, а если буква стоит в последнем квадрате, то звук находится в конце слова. Если ребёнок ещё не усвоил такие понятия, как звук и буква, то, работу необходимо начать с закрепления этих знаний. Объяснять, что у каждого звука есть своя буква, а также показать, как она выглядит. Постепенно знания о звуках и буквах нужно расширять. Необходимо говорить о том, что звуки бывают гласными и согласными. Одни бывают твёрдыми, другие мягкими. Также каждый звук может быть звонким или глухим и т. д. Всё это сопровождается наглядным демонстрационным материалом.

В коррекционной работе учителя-логопеда, по моему мнению, весьма актуально применение наглядно-зрительных опор при формировании фонематической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучение навыками звукового анализа. Тем более что дети с ОНР при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой и зрительной опоре. Такой опорой являются зрительные символы звуков. Красный кружок – гласный звук, синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный и т. д. Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным.

Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить в слогах, в словах. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому я в своём пособии и использую согласные звуки. Но со временем планирую дополнять его, в том числе и гласными звуками.

Я надеюсь, что предложенный мною материал поможет комплексно подойти к проблеме устранения речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 6-7(8)

лет.

Из чего сделано пособие

Как уже было сказано выше, дидактическое пособие состоит из коврика, предметных картинок и букв.

Коврик выполнен из плотной ткани, которая собрана в несколько слоёв. Чтобы зафиксировать ткань между собой, необходимо стороны будущего коврика прошить. Размер коврика составляет 45х45 см.

Далее на поверхность получившегося коврика я наклеила квадраты разноцветного фетра. И это не случайно! Ведь цвет не только влияет на психоэмоциональное состояние ребёнка, но и на его интеллект. Психологи утверждают, что цвет способен повысить самооценку человека. Размер каждого квадрата 15х15 см. Для этого пособия мне понадобилось 9 таких квадратов.

Для того чтобы скрыть стыки между квадратами и разделить коврик на отдельные небольшие зоны, нужно приклеить тесьму.

На каждую зону поместила схему слова и предметную картинку, которую можно менять. К каждой схеме прикрепила букву. Её также можно сменить. Буквы и схема выполнены из фетра. Предметные картинки представляют собой ламинированные фотографии с разными изображениями. Дополнительные предметные картинки и буквы собраны в отдельные конверты.

Вот такое, на мой взгляд, яркое и многофункциональное пособие у меня получилось. Надеюсь, что оно будет долго радовать детей и незаметно для них даст им знания о звукобуквенном анализе слов.

Дидактическое пособие «Звуковичок»

Цель: формирование и совершенствование речевого развития детей.

Задачи:

— развивать умение определять на слух звуки в словах;

— определять место звука в слове;

— подбирать предметную картинку с заданным звуком;

— развивать фонематический слух;

— развивать внимание и интерес к играм со звуками;

— совершенствовать чёткое произношение звуков.

Актуальность

Игра в коррекционно-педагогическом процессе воспитания детей с речевыми нарушениями приобретает особое значение, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и их полноценного развития. Игра – основной вид деятельности дошкольников, следовательно, высока и потребность детей в игре. Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребёнок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребёнок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой активности всех компонентов речевой деятельности.

Авторское дидактическое пособие «Звуковичок»

может быть использовано в работе с детьми с речевыми нарушениями: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР, общее недоразвитие речи (ОНР, а также с детьми с нормальным речевым развитием.

Дидактическое пособие можно использовать как с одним ребёнком на индивидуальных занятиях, так и с небольшой подгруппой детей (2-3 человека)

.

Используя это пособие ребёнок (под руководством взрослого)

учится самостоятельности и усидчивости. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

В результате использования дидактического пособия «Звуковичок»

у детей будет повышаться учебная мотивация, гораздо быстрее будут формироваться речевые навыки, также будет формироваться адекватная самооценка, будет появляться познавательная и устойчивая потребность в достижении успехов, что благоприятно сказывается на формировании личностных качеств детей дошкольного возраста.

Применение

Дидактическое пособие «Звуковичок»

представляет собой небольшой коврик с предметными картинками и буквами.

Логопед предлагает ребёнку среди всех картинок выбрать только те, в которых имеется заданный звук. После того, как задание будет выполнено, педагог предлагает определить позицию звука в каждом слове и прикрепить картинку на нужное место. Перед тем, как приступить к этой игре, ребёнку нужно объяснить, что такое схема слова и показать, как она выглядит. Схема слова – это небольшая полоска, которая разделена на три квадрата. Если буква закреплена в первом квадрате, значит, звук находится в начале слова. Если во втором, то в середине слова, а если буква стоит в последнем квадрате, то звук находится в конце слова. Если ребёнок ещё не усвоил такие понятия, как звук и буква, то, работу необходимо начать с закрепления этих знаний. Объяснять, что у каждого звука есть своя буква, а также показать, как она выглядит. Постепенно знания о звуках и буквах нужно расширять. Необходимо говорить о том, что звуки бывают гласными и согласными. Одни бывают твёрдыми, другие мягкими. Также каждый звук может быть звонким или глухим и т. д. Всё это сопровождается наглядным демонстрационным материалом.

В коррекционной работе учителя-логопеда, по моему мнению, весьма актуально применение наглядно-зрительных опор при формировании фонематической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучение навыками звукового анализа. Тем более что дети с ОНР при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой и зрительной опоре. Такой опорой являются зрительные символы звуков. Красный кружок – гласный звук, синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный и т. д. Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным.

Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить в слогах, в словах. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому я в своём пособии и использую согласные звуки. Но со временем планирую дополнять его, в том числе и гласными звуками.

Я надеюсь, что предложенный мною материал поможет комплексно подойти к проблеме устранения речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста 6-7(8)

лет.

Из чего сделано пособие

Как уже было сказано выше, дидактическое пособие состоит из коврика, предметных картинок и букв.

Коврик выполнен из плотной ткани, которая собрана в несколько слоёв. Чтобы зафиксировать ткань между собой, необходимо стороны будущего коврика прошить. Размер коврика составляет 45х45 см.

Далее на поверхность получившегося коврика я наклеила квадраты разноцветного фетра. И это не случайно! Ведь цвет не только влияет на психоэмоциональное состояние ребёнка, но и на его интеллект. Психологи утверждают, что цвет способен повысить самооценку человека. Размер каждого квадрата 15х15 см. Для этого пособия мне понадобилось 9 таких квадратов.

Для того чтобы скрыть стыки между квадратами и разделить коврик на отдельные небольшие зоны, нужно приклеить тесьму.

На каждую зону поместила схему слова и предметную картинку, которую можно менять. К каждой схеме прикрепила букву. Её также можно сменить. Буквы и схема выполнены из фетра. Предметные картинки представляют собой ламинированные фотографии с разными изображениями. Дополнительные предметные картинки и буквы собраны в отдельные конверты.

Вот такое, на мой взгляд, яркое и многофункциональное пособие у меня получилось. Надеюсь, что оно будет долго радовать детей и незаметно для них даст им знания о звукобуквенном анализе слов.

Чему бы ещё научить ребенка:

Не думайте, что детские раскраски помогают только развитию фантазии и моторики. То, чему ещё родители могут научить ребенка, раскрашивая раскраски – это:

  • Выполнение определенных действий по заданию: последовательное раскрашивание элементов успокаивает и тренирует усидчивость;
  • Аккуратность: научимся мыть кисточки после каждого смешивания цветов и менять воду в стаканчике, не забудем прибрать стол и сложить краски и карандаши;
  • Признание: за каждый рисунок нужно похвалить, а со временем отбирать лучшие и вывешивать их на холодильник или стенку. Самые яркие и качественные картинки отбирайте вместе с ребенком, пусть он сам скажет, почему один рисунок ему нравится больше чем другой. Это научит пониманию того, что всегда можно сделать лучше.

Дидактическое пособие «Звуковички»

Чернышова Алеся Александровна, учитель-логопед Пермский край
Цель пособия формирование навыков звукового анализа и синтеза слов, профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников. Задачи 1.Познакомить детей со звуками родного языка, в занимательной форме, 2.Развитие фонематического слуха, учить слышать и воспринимать звуки речи, 3.Расширение знаний детей, ввести понятие « гласные и согласные звуки», учить самостоятельно образовывать слоги, производить звуковой анализ слова, 5.Воспитание интереса к родному языку, а так же логопедическим занятиям.

Посмотреть публикацию
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту (обязательно укажите номер публикации в письме)
Дидактическое пособие « Звуковичок»

Чернышова Алеся Александровна

учитель-логопед МАДОУ ЦРР Детский сад «Лира»/корпус «Светлячок»

г.Оса

Для успешного овладения грамотой ребенку важно осознать речевую действительность, т.е. то, что наша речь состоит из слов, а слова из звуков. Процесс знакомства с понятием «звук» не прост, а тем более с классификацией звуков: гласный и согласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий. Поэтому мной были изготовлены звуковички- подсказки, которые помогают детям.

Осознание речевой действительности происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. Добиться положительного результата в работе по обучению дошкольников азам грамоты поможет дидактическая игра, потому что именно в игре ребенок максимально легко освоит все сложные моменты звукового анализа, слогового синтеза и словообразовани.

Цель пособия: формирование навыков звукового анализа и синтеза слов, профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников.

Задачи:

1.Познакомить детей со звуками родного языка, в занимательной форме,

2.Развитие фонематического слуха, учить слышать и воспринимать звуки речи,

3.Расширение знаний детей, ввести понятие « гласные и согласные звуки», учить самостоятельно образовывать слоги, производить звуковой анализ слова,

5.Воспитание интереса к родному языку, а так же логопедическим занятиям.

Сказка о звуках для детей.

Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю, Е. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б, В,Г, Д,Ж, З,Й, К,Л, М,Н, П,Р, С,Т, Ф,Х, Ц,Ч, Ш,Щ. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.«Как звуки научились превращаться в буквы»Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились. Всегда вместеОднажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить — , и никак… Кашлянули: -Кх! Чихнули: Пчх! Зачем то позвали кошку: -Кс, кс, кс! И заскучали…. Вдруг: -Тсс! Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались. -А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные. Они плакали, как малые дети: -Уа! Уа! Аукали: -Ау! Ау! И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание): -БДМ ВСГД ВМСТ! И услышали радостное, но тоже невнятное: -У-Е-Е-А-Е-Е! Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали: -БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ! И с тех пор больше никогда не разлучались. Парад буквКогда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были. Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь. Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А, Б,В, Г,Д, Е,Ё, Ж,З, И,Й, К,Л, М,Н, О,П, Р,С, Т,У, Ф,Х, Ц,Ч, Ш,Щ, Ъ,Ы, Ь,Э, Ю,Я. Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА. Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв. УдарениеСобрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет УДАРЕНИЕ. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило и закричало: -Что вы без меня знаете? Если захочу, возьму и изменю значения у вас! Слова, конечно, не поверили. Вышел замОк и сказал: -Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким – то УДАРЕНИЕМ. Ведь Ударение – это же просто черточка! Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замОк, и возник зАмок. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Вот уж вместо Атлас получился атлАс, вместо кАпель-капЕль, вместо дорОга-дорогА. Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на свое собрании и с тех пор к Ударению с большим уважением относятся.

1 вариант игры.

Цель игры: развитие фонематического слуха, формирование навыков звукового анализа.

Под Звуковичком положи буквы, которые ему подходят.

2 вариант игры.

Для закрепления навыка звукового анализа йотированных звуков. Подбери букве Е, Ё, Ю, Я подходящих Звуковичков.

3 вариант.

Перед ребенком стоит Звуковичок и буква, обозначающая звук; предметные картинки; схемы слов. Задача найти картинки в названии, которых слышится заданный звук. Определить место звука в слове: в начале, в середине или в конце. Найти подходящую схему слова.

«Поможем ежику» Цель: совершенствование навыков звукового анализа.Оборудование: звуковичок, ёжик, корзинки, яблоки с картинками.Дети помогают ежику найти яблоки со звуком [ж] и угостить Звуковичка. Логопед называет картинку, изображенную на яблоке и предлагает определить наличие звука [ж] в слове.

«Веселый автобус»Цель: совершенствование навыков звукового анализа.Оборудование: Звуковичок, автобус, предметные картинки.Звуковичок [с] едет путешествовать на автобусе с друзьями. Дети находят пассажиров на звук [с].

«Подружи буквы»Цель: Совершенствование навыка чтения.Оборудование: Два Звуковичка.Ребенок называет первую букву и слитно читает слог.

А кто научит ребенка раскрашивать?

Вот уж действительно встречаются родители, которые дают ребенку раскраску и карандаши и оставляют ему простор для фантазии. Мол, делай, что хочешь. Может в чем-то они и правы, но научить правильно держать в руках карандаш – необходимо. А правильно – это значит, зажав между большим и средним пальцами, придерживая указательным сверху. От заточенного конца карандаша должно быть не более 3 см до пальцев. Это очень важно. Если ребенок привыкнет держать его не так – потом будет очень сложно отучить, да и подчерк оставит желать лучшего.

Важно сразу, желательно на своем примере, показать:

  • Раскрашивая раскраску – не выходи за контуры;
  • Раскрашивать нужно все участки рисунка;
  • Цвет нужно распределять равномерно;
  • Раскрашивать нужно до конца, а не бросать работу на половине пути;
  • Раскрашивать нужно раскраски, а не обои и все окружающие предметы, но пока ещё ни одна мама видимо не убереглась от постоянно расширяющего границы детского творчества, правда, скорее всего ни одна об этом не пожалела.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]