Конспект занятия:«Дифференциация звуков «д»-«т», букв Д-Т в слогах, словах и предложениях».план-конспект занятия по логопедии (2 класс)


Логопедическое занятие «Дифференциация Т- Д» 1 класс

Тема: Дифференциация Т — Д в слогах и в словах

Цель: Формирование умения выделять и различать звуки Т-Д в устной и письменной речи; уточнение, расширение и активизация словаря; совершенствование развернутого учебного высказывания; развития внимания, памяти, устойчивости и произвольности деятельности. Оборудование. Картинки, сигнальные карточки, цифровые ряды. Игрушки: котенок, медвежонок, наборы геометрических фигур, карточки, цветные ручки, танграм.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет слова, состоящие из трех слогов. Сегодня мы с вами отправляемся в наш волшебный город звуков и букв. Но прежде, нам нужно подготовить наш речевой аппарат. Сели удобно. Руки на коленях.

2. Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка». Большие и указательные пальцы правой и левой рук соединяются вместе. Стальные пальцы сжаты в кулак. «Трубочка». Соединенные вместе большие и указательные пальцы. Не размыкаясь, выдвигаются вперед. «Лопаточка». Правая и левая ладони вывернуты наружу. «Чашечка». Ладони в форме чашечки. «Лошадка». Дети маршируют на месте. «Грибок». Гриб вырос – ноги чуть согнуты, колени смотрят в стороны, руки подняты над головой и согнуты в локтях. Стареющий гриб. Мышцы расслабляются, гриб оказывается на земле.

3. Упражнения для голоса

Показываем гласные а, о, у, ы, э с движениями. Горка — гласные из-под кровати достаем и кидаем на шкаф и обратно.

4. Дыхательная гимнастика:

шарик сдувается, шар надувается. Раздвигаем стены. Расслабление: Ах, этот весенний солнечный день.



5. Актуализация имеющихся знаний

— Что такое звук? — Что такое буква? — Какие бывают звуки? — Как произносятся гласные звуки? — Какие они бывают? — Как произносятся согласные звуки? — Какие бывают согласные звуки? — Что такое слог? — Что длиннее слог или слово?

6. Объяснение нового материала

В городе звуков и букв всегда очень много интересных стихов и загадок, пословиц и скороговорок. Проговорить в стиле робота знакомую скороговорку: Дятел жил в дупле пустом дуб долбил как долотом.

— Какие звуки чаще всего встречаются в этой скороговорке? (Д -Т)

Из данного ряда назовите похожие по артикуляции звуки: о, т, и, д, п, у. Чем они похожи? Сравнение.

7. Закрепление нового материала

1).Слушаем и запоминаем слоговые ряды.

Да — та То — до Дя — тя Ту — ду Ди- ти та — да — та да — та -да те — те — де да — та — та — да да — та — та — да

2) Какой буквой обозначаются звуки т – т на письме? (буквой «т») Какой буквой на письме обозначаются звуки д – д? (буквой «д») Показать на таблице. 3) Чтение слоговых рядов под музыку.

Да — до — ду — ды Та — то — ту- ты Ди — де — дя -дю ти — те -тя -тю да — то — ду — ты ти — де — дя — тю

8. Пальчиковая гимнастика

Самомассаж. Посчитайте пальчики. В каких словах есть звуки д и д? (седьмой, девятый, десятый) В каких словах есть звуки т и т? (второй, третий, четвертый, пятый, шестой, девятый, десятый). В каких словах оба звука? (девятый, десятый) В каких словах нет этих звуков?

9. Откройте тетради и запишите дату

Зашифровать слова: если услышишь слово со звуком д – нарисовать кружочек, если в слове звук т – нарисовать квадрат. тарелка, труба, следы, петух. А теперь расшифруем эти слова. Итак…

10. Прослушать слова и обозначить графически.

Над соответствующим слогом написать буквы т и д. Дыня, дорога, дятел, каток, желуди.

11. Физминутка.

Игра «Слушай хлопки» Один хлопок — встать как цапля; Два хлопка — встать как солдатик; Три хлопка — лягушка

12. Закрепление нового материала

1) Звукобуквенный анализ слов по картинкам: утка, дыня. 2) Котенок любит все предметы, в которых есть звук т или т, а медвежонок любит предметы, в которых есть звуки д и д. Некоторые из этих предметов они захватили собой в дорогу, но пока ехали, все предметы перепутались, помоги им разобрать багаж. Лопата, картина, тарелка, звезда, кеды, труба, соты, тыква, фартук, радио. Предметы со звуками т и т положи рядом с котенком, а предметы со звуками д и д положи рядом с медвежонком. 3) Сравни пары слов по звучанию, написанию, значению. Уточка – удочка. Записать слова в тетрадь. Составить предложение. Вывод: нельзя путать звуки и буквы.

13. Итог занятия

Итак: Звук — это то, что мы… Буква — это то, что мы… Звонкие согласные звуки это… Д-Д Глухие согласные звуки это… Т- Т На письме звук д и д обозначаются буквой. На письме звуки т и т обозначаются буквой.

Автор материала: Курбанова Зоя Ефимовна

Также по теме:

Дифференциация Т-Д в словах

Публикации по логопедии

И презантация.
Цель:

уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков [д’, т’].
Задачи:
• учить детей дифференцировать звуки, обогащать словарь детей; • развивать навыки слогового анализа и синтеза; закреплять знания языковых норм; • способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков). Учить устанавливать причинно-следственные связи. • воспитывать усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.
Оборудование:
для учителя: презентация к занятию, раскраски с изображением феи, для обучающихся: рабочие тетради, ручки, карандаши, счетные палочки. Ход занятия:
1. Оргмомент.
– Сегодня на занятие к нам пришли сказочные гости, а кто именно, вы узнаете, разгадав кроссворд (слайды 2,3). Выделите первую буквы первой картинки (флаг – ф) + Ф – Вторую букву названия второй картинки ( лебедь –е) + Е – последнюю букву в названии третьей картинки (сани – и) + И – Из получившихся букв составьте слово + Феи
2. Знакомство с героями занятия и объявление темы.
– Правильно, к нам на занятие прилетели очаровательные феи Динь-динь и Тинь-тинь (слайд 4). – Они нам помогут научиться различать их любимые звуки Дь и Ть (слайд 5).
3. Проговаривание и характеристика звуков (слайд 6)
+дь ть + Звук Дь – согласный, звонкий, мягкий, парный + Звук Ть – согласный, глухой, мягкий, парный
4. Связь звука и буквы.
– Запишем в тетради красиво, аккуратно заглавные и строчные буквы Дд и Тт (образец на доске)
5. Развитие фонематического слуха, игра «Покажи букву»
– Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Дь руками сделайте крышу над головой, получается буква Д, если услышите букву т – делаем руками Т (поднимаем левую руку и сверху горизонтально кладем правую, получается буква Т). – Итак, приготовили ушки, слушаем внимательно: дядя, тётя, тишина, делегат, макет, тигр, динозавр, дельфин, дискотека, стишок, академия, Буратино, Дюймовочка, девочка, дикобраз, садик, самолётик, педиатр… – Молодцы! Следующее задание – надо соединить линиями предметы с соответствующими буквами (слайд 7).

6. Дифференциация звуков в словах (работа в тетрадях)

– Феям очень понравилась эта игра, они так развеселились, что нечаянно просыпали волшебный порошок на слова и их любимые буквы улетели, давайте поможем им вернуть буквы на свои места (слайд 8). – Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.
7. Физминутка «Феи» (слайд 9)
Феи, феи полетели, На цветочки тихо сели. Встали, сели, встали, сели, Встали, снова полетели! Покружились, повертелись На свои места уселись!
8. Развитие моторики.
– Динь-динь и Тинь-тинь давно не были дома, и очень соскучились по своему дому, давайте развеселим их, выложим из палочек их любимый замок (слайд 10).
9. Дифференциация звуков в тексте
– Увидев свой замок они еще больше соскучились по своим родителям, и решили написать им письмо, но смотрите что получилось: они перепутали буквы Д и Т (слайд 11). Давайте поможем им исправить ошибки, перепишите письмо в тетрадь, исправляя допущенные ошибки:
Торогие ротидели! Пишуд вам ваши точки Динь-тинь и Тинь-динь! У нас всё хорошо, пришли в госди на занядие, учимся не пудадь звуки и буквы. Скоро приледим томой!
– Проверим то, что у нас получилось (слайд 12).
10. Домашнее задание
– Теперь можно отправлять письмо, родители фей смогут его прочитать, в благодарность за это Динь-динь и Тинь-тинь дарят вам свои фотографии, но к сожалению они чёрно-белые, совершите волшебные действия цветными карандашами и превратите чёрно-белые фотографии в цветные.
11. Итог занятия
– Напомним нашим гостьям, какие звуки учились различать на занятии? (Т, д.) – Дайте краткую характеристику этих звуков?
(Ть – согласный, глухой, произносится без участия голоса, мягкий. Д – согласный, звонкий, в произношении учувствует голос, мягкий.) – Для чего мы учились различать эти звуки? +Чтобы писать без ошибок. – Попрощаемся с феями и пожелаем им счастливого пути! +….

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]