Конспект занятия «Автоматизация звука [л] в слогах и словах»


Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]»

Маленький пароходик решил научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У! О! Нет, не то!».С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы».

И тут произошло чудо: прозвучал ясный и чёткий звук [Л]. Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым.

Услышав голос маленького пароходика, большие пароходы начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л!», «Л!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно.

Ребенок прикусывает кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы]. При этом должен прозвучать звук [Л]. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ, УЛ, ОЛ, ИЛ, ЭЛ, ЫЛ.

Потом нужно пытаться убрать язык за зубы!

Ребенок повторяет слоги ЛА-ЛА-ЛА и на каждый слог «съезжает» зубами с языка, пока тот не будет прикасаться к внутренней поверхности резцов.

3) От упражнения «Мышка прячется»

Ребенок прикусывает кончик языка и протяжно произносит звук «Ы». Кончик языка – это хвостик мышки, а ротик -норка. Логопед берет зубочистку и говорит ребенку, чтобы он быстро убирал кончик языка за верхние зубки, иначе он уколет «хвостик мышки» (на самом деле логопед только слегка касается кончика языка). Сначала это можно показать на игрушке-болтушке, а потом уже логопед выполняет это упражнение с ребенком.

4)От упражнения
«Язычок-силач»
Логопед просит ребёнка прижать полоску языком так, как он показывает на себе (губы в улыбке, рот открыт, полоску кладем посередине на кончик языка и прижимаем к верхнему нёбу). Затем, просим ребёнка подёргать полоску, которую зажал логопед, — «отбери у меня!»

. «А теперь, ты так же прижми языком свою полоску, чтобы мне было трудно её у тебя отобрать»:

-Покажи, как ты прижимал язычком полоску. А теперь пой песенку: «А-а-а-а-а-а!»и прижимай язычок за верхними зубками так, как ты научился сейчас (Нужно обклеить лист бумаги скотчем и нарезать на полоски. Ширина не меньше 1 см. Длина — по желанию).

3. Развитие фонематических процессов

.

«Поймай звук»

Послушай еще раз как гудит пароход. Погуди сам. (возьми картинку-символ звука Л).

Когда услышишь звук Л, то поднимай картинку парохода, если не слышишь, то сиди спокойно.

Примерный звуковой ряд: М—Н —Л —А—У —О—Л—В —3— В—МЬ—Л—X—Н— М —Н —Л—А—У—О—Л—В—3— В —М—Л —X —НЬ —Б —З

● А теперь я подготовила игру. Перед тобой картинка с изображением Ложки и Лампы. Если картинка будет названа верно, хлопни в ладоши, неверно — не хлопай.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Выполнила: Учитель-логопед Кошкина И.И. Цели: • закрепить правильное произношение звука «Л» в словах; • развитие фонематических процессов (умения определять наличие звука в словах, позицию звука в словах; навыков звукового анализа и синтеза); • развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, речевой и мелкой моторики; • воспитание сознательно правильного произношения звука л.

Оборудование: • плоскостная фигурка Золушки; • предметные картинки, названия которых содержат звук л; • карточка с наложенными изображениями; • элементы бального платья для Золушки; Ход занятия: 1. Организационный момент. Здравствуй! Садись удобно. Внимательно слушай все мои задания и у тебя все получится. 2. Артикуляционная гимнастика. Для начала настроим язычок на работу: Выполнение упражнений для языка: — «Змейка» -Рот широко открыт. Узкий язык выдвинуть вперед, и затем убрать вглубь рта. -«Качели» — Рот открыт. Напряженным языком тянуться то к носу то к подбородку. -«Вкусное варенье» — Рот открыт. Широким языком облизнуть верхнюю губку (с верху в низ) и затем убрать в глубь рта. -«Маляр» — Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних зубов до мягкого неба и возвращаемся обратно не отрывая. -«Чистим зубки»- Рот открыт. Круговыми движениями языка провидим между губами и зубами. — «Спрячь конфету»- Рот закрыт. Напряженный язык упирается то в одну щеку, то в другую. Выполнение упражнений для мышц щек: -« Надуть два шарика» — надувать щеки и удерживать в них воздух. Затем перегонять воздух из одной щеки в другую. — «Худенький Петя» — Втягивать щеки при сомкнутых губах. 3. Сообщение темы занятия. Сегодня мы продолжаем учиться правильно и четко произносить звук «Л» в словах. 4. Уточнение правильной артикуляции. Вспомним и покажем, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука «Л». Что делают губы, когда мы произносим звук «Л»? Где находится язычок? 5. Изолированное произношение звука. Давай изобразим, как колокольчик поет песенку. Изображаем кистями рук колокольчик: тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно двигает в ту и другую сторону. Произносим стихотворение: “Толстый” колокольчик песенку запел и басисто очень громко зазвенел – ла – ла – ла… Кусая язычок, одновременно произносим звук “А”, получая – ла-ла-ла. Затем имитацию звона колокольчика ла-ла-ла замедляем и начинаем просто гудеть – лллл (без гласного “а”). 6. Работа по теме. 1) Сегодня к нам на занятие пришла гостья. Давай отгадаем ее имя . Выставляется плоскостная фигурка Золушки.) — Вспомни, какую работу выполняла Золушка?

— Закончи предложение, добавив подходящие по смыслу слова-действия, чтобы в них был звук л. 1. Золушка полы…(мыла, подметала, натирала), 2. белье…(стирала, гладила), 3. печь…(топила), 4. обед…(варила, готовила), 5. посуду…(мыла, чистила). 2) Работа по развитию фонематических процессов (определение позиции звука в словах). Вспомни, куда хотелось поехать Золушке? Поможем Золушке попасть на бал? — Прежде чем отправиться на бал, Золушка должна навести порядок в кладовке – разложить предметы по полкам с учетом места звука л: предметы со звуком л в начале слова она положит на нижнюю полку, со звуком л в середине слова – на среднюю полку, со звуком л в конце слова – на верхнюю полку. Предметные картинки: лыжи, ложка, лампочка, лупа, мел, пенал, бокал, пила, иголка, клубок, бутылка. 3) Назови слова с одним слогом, с двумя слогами, с тремя слогами. Мел, Лы-жи, лож-ка, лу-па, пе-нал, бо-кал, пи-ла, клу-бок. Лам-поч-ка, и-гол-ка, бу-тыл-ка. 4) Повторение чистоговорки. Золушка очень любила петь песенку. Давай и мы ее выучим. Только нужно добавить слова со звуком «Л» в рифму. Ал – ал — ал, Золушка спешит на … ( бал) Ол – ол – ол, подметает ловко щеткой …(пол) Ул – ул – ул, не присядет аж на … (стул) Ыл – ыл — ыл, принц очарован ею … (был) Ил – ил – ил, ее на танец … (пригласил) 5) Работа по развитию мелкой моторики. (Задание с использованием многоразовых наклеек). А как же Золушка попадет на бал без бального платья? Смастери для Золушки красивое платье. (Платье состоит из отдельных разрезных деталей). (Разрезать платье золушки на несколько частей. Ребенок собирает платье из разрезных деталей.) 6) Работа по развитию фонематического слуха (выделение слов со звуком «Л» из стихотворения). Вот и попала Золушка на бал с нашей помощью. Там она будет веселиться, танцевать. А теперь давай побываем на лесном балу и посмотрим, как проводят время обитатели леса. Сейчас я прочитаю стихотворение. Слушай его внимательно и запоминай, о ком в нем говорится. Лесной бал. Плакала белка – она на балу Лапки испачкала в желтом мелу. Милую белочку лось пожалел: Лапки погладил – и мел облетел. Белка атласное платье надела С длинным подолом и поясом белым. Ах, как волшебно она танцевала — С елки на елку пушинкой летала. Лапы еловые белку качали, Песню веселую дятлы стучали, Клювами дупла долбя по стволам. Милое дело – летать по балам.

О ком говориться в этом стихотворении? А теперь я буду читать по несколько строчек, а ты выбирай слова со звуком «Л». 7) Итог занятия. Какой звук мы сегодня учились произносить правильно?

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]