Рекомендации учителя-логопеда воспитателям и родителям, имеющих детей с нарушениями речи
Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).
И это закономерно. Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.
Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
М.М. Кольцова доказала, что движение пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы, ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.
Игры и пособия для логопедической группы и кабинета
Первое, с чем встречается ребенок при попадании в группу, — это предметно-развивающая среда.
В речевой группе на свободном доступе должно находиться много игр, пособий, игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними.
Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик можно предложить:
- Мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
- Пробки от пластмассовых бутылок красные, синие, зеленые – для звукового анализа. Всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов, просверленные посередине – для нанизывания бус;
- Веревки капроновые плетеные – для завязывания узлов и уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
- Кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
- Прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
- Щетки для волос, аппликатор Кузнецова, коврики типа «травка» — для массажа и самомассажа ладоней;
- Клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
- Кастаньеты – для отстукивания ритмов;
- Шаблоны по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штрихования;
- Игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами;
- Игрушки из «киндер — сюрпризов» — для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
- «Сухие бассейны» — емкости, наполненные горохом или фасолью, — для самомассажа кистей;
- Грецкие орехи – для самомассажа кистей;
- Игры типа «китайских шаров».
Часть этого материала может находиться в кабинете логопеда, но логопед использует его для организации движений, сочетаемых с речью.
Движения, сочетаемые с речью
Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.
Весь материал, в котором предполагаются движения лучше давать в стихах, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект. Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.
Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики.
Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
1. Массаж ладоней щеткой для волос, аппликатором Кузнецова.
2. Самомассаж подушечек пальцев.
3. Самомассаж фаланг пальцев. Порядок движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.
4. Массаж подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо – влево.
5. «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец опускают, и он со стуком падает вниз.
6. «Китайские шары». Каждому ребенку даем по паре каучуковых мячиков или грецких орехов. Дети кладут их в одну руку и стараются обвести один мяч вокруг другого.
7. Эспандеры. Даем каждому ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца.
8. Соединение одноименных пальцев.
9. «Колечки». Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца. Затем смена рук.
10. Прищепки. Бельевой прищепкой поочередно кусаем ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно.
11. «Тесто». Дети запускают руки в «сухой бассейн» и имитируют замешивание теста.
Игры с мячами
Игры с мячом необоснованно мало используются в работе логопеда, между тем это прекрасный инструмент в коррекционной практике. Эти игры развивают не только мелкую моторику, но и общую, а также глазомер, ловкость и быстроту реакции.
Кинезиологические упражнения
В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Можно предложить детям следующие упражнения:
- Кулак – ладонь.
- «Оладушки».
- Поочередное соединение всех пальцев с большим пальцем.
- Кулак – ребро – ладонь.
«Пальчики играют».
Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук.
Описание игры. Учитель – логопед рассказывает детям сказку, а они показывают ее персонажей руками, не произнося ни слова.
«Игры – шнуровки».
Цель: развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики пальцев рук.
Описание игры. Учитель – логопед предлагает ребенку придумать и создать узор, продевая шнурок в дырочки.
«Расскажи сказку пальчиками».
Цель: совершенствование кинестетического навыка.
Описание игры. Ребенок рассказывает сказку и одновременно выполняет манипуляции пальцами, изображая того персонажа, о котором говорит (фото).
«Собери картинку».
Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук.
Описание игры. Ребенок из отдельно взятых частей составляет целое изображение.
«Весёлые автомобилисты».
Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук.
Описание игры. Ребенок наматывает на карандаш верёвочку, привязанную к машинке, таким образом заставляя её подъехать к себе.
Игра «Волшебный шнурочек».
Цель: закрепление лексических тем.
Описание игры. Ребенок называет слова – предметы по определенным лексическим темам, одновременно нанизывая на шнурок, вырезанные из кожи круги.
Герасимова Ирина Ганижановна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Ромашка» посёлка Прохоровка Белгородской области
- Характеристика на ребенка для ПМПК — рекомендации воспитателям
- Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи
- Игры на кухне — рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у ребенка
- Ранний возраст — рекомендации родителям и педагогам
- Рекомендации родителям по лексической теме «Инструменты»
(2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …
Статья:
Речью ребёнок овладевает с помощью слуха, поэтому очень важно уделять внимание развитию слухового восприятия. Игры на развитие слухового восприятия способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память.
Примеры игр на развитие слухового восприятия.
Младший возраст:
-«Кто кричит?» (Взрослый изображает звуки то детёнышей домашних животных, то их мам, а ребёнок угадывает, называет или показывает картинку).
-«Колобок» (взрослый говорит за зайца, медведя и лису разными голосами «Колобок, колобок, я тебя съем!», а ребёнок угадывает).
-То же самое по сказке «Три медведя» -угадай кто говорит «Кто сидел на моём стуле?»
Для детей среднего,старшего возраста:
-Угадывать звучание музыкальных инсрументов (бубен, дудочка, барабан, колокольчик, погремушка, губная гармошка).
-Угадывание звуков при постукивании карандашом по металлической коробке, стеклянной банке, пласстмасовому стакану, деревянной шкатулке/стол.
-Футляры от киндеров с сыпучими продуктами.
-«Кто летает (плавает, бегает)произносится ряд слов: сокол, молоко, рыба, комар…дети в нужный момент хлопают в ладоши.
-«Кто к нам пришёл?»
Называется ряд сходных слов, одно из них повторяется много раз, дети отмечают его заранее обусловленным звукоподражанием. Н-р,слово гвоздь среди других: гусь, кость, куст, гроздь, рост, трость, брось; ответ детей- «тук-тук» или имитация забивание гвоздей.
— «Телефон».
Обучающий называет слово или простую скороговорку первому ребёнку из каждого ряда; по команде впереди сидящие поворачиваются назад и передают сказанное следующим детям.
Ряд, в котором слова дойдут до последнего ребёнка быстрее и без искажений, получает «переходящий приз»- флажок, звёздочку…
В описываемом ниже варианте игры принимают участие пятеро детей.
Обучающий называет четыре сходных слова,например: точка, бочка, дочка, кочка. Четверо ребят по очереди называют одно слово (точка, бочка, дочка, кочка,а пятый произносит первое слово этого ряда и т. д. (Слов должно быть на одно меньше, чем играющих.) Кто ошибается, выходит к столу для выполнения индивидуального задания.
-«Называй, не зевай!»
Дети получают по две картинки, названия которых сходны по звуковому составу. Обучающий произносит слова,а имеющий нужную картинку отвечает условной фразой: «У меня мак (лак, лук, сук)» и т. д.
-«Найди ошибку»
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Тает снег течёт ручей, на ветвях полно врачей.
На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок.
2. Положительно влияет на развитие речи (особенно в младшем возрасте) выполнение пальчиковой гимнастики.
-Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, что стимулирует развитие речи.
-Игры с пальчиками учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
— Пальчиковая гимнастика развивает внимание, память ребёнка, т. к. он учится запоминать определённые положения рук, движения.
3. Для правильного звукопроизношения необходимо выполнять артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика- упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти). Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
4. Развитию речи способствуют дыхательные упражнения, которые направлены на выработку длительного плавного выдоха. Поверхостное дыхание- воздуха хватает на одно-два слова (иногда речь прерывается даже на полуслове) может привести к заиканию. С этой целью рекомендуется дуть на плавующие в тазу игрушки, дуть в трубочку, конец которой опущен в стакан с водой, дуть на нитку, на конце которой висит что-то лёгкое и т. д. Следить- вдох через нос без напряжения, плечи не поднимаются, выдох через рот, губы вытянуты вперёд, щёки не надуваются.Обратить внимание: во избежании головокружения, вызываемого обеднением мозга кислородом, количество повторений не более 4-5 раз.
5. Для развития связной речи важное значение имеет словарная работа и совершенствование грамматического строя. В активный словарь вводятся названия предметов, их частей, деталей; цветов и их оттенков; формы, величины и материала, из которого они сделаны. Ребёнок учится отвечать на вопросы, называя как предметы, так и их признаки, действия. Словарный запас детей пополняется не только существительными, но и другими частями речи: прилагательными, глаголами, наречиями, числительными. При подборе материала для занятий учитываются ворастные особенности ребёнка.
6. Грамматические формы языка ребёнок освваивает прежде всего в общении с окружающими, в процессе обогащения и активизации словаря, формирования связной речи. Посредством дидактических игр и упражнений внимание детей обращается на те грамматические стороны, усвоение которых вызывает у них определённые трудности.К ним относятся ошибки на изменение сущ-х по падежам:нет сапогов, карандашов вместо сапог, карандашей; нет телёнков, гусёнков вместо телят, гусят.Отмечаются грубые ошибки на согласовани: моя платье, два лисёнков, на зелёной дереве и многое другое. Овладение всеми этими грамматическими формами начинается уже с детьми трёхлетнего возраста.
Вывод: правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из показателей готовности ребёнка к школьному обучению.