(упражнения для развития межполушарного взаимодействия)

Доступна консультация по Skype или WhatsApp.

Нейропсихологическая коррекция – это специализированный комплекс психокоррекционных упражнений для детей от самого раннего до подросткового возраста, направленный на нормализацию функций их головного мозга и коррекцию различных нарушений и отставаний в развитии.

Комплекс включает серию специальных двигательных и дыхательных упражнений, направленных на улучшение артикуляции и развитие мышц речевого аппарата, и когнитивных тренингов — игр и заданий, которые стимулируют у ребенка активацию и развитие высших психических функций.

В нашем Центре используются как классические телесно-ориентированные нейрокоррекционные упражнения, так и авторские методики, которые позволяют:

  • быстрее сформировать компенсаторные навыки,
  • эффективнее стимулировать развитие у ребенка тех функций ЦНС и ПНС, которые определяют двигательную активность и координацию движений,
  • улучшить когнитивные (мыслительные) функции головного мозга,
  • активировать сенсорные системы организма.

Нейропсихологическая коррекция позволяет преодолеть нарушения в мыслительной деятельности и речевом развитии, рассеянность, нарушения памяти и внимания.

У ребенка нормализуется психологическое состояние, улучшается социальная адаптация, повышается успеваемость в школе, улучшается координация, повышается работоспособность.

Для успешного проведения нейропсихологической коррекции необходимо предварительно пройти специальную диагностику.

Нейропсихологическая диагностика

Это комплексное обследование, которое позволяет выявить индивидуальные особенности физического, эмоционального и умственного развития ребенка. По результатам нейропсихологической диагностики специалисты нашего Центра составляют индивидуальную коррекционную программу и выбирают методики, которые будут наиболее эффективны для нормализации высших психических функций ребенка и коррекции возможных патологий в функциональной деятельности полушарий головного мозга.

Каждый коррекционный комплекс состоит из взаимодополняющих методик, которые подбираются для каждого ребенка индивидуально в зависимости от характера и степени его нарушений.

Коррекционная программа состоит из двух этапов: двигательной и когнитивной нейрокоррекции.

Причины недоразвития речи

Недоразвитие речи относится к полиэтиологическому дефекту, который может быть как самостоятельной патологией и как следствие более сложных дефектов, среди которых алалия, дизартрия, ринолалия и др.

Рисунок 1. Структура речевого дефекта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К чистому дефекту речи относится несформированное звукопроизношение и фонематическое восприятие, ограниченный словарный запас и несовершенный грамматический строй языка.

Причинами общего недоразвития речи могут быть:

  • отсутствие правильных условий формирования речи ребенка в семье – дефицит общения, глухие родители, няня-иностранка, плохо владеющая русским языком;
  • речевое недоразвитие детей, воспитывающихся в детских домах;
  • использование разных языков в семье и в детском дошкольном учреждении;
  • неблагоприятные социальные условия.

Причины общего недоразвития речи носят биологический и социальный характер.

Среди биологических факторов может быть интоксикация матери во время беременности, групповая несовместимость крови матери и плода, патология натального периода, травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др. Стойким вариантом общего недоразвития речи является недоразвитие по причине раннего органического поражениеямозга, к тому же это наиболее сложное поражение.

Замечание 2

Таким образом, причины, вызывающие речевые нарушения достаточно сложны и многообразны. Типичные проявления общего недоразвития речи наблюдаются при алалии и дизартрии. При ринолалии и заикании проявления недоразвития речи встречаются реже.

Рисунок 2. Уровни недоразвития речи детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Двигательная нейрокоррекция

Этот метод успешно применяется для коррекции большого спектра нарушений развития и активации высших психических функций головного мозга (внимания, образного восприятия памяти, эмоциональной сферы, способности к мышлению и т.п.) у детей любого возраста.

Используемые методики нацелены на улучшение вестибуляторно-моторной координации, улучшение мелкой и крупной моторики, развитие основных сенсорных систем и запуск процессов саморегуляции.

Коррекция выявленных нарушений способствует формированию компенсаторных навыков и подготавливает организм ребенка к полноценному овладению такими жизненно важными навыками как чтение, письмо, счет.

Прочитать подробнее о двигательной нейрокоррекции

Советы родителям от нейропсихологов

Так как родители часто хотят получить немедленные результаты, а бывает, сильно раздражаются, когда их нет или ребенок не проявляет особого желания заниматься, нейропсихологи дают определенные рекомендации мамам и папам детей, которые проходят нейрокоррекцию.

  • Не стесняйтесь задавать вопросы. Если вы чего-то не знаете или сомневаетесь, смело уточняйте у специалиста, не придумывайте и не накручивайте себе ничего.
  • Не торопите ребенка. Возможно, придется приложить массу труда и терпения, прежде чем вы увидите первые результаты.
  • Помните, что дети на самом деле не понимают, что они не так делают, почему это так всех напрягает и чего все от них хотят.
  • Не предъявляйте расплывчатых требований. Когда просите ребенка выполнить какое-то упражнение, инструкция должна быть четкой и понятной, чтобы у него не возникло недопонимания.
  • Домашнее задание можно выполнять блоками, а не все сразу. Распределите упражнения так, чтобы вам и ребенку было комфортно.
  • Поддерживайте и приободряйте его. Замечайте каждое достижение и изменение своего ребенка. Ваша любовь ему нужнее всего.

Благодаря нейрокоррекции многие дети смогли преодолеть трудности и пробелы в развитии. Это важно, чтобы ребенок мог вести полноценную жизнь и в будущем не иметь проблем со здоровьем и социальным взаимодействием. Родителям не стоит забывать, что некоторые отклонения в развитии появляются из-за ошибок в воспитании: например, в случае отсутствия должного внимания и эмоциональной близости. Любите своих детей и учитесь проходить сквозь препятствия вместе.

Когнитивная нейрокоррекция

Когнитивная нейрокоррекция нацелена на развитие правого полушария мозга и лобных долей головного мозга и является важной частью коррекционной программы. Методики когнитивной коррекции используются при нарушениях когнитивных (мыслительных) функций головного мозга, которые проявляются в трудностях с усвоением обучающих материалов и навыков, соответствующих возрасту ребенка.

Каждый центр нейрокоррекции уделяет большое внимание активации высших функций головного мозга – памяти, письменной и устной речи, мышления, восприятия, потому что именно эти функции отвечают за умственное развитие ребенка в целом, умение выражать свои мысли, успешное освоение чтения, письма, математики и других школьных предметов.

В для активации когнитивных функций головного мозга у детей используются методики с доказанной эффективностью, которые выбираются индивидуально по результатам нейропсихологической диагностики.

Когнитивная коррекция рекомендуется не только при трудностях в усвоении новых материалов, но и некоторых других патологиях развития: невнимательность, плохой почерк, рассеянность, дислексия, проблемы с математикой, дисграфия, ограниченный словарный запас. Развитие когнитивной сферы улучшает различные виду памяти, способствует формированию наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического мышления.

Прочитать подробнее о когнитивной нейрокоррекции

Направленность занятий по нейрокоррекции

По своей направленности может быть:

  • абилитационная нейрокоррекция – когда речь идет о ребенке, у которого происходит созревание той или иной зоны головного мозга. Например, задняя ассоциативная зона коры созревает до 11 лет. И наиболее быстрой и эффективной для этой зоны будет нейрокоррекция именно в период до 11 лет (она необходима, если созревание идет с недостаточностью относительно возрастной нормы). По достижении указанного возраста чувствительный к воздействиям период развития заканчивается, нейроны в данной части мозга образуют связи не так активно. Поэтому занятия по нейропсихологической коррекции несформированности данной области головного мозга после 11 лет будут менее эффективны, и их цель будет в компенсации имеющегося дефицита не с помощью непосредственного влияния на данную зону, а «обходным» путем, через «управляющий центр мозга», то есть лобные доли. Этот путь будет более энергозатратным, коррекция будет более длительной. Такие периоды наибольшей чувствительности к воздействиям есть у каждой зоны мозга, и они разные по времени, так как мозг развивается неравномерно. Нейропсихолог учитывает время созревания каждой зоны мозга при составлении программы занятий.
  • компенсаторная нейрокоррекция. Такие мероприятия проводятся для взрослых, у которых появился дефицит какой-то психической функции вследствие инсульта, черепно-мозговой травмы, операции на головном мозге, а также для детей, если необходимые зоны уже по возрасту должны были сформироваться, но созрели недостаточно относительно возрастной нормы. В данном случае цель занятий – образовать новые нейронные связи для перестройки старой функциональной системы. Например, если нарушено зрительное восприятие букв и цифр у взрослого человека после инсульта (буквенная агнозия), то нейропсихолог будет «подключать» другой анализатор: рисовать буквы и цифры на спине пациента, рисовать их его пальцами на песке. Такие тренировки с использованием других анализаторов должны быть многократными. Таким образом, нейронные связи перестроятся, получая новую информацию, и покроют имеющийся дефицит. Мозг, «увидев» буквы и цифры через глаза, будет опознавать их не непосредственно по зрительным очертаниям, а по припоминанию кинестетического образа.

Конечно, такое разделение занятий условно.

Наши преимущества

Нейропсихологической коррекцией в нашем Центре занимаются опытные нейропсихологи – дипломированные психологи, прошедшие специальную подготовку по нейропсихологии.

Для коррекции патологий развития высших функций головного мозга используется многоуровневый подход. Каждому ребенку по результатам диагностики разрабатывается индивидуальная коррекционная программа, которая учитывает возраст, особенности развития, остроту проблем и особенности коррекционных задач, которые ставит нейропсихолог.

Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в доброжелательной атмосфере и уютной обстановке нашего Центра. Длительность и частота занятий зависят от возраста ребенка и выявленных проблем, подлежащих коррекции.

С каждым ребенком работает персональный нейропсихолог, а при необходимости в коррекционную работу включаются и смежные специалисты нашего Центра: психологи, дефектологи, логопеды, БОС-терапевты, неврологи, детские психотерапевты. Такой комплексный подход делает коррекционный процесс максимально эффективным и помогает ребенку быстрее преодолеть отставание в развитии и решить проблемы, связанные с нарушениями высших психических функций и других патологий головного мозга, и повысить успеваемость в школе.

Детям с особенностями развития нейропсихологическая коррекция помогает улучшить восприятие окружающего мира и повысить их социальную адаптацию.

Целью системы помощи является улучшение умственного развития ребенка, развитие бытовых и коммуникативных способностей.

«Зачему ребенку нейропсихолог?» — подробно рассказываем, когда ребенка нужно показать нейропсихологу и чем он поможет.

Кто ведет прием?

Прием ведет директор центра, нейропсихолог Александрова Ольга Александровна. Она также является клиническим (медицинским) психологом и лицензированным специалистом по методике Tomatis®.

Александрова О.А. проходила обучение в институте им. В.М. Бехтерева, регулярно посещает новые курсы и семинары в целях повышения квалификации.

Если вас интересует нейрокоррекция, запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону или заполните форму заявки на нашем сайте.

Нейропсихологические приемы в работе логопеда

Евсеенкова Ирина Васильевна

Учитель-логопед

МБДОУ д.с.№16 « Солнышко»

компенсирующего вида ЩМР МО

Нейропсихологические приемы в работе логопеда

В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. Даже ОНР в чистом виде встречается не так часто. К нам попадают дети с органикой, которым неврологи ставят диагноз ММД, СДВГ, дефицит внимания. У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, забить мяч в ворота, подбросить и поймать мяч, обвести предмет по контору, т. к. здесь необходимо включить зрительный контроль. Не могут осознать и выполнить сложную инструкцию. Так как внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения. Ребёнок постоянно перепрыгивает с одной буквы на другую, читает то слева направо, то справа налево. Ребёнку тяжело вычленить центральную линию рассказа, выстроить последовательность разворота сюжета, страдает внутренне программирование. И к нам уже приходят дети школьного возраста, которые не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество школьников с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте. К сожалению логопед не может начать полноценную коррекционную работу ранее 4 лет (это уже физиология), а двух, трёх лет до школы иногда не хватает для коррекции. Мы долго думали над этим вопросом, что и как сделать, чтобы наша коррекция сократилась во временном промежутке. Когда мы обратились к работам нейропсихологов, то изменили свой подход к коррекционной работе. В свою работу мы стали включать игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание. Большое значение в этом процессе имеют игры на формирование межполушарных взаимодействий.

Начинаем свою работу мы с диагностики.

Для плавной речи необходима серийная организация движений. Произнесение каждого слова — это серия плавно сменяющихся артикуляторных движений. Говорение предполагает извлечение и реализацию артикуляторных программ слова, обеспечивающих координацию движений во времени. Построение предложения тоже требует последовательной грамматической программы, где от формы подлежащего зависит форма сказуемого, а от нее — форма дополнения. Наконец, для построения текста необходима последовательная смысловая программа, иначе текст будет разорванным, несвязным.

Таким образом, если несформированность серийной организации движений достаточно выражена и распространяется на речь, то в речи ребенка мы увидим сокращение словаря, бедность грамматического строя (короткие фразы, использующие самые простые грамматические конструкции), трудности построения развернутого рассказа (изложение непоследовательно, объем текстов сокращен). Именно трудности построения текста бывают наиболее стойкими.

Каким образом выясняется сформированность серийной организации движений?

Прежде всего надо проанализировать то, как ребенок овладевает новой для него серией движений. Педагог использует для этого пробы «ладонь — кулак — ребро», пробу на реципрокную координацию и графическую пробу «забор». Он смотрит, может ли ребенок овладеть плавным (слитным, а не поэлементным) автоматизированным выполнением движения, нет ли у него инертности, трудности переключения с одной программы на другую. Этой цели может служить и повторение серий слогов или гласных звуков.

Проба на реципрокную (взаимообратную) координацию движений (одновременное сжимание одной кисти и разжимание другой) направлена на выявление «сформированности» механизмов серийной организации движений и межполушарного взаимодействия.

Другое направление диагностики направлено на решение зрительных задач. При нарушении зрительного восприятия коррекционная работа должна решать следующие задачи:

1) развитие зрительного внимания,

2) развитие связей «зрительный образ – слово», дифференциация зрительных образов и значений слов,

3) развитие зрительно- гностических и зрительно-мнестических процессов, включая разные стратегии зрительного опознания.

Поскольку при недоразвитии любого из компонентов зрительного восприятия страдает вся функциональная система в целом, на первом этапе работы

предлагаются сравнительно простые задания общего характера. К ним относятся задания первого методического комплекса на идентификацию зрительных изображений. Эти задания реализуются с помощью игры в «Лото» – ребенок находит картинку, соответствующую представленной. Усложнение заданий идет по двум линиям: гностической и речевой. Гностическая сложность нарастает при переходе от цветных реалистических пар к парам, где одна или обе картинки являются черно-белыми, силуэтными, схематическими или стилизованными.

Для закрепления отрабатываемых зрительных образов используются задания на узнавание и/или вербальное воспроизведение: задания выбрать картинки или подписи к ним, вспомнить, как были расположены картинки и т.п.

Второй комплекс заданий

– нахождение вербализуемых различий. Здесь для сравнения используются сюжетные картинки. Сначала на них мало объектов и самые простые различия: наличие/отсутствие деталей, изменение цвета, формы, количества.

Нахождение различий по памяти (ребенок смотрит лишь на одну картинку, припоминая другую) – наиболее сложный вид заданий в этом комплексе.

Третий комплекс заданий

– перцептивное моделирование, т.е. воссоздание предмета из частей. Эти задания могут быть очень различными по сложности.

Очень полезны входящие в этот комплекс задания на конструирование предметов. В отличие от предыдущих заданий здесь изображение предмета делится на функционально значимые части, так, прибавление «ручки» или «носика» и «крышки» позволяет преобразовывать «горшок» в чашку, сахарницу, чайник. В этом задании выделяются и называются различительные признаки предметов, что позволяет тренировать аналитическую стратегию восприятия и расширять словарь.

Четвертый комплекс

– сенсибилизированные задания. Здесь используются различные традиционные приемы «зашумления» изображения. Контурные изображения зачеркиваются, накладываются друг на друга или даются неполными.

На основе проведённой нами диагностики, мы предлагаем детям те или иные игры.

Игры

Мельница

Цель:

развитие внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры

. Все играющие становятся в круг на расстоянии не меньше 2-х метров друг от друга. Один из игроков получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. постепенно скорость передачи увеличивается. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Примечание. Игру можно усложнить тем, что кто-то будет отбивать ритм, под который игроки будут перебрасывать друг другу мяч, т.е.е задействовать слуховое внимание. Кроме того, этот ритм может меняться (то быстрее, то медленней).

Золушка

Цель:

развитие распределения внимания.

Условия игры.

В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.

Кто быстрее?

Цель

: развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, закрепление зрительного образа буквы.

Условия игры

. Детям предлагается как можно быстрее из фасоли или гороха выложить заданную букву.

Данное задание целесообразно предлагать ребенку на занятиях по обучению грамоте для смены видов деятельности. Это задание является великолепным способом для снятия напряжения и переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одной темы.

Не пропусти мяч

Цель

: развитие внимания, умение работать в команде.

Условия игры.

Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего – ногой выбить мяч из круга. Задача игроков – не выпустить мяч. Разнимать руки нельзя. Если мяч пролетит над руками или головой игроков, удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий выигрывает, становится игроком, а на его место встает тот, кто пропустил мяч.

Аисты-лягушки

Цель:

тренировка внимания, контроль двигательной активности, развитие слухового внимания, координации движений.

Условия игры.

Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущий хлопнет два раза, игроки принимают позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Примечание. Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз – так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы.

Цветные ладошки

Цель:

развитие внимания, умения действовать по инструкции, развитие волевой регуляции.

Условия игры

: Педагог из разноцветного картона вырезает вместе с детьми три силуэта детской ладошки: красный, желтый, зеленый. Затем все участники игры договариваются, что, когда ведущий (сначала взрослый, а затем — кто-то из детей) поднимет зеленую ладонь — «кричалку», — можно бегать, кричать, прыгать; желтая ладонь — «шепталка» — позволяет двигаться и переговариваться шепотом; по сигналу «молчалки» — красной ладошки — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

Кольцеброс

Цель:

закреплять умение подбирать слова на заданный звук, развивать умение работать в команде.

Условия игры

. Ребёнку предлагается подобрать слово на заданный звук и попасть кольцом на конус. Если игра проводится в команде, то побеждает та, у которой за определённый промежуток времени будет больше слов и попаданий.

Игра способствует активизации словаря. Здесь мы можем в игровой форме закреплять понятие звука, умение подбирать слово на заданный звук, умение слышать себя и контролировать своих друзей. Т. к. задание выполняется в игровой двигательной форме, то дети не утомляются, повышается их интерес к обучению.

Поиграем с картинками

Цель:

развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти, автоматизация звука.

Условия игры:

Перед ребёнком выкладывается ряд картинок по определённой теме. Ребёнком проговаривается, что на них изображено и для чего предназначено. Затем даётся установка, что ребёнок должен внимательно посмотреть и запомнить в какой последовательности они расположены. После этого картинки убираются из поля зрения и выкладываются только после называния ребёнком.

Найди звук

Цель:

развитие фонематического восприятия, слухового внимания

Игра на развитие фонематического восприятия в движении. Хорошо идёт работа над определением наличия звука в слове.

Условия игры:

Дети встают в круг, им даётся установка о том, какой звук мы ищем в слове. Игра производится с мячом. Если в слове есть заданный звук, то ребёнок ударяет об пол мячом, если нет, то подкидывает вверх и возвращает ведущему. Игра усложняется за счёт увеличения темпа или за счет того, что ведущим становится ребёнок.

Какой предмет я загадала?

Цель

: развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве, закрепление употребления в речи предложных конструкций.

Условия игры:

Раскладываются предметы на разном расстоянии друг от друга. Ребенку, в зависимости от его возможности, дается инструкция. Например, подойди к предмету, который находится справа от мяча, но ближе, чем кукла. Или подойди к предмету, который ближе всего к тебе, дальше всего от мяча. Затем можно спросить, где находится кукла, мяч и т.д. Тем самым мы закрепляем умение ребенка ориентироваться в пространстве, внимательно слушать инструкцию, правильно использовать предложные конструкции.

Обезьянки

Цель:

взаимодействие движений глаз, языка, рук, ног как единый отлаженный механизм.

Условия игры:

Ребенку предлагается по сигналу открыть одновременно рот, глаза и ладони и так же по сигналу одновременно закрыть.

«Снежный ком»

Цель:

развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности, расширение словаря по определённой теме.

Условия игры.

Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например “слон” (если тема игры – “Животные”). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, “слон”, “жираф”. Третий говорит: “слон”, “жираф”, “крокодил”. И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель.

Примечание. Аналогичны образом можно придумывать “Детектив”, по одному слову складывая сюжет. Например: “Ночь”, “улица”, “шаги”, “крик”, “удар” и т.д. можно разрешить детям подсказывать друг другу, но только используя жесты.

«Здравствуй пальчик»

Цель

: развитие мелкой моторики, дифференциация звуков, формирование межполушарных связей, концентрация внимания. Задание хорошо использовать для дифференциации смешиваемых звуков.

Условия игры

. Предлагаем ребенку соединять пальчики правой руки, произнося слоги с согласным «Ш», а левой руки, с согласным «С». Усложняется работа, когда педагог дает слоги в разнобой.

Литература:

1.Сборник под ред. П.Н Лосева, Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет.-М., 2005

2. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников.- С-П., 2002

3.Лалаева Р.И Логопедическая работа в коррекционных классах.-М.,2004

4. Ефимов И.О. Современная нейрофизиология речи и слуха.-С-П.,2009

5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.-М.,2011

6. Забрамная С.Д., Баровик О.В. От диагностики к развитию.- М.,2004

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]