Цель занятия: изучаем букву Э, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
Задачи:
- познакомить дошкольника с буквой Э, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Э по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Электричество
Эскалатор
Экскаватор
Эклер
Когда мы произносим звук [Э], воздух свободно выходит изо рта. Произнеси: ЭЭЭ. Ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Э].
- Скажи, что такое эхо?
- Послушай предложение: ЭММА И ЭЛЛА СЛУШАЛИ ЭХО.
- ЭХО — какой первый звук в этом слове?
- Какой первый звук в слове ЭЛЛА? — ЭММА?
- Какой звук есть и в слове ЭКСКАВАТОР, и в слове ЭСКАЛАТОР?
- В начале, в конце или в середине слова звук [Э] в слове ЭСКАЛАТОР? — ЭКСКАВАТОР? МЭР?
- Гласный или согласный звук [Э]?
Знакомство с буквой
Карточка с буквой Э.
Изучаем Э: показать детям карточку с буквой, произнести ее. Предложить начертить контур Э в воздухе, выложить из фасоли или кусочков веревки. Охарактеризовать звук: сказать, что он гласный, его можно пропеть. При правильном произношении звука рот немного приоткрыт, губы растянуты, язык не задействован. Струя воздуха выходит свободно, вдоль языка, никто его не видит.
Артикуляция подобна звуку И, хотя выходящая струя воздуха изо рта на порядок сильнее. Постановка звука Э у детей старшей группы детского сада происходит по подражанию. Воспитатель предлагает повторять звук вслух отдельно и в структурных слогах. Можно показывать картинки или предметы, в названиях которых имеется общая буква, при этом произносить слова вслух, акцентируя внимание на звуке Э.
Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре.
Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?
Научить ребенка четко произносить звук [Э].
Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.
Учить читать предложения, соблюдая повествовательную и вопросительную интонации.
Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.
Задание 1. Взрослый произносит ряд слой, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:
мак — бак — так — банан;
сом — ком
— индюк —
дом; лимон — вагон —
кот —
бутон; мак — рак —
веник — бак.
Задание 2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Э]:
— губки в улыбке;
— зубки сближены;
— широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;
— горлышко «работает».
Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ…»
Характеристика
звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ…х!»
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э}»:
э, а, э, у, о, э…; эх, ах, ух, эх…; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:
птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.
Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):
автобус, эхо,
апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик,
усики.
Задание 7. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).
Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].
Задание 9. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:
эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.
Задание 10. Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы отвечают на вопрос: кто это?,
а неодушевленные предметы — на вопрос:
что это?
Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам.
Продолжить ряд:
Кто это? Это девочка, кошка, собака…
Что это? Это машина, стол, куртка…
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по признаку одушевленности или неодушевленности предметов):
машина, самолет, стол, дедушка;
ворона, соловей,
стул,
корова.
Задание 11. Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот:
То ль зевает, то ль поет.
О.Гофман
На что еще похожа буква Э?
Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э.
Игры с буквой.
Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик:
составление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.
Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме (употребление точки и вопросительного знака).
Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха.
Автоматизация звука Э
Следующим этапом в изучении буквы и звука Э является автоматизация. Воспитатель может прикрепить картинки к доске и предложить дошкольникам называть предметы. Например, эскалатор, экскаватор, эму, экран, электричество и др.
В процессе обучения детей важно использовать игровые методы, например, общую игру с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово. Дошкольник должен поймать мяч, если услышит изучаемый звук. Лучше запоминание проходит при чтении занимательных стихотворений, загадок и сказок. Помимо визуальной и слуховой тренировки ребенку нужно давать и письменные задания.
Буква Э в русской письменности
До русской азбуки, а если еще точнее, то до русской письменности, странная буква «э» дошла в виде нейотированного гласного через такие слова, как: это, эдакий, эх, эге-ге и т.п.
Его стали использовать в начале слова и после гласных: эхо, этаж, поэт, дуэль и т.д. Я даже слов придумать не могу с этой буквой. Если вы можете добавить к этому ряду свои, буду рада почитать их в комментариях.
Вот только после Е и И принято писать Е, а не Э. Есть, конечно же, исключения: Мариэтта, Глиэр и т.п.
Чистое звучание у Э лишь в словах иноязычного происхождения, в исконно русских — только Е: ехать, есть и т.д.
Поэтому Э называют специфической для заимствованных и иноязычных слов.
Русские критики называли Э «странной литерой», а Белинский и вовсе был против формы буквы.
А.П. Сумароков отзывался об Э оскорбительно, называя эту букву «уродом русского алфавита». Хотя если к ней хорошо присмотреться, ничего уродского я в ней не вижу. Ну смотрит она не в ту сторону, что и другие буквы алфавита. Ну и что. В любой семье не без … буквы Э.
Интересно было мнение Грота, который был противником использования Э после согласных, но отстаивал свое мнение по поводу постановки буквы в начале слов и после гласных.
Задание для дошкольников: печатная буква Э
Чтобы повысить эффективность обучения, необходимо давать ребенку в подготовительной группе письменные задания или задания онлайн:
- обвести по точкам;
- дописать букву;
- найти Э на рисунке;
- зачеркнуть неправильно написанные буквы;
- раскрасить предметы, где есть Э, и др.
Прописываем печатную букву Э.
История буквы Э
Знак Э присутствует в южнославянской кириллице в роли аллографа буквы Е, использовавшемся в 13-14 веках.
В более ранние времена была лишь выносным знаком над строкой (примерно в 1284 году, палеограф Е.Ф. Карский).
Древнерусская письменность предлагала этот знак похожим на букву З. Впервые буква появилась в конце 14 — начале 15 веков.
Подозревают, что ее списали с глаголического антиграфа.
В западнорусскую азбуку буква пришла в конце 15 века и затем начала входить в азбуки по всей Московской Руси.
Позднее она встречалась в Познанской рукописи в конце 16 века. Э начали писать в таких словах, как: цЭсар, рыцЭр и т.п.
Буква Э стала официальным знаком в алфавите лишь в 1708 году, когда создавался гражданский шрифт.
Сказки про букву Э
На нашей планете существует загадочная страна под названием Азбука. Там живут разные жители, и у каждого есть свое имя. Где-то на самом краю Азбуки живет буква Э. К ней редко ходят в гости другие буквы, потому что она поселилась в высоком доме, на 31 этаже.
Э любит выходить на балкон и смотреть на большой эвкалипт, растущий прямо возле ее дома. На этом эвкалипте жили маленькие эльфы, которые день и ночь трудились. Они работали на фабрике, где готовили самое вкусное эскимо в мире. Э любила смотреть за работой маленьких человечков и часто подсказывала и помогала им. Как только главный эльф кричал «Эге-гей», раздавалось протяжное звонкое эхо. Это означало, что очередная порция мороженого готова. Тогда Э спускалась вниз на эскалаторе, чтобы съесть свое любимое лакомство.
Возле эвкалипта была станция, на которую каждый день приезжала электричка. В будние дни Э работала на экскаваторе, рыла ямы, в которых эльфы строили новые помещения для своей фабрики. А в воскресенье Э каталась на электричке по Азбуке и ела шоколадное эскимо.
Урок обучения грамоте (чтение) для инклюзивного 1 класса по теме: Гласный звук [э]. Буквы Э,э.
Изучение нового материала.
Развитие речевого аппарата. Артикуляция:
Чтобы произнести звук [э] мы открываем рот, язык находится внизу и слегка приподнят. (Показ учителя).
Повторите.
Рассмотрите картинку (слайд из м/ф Головоломка)
Кто знает персонажей? Назовите их. Как назвать одним словом? (Э
моции). Назовите первый звук.
Дыхательная гимнастика.
Эмоциональная коррекция
. Произнесите звук [э] вполголоса, протяните его, выражая радость,…печаль, гнев, страх, брезгливость.
Знакомство со звуком
[э].
Произнесём ещё раз и дадим характеристику звуку, какой он гласный или согласный? Почему? В схеме какого цвета?
Отгадайте загадку (электр.прил. В.Г.Горецкого и др.): 1.
Ты кричал – оно молчало. Ты молчал – оно кричало
.
Что такое Эхо? Поиграем в эхо? (Азбука с. 59) Текст начинает читать учитель, дети называют конец слова.
Надо составить схему к слову ЭХО.
Работать будем в парах. Возьмите конверт для составления звуковой модели слова. Ученик 1 варианта выкладывает схему, 2 вариант – в роли учителя, проверяет, оценивает работу напарника…
Проверяем работу у доски. Сколько слогов, куда падает ударение? Где находится звук в слове? Сравните свою работу с проверенной работой на доске. Оцените свою работу смайликом (зелёный – я доволен, все получилось, желтый – получилось, но было трудно, красный – трудно, нужна помощь)
2
.
На стене в кинотеатре есть большое полотно
Ходят взрослые и дети посмотреть сюда кино.
(Экран)
Составьте схему к слову. Ученик 2 варианта выкладывает схему, 1 вариант – в роли учителя, проверяет, оценивает работу напарника…
Проверяем работу у доски. Сколько слогов, куда падает ударение? Где находится звук в слове? (в начале слова). Проверьте. Оцените — смайл.
Сделайте вывод:
что вы узнали о новом звуке, работая в паре? (формулируют вместе, учитель корректирует). Повторите вывод друг другу в паре.
3.
Как называют главного человека страны? (Слайд с портретом президента) А кто главный в городе
(мэр)
?(Фото на слайде). Где находится звук в этом слове? (в середине слова, после согласного)
Как произносится согласный перед буквой Э, твердо или мягко? Составьте схему слова МЭР. Договоритесь, кто выкладывает, а кто проверяет. Проверьте (слайд). Оцените – смайликом.
Сделайте вывод:
что ещё узнали о звуке? (формулируют вместе, учитель корректирует)
Повторите вывод друг другу (в паре).
Что вы запомнили про звук [э] ?
Физминутка (двигательная) —
игра «Найди звук [э]».
Встаньте. Потянитесь. Обнимите себя.
Я буду называть слова. Если в них есть звук [э] — поднимайте руки вверх, если звука нет – садитесь на корточки. Постарайтесь запомнить как можно больше слов с буквой Э….
Какие слова запомнили? Что они обозначают?
Достигли мы первой цели? Какова следующая цель?
Подходящие игры
Дидактические игры на внимательность:
- Найди в словах одинаковый звук (экран, эму, экватор, эстафета).
- Придумай слово на Э.
- Хлопни в ладоши, как только услышишь слово с нужным звуком (арбуз, эрудит, обезьяна, эврика, эшелон, индюк).
- Найди лишнее слово в ряду. (эталон, эвкалипт, уха, экскурсия).
- Игра «Дополните слово» (учим строение слов)Эта (этаж), кипа (экипаж), спорт (экспорт), талон (эталон), пресс (экспресс), страда (эстрада), этаж (Эрмитаж), кран (экран).
- Игра «Что пропало?». На столе выкладываются предметы (игрушки), в названиях которых есть изучаемая буква. Ребенку предлагается назвать все предметы, после чего отвернуться или закрыть глаза. В это время воспитатель убирает один предмет, а ребенок должен назвать, что пропало.
Игровые упражнения:
- Речевая зарядка. Повторять слоги ЭП-ОП-АП, АП-ЭП-ИП, ОП-ЭП-УП, ЭП-ОП-ЭП, ИП-АП-ЭП, УП-ОП-ЭП.
- Мастер-класс «Домики». Подготовить домики с тремя окошками (схема: начало, середина, конец слова) и подходящие предметные картинки. Ребенку нужно определить место заданного звука в слове и вставить картинку в первое, второе или третье окошко.
- Забавная группировка. Для этой игры понадобится таблица с напечатанными буквами и фишки (монеты). Детям нужно найти Э в таблицы и накрыть фишками.
- Буквенный конструктор. Предложить детям достроить Э из других букв (О, С). Можно использовать фасоль или другую крупу.
- Соревнования телефонистов. Дети садятся в ряд. Воспитатель проговаривает скороговорку на ухо первому ребенку, а тот передает услышанное следующему. Последний игрок должен рассказать скороговорку вслух.
Существует множество дидактических игр и упражнений, которые помогут превратить процесс обучения дошкольников в занимательное и увлекательное занятие.
Конспект занятия по обучению грамоте детей 6-7 лет на тему: «Буква Э»
Тема
: «Буква Э»
Цель
: Знакомство с буквой «Э».
Задачи
: Развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас (упражнять в составлении слов из букв другого слова и объяснять их значение)
Оборудование
: Предметные картинки, буква Э и её картинка-образ, магнитные буквы, слоговые таблицы, фишки для оценивания своей работы.
Ход занятия:
1.Вводная часть: Организационный момент.
3 мин
2.Основная часть: Подготовка к восприятию (игра «Узнай букву», «Что изменилось?») Характеристика звука. Знакомство с буквой. Анализ буквы. Нахождение буквы в печатном тексте. Чтение. Игра «Наборщики»
23 мин
3.Итог занятия: Оценивание детьми. Беседа с детьми о том, что больше всего понравилось на занятии.
4 мин
1.Организационный момент.
2.Основная часть.
1) Игра «Узнай букву»
— Нахождение изученных букв среди других (небуквенных) знаков.
2) Игра «Что изменилось?»
-На доске предметные картинки: эскимос, эскимо, эму, эскалатор, эквилибрист, экскаватор.
-Какой первый звук в этих словах? (Э) Этот звук мы уже слышали раньше. Он входит в состав буквы Е. Вспомните: Е= (Й) + (Э)
3) Характеристика звука.
— Поднесите руку ко рту и произнесите звук (э). Как выходит воздух изо рта? (свободно) Губы улыбаются, какой звук гласный или согласный? (гласный). Положите руку на горло. Оно дрожит? (да) Значит голос есть. Мы помним, что все гласные звуки произносятся с голосом. Обратить внимание на то, что буква, на ленте букв, находится в первом ряду гласных, значит согласные будут читаться твёрдо с этой гласной буквой.
4) Знакомство с буквой.
— На письме звук (э) обозначается буквой Э. Посмотрите, на что похожа буква Э? Про букву Э есть двустишие, послушайте его:
Буква Э, разинув рот,
Языком нас дразнит – вот!
5. Анализ буквы.
-Из каких элементов состоит буква Э? (из палочки и полукруга)
-Сколько в ней элементов? (2)
-На какую букву она похожа?
-Возьмите в руки пластмассовую букву Э, ощупайте её с открытыми, а затем с закрытыми глазами.
— Нарисуйте в воздухе эту букву, на спине товарища.
6.Нахождение буквы в печатном тексте.
-Необходимо букву Э обвести.
6) Чтение слогов и слов.
— Сначала дети вместе с педагогом прочитывают слоги на доске, а затем по слоговым таблицам и букварю.
7) Игра «Наборщики»
-Составьте слова из букв слова ЭЛЕКТРОВОЗ
(ров, воз, взор, век, лев, зов, тело, лето и т.д.)
10. Итог занятия.
— С какой буквой мы сегодня познакомились? На что она похожа? Что понравилось? Оцените свою работу.
Буква Э после согласных
Согласные редко пишутся с последующей Э. Еще в 1956 году были введены правила, что Э допустима лишь в словах: мэр, пэр, сэр и именах собственных.
В 2006 году была произведена редакция этих правил. Тогда Э была включена еще в три слова после согласных: пленэр, рэкет, рэп.
Есть еще некоторые слова с Э после согласных, например: хеш/хэш, тег/тэг, кеб/кэб. Но они больше выглядят как чисто иностранные.
Также с Э пишут названия букв: бэ, вэ, гэ и т.д.
Употреблением Э в качестве междометия тоже никого не удивишь: Э! Иди сюда!
Одна единственная буква, а сколько силы в ней при окрике кого-нибудь.
Эта странная буковка Э. Ты не Бэ и не Мэ, и даже не Гэ. У тебя весьма странный вид, Но пришла ты в наш алфавит. Сколько вытерпеть тебе пришлось. Лишь в последнем ряду тебе место нашлось.
Вот и вся история про букву Э. До новых интересных встреч на моем сайте, друзья!