Консультация для педагогов «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста»консультация по развитию речи по теме

Речевая активность детей зависит от того, как устроена окружающая среда его жизни. Из какого иллюстративного материала, из каких игрушек, из какого оборудования и из каких пособий она состоит. Она зависит и от того, каков развивающий потенциал в играх, как они располагаются, доступны ли они для того, чтобы ребенок мог осуществлять самостоятельную деятельность.

Оборудование в группах нужно размещать таким образом, чтобы воспитатель мог легко подходить ко всем детям во время занятий и игр.

Формирующая речевая среда

Формирующая речевая среда дает большие возможности для речевого развития.

Детям можно предлагать самостоятельно рассматривать картинки, игрушки, книги, рассказывать им об этих предметах, а также о разных событиях. С помощью поручений можно давать детям возможность общаться с ровесниками и со взрослыми. Для того, чтобы развивать инициативную речь, нужно предоставить детям возможность самостоятельно рассказать о предметах из ближнего окружения. Также нужно подсказывать детям образцы обращения к взрослым.

Также обсудим игры и игровые упражнения.

Игра как средство речевой активности

Игра – это первая ступенька воспитательного процесса. Игра формирует язык. Язык при этом организует игру. Характером игры определяются речевые функции, средства общения и содержания. Слово для детей – это часть действительности. Из слов вытекает, насколько важно стимулировать деятельность детей и формировать их язык.

Для этого необходимо грамотно организовать игровое пространство, предоставить детям подходящие игрушки и предметы, которые позволят питать деятельность детей, обогащать запас определенных представлений и формировать их язык. Упражнения и игры дают положительный результат только в тех случаях, когда воспитатель представляет, какие именно задачи решаются в процессе их проведении и каковы особенности организации игр в раннем детстве.

Городской центр медицинской профилактики

15 марта в Городском центре медицинской профилактики для участковых педиатров и медицинских сестер, медицинских работников кабинетов здорового ребенка детских поликлиник и детских поликлинических отделений состоялся семинар «Речевое развитие детей раннего и дошкольного возраста». «Доречевое и речевое развитие детей. Вопросы профилактики и диагностики специфических речевых расстройств» — такова была тема доклада к.м.н., доцента кафедры психиатрии и наркологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Веры Владимировны Поздняк. Она напомнила возрастную периодизацию (по Д.Б. Эльконину). В периоде «младенчество» (от рождения до года) ведущей деятельностью у ребенка является непосредственное эмоциональное общение, а основные новообразования — формирование потребности в общении, эмоциональном отношении. В раннем детстве ведущей является предметно-манипулятивная деятельность, основные новообразования — развитие речи и наглядно-действенного мышления. В дошкольном возрасте наблюдается стремление к общественно значимой деятельности через ролевые игры. У младших школьников ведущей является учебная деятельность, у подростков — интимно-личностное общение, когда формируется самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, самостоятельности, подчинений коллективным нормам. Ребенку должно нравиться все, что связано со школой. Если он находится еще в игровой стадии, то он не готов к школе. Умение читать-писать не имеет отношения к готовности к школе. Здесь имеет значение умение высидеть 40 минут на одном месте. В старшем школьном возрасте в результате учебно-профессиональной деятельности идет формирование мировоззрения, самосознания, профессиональных интересов, мечты и идеалов. В 16 – 17 лет школьник уже должен определиться с профессией. Многие родители считают, что ребенок на первом году жизни только молчит или плачет. Это заблуждение. На первом году жизни мама должна постоянно разговаривать с ребенком! Необходимо убрать все «искусственные» звуки телевизора, радио, гаджетов, телефонов. Фоном ничего не работает. Только живая речь. Но не надо начинать учить в этом возрасте с ребенком английский или философию. Чем больше предметов окружает ребенка с 1 до 3 лет, тем лучше. Он должен все трогать, открывать, выдвигать, пробовать – это нормально. Но надо его обезопасить от того, что опасно, а не от жизни, когда все нельзя. На первом году жизни формируется «комплекс оживления», четыре «крика-плача» (хочу есть, я мокрый, хочу спать, мне скучно). Если мама хорошо понимает своего ребенка, то даже из другой комнаты знает по плачу, что ему нужно. Коммуникативное поведение начинает формироваться примерно с трех месяцев. Как свидетельствуют многочисленные исследования, младенец уже в первые месяцы после рождения является в определенной степени коммуникативно компетентным и коммуникативно активным. Такой поведенческий феномен, как «комплекс оживления», является яркой иллюстрацией социальной ориентированности младенца, самоценности для него процесса общения. Нарушения предречевого развития младенцев в условиях полной материнской депривации (отсутствие мамы, например, в Доме ребенка) проявляются в виде синдрома депривационной предречевой ретардации, в структуру которого входят: недиференциованность крика-плача; задержка формирования модулированных вокализаций (гуканья, гуления, лепета, звуко- и слогоподражания и др.); снижение (полное отсутствие) голосовых проявлений. В период гуления первыми появляются наиболее легкие для произношения гласные звуки (а, о, у, э). В процессе фонемообразования происходит усвоение различных признаков звуков, а не слуховых образов слов. Окончательно процесс фонемообразования завершается к концу первого года жизни. До 3 месяцев голосовая активность не зависит от работы слухового анализатора, поэтому гуление может наблюдаться и у глухих детей. После 3 месяцев произношение звуков осуществляется под контролем слуха. Ребенок проявляет интерес к собственным вокализациям, прислушиваясь и повторяя их. Определяющим стимулом предречевого развития младенца является семейный инпут – совокупность воспринимаемой ребенком речи. Речь взрослого, обращенная к ребенку, независимо от национальных и языковых особенностей, отличается от обычной речи универсальными акустическими признаками. Она имеет ярко выраженный ритм, гласные, как правило, растянуты и выше по тональности, паузы между высказываниями удлиненные, слова мелодически окрашены, характерны частые повторы. Лепет появляется в возрасте 5-6 месяцев и представляет собой сочетание согласных с гласными. Формируются первые слоги, наиболее употребимые из которых — «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» — стали обозначать ближайших ребенку родственников. К восьмому месяцу звуковой состав усложняется, словесный лепет проявляется использование псевдослов («мам»). Несмотря на то, что произношение может быть весьма точным и напоминать настоящую речь, в основе словесного лепета лежит имитационный механизм. Произношение приближается к речевому окружению с присущими ему особенностями, т. е. дети лепечут на родном языке. Этот этап доречевого развития может благополучно проходить у детей с последующей задержкой темпового развития, моторной алалией, аутизмом, общим психическим недоразвитием. Речевые механизмы, ответственные за лепет, активно функционируют до 1,5 лет, после чего лепет как форма предречевой активности редуцируется. В 12-13 месяцев ребенок должен говорить 12-13 слов. В 2 года малыш должен произносить предложения из 2 слов (хочу есть). В 3 года – предложения из трех слов (я хочу есть). В 4 года должна сформироваться нормальная речь. Что делать если обнаружились предречевые нарушения? К общим принципам поведенческой терапии нарушений предречевого поведения относятся: адекватное реагирование на младенческий крик-плач; • стимуляция развития модулированных предречевых вокализаций; • использование приемов эмоционального общения с младенцами. Во втором полугодии главной задачей является выработка понимания ребенком слов. Необходимо проговаривать названия предметов, вызывать у ребенка движение в сторону этих предметов, учить ориентироваться в окружающей обстановке. Следует также сделать ребенка соучастником всех происходящих действий (переодевание, укладывание спать, раздача пищи, кормление). Появлению первых слов обычно предшествует стадия неразборчивого «бормотания» или детский «жаргон», в норме наблюдающийся в возрасте 1-1,5 лет. Внешне он напоминает «разговор» с использованием интонаций, свойственных речи взрослых. Интонационное бормотание состоит из неразборчивых звукосочетаний, разделенных паузами. Детская речь — это вполне самостоятельная деятельность, характеризующаяся собственными целями, мотивами, собственным иерархическим строением. В силу ограниченности своих семиотических способностей ребенок на ранних этапах речевого онтогенеза строит свой, упрощенный вариант языковой системы, от которого через серию промежуточных стадий переходит к нормативному языку. Этапы становления речи: I этап — инициальный, он охватывает период от 10 до 18 месяца жизни. Его основное содержание — овладение простейшими навыками речевого общения с помощью самых элементарных, неструктурированных форм высказываний — голофраз. На II этапе, раннем (18—30 мес.), ребенок начинает формировать языковую систему, включая подсистемы языковых средств, и продолжает совершенствовать навыки речевого общения. III этап — средний (30 мес. — 6 лет), характеризуется завершением формирования языковой способности и достижением достаточно высокого уровня языковой и коммуникативно-речевой компетентности, в это время начинается формирование метаязыковых навыков. IV этап — поздний (6-12 лет), его основным содержанием является совершенствование прагматики речи в широком диапазоне коммуникативных и социальных ситуаций, овладение навыками построения сложноорганизованных связных текстов, развитие контекстной монологической речи, освоение письменной речи. В настоящее время самой распространенной речевой патологией является темповая задержка речевого развития, так называемый «поздний старт». 50% детей не говорят относительно своего возраста. Это связано с обилием информационных потоков. Иногда ребенок прекрасно разбирается в гаджетах, но не говорит. Отмечается у детей нарушение фонематического анализа и синтеза — способности воспринимать и дифференцировать фонемы (звуки слышимой речи), использовать их в собственной речи, письме, чтении. Еще одно нарушение – дислалия. Представляет собой нарушение звукопроизношения при сохранном физическом и фонематическом слухе, артикуляции. Дислалии делятся на функциональные (нарушение нейродинамики произношения) и механические (анатомические дефекты органов речи). Наиболее распространенными являются следующие виды дислалий: сигматизм (нарушение произношения свистящих и щипящих звуков), ротацизм (нарушение произношения звука «р»), ламбдацизм (нарушение произношения звука «л»). Общее речевое недоразвитие проявляется нарушением формирования всех сторон речи: фонетической (звукопроизношение), фонематической (затруднение дифференциации звуков), лексической (нарушение понимания речи), грамматической (затруднение построения фраз). Различают 3 уровня общего речевого недоразвития. 1 уровень- алалия (дословно «безречие»). Речь представлена слогами, звукоподражаниями. 2 уровень характеризуется наличием отдельных слов и двухсложных фраз с выраженными искажениями произношения. 3 уровень – это развернутая фразовая речь с аграмматизмами и искаженным произношением слов. Различают 2 варианта алалии – моторная (экспрессивная) и сенсорная (рецептивная). Моторная алалия связана с недоразвитием произношения звуков речи, слов, предложений. Сенсорная алалия представляет собой неспособность воспринимать и дифференцировать речевые единицы (звуки речи, слова, предложения). Речь окружающих воспринимается как единый «поток». Моторная алалия. При моторной алалии первые слова появляются по сравнению с нормой значительно позже – между 3 и 4 годами. Характерно затруднение в произношении новых слов. Отмечается выраженный разрыв между понимаемой и произносимой речью. Наиболее характерным признаком моторной алалии является облегченное и искаженное произношение слов («аши» — «машина»; «кайка» — «лошадка»). Обобщающие понятия трудны для понимания. Так в раннем и дошкольном возрасте дети с трудом разучивают цвета. Свои просьбы ребенок выражает преимущественно мимикой и жестами. Характерен отказ от речевого общения в ситуации, когда ребенок осознает свои речевые недостатки и видит настойчивое желание родителей получить от него какой-то результат. Сенсорная алалия возникает вследствие поражения «области Вернике» головного мозга, ответственной за понимание речи. В основе сенсорной алалии – выраженное нарушение фонематического слуха. Дети не способны различать речевые единицы – звуки, слова, предложения. Речь окружающих воспринимается как единый «поток». При сенсорной алалии связь между словом и предметом (действием), который он обозначает, не формируется. В легких случаях – затруднение восприятия речи на слух. Ребенок не способен различать близкие по звучанию слова (например, дочка-бочка, мышка-миска и т.д.). С такими детьми очень сложно работать. Существует медикаментозное лечение нарушений речи (дегидратационные препараты; нейрометаболические церебропротекторы; рассасывающие средства; витаминные средства и их аналоги; противосудорожные препараты; средства, регулирующие эмоциональные и поведенческие реакции) и немедикаментозное (специальная гимнастика, речевые занятия).

Второй докладчик — психолог, специалист по коммуникациям АНО ДПО СПб Института раннего вмешательства Ксения Юрьевна Антохина подробно говорила об основных трудностях в развитии коммуникаций и речи у детей раннего возраста. Коммуникация – способность выражать свои чувства, мысли, идеи и понимать значение того, что было сказано или сделано партнером по общению. Коммуникационные мотивы: отказ или согласие; просьба; информация (ответить или задать вопрос); социальное взаимодействие (привлечь внимание к себе). Средства коммуникации: вербальные (слова, предложения) и невербальные (мимика, интонация, взгляд, жесты, звуки, телодвижения, реальные предметы, фото, технические средства). Коммуникативные умения: умение быть внимательным – способность концентрироваться на людях и вещах; умение соблюдать очередность – способность соблюдать очередность в игре, разговоре; умение подражать – способность копировать действия, звуки и слова других людей; слушание – способность слушать выборочно; умение играть – благодаря игре ребенок познает окружающий мир и учится важнейшим навыкам коммуникации; понимание – способность понимать чувства людей, ситуацию и речь; умение делать жесты, совершать движения телом – способность использовать движение рук, тела, лица для передачи сообщения. Умение говорить, как итог – способность произносить звуки и складывать их в слова, а слова в предложения. Все эти умения не развиваются изолированно друг от друга, развитие каждого умения проходит через определенные стадии. Нарушение коммуникации происходит, когда один или несколько элементов неэффективны. Нарушение коммуникации (принимать, передавать, обрабатывать вербальные и невербальные символические системы) может быть временным или постоянным. Это может быть умеренное или выраженное нарушение, присутствовать от рождения или приобретенное позже. Коммуникативные и речевые нарушения могут вызывать различные причины: нарушения в речевых зонах мозга, ухудшение или потеря слуха, физические нарушения (ДЦП), интеллектуальные нарушения (синдром Дауна), нарушения, при которых трудно управлять вниманием (гиперактивность), расстройства акустического спектра. Признаки, говорящие о нарушениях в области коммуникационного развития: ребенок мало смотрит в глаза, не отзывается на имя, не использует жесты, не копирует действия и звуки вслед за взрослым, проявляет больше интереса к предметам, чем к людям, не показывает предметы взрослому, нет лепета к 1 году, нет фразы из двух слов к 2 годам. Как организуется в этом случае ранняя помощь? Выявляется риск нарушения коммуникации, проводится дифференциальный диагноз, углубленная оценка, составляется индивидуальная программа помощи и сопровождения адаптации в образовательном учреждении. Кто помогает в случае нарушения развития коммуникации и речи? Педиатр, невролог, логопед, дефектолог, специалист по ранней коммуникации, специалист по альтернативной коммуникации, специальный педагог, психолог, воспитатель, родитель. Коммуникативные навыки у ребенка будут успешно развиваться в том случае, когда мама будет с ним постоянно общаться, а не «сидеть в телефоне»; у него будет партнер по общению; он всегда будет понят, и будет получать ответ на его сообщения (на плач, гуление, лепет, жест и пр.); он будет слышать сказанные слова и видеть, что они обозначают; он будет повторять слова и другие сигналы в разных подходящих ситуациях; он будет тренироваться в коммуникации в повседневных делах; он наслаждается коммуникацией. От слушателей семинара докладчикам было задано много вопросов, на которые были получены подробные ответы.

Специфика дидактических игр

Дидактические игры содержат в себе все структурные компоненты, которые характерны для игровой деятельности дошкольников. Но проявляются они в другой форме, так как их роль носит воспитательный и обучающий характер.

Дидактическая задача делает игру нацеленной на обучение, направляет ее содержание на формирование познавательной деятельности ребят. В отличие от прямой задачи во время занятий дидактическая игра побуждает ребенку самому ставить перед собой игровую задачу.

Чтобы формировать у детей способность внимательно слушать, а также усваивать последовательность событий в сюжете, свободно ориентироваться в услышанном чтении, представлять литературных персонажей, нужно внедрять в занятия специальные упражнения и проблемные ситуации.

К примеру, воспитатель должен читать отрывок из сказки и спрашивать: «Вы согласны с тем, что эта песня должна принадлежать волку, а не козе? Почему вы так считаете?». Или же можно спросить детей: «Как вы думаете, это лиса из сказки про лису, петуха и зайца? Почему?»

Когда дети отвечают на подобные вопросы и объясняют, почему у них такая точка зрения, им приходится воспринимать текст и представлять определенные образы.

Во время обучения детей средствам выразительности, нужно использовать любимые и знакомые для них сказки, которые бы вмещали в себя весь комплекс выразительных языковых средств, представляли бы детям возможность естественным образом познакомиться с богатой культурой родного языка.

Более того, использование сказок дает возможность обучить детей использовать разнообразные выразительные средства в их комплексе.

Сначала фрагменты из сказок используются в качестве упражнений. К примеру, дети должны проситься в теремок подобно медведю и лягушке, после чего педагог должен спрашивать, кто из них имеет более похожую манеру или голос на этих персонажей.

Более подробно остановится на том, как применяются в процессе обучения дидактические игры по формированию речи младших дошкольников.

Формирование речевой активности

Что же следует понимать под речевой активностью?

  • Во-первых, начало возникновения речи. Нормой считается появление первых слов у ребёнка в 1 год, а начало фразовой речи (ребенок говорит предложениями, а не словами) около 1,5 лет. Если у малыша запоздалые сроки возникновения речи (в 3 года или позднее), то он попадает в группу ортодонтического риска. Патология прикуса практически неизбежна!
  • Во-вторых, речевая активность может рассматриваться и с психологической точки зрения. Если коротко, то у интровертов больше шансов заполучить неправильный прикус, чем у экстравертов. Как правило, речь — это всегда вопрос собственной инициативы, наличия потребности в самовыражении. Если ребёнок имеет проблемы в реализации высказывания, то родители должны знать, что данные особенности в общении поддаются коррекции.
  • В-третьих, учитывается уровень владения языком. Дефектное произношение звуков, сложности в выборе подходящего слова или выражения, соответствующих ситуации, страхи быть неправильно понятым, иногда приводят к снижению самооценки, и ребёнок превращается в молчуна вторичной природы.

Вот такой букет речевых и психологических проблем может повлиять на эстетику прикуса. Раннее обращение к специалисту-логопеду позволит «разговорить» ребёнка и предотвратить нежелательные осложнения! Итак, экстраверты, звоните! Интроверты, пишите! Не выращивайте проблему!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в .

Предметные игры в развитии речи

Игры с игрушками или предметами используются для того, чтобы формировать тактильные ощущения, манипулировать разными игрушками и предметами, формировать творческое мышление и воображение. Когда дети знакомятся с разными частями тела, я стараюсь провести игру «Олины помощники». В этой игре ребята не только знакомятся с разными частями тела, но и учатся образовывать множественное число у глаголов.

Играя в «Что это за предмет?», дошкольники учатся правильно называть предметы. Дети достают из мешочка предметы и называют их. Подобным образом проводится игра «Разноцветный сундучок».

Дети должны достать картинку из сундучка и назвать то, что на ней нарисовано.

Чтобы закрепить приобретенные знания и четкое звукопроизношение, я применяю игру «Волшебный кубик». Дети бросают кубики так, чтобы те крутились. Затем дети изображают то, что выпадает на верхней грани и стараются произнести подходящий звук.

Чтобы сравнить предметы по размеру, мы предлагаем детям находить для трех медведей каждому свою тарелочку.

Чтобы дети запоминали специфические особенности разных животных и птиц, проводится игра «Чья это шубка?».

Словесные игры и развитие речевой активности

Словесные игры строятся на словах и практических действиях с игрушками. Эти игры позволяют развивать память, учат ребенка использовать диалогическую речь, формируют их внимание и желание ясно выражать свои мысли.

Педагог старается активизировать, закрепить и расширить лексический словарь детей. Для этого используются игры, которые помогают детям четко и правильно произносить разные звуки.

Статья:

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.

Современный ребёнок к 4-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя простые и развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки.

Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слов. Словарный запас составляет от трёх до четырёх тысяч слов. А чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определённой речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Развитию речи в нашем детском саду уделяется большое внимание.

Воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи — эти речевые задачи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Формированию связной речи уделяется особое внимание, так как это одна из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Проводятся занятия по расширению словаря, формированию правильного звукопроизношения, фразовой речи, обучению пересказу. Всё это даёт положительные результаты, но они касаются преимущественно количественной стороны речи.

На занятии ребёнок, подчиняясь взрослому, произносит и запоминает отдельные слова и фразы, однако, как правило, почти не использует их в активной речи. Эффективность занятий находится в прямой зависимости от того, как дошкольник будет включать в активную речь полученные навыки.

Исходя из этого, выделяют несколько направлений в работе по развитию речи дошкольников:

— активизация деятельности детей.

Основное содержание: игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.

— активизация компонентов речевой деятельности.

Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации её основных компонентов, поэтому большое внимание мы уделяем речевым играм «Назови ласково», «Один — много», «Большой — маленький», «Кто что делает?», «Целое-часть», «Скажи наоборот», цель которых является обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности.

Ценность таких игр — в том, что дети не только получают языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

активизация речи в разных видах деятельности.

Для этого целесообразно использовать моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создаются путём использования наглядности, исполнения детьми различных ролей.

Исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребёнка на речевые действия, ожидаемые от него в определённой ситуации. Работа по активизации речи в игре и общении предполагает использование более сложных игр-драматизаций, инсценировок, творческих сюжетно-ролевых игр, игр-импровизаций с правилами, направленных на осознание своего социального Я, на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе, действовать в соответствии с предложенной или выбранной ролью, проявлять творчество и инициативу.

Продуктивная деятельность также может выступать как специфическое средство активизации речевого развития детей. На занятиях рисованием, аппликацией, лепкой детям предлагают наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами. Такие занятия дают возможность создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают нам реализовать личностно- ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учётом их способностей и уровня развития.

Сегодня в центре внимания — ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель — выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса , которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребёнка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей.

Задача педагогов состоит в том. чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребёнка, выбрать такие методы и приёмы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, своё словотворчество.

Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Для проведения ярких и эмоциональных занятий используем большой иллюстрированный материал, звука — и видеозаписи, применяем мультимедийное оборудование. В каждой группе имеется теле и аудио аппаратура, СД диски с любимыми детскими сказками, которые дети с удовольствием смотрят и слушают.

Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт — отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Кроме того, пальчиковые игры дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Разработаны и внедряются в работу циклы пальчиковых игр по лексическим темам, игры на развитие мелкой моторики — « Волшебные пальчики», комплексы речевой (артикуляционной) гимнастики для «трудных» звуков, комплексы дыхательной гимнастики, циклы домашних заданий для детей и их родителей по обогащению словаря, развитию лексико — грамматических категорий языка по лексическим темам, по сезонам.

Используются и настольно – печатные игры («Узнай по контуру», «На что похоже», «Забывчивый художник», «Временам года»), которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивают речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Их часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно

Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы «А что, дальше?», «А как это произошло?», «Почему это случилось?». Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребёнка, задавая ему массу вопросов. л нашли выход — при рассказывании использовать модельные схемы.

Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию.

В развитии связной речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группах организованы книжный уголок «Библиотека» и «полочка умных книг», в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. Со старшей группы вводятся детские журналы и газеты.

Итак, организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а её успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребёнка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний

Необходимым условием для полноценного развития речи является создание современной развивающей предметно пространственной среды.

Насыщая групповое пространство, мы педагоги заботимся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои потребности в познании, в общении, в движении.

При создании речевой зоны обращаем внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого используются: наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.

Игровое оборудование, наглядность, демонстрационный материал, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирует речевую активность.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребёнка в семье, является необходимым условием. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребёнка в семье осуществляется через:

Оформление информационных стендов и папок — передвижек для родителей.

Групповые консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», « Артикуляционная гимнастика», «Речевая культура ребёнка рождается в семье», «Играем с пальчиками и развиваем речь», « Как учить стихи… играючи?»,ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста.

Индивидуальные беседы и консультации с родителями по итогам обследования речи детей, по запросу.

Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов, направление на ПМПК).

Практические советы родителям — показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

Проведение родительских собраний. с приглашением учителя-логопеда.

Совместное приобретение игр и пособий по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и ДОУ, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов.

Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Настолько-печатные игры

Эти игры позволяют расширить детский кругозор, формируют их внимание и сообразительность, помогают им ориентироваться в меняющихся игровых условиях, учат их предвидеть результаты своих действий.

Принимая участие в игре, дети проявляют выдержку, стараются строго придерживаться правил и доставляют детям много радости. Для этого проводятся игры с подбором картинок, с собиранием разрезных кубиков и картинок, с нахождением похожих предметов и с забавными человечками.

Эти игры помогают детям сравнивать предметы, находить среди них одинаковые, закреплять знания о фигурах, о цветах, сравнивать предметы на иллюстрациях с определенными предметами.

Чтобы активизировать бытовой словарь детей, нужно организовывать игры с дидактической куклой.

Занятие как стимулирование речевой активности

Важной формой педагогического процесса в детском саду становятся занятия. Они позволяют конкретизировать и уточнить детские знания, которые они получают на практике и которые они получали, когда действовали с предметами из своего окружения.

В младших группах дошкольники еще не могли заниматься в коллективе, не относили к себе речь, которая была бы обращена ко всей группе, не могли слушать товарищей. Большим раздражителем, которые был способен привлекать детское внимание, становится речь педагога.

В этих группах нужно широко использовать наглядность, эмоциональные приемы обучения, сюрпризные и игровые моменты. Перед дошкольниками нельзя ставить учебную задачу. Занятия должны быть оформлены в индивидуальные и групповые формы.

Структура занятий должна быть простой и не требовать от дошкольников индивидуальных ответов. На вопросы воспитателей должны отвечать те, кто захотят или же вся группа одновременно. Общение детей в этом возрасте носит ситуативный характер, часто инициируется взрослыми. Оно обычно кратковременное и неустойчивое.

При этом появляется новый вид общения со взрослыми – это познавательное общение, которое обычно включается в совместную деятельность, а затем и в самостоятельную.

Этапы формирования речи

Классическая логопедия выделяет 5 этапов формирования речи. Давайте рассмотрим эти этапы внимательнее (обратите внимание, что все сроки и длительности этапов достаточно приблизительны и определяются специалистом-логопедом после индивидуального осмотра ребенка):

Доречевой период. В этот период у ребенка появляются первые голосовые реакции (гуление, лепетание, крик). Гуление можно услышать в 3-4 месяца, лепет — в 5-6 месяцев. Эти звуки еще не являются речью, но, тем не менее, у ребёнка идет активная работа по развитию артикуляционного и речевого аппаратов. Контакт со взрослыми людьми или старшими детьми приводит к тому, что голосовые реакции малыша приобретают более выразительные черты. Появляются новые модуляции, интонации, тона. Дети очень рано (после полугода) начинают понимать обращенные к ним интонации и различать тембры. Доречевой период длится примерно до года. Таким образом, на вопрос «Когда ребенок начинает говорить?», мы можем ответить — в возрасте около года, но обратите внимание, что это не будет речью в привычном для нас понимании!

Первый период формирования речи. Во время этого этапа у ребенка появляются первые «слова» активной речи. Обычно это происходит в возрасте 1 года. Кавычки говорят о том, что первые слова могут состоять из нескольких звуков и часто дополняются активной мимикой или выразительными движениями ребенка. Например: муууу (корова), биби (машина) и т.п. Некоторые дети могут повторять ударный слог в сказанном им слове: ма (мама), па (папа), ка (каша). Чем дальше, тем более усложняются структуры. Первый период формирования речи длится примерно до 2 лет. Ближе к двум годам в речи могут появиться первые фразы из 2 слов. У девочек это происходит обычно в возрасте 1,5-1,7 лет, у мальчиков чуть позднее к 2 годам.

Если ребенок в год не говорит, надо посмотреть, не предъявляете ли вы слишком высокие требования к способностям малыша. Если в речи есть звукоподражание, ребенок может донести до вас хоть что-то словами — просто подождите немного. Также проанализируйте свою речь — как вы общаетесь? Говорите медленно, внятно, спокойно, немного нараспев, чтобы ребенок хорошо расслышал звуки? Читаете малышу детские стихи, потешки и т.п.? Обращаете внимание ребенка на новые предметы, даете их изучить, пощупать, повторяете несколько раз название? Если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, кроме этого, вы уделяете много внимания развитию малыша, и ребенок не говорит в 2 года, то обратитесь с этим вопросом к детскому неврологу или логопеду. Лучше развеять сомнения, обратившись к опытному специалисту, чем переживать и волноваться, почему ребенок не говорит. Чаще всего задержка речевого развития может быть вариантом нормы, но иногда ребенку все-таки нужна помощь. Что именно нужно в вашем конкретном случае — лучше всего определит специалист.

Второй период формирования речи. Этот бурный период характеризуется усложнением фонетических и лексических конструкций. В речи ребенка появляются слова из 2-3 слогов (могут присутствовать искажения звуков). Ребенок все активнее повторяет то, что слышит вокруг (именно поэтому так полезно читать и постоянно разговаривать с ребенком) и постепенно отказывается от лепетания. Вместе с появлением новых слов расширяется круг представлений. Чаще всего этот этап приходится на первое полугодие третьего года жизни ребенка. Если ребенок не говорит в 3 года, то это повод начать занятия у логопеда (если исключены нелогопедические причины задержки речи).

Третий период формирования речи. Этот период характеризуется появлением в речи малыша сложных слов из трех и более слогов (сначала с проглатыванием звуков и сокращением) и началом устойчивого произношения звуков. Этот этап можно назвать наладкой или уточнением звукового восприятия. В этот период ребенок начинает говорить предложениями. Этот период приходится на возраст 2,5-3 года. Зачастую первый, второй и третий периоды имеют смазанные границы и могут сливаться в один этап.

Четвертый период формирования речи. Улучшается способность к произношению сложных слов, предложений, завершается этап формирования правильного произношения. Именно в этом периоде возникает активное словотворчество. Этот этап приходится на возраст 4-5 лет. Чистая речь без нарушенного звукопроизношения обычно устанавливается к возрасту 5-5,5 лет.

Каждый отдельный случай «почему ребенок не говорит» нужно рассматривать индивидуально со специалистами. В некоторых случаях в этом могут быть виноваты проблемы неврологического характера, дефекты слуха либо проблемы, связанные с дисфункцией языка (подробнее об этой проблеме чуть ниже).

Речевая активность на интегрированных занятиях

Интегрированные занятия – это объединение разных типов деятельности, что вызывает у детей интерес и помогает им снять перенапряжение, разгрузить детей, переключив их на разные типы деятельности. Обычные занятия могут способствовать формированию речи, расширять детский кругозор, помогают развивать гармонически и интеллектуально развитую личность.

Интегрированные занятия позволяют ребенку получить возможность использовать свои творческие способности. Дети сочиняют и фантазируют, размышляют, познают особенности своего родного языка.

Ряд обстоятельств определяют значение занятий для обучения родному языку и формирования речи:

  1. обучение во время занятий дает возможность выполнять все программные задачи планомерно, систематически и последовательно;
  2. во время занятий детское внимание можно целенаправленно фиксировать на конкретных языковых явлениях, которые могут постепенно стать предметом осознания;
  3. целый ряд речевых навыков и умений, которые составляют основу языковой способности, развиваются лишь в специальных условиях обучения;
  4. во время занятий кроме воздействия преподавателя на детскую речь осуществляется взаимное воздействие на речь детей друг у друга.

Также в игровой форме можно активно обогащать лексический словарь детей, формировать у них грамматическую речевую структуру и коммуникативные умения. Дети учатся свободно высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, рассказывать о чем-то.

Также у дошкольников формируется познавательная активность, ведь задания и вопросы требуют от них активизации существующего речевого опыта и использования его в реальной жизни.

На что влияет речевая активность детей?

«Речевая активность влияет на форму зубной дуги и структуры верхней челюсти, особенно на свод нёба», — утверждает профессор Рудольф Славичек. Думаю, данное утверждение известного во всем мире гнатолога и автора собственной теории окклюзии ни у кого не вызывает сомнений. Язык — достаточно сильный мышечный орган, оказывающий давление на зубную дугу весом около 500 г. Следовательно, в случае выраженной дисфункции языка, смещается точка приложения этой силы, что и вызывает изменения прикуса.

Нарушение речевой активности, конечно, относится к дисфункции языка. Почему? По той причине, что этот дефект подразумевает малую подвижность языка и его неправильное положению (низкое, призубное или межзубное), как в момент говорения, так и в состоянии покоя. Речь идёт, в данном случае, о средней и низкой степени речевой активности. В свою очередь, ни при одном из выше перечисленных положений язык не выполняет функцию поддержки нёба, что вызывает его деформацию.

Обогащение словаря и лексического запаса

Развитие словаря осуществляется при помощи разных предметов.

Формировать способность находить предметы по размеру, цвету и по названию. Также нужно обогащать названия предметов быта и игрушек, детенышей и домашних животных. Формировать способность понимать обобщенные слова, обращать внимание детей на похожие по значению слова. Также нужно называть существенные детали предметов, детенышей и домашних животных.

Для формирования лексического запаса у младших дошкольников используются разнообразные приемы и методы обучения.

Для того, чтобы обогатить словарь, используются наблюдения, рассматриваются игрушки и картины, проводятся игры-беседы, чередуются игровые и речевые действия.

Чтобы уточнить и активизировать словарь, необходимо использовать игры, рассматривать картинки, рассказывать по картинкам, организовывать практическое и чувственное восприятие, проводить речевые упражнения и ситуации для употребления разучиваемых словосочетаний и слов. Также нужно использовать приемы эмоционального воздействие: сюрпризность, динамику действий, элементы драматизации.

Чтобы развивать понимание значения слов, нужно применять лексические упражнения, активизировать прилагательные, существительные и глаголы, внедрять широкий спектр наглядных материалов – игрушек и картин. Большое значение в этом играет речь самого воспитателя, являющаяся важнейшим источником обогащения речи ребенка.

Чтобы дети осваивали обобщающие понятия, необходимо играть, подбирать предметы из одной родовой принадлежности.

Речевая культура дошкольника

Звуковая речевая культура очень важна для речевого развития младшего дошкольника.

Нужно упражнять детей в том, чтобы произносить изолированные гласные и согласные. Нужно формировать артикуляционный аппарат. Нужно развивать способность использовать высоту и силу голоса. Нужно развивать способность отчетливо произносить фразы и слова. Нужно развивать артикуляцию звуков. Нужно учить детей говорить спокойно и использовать естественную интонацию.

Грамматический речевой строй способствует построению более правильных высказываний дошкольников.

Нужно учить детей согласовывать существительные и местоимения, применять в речи разные предлоги. Нужно учить детей получать распространенные предложения из простого нераспространенного. Нужно вводить дополнения, определения, обстоятельства. Нужно учить детей составлять предложения из однородных членов. Нужно активно пользоваться в речи предлогами.

Развитие речи старших дошкольников с позиции теории речевой деятельности

Анализ дошкольных программ воспитания и развития позволяет нам определить существующие требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста: правильно воспринимать и понимать обращённые к детям высказывания или сообщения, дифференцировать и правильно произносить фонемы, интонацию, ударение, разделение с помощью речевых пауз, говорить отчетливо; владеть достаточным словарным запасом и грамматически правильной речью; умением взаимодействовать с другим человеком; пересказывать и обсуждать услышанное и увиденное; высказывать свою точку зрения.

Вместе с тем в 80-90-е годы ХХ столетия определились новые подходы к пониманию сущности развития речи старших дошкольников и младших школьников – с позиции теории речевой деятельности (работы А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, Н.И. Жинкина, Т.А. Ладыженской, Н.А. Плёнкина, В.И. Капинос, А.Ю. Купаловой, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик). Сначала психологи, затем педагоги пришли к выводу, что речь тоже является своеобразной человеческой деятельностью, а само содержание этой деятельности, её особенности стали определяться, исходя из понятий «речь», «язык».

Развитие речи предполагает обучение детей речи, что возможно лишь в условиях организованной учебной речевой деятельности.

Речевая же деятельность рассматривается нами как коммуникативный процесс, который осуществляется в ходе общения, а значит, предполагает наличие партнёров, т.е. того, кто создаёт речь (говорит, пишет), и того, кто её принимает (слушает, читает).

«Речевая деятельность … представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приёма или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)». [1]

Дети вступают в определенные отношения с другими людьми, и потому им необходимо максимально точно понимать речевые высказывания окружающих, уметь правильно выразить в речи свои впечатления, опыт, намерения и мысли; владеть навыками речевого общения, иметь достаточный уровень речевого (вербального) мышления.

Овладение ребёнком родным языком в процессе педагогически организованного развития речи, ограниченного нуждами общения ребенка с окружающими его людьми, не соответствует потенциальным возможностям ребёнка ни в овладении языковой действительностью как особым объектом познания, ни в развитии, совершенствовании самой речи.

Вхождение ребёнка в подобную учебно-познавательную деятельность, в соответствии с теорией А.Н. Леонтьева, обеспечивается самой структурой деятельности: «Всякая деятельность имеет кольцевую структуру: исходная афферентация – эффекторные процессы, реализующие контакты с предметной средой, – коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферентирующего образа». [3]

Как и любая другая деятельность, речевая деятельность имеет предмет (мысль) и структуру. «В любой деятельности можно выделить одинаковые структурные компоненты. В ней есть четыре этапа: а) этап ориентировки в условиях деятельности; б) этап выработки плана в соответствии с результатами ориентировки; в) этап осуществления (реализация) этого плана; г) этап контроля». [3]

Рассмотрим схематичное изображение структуры любой человеческой деятельности, предложенное А.Н. Леонтьевым:

где потребность понимается как испытываемая нужда, мотив как побуждение к деятельности, цель как осознанно проектируемый образ, действие как единица деятельности, задача как заданная в определённых условиях цель деятельности, операция как способ осуществления действия.

Соотнесём данные понятия с содержанием речевой деятельности:

Предмет – мысль (высказанная или воспринимаемая).

Потребность – стремление к коммуникации (коммуникативная потребность).

Мотив – возможность через общение (с человеком, книгой и т.д.) что-то понять, узнать, сообщить, выразить, доказать и т.д. (познавательный интерес, личностный мотив).

Цель – проектируемый результат (реакция собеседника, нахождение ответа, знание информации, понимание текста и т.д.).

Действие – говорение, чтение, письмо, слушание, когда язык используется как средство речевой деятельности.

Задача – продукт деятельности (предложение, текст, умозаключение и пр.).

Операция – способ действия (отбор содержания для высказывания, использование языковых средств для выражения этого содержания и т.д.).

Понятие видов речевой деятельности принадлежит известному лингвисту и педагогу Л.В. Щербе и рассматривается нами одновременно как мето­дическое, так и психологическое. Обычно выделяется четыре основных вида речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание) – рецептивные виды речевой деятельности; устная речь (говорение) и письмо, которые называются продуктивными видами.

Понятие видов речевой деятельности в методике позволяет более чётко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений: методические приёмы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствую­щих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.

Это значит, что на практике необходимость обеспечивать формирование отдельных пси­хологических операций и их комплексов не может не считаться с фактом взаимодействия разных видов речевой деятельности, их взаимной переплетённости, особенно при решении сложных коммуникативных задач. Едва ли правильно совершенно отдельно и бессвязно заниматься с дошкольниками чтением или слушанием, устной речью. Лучше с самого начала стро­ить занятия с дошкольниками как интегрированные. [2]

Широко известно высказывание Л.С. Выготского: «Мыслит не мышление, мыслит человек», которое можно продолжить: пишет не рука, говорит не язык, слушает не ухо. Особенно важно это учитывать применительно к обучению чтению.

Отметим, что процесс обучения чтению на дошкольном этапе традиционно воспринимается как обучение ребенка воспроизведению вслух печатного слова (текста) и именно по поводу того, в каком возрасте можно начинать такое обучение, как правило, и ведутся споры. Чтение же как вид речевой деятельности практически не рассматривается по отношению к дошкольникам. Основные исследования связаны с методикой обучения детей 3-6 лет говорению (устной связной речи) в сензитивный для этого период.

Кроме того, почему-то принято считать, что, научив ребенка читать вслух, мы обеспе­чиваем у него умение читать вообще. Однако, по мнению А.А. Леонтьева, «обучение чтению вслух – это не столько обучение чтению, сколько обучение устной речи и развитие артикуляционного аппарата». [3] Полностью разделяя позицию учёного, отметим также, что в процессе слушания того, что читают дошкольникам взрослые, у читателя-слушателя включаются три из четырёх сфер читательского восприятия текста: эмоциональная сфера, сфера воображения и реакция на содержание текста. Наши исследования подтвердили первоначальное предположение о том, что у читателей в возрасте 5-7 лет в процесс чтения практически не вовлекается сфера реакции на художественную форму.

Таким образом, характер восприятия старшими дошкольниками текста, который, как правило, им читает взрослый человек, говорит о том, что при этом дети скорее включены не столько в процесс слушания, сколько в процесс чтения. Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением-слушанием.

Безусловно, чтению-слушанию детей надо учить, и возраст старшего дошкольника мы рассматриваем как чрезвычайно сензитивный для решения этой задачи период. Ребёнок, вероятнее всего, не будет уметь того, чему мы его специально не учили. Многие беды в будущем изучении курса школьной литературы коренятся именно в том, что мы не учили старших дошкольников читать (воспринимать) художественный текст как художественный.

Вообще полноценное обучение разным видам речевой деятель­ности на этапе дошкольного образования – это условие успешной будущей учебной деятельности школьника и одновременно – «это орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное, личностное, художественно-ценностное развитие». [2]

Пути совершенствования речевой деятельности старших дошкольников и младших школьников предложила М.С. Соловейчик:

  1. расширение кругозора, обеспечивающее обновление мыслей и чувств детей, потенциальных предметов их речевой деятельности;
  2. осознание детьми системы языка, назначения различных языковых единиц;
  3. развитие умения выбирать средства языка с учётом ситуации общения и грамотно формулировать свои мысли;
  4. развитие умения отбирать содержание для высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом;
  5. понимание значимости всех элементов «чужого» текста, развитие умения извлекать смысл из каждого элемента текста.

Итак, перед специалистами-дошкольниками сегодня стоит задача – обеспечить полноценное речевое развитие дошкольников, раскрывая достаточно сложные явления новой для них языковой действительности, воспитывая интерес к языку и тем самым повышая активность в его усвоении.

Исходя из сказанного выше, можно наметить основное содержание работы, обеспечивающей развитие речевой деятельности старших дошкольников:

Литература: 1. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку. / И.А. Зимняя. – М, 1989. – С. 133. 2. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избр. психол. труды / А.А. Леонтьев. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 536 с 3. Леонтьев, А.Н. Сознание, деятельность, личность./ А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – С.86.

Автор: Чиндилова Ольга Васильевна

Доктор педагогических наук.

Профессор кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО


Автор: Баденова Анастасия Викторовна

Автор пособий для дошкольников к ООП «Детский сад 2100»

Фото: Depositphoto, Pexels

Тэги:Баденова А.В. Развитие речи Чиндилова О.В.

Формирование связной речи посредством фольклора

Связная речь способствует эффективному общению дошкольников с окружающими.

Нужно помогать детям отвечать как на простые, так и на сложные вопросы. Нужно учить их задавать вопросы, формировать у них инициативную речь. Нужно развивать способность вести диалог с детьми, со взрослыми, с педагогами.

Один из главных источников развития выразительности речи детей – это фольклорные произведения и другие устные произведения народного творчества.

Фольклор обладает огромным эстетическим, познавательным и воспитательным значением, ведь он позволяет расширить детские знания об окружающей действительности, формирует способности тонко чувствовать художественность, ритм и мелодику родного языка.

Фольклор – это одно из ярких речевых средств, который таит в себе большие дидактические возможности.

Использование устного народного творчества возможно лишь в том случае, если широко включать в жизнь младших дошкольников словесное фольклорное творчество.

Детям нужно каждый день читать новые или уже знакомые художественные произведения. Также для чтения подходят разные хрестоматии и книги, специально опубликованные для младших дошкольников.

Во многих литературных сборниках находятся произведения, позволяющие делать обобщения с детьми за тот или иной временной отрезок режимного момента: во время приема пищи или умывания, во время отхода ко сну или в игре, на прогулках и других мероприятиях. Также используются разного рода шуточные стихи. К примеру, произведения Маршака.

Во время прогулки дети показывают, как могут шагать большие ноги и бегать маленькие ножки. Потешки позволяют малышам рассказать о том, как у них прошли выходные и праздничные дни, кто побывал в гостях у бабушек, чем их угощала бабушка и как встречала.

Исходя из всего этого, знакомство дошкольников с произведениями фольклора позволяет формировать их речь, обогащать и пополнять их словарный запас.

Обращение к знакомым фольклорным жанрам позволяет обеспечить результативность развития самостоятельной речи у дошкольников.

Применение всех доступных для детей русских фольклорных жанров в процессе развития, обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста дает возможность детям приобретать необходимые навыки и умения, чтобы использовать их в процессе речевого общения, в сюжетных и театрализованных играх.

Для младших дошкольников это прежде всего заклички, загадки, потешки и сказки.

В устном народном творчестве, хранятся специфические особенности русского народа, которые вмещают в себя нравственные ценности, представления людей о храбрости, красоте, верности и правде, а также о добре.

Все это можно встретить в русских народных произведениях. Именно сказки становятся хорошим материалом для обучения младших дошкольников формированию речи.

Персонажи сказок знакомы для детей, их черты характера выражаются ярко, их мотивы поступков очень понятны. Сказочный язык невероятно богат и выразителен, он наполнен образными сравнениями, содержит в себе простые формы прямой речи. Это дает возможность вовлекать детей в активную речевую деятельность.

Таким образом, если создать формирующую среду, если чередовать обучение и игры, внедрить игровые упражнения – все это позволяет поддерживать детское внимание, повышает их речевую активность, вызывает стремление у детей обобщать. Учитывая это, можно сделать вывод, что создание педагогических условий обладает важным значением для развития речи младших дошкольников.

Похожие записи:

  1. Что такое фольклор и как использовать его формы? Малые формы фольклора успешно используются в разных видах деятельности для…
  2. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  3. Игра в сенсорном воспитании Роль игры в сенсорном развитии — какие дидактические игры подходят…
  4. Из опыта работы по диагностике и формированию творческого воображения Исследования творческого воображения — диагностика и его формирование у детей…

Консультация для педагогов «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Черкашина

Консультация для педагогов «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

«Чтобы научиться говорить, надо говорить»

М. Р. Львов.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью языка.

Развитию речи — Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение пересказу. Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.

Овладение связной речью — это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом.

Предметно-развивающая среда группы должна способствовать развитию речи детей: книжный, театральный, речевой уголки, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

Нужно стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого можно оформить речевую коробочку, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети смогут самостоятельно составлять загадки-описания, рассказы по картинкам.

Следует чаще использовать в работе пальчиковые игры и игры с элементами оригами (Дети делают для своих пальчиков стаканчики-колпачки, а затем играют в игру): «Пять помощников у нас есть в резерве каждый раз,

Бреют, клеят и стирают, месят, гладят, убирают.

Шляпками накрою я, пальцы — все мои друзья.

Повышение уровня коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, совершенствование звуковой культуры, в том числе звукопроизношение и общие речевые навыки, практическое осознание детьми элементов языка, развитие связной речи (монологической и диалогической)

происходит на занятиях с играми следующего содержания:

«Найди (придумай)

слова со звуком…»

(соберём слова в корзинку,

«Лови слова, если услышишь в них звук…»

или Хлопушка

«Помоги найти место в слове звуку»

, (звуковые дорожки,

«Кто победит — гласные или согласные звуки в слове….? Посчитай, каких звуков больше?»,

«Сколько звуков ты слышишь в слове….?»

, «Определи последовательность звуков в слове»

,

«Придумай слово на звук (слог….».

«Давай делить слова на части и считать, сколько получилось!»

(конусы, кубики, хлопки, шаги, пуговки на Слоговичке,

«Волшебные превращения»

или рифмы
(упражнения на словообразование и словоизменение)
.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (Снег.)

С неба всё скользят пушинки – Серебристые…
(Снежинки.)
На посёлки, на лужок Всё снижается…
(Снежок.)
Вот веселье для ребят – Все сильнее…
(Снегопад.)
Все бегут вперегонки, Все хотят играть в…
(Снежки.)
Словно в белый пуховик Нарядился…
(Снеговик.)
Рядом снежная фигурка – Это девочка –
(Снегурка.)
На снегу-то, посмотри – С красной грудкой…
(Снегири.)
Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил…
(Снег.)«Подбери родственное слово»
: Стрекоза – стрекозы, стрекозка; Зима –зимний, зимующий, зимовье; Лето –летний, однолетний, многолетний; Лист – листья, листопад, лиственный; Стол – столы, столешница, столовая; Дом – домашний, домовой, домовитый; Муравей – муравьи, муравейник, муравушка; День – дни, дневной, полдень; Час – часы, часовой, часом; Голова – головной, головы, головастик.
«Придумай предложение с заданным словом или по картинкам»
,

«Закончи предложение»

: На улице стало сухо, потому что…

Ночью темно, потому что…

Начался дождь, поэтому…

Реки и озёра замерзают ночью, так как…

Дети поливают морковь для того, чтобы…

Мы пойдём гулять, если…

«Чтобы слова не потерялись»

(составление схем предложений,

«Паровозик»

(распространение предложений,

«А дело было так!»
(составление рассказов по серии сюжетных картинок)
.
«Однажды….»(составление рассказа по заданному плану или сюжетной картинке)«Давай раскрашивать слова!»(подбор эпитетов)
Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял? Ты беги скорей к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем! «Найди похожее!»

(подбор синонимов,

«Упрямый ослик»

(подбор антонимов,

«Если буква заблудилась…»
(подбор паронимов)
и т. д.

Загадывание загадок :

Солнышко утром рано встаёт. Лучики тянет – тепло нам даёт.

Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает? (тополиный пух)

У этого крошки Столбики – ножки. У этого крошки. Глаза поварёшки А ушки покуда С кухонное блюдо (слонёнок)

. Рассказ
«Для чего руки нужны?»
Е. Пермяк Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы.Спросил как-то дедушка внука: — А для чего, Петенька, людям руки нужны? — А чтобы в мячик играть, — ответил Петя. — А ещё для чего? – спросил дед — Чтобы ложку держать — А ещё? — Чтобы кошку гладить. — А ещё? — Чтобы камешки в речку бросать. А как бы вы ответили на вопрос Петиного дедушки?

Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен. Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Дети любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Также, детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами.

Заучивание стихов — это утомительный процесс, поэтому полезно использование таких приемов,как: «расскажите парами»

,
«нарисуй стихотворение»
,
«пропой»
.

Зарисовка стихов — это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

К. Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Упражнения для развития речевого творчества у детей: 1. Составлять рассказ по наблюдаемым действиям. 2. Составлять рассказ по нескольким сюжетным картинкам. 3. Составлять рассказ по прослушанному тексту и картине. 4. Составлять рассказ по одной сюжетной картине. 5. Составлять рассказ по памяти. 6. Составлять рассказ по символам. 7. Составлять рассказ по схемам. 8. Составлять рассказ по натуральным предметам. 9. Составлять рассказ по предметным картинкам. 10. Составлять рассказ по заданным словам. 11. Составлять рассказ с заменой в представленном тексте какой-нибудь одной детали или эпизода. 12. Составлять конец рассказа, начатый воспитателем 13. Составлять рассказ на заданную тему. 14. Сочинение сказок.

Полезно проводить игры с глобусом и географической картой. Здесь развивается не только речь, но и кругозор. Ребенок становится путешественником, он покоряет моря и страны, запоминает названия городов, растительный и животный мир других стран.

Можно изготовить интересные очки разной геометрической формы. Надев их, дети находят предметы такой же формы и придумывают различные названия этих предметов.

Пословицы и поговорки являются жанрами устного народного творчества. В них нашли отражение разнообразные стороны жизни и быта людей. Они расширяют кругозор детей, помогают лучше узнать народное творчество. В России считают, что поговорка — это цветочек, а пословица — ягодка. В свободное время можно поиграть в отгадывание пословиц, инсценирование их, в игру «Закончи пословицу»

.

Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, иногда – по десятку и более значений.Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира. Слово «нос»

нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек. Слово
«хвост»
пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. Работа над многозначностью слов обеспечивает
речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит для развития уровня общей речевой культуры.
Особое значение имеют литературно-речевые праздники, посвященные творчеству детских писателей. Главная задача таких праздников -дарить радость от встречи с любимыми произведениями, и при этом, решаются речевые задачи.

Заучивание стихов, оформление книжек-малышек, проведение речевых викторин, конкурсов, турниров помогают развивать мышление у детей, учат отражать основные эмоциональные состояния.

Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей.Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.

Вывод: Развитие творческих способностей, позволит пробудить скрытый потенциал, резервы, нестандартность и талант, заложенные в любом ребенке. Однако способность творить, в том числе и речевая творческая способность, будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее развитие будет своевременно обеспечено соответствующими стимулами и оптимальными условиями среды, в которой ребенок находится.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]