Конспект коррекционного занятия (индивидуального) «Автоматизация звука «С» в слогах у ребенка с дизартрией


Устранение стертой дизартрии

Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др. Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлено на:
— развитие сенсорных функций; — уточнение пространственных представлений; — формирование конструктивного праксиса; — развитие высших корковых функций; — формирование тонких дифференцированных движений рук; — формирование познавательной деятельности; — психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является развитие мелкой моторики рук.

Последовательность отработки звуков определяется подготовленностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяется подбору лексического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у ребенка самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков. Коррекция стертой дизартрии у детей дошкольного возраста предупреждает дисграфию у школьников.

Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, также относится к дизартрии (Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова). Ведущим в структуре речевого дефекта при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи. Неярко выраженные мозговые нарушения могут привести к возникновению стертой дизартрии, которую следует рассматривать как степень проявления дизартрии. Неяркие, стертые нарушения со стороны черепно-мозговых нервов могут быть установлены в процессе длительного динамического наблюдения, при выполнении усложняющихся двигательных заданий. М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская описывают встречавшиеся при углубленном обследовании случаи легких остаточных расстройств иннервации, которые лежат в основе нарушений полноценной артикуляции, что приводит к неточности произношения.

Стертая дизартрия может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, имеющих в анамнезе ПЭП и другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития или в период родов, а также после рождения. В этих случаях легкая (стертая) дизартрия сочетается с другими признаками минимальной мозговой дисфункции (Е.М. Мастюкова). Мозг ребенка раннего возраста обладает значительной пластичностью и высокими компенсаторными резервами. Ребенок с ранним церебральным поражением к 4—5 годам теряет большую часть симптоматики, но может оставаться стойкое нарушение звукопроизношения и просодики. У детей со стертой дизартрией в связи с поражением ЦНС и нарушением иннервации мышц речевого аппарата не формируются необходимые кинестезии, вследствие чего спонтанно не совершенствуется произносительная сторона речи.

Существующие методы коррекции стертой дизартрии у дошкольников не решают проблемы в полном объеме, и дальнейшая разработка методических аспектов устранения дизартрии является актуальной. Изучение дошкольников со стертой дизартрией показало, что наряду с нарушениями функции и тонуса артикуляционного аппарата характерным для данной группы детей является отклонение в состоянии общей и мелкой ручной моторики, что согласуется с литературными данными последних лет.

Во многих работах подчеркивается, что при стертой дизартрии необходимо развитие мелкой моторики рук. Близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а также нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции речевого развития обуславливают такой подход к коррекционной работе.

Для детей со стертой дизартрией характерны: 1. Фонетические нарушения. 2. Фонематические нарушения. 3. Нарушение просодики. 4. Нарушение лексико-грамматического компонента языка. 5. Расстройство общей моторики. 6. Расстройство мелкой моторики пальцев рук. 7. Расстройство артикуляционной моторики.

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов. 1-й этап — подготовительный. Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений: 1) нормализация мышечного тонуса, 2) нормализация моторики артикуляционного аппарата, 3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха, 4) нормализация голоса, 5) нормализация просодики, 6) нормализация мелкой моторики рук.

2-й этап — выработка новых произносительных умений и навыков. Направления: 1) выработка основных артикуляционных укладов, 2) определение последовательности работы над звуками, 3) развитие фонематического слуха, 4) постановка звука, 5) автоматизация, 6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап — выработка коммуникативных умений и навыков. Направления: 1) выработка самоконтроля, 2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4-й этап — преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

Дизартрия — симптомы и лечение

Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга [9].

Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.




Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, «рубленной» речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.

Корковая дизартрия, как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.

Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.

Выделяется несколько степеней дизартрии [6]:

Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок «перерастает» их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания, гиперактивность и др.

Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.

Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.

На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.

Дизартрические нарушения у детей и взрослых.Клиника и восстановление

Гуманитарная академия переподготовки работников социальной сферы (МИСАО)

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая логопедия. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций (620)

Дисциплина:

Дизартрия. Коррекционно-логопедическая работа по устранению нарушений фонационного (внешнего) оформления высказывания

Практическое задание 3,
Модуль 3. Особенности коррекционно — логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи
Выполнил:

слушатель
Свечкарёва-Ковалинская Екатерина Николаевна
Преподаватель:

Шопина Светлана Андреевна

г. Москва
2021
Практическое задание №3.

Цель: научить владеть различными способами и приемами коррекционно-развивающей и восстановительной работы при дизартрии, умению осуществлять дифференциальный выбор коррекционно-развивающих методик при разных формах дизартрии.

Задание 1.Опишите симптомы бульбарной дизартрии и составьте план коррекционно-логопедической работы по восстановлению речи .

Дизартрия

-нарушение произносительной стороны речи,обусловленное недостаточностью иннервации органов артикуляции.Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и глубиной поражения головного мозга: периферических двигательных нервов, ядер периферических двигательных нервов, ядер, располагающихся в стволе и подкорковых отделах,отвечающих за безусловно-рефлекторные речевые реакции.Основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы соответствуют задачам логопедической работы при дизартрии.Основная цель работы-улучшение разборчивости речевого высказывания,уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата-спастического пареза,гиперкинезов, атаксии,развитие речевого дыхания и голоса,нормализация просодики,формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки,автоматизации и дифференциации звуков речи,развитие звукового анализа,нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи,развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.При проведении коррекционно-логопедической работы используют следующие методы логопедического воздействия(что можно включить в индивидуальный план):дифференцированный логопедический массаж(расслабляющий или стимулирующий),пассивная и активная артикуляционная гимнастика,дыхательные и голосовые упражнения.
Бульбарная дизартрия
возникает при очаговом поражении продолговатого мозга.Этот синдром связан с нарушением иннервации ядер черепно-мозговых нервов: языкоглоточного,блуждающего,добавочного, подъязычного.Синдром сопровождается вялым парезом(гипотонией) мышц языка, а также в ряде случаев снижением глоточного рефлекса. В качестве симптомов бульбарной дизартрии следует отметить ограниченную подвижность речевых органов,слабый голос и речевое дыхание,артикуляция гласных сводится к звуку нейтрального характера,звонких согласных-к глухому,в целом высказывание невозможно разобрать,у пациентов выделяется много слюны,голос приобретает носовой оттенок.Задача работы с таким пациентом-активизация мышц языка,преодоление его паретичности с учетом того, что бульбарная дизартрия трудно поддается коррекции.План коррекционно-логопедической работы должен включать:комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц языка(артикуляционные упражнения), ,массаж органов артикуляции,исправление произношения звуков речи,нормализация речевого дыхания и голоса,работа над выразительностью речи.В план работы можно включить:

1.Активизирующий массаж

,который проводится при вялости артикуляционных мышц(вялые параличи и парезы).Воздействия на пораженные мышцы носит активизирующий характер процедур.Стимуляция мышц достигается прессорными, покалачивающими и поглаживающими воздействиями.
2.Артикуляционные упражнения(комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц языка).
1.Рот открыт, губы в улыбке;легко покусывая,помассировать зубами всю поверхность языка,медленно высовывая и затем втягивая его в рот.Затем, «чесать» язык зубами(кусаем язык зубами).

2.Рот открыт, губы в улыбке.Облизывать кончиком языка верхнюю губу,затем нижнюю(облизываем языком слева направо верхнюю губу,а затем нижнюю.)

3.Рот закрыт.Облизывать передние нижние и верхние зубы.Следить,чтобы челюсть и губы не двигались(«чистим зубы»).

4.Рот закрыт.Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка.

5.Быстро,многократно и резко произносить «т»:т-т-т-т-т-т.

6.Широкий язык присосать к твердому небу,удерживать,затем оторвать со щелчком(щелкаем языком).

7.Рот открыт, губы в улыбке,двигать язык к уголкам рта вправо-влево.Следить,чтобы челюсть и губы были неподвижны,язык не скользил по нижней губе(двигаем языком влево-вправо).

8.Быстро, много кратно произносить «т»:т-т-т-т-т-т.

3.Скороговорки.

Не тот товарищи,товарищу товарищ,кто при товарищах товарищу товарищ,а тот,товарищи,товарищу товарищ,кто без товарищей товарищу товарищ.Четверть четверика гороха без червоточинки.Константин констатировал конституцию.Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы.Будьте бережны к изображению.Поражено оно.Порушено временем.Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.Бренный мир отвергший дервиш брел по древнему Дербенту.В парус бриг впряг бриз близ берега.Артикуляционные упражнения в течение дня желательно несколько раз повторять,а введение в речь(скороговорки)достаточно проговаривать 1-2 раза в день.

Задание 2.Опишите симптомы мозжечковой дизартрии и подберите упражнения для восстановления произносительной стороны речи.

Мозжечковая дизартрия

возникает при поражении мозжечка или его проводящих путей.В результате развивается дистония мышц языка.У больных с данным синдромом в мышцах языка в состоянии покоя отмечается низкий мышечный тонус, при говорении тонус резко нарастает.Речь становится нечеткой,толчкообразной, скандированной.Возникают затруднения при произношении сложных по артикуляции слов.Задача работы-преодолеть мышечную атаксию, то есть стабилизировать тонус мышц языка.Мозжечковая дизартрия может быть следствием острого нарушения мозгового кровообращения, сопровождающегося мозжечковой слабостью. К симптомам мозжечковой дизартрии относятся:развитие диспросодии речи,утрачивается ее ритмичность,плавность проговаривания,отутствуют речевые акценты, больным свойственен толчкообразный тип речевого потока,непостоянство силы голоса, скандированность.Звонкие звуки произносятся более глухо,мягкие-более твердо, речь кажется невнятной,смазанной,замедленной и является затруднительной, при произношении протяжных гласных звуков часто дрожит голос,ввиду гипотонии мимической мускулатуры отсутствует мимика, а в связи с пониженным тонусом жевательных мышц возникают сложности с пережевыванием твердой пищи.У больных нарушается координация движений,изменяется почерк,ходьба становится неустойчивой.В данном случае подходят :
1.Артикуляционные упражнения(комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц языка).
1.

Рот открыт,губы в улыбке,широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном,спокойном состоянии 5-10 секунд.Следить, чтобы язык не сужался, а его кончик касался нижних зубов(зеваем).

2.Быстро и многократно произносить «т»:т-т-т-т-т.

3.Губы в улыбке, легко покусывая, помассировать зубами всю поверхность языка,медленно высовывая и затем втягивая его в рот.Потом «чесать» язык зубами(кусаем язык зубами).

4.Рот открыт,губы в улыбке,двигать язык к уголкам рта вправо-влево.Следить,чтобы челюсть и губы были неподвижны,язык не скользил по нижней губе(двигаем языком вправо-влево).

5.Рот открыт,губы в улыбке.Облизывать кончиком языка слева направо верхнюю губу, а затем нижнюю).

6.Рот закрыт.Облизывать передние нижние и верхние зубы.Следить, чтобы челюсть и губы не двигались(чистим зубы).

7.Рот закрыт.Облизываем зубы под губами круговыми движениями языка.

8.Широкий язык присосать к твердому небу,удерживать,потом оторвать со щелчком(щелкаем языком).

9.Позевать.Наклонить голову вниз,открыть рот и высунуть язык(изображаем уставшую собачку).

2.Скороговорки.

Петр Петрович, по прозванью Перов,поймал птицу пигалицу,понес по рынку,просил полтинку,подали пятак,он и продал так.Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят.Побежали поросята по росе,простудились поросята, да не все.Пришел Прокоп-кипит укроп,ушел прокоп-кипит укроп.И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.Нынче посидим,завтра поглядим, а там споем и спляшем.Загубленная гусеница,запудренная пудреница,запуганная пуговица,запутанная путаница.Протокол про протокол протоколом запротоколировали.Артикуляционные упражнения в течение дня желательно несколько раз повторить.Введение в речь(скороговорки) достаточно проговаривать 1-2 раза в день как и при предыдущем виде дизартрии.

3.Работа над коррекцией статической и динамической атаксии

(работа над координацией) ,укрепление артикуляционного аппарата(применение логопедического массажа после консультации с неврологом),формирование правильного дыхания.У таких пациентов в результате гипотонии и дискоординации глоточной мускулатуры нарушается глотание-развивается дисфагия.При поперхивании пища может попасть в дыхательные пути, что грозит асфиксией, аспирационной пневмонией, поэтому актуально использовать методы для устранения данного осложнения.

Задание 3.Составьте конспект логопедического занятия ребенка с дизартрией с указанием возраста(Аня,4 года).

Цель:

подготовка артикуляционного аппарата к правильной артикуляции звука к,постановка звука к,нормализация мышечного тонуса,устранение гиперсаливации.

Аня,4 года,положительная проба на дизартрию,в ходе обследования обнаружено, что есть девиация языка влево, тонус языка повышен, без тремора на нижней губе язык находиться не может,есть искажение звуков ж,р,рь, заменяет звук к на т(кукла-тукла,кулак-тулак),искажает заднеязычные звуки, не может выполнить упражнения(«Улыбка» и «Трубочка»,статично не держит «Лопаточку»,синкинезии отсутствуют, есть гиперсаливация,граница рвотного рефлекса находится близко(язык комом ),слух-норма.Занятие начинаем с установления контакта с ребенком,затем ,подготовительный этап-артикуляционная гимнастика( общий комплекс,затем -специально для нарушенных звуков,начинаем со звуков раннего онтогенеза.) Обязательно в занятии использую логопедический массаж, так как есть дизартрические нарушения(или перед артикуляционной гимнастикой, или ,в конце занятия),следующий этап-постановка звука по подражанию или механическим способом, затем игры на мелкую моторику и выполнение рисунков в качестве арт-терапии,записываю домашнее задание.Пример
занятия(кратко) по исправлению произношения звука к
.Цель занятия- подготовить уклад к правильному произношению,устранение паракаппацизма,постановка звука К,нормализация мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата.Оборудование: альбом «Артикуляционная гимнастика» Нищевой Н.В,логопедические альбомы для детей дошкольного возраста Сахаровской О.П. с игровыми заданиями и упражнениями,Букварь Н.Жуковой,тетрадь-тренажер Нищевой Н.В,альбом с карандашами,речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста Крупенчук О.И.,дифференциальная экспресс-диагностика речевой и интеллектуальной недостаточности Верещагиной Н.В(использую для выяснения возможных причин нарушения), ноутбук, комплект логопедических зондов и зондозаменителей, соска детская,шпатель,перчатки.

Ход занятия:.1.Подготовительный этап-

артикуляционная гимнастика (обследование уже есть) перед зеркалом совместно с ребенком-выполняем статические и динамические упражнения по пособию Нищевой Н.В.:Улыбочка,Трубочка,Хоботок,Лопаточка,Сердитая кошечка,Желобок,Парус,Чашечка,Заборчик.,выполняем 5-6 раз по 10-15 секунд.Делаем самомассаж языка-упражнения «Накажем язычок», «Язык-борец», «Мостик построим-Мостик разрушим.»
2.Постановка звука К:подбираем вариант,который подойдет
:ребенок говорит та-та-та и отодвигаем зондом его язычок вглубь рта, пока не услышим нужный звук,можно предложить ребенку обработать ручки и предложить сомостоятельно продвигать язычок перед зеркалом и произносить т,можно попробывать постановку от звука х и покашлять «кхе-кхе», как старая бабушка,можно от сочетания кю, когда логопед придерживает язык, который находится в гипертонусе , или от упражнения «Киска сердится»,если звук появляется, соединяем его в слоги(карточки из логопедического лото).
3.Логоритмика,пальчиковая гимнастика или дыхательная гимнастика, заполнение специальных прописей для межполушарного взаимодействия,арт-терапия(на выбор специалиста).
Многие дети не могут продолжительно удерживать внимание (СДВГ),поэтому следует индивидуально продумать,как ребенка можно увлечь.При арт-терапии можно использовать картины известных художников,музыку Моцарта,которая благоприятно влияет на нервную систему.Предлагаю детям посмотреть открытки с репродукцией картин И.К.Айвазовского и нарисовать море, пофантазировать,одновременно включая музыку классиков на ноутбуке.
4.Завершающий этап-логопедический массаж(Е.Дьякова,О.Г.Приходько, Е.Архипова)
при коррекции дизартрических нарушений по присутствующей симптоматике.Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия,но особенно важно его использование на начальных этапах работы,когда у ребенка еще нет возможности выполнять определенные артикуляционные движения.Основные задачи логопедического массажа-уменьшение гиперсаливации, укрепление глоточного рефлекса,афферентация в речевые зоны коры головного мозга,нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата, уменьшение спастического пареза,гиперкинезов, атаксии, синкинезий, стимуляция проприоцептивных ощущений,целесообразно применять при заключении невролога или терапевта,имея медицинское подтверждение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]