Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях


Конспект логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»

Тема:

Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах.

Коррекционно-образовательные задачи:

закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [ш], продолжать учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных существительных. согласовании существительных с числительными, делении слов на слоги.

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематические процессы, дыхание, внимание. Память и мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию. Положительно-эмоциональный настрой на занятие, потребность в речевом общении.

Оборудование:

кукла Звукоешка, карточки для характеристики звука [ш], «шипелочки»; картинки на автоматизацию звука [ш], в словах; дидактические пособия: «Логопедические бусы», «Цветы и вазы», «Солнышко», прищепки, мяч.

1. Организационный момент

Логопед:

Здравствуй, сегодня мы продолжим с тобой учиться чисто и красиво говорить. Давай немного разомнёмся.

Развитие общей моторики.

Пляшут мышки-шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке (танцует)

Тише, тише, тише, мышки.

Не мешайте спать братишке (ходит на цыпочках)

Дыхательное упражнение.

Чтобы у нас всё хорошо получалось, мы сделаем дыхательные упражнения. Делаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя красоту, доброту и здоровье, а выдохнем через рот все обиды и огорчения. Помни: щёки мы не раздуваем, плечи не поднимаем.

Делаем вдох и выдох по три раза.

Чтобы быть внимательными и старательными сделаем массаж

Самомассаж лица.

Ручки растираем (потирание ладоней)

И разогреваем (хлопки)

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями провести по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем их за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки).

А потом уходим пальцами за щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем, чтобы надувались (большой, указательный и средний пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный палец разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

Уголками губ мы щёчки поднимаем (поднимать щёчки в уголках губ указательными пальцами).

А потом от носа к губкам мы стекаем (движения от носа к губам вниз).

Тянем подбородок и к ушам щипаем

А потом по шейке ручками стекаем.

Чтобы чисто и красиво говорить, давай сделаем зарядку для языка.

Помнишь наше правило?

Глаза смотрят и всё видят,

Уши слушают и всё слышат,

Голова думает, а руки помогают.

2. Артикуляционная гимнастика

  • Зубки ровно мы смыкаем, и «заборчик» получаем (одновременно соединять кисти в горизонтальном положении),
  • Плавно губки округлили, «бублик» мы изобразили (одновременно ладошки округлять и соединять вместе).

Чередование первого и второго упражнения.

  • Язык «лопаткой» положи и немного подержи (ладонь держать горизонтально).
  • Орех держу я за щекой, никак не раскусишь — твёрдый такой
  • (кисть левой руки выпрямлена вертикально, правая кисть сжата в кулак и упирается в левую руку, затем наоборот).
  • Вверх язык поднимай, а потом опускай. Так качаться продолжай… (синхронно выполняются движения ладонями вниз и вверх).
  • Язык широкий положи, а края приподними, его в «чашку» преврати (ладони принимают форму чашечки).
  • Ты с лошадкой прокатись, звонко цокать поучись. (указательный и большой пальцы выполняют имитирующие бегу лошадки движения на столе)

3. Сообщение темы занятия.

Вносится кукла.

– Это Звукоешка. (звук [ш] произносится акцентировано)

Какой звук я выделила голосом? (звук [ш]) У Звукоешки сегодня день рождения. Мы побываем у неё на празднике и будем продолжать учиться правильно произносить звук [ш].

4. Характеристика звука [ш]по артикуляционным и акустическим признакам.

Давай расскажем Звукоешке, как мы произносим звук [ш].

— Когда мы произносим звук [ш], в каком положении наши губы: округлились или растянулись в улыбке? (ребёнок выбирает правильную карточку).

— Где находится язычок: вверху или внизу?

— Какую форму принимает язычок: чашечки или лопаточки?

— Какой звук [ш]: свистящий или шипящий?

— Звук [ш]звонкий или глухой?

-Звук [ш] гласный или согласный?

— Каким Звуковичком мы обозначим звук «Ш»: синим, красным или зелёным?

5. Развитие фонематического слуха.

Звукоешка предлагает тебе поймать звук [ш]. Я назову сей час ряд звуков, слогов и слов, а ты, когда услышишь звук [ш], сожми ладошки в кулачки.

Звуки:

С, Х, Ш, Ч, Щ, Ж, Ш, С, Х, Ш.

Слоги:

ХА, СУ, ША, ЖА, ФУ, ЩА, ХО, ШО, ШИ.

Слова:

ХАТА, СУП, ШИНА, ФОКУС, ШАПКА, КОЖА, ЩЕНОК, ПУШКА.

Молодец, хорошо слышишь звук [ш], а теперь Звукоешка хочет услышать, как ты произносишь звук [ш].

6. Изолированное произношение звука [ш].

Посмотри на эти картинки. Пошипи, как змейка, как сердитая кошка, как масло на горячей сковороде.

Звукоешке понравилось, как ты произносишь звук [ш], она тебе дарит фотографию звука [ш] — букву «Ш».

7. Произношение звука [ш] в слогах.

Давай подружим букву «Ш» с гласными. Назови их . (А, О, У, И, Э, Ы ) Собери солнышко и прочитай слоги. (прямые и обратные).

Дидактическое упражнение «Пальчики здороваются»

(все пальчики по очереди касаются большого с одновременным произнесением слога «ША» (на правой руке), «ШУ» (на левой руке)

Дидактическое упражнение «Су-Джок».

Прокатывание массажера по ладони с одновременным произнесением обратных слогов «АШ», «ОШ», «УШ», «ИШ», «ЕШ»

8. Произношение звука «Ш» в слогах и словах.

Дидактическая игра «Мяч лови, слово назови».

(Физминутка)

— Слог да слог и будет слово,

Мы в игру сыграем снова.

Логопед говорит слог и бросает мяч ребёнку, ребёнок придумывает слово с этим слогом и бросает мяч обратно.

— Помнишь наше правило? Голова думает, а руки помогают.

Сейчас нам руки будут помогать, а чтобы пальчикам было легче работать, давай сделаем массаж.

9. Массаж пальцев прищепкой «Весёлый котёнок».

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает это не палец, а мышь,

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш».

10. Автоматизация звука «Ш» в словах.

— Что-то Звукоешка загрустила. У неё сегодня День рождения! Давай подарим ей подарки.

Дидактическое упражнение «Бусы».

Ребёнок нанизывает на шнурок «бусы», на которых картинки со звуком «Ш» (2-3 картинки с другими звуками), выбирает нужные, отчётливо проговаривая слова.

Дидактическое упражнение «Цветы и вазы».

Ребёнок дарит Звукоешке Цветы, на которых наклеены картинки со звуком «Ш», расставляет их в вазы, определяя позицию звука «Ш» в слове (в начале, в середине, в конце слова)

Дидактическое упражнение «Скажи ласково».

Давай назовём Звукоешку ласково. (Звукоешечка) и подарим ей картинки, которые тоже будем называть ласково.

11. Итог

Молодец, ты сегодня очень старался, красиво произносил звук [ш]. Спасибо тебе за занятие.

Используемая литература:

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Спб: Издательство «Лань», 1999г.
  2. Волина В.В. Праздник букваря, М: АСТ-ПРЕСС,1995г.
  3. Волина В.В. Учимся играя, М: Новая школа, 1994г.
  4. Комарова Л.А. Автоматизация звука «Ш» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М: Издательство «Гном и Д», 2007г.
  5. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи.

«Автоматизация звука «Ш» в предложениях». (Конспект индивидуального занятия)

Цели занятия: Закрепление правильного произношения звука ш в предлож­ениях; развитие навыков фонематического анализа и синтеза, а также анализа структуры предложения; расширение словаря за счет прилагательных, обозначающих величину; закрепле­ние в речи правильного согласования прилагательного с су­ществительным в роде, распространенного предложения с определением.

Содержание занятия:

  1. Организационный момент.
  1. Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.
  • «Лопатка»

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

  • «Чашечка»

Язык широкий положи,

А края приподними.

  • «Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх, вниз, вверх, вниз.

  • «Гармошка»

На гармошке я играю,

Рот по шире открываю.

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

При произношении звука «Ш» — губы немного округлены, язык, как «чашечка» поднимается наверх за верхние зубы, воздух проходит посередине языка, голосок «спит».

  1. Добавить в предложение слово, противоположное по значению. Предлагаются следующие предложения:

Логопед: Мышка маленькая, а медведь … (большой).

Ромашка маленькая, а дерево … (большое).

Шкаф большой, а. шар … (маленький).

Жеребенок маленький, а лошадь … (большая).

Корова большая, а кошка … (маленькая).

Ведро большое, а ведерко … (маленькое).

Логопед: Вспомните в каких словах слышим звук «Ш» (большой, большое, большая)

Логопед: Какие слова вы добавляли? (Маленький, большой.)

Логопед: На какой вопрос отвечают слова маленький, большой! (На вопрос какой?)

Логопед: Эти слова обо­значают, какой предмет по величине, размеру. Повторите.

  1. Определение величины предметов.

На доске пары картинок с изображением предметов, различных по величине: кружка — ведро, шар — машина, игрушка — мешок, шарф — пальто, хлопушка — шкаф, брошка — рубашка, карандаш — дерево.

Логопед: Назовите пары предметов на картинках. Какой из этих предметов большой, а какой маленький? (Кружка маленькая, а ведро большое и т.д.)

  1. Выделение окончаний прилагательных.

Логопед: Выберите предметы, которые мы назвали большими. (Ведро, ма­шина, мешок, пальто, шкаф, рубашка, дерево.)

Логопед: Определите, в каких словах есть звук ш. Какое место этого звука в слове?

Логопед: Замените названия картинок словами он, она или оно.

Логопед: Я буду назы­вать картинку, а вы называйте слово он, она или оно.

Логопед: Какие слова можно заменить словом он! Назовите их. (Мешок, шкаф.) Картинки ставятся отдельно.

Логопед: Какой мешок по размеру? (Большой.) А шкаф? (Большой.)

Логопед: В слове большой какой последний звук? (й).

Логопед: А какой звук слышится перед й? (о).

Около картинок записывается окончание -ой.

Логопед: Выберите предметы, которые можно назвать словом она. (Машина,рубашка.)

Логопед: Какая машина? (Большая.)

Логопед: Какая рубашка? (Большая.)

Логопед: Что слышится после ш? Назовите звуки слова после ш (-ая).

Буквы -ая записываются около картинок.

Логопед: Выберите картинки, которые можно назвать словом оно. (Ведро, дерево.)

Логопед: Ведро какое? (Большое.)

Логопед: Дерево какое? (Большое.)

Логопед: Что слы­шится в конце слова после ш? (-ое).

Буквы -ое записываются около картинок.

Логопед: Назовите предметы, которые мы назвали маленькими. (Маленькая кружка и т.д.)

  1. Добавить в предложение слова большой или маленький.

Логопед: В углу шуршит мышка. Добавьте, какая мышка (маленькая).

Дедушка построил шалаш. (Какой?)

Школьники украшали елку.

Мы учимся в школе.

У кошки родились котята.

Бабушка испекла ватрушку.

  1. Анализ предложения. Составле­ние графической схемы предложения. Выделение слов со звуком ш.

Бабушка испекла большую ватрушку.

|________________ ======== ~~~~~~~~ ________________ .

Логопед: Сколько слов в предложении? (Четыре)

Логопед: Назови первое слово?

Логопед: Какой схемой обозначим первое слово? И т.д.

Логопед: С какой по величине буквы начнём писать предложение?

Логопед: Что поставим в конце предложения?

Логопед: Назови слова со звуком «Ш».

  1. Подведение итогов занятия.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]