Конспект логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»
Тема:
Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах.
Коррекционно-образовательные задачи:
закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [ш], продолжать учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных существительных. согласовании существительных с числительными, делении слов на слоги.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематические процессы, дыхание, внимание. Память и мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию. Положительно-эмоциональный настрой на занятие, потребность в речевом общении.
Оборудование:
кукла Звукоешка, карточки для характеристики звука [ш], «шипелочки»; картинки на автоматизацию звука [ш], в словах; дидактические пособия: «Логопедические бусы», «Цветы и вазы», «Солнышко», прищепки, мяч.
1. Организационный момент
Логопед:
Здравствуй, сегодня мы продолжим с тобой учиться чисто и красиво говорить. Давай немного разомнёмся.
Развитие общей моторики.
Пляшут мышки-шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке (танцует)
Тише, тише, тише, мышки.
Не мешайте спать братишке (ходит на цыпочках)
Дыхательное упражнение.
Чтобы у нас всё хорошо получалось, мы сделаем дыхательные упражнения. Делаем глубокий вдох через нос и вдохнём в себя красоту, доброту и здоровье, а выдохнем через рот все обиды и огорчения. Помни: щёки мы не раздуваем, плечи не поднимаем.
Делаем вдох и выдох по три раза.
Чтобы быть внимательными и старательными сделаем массаж
Самомассаж лица.
Ручки растираем (потирание ладоней)
И разогреваем (хлопки)
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями провести по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперёд сгибаем, тянем их за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки).
А потом уходим пальцами за щёчки (пальцы перебегают на щёки)
Щёчки разминаем, чтобы надувались (большой, указательный и средний пальцы разминают щёки круговыми движениями).
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный палец разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
Уголками губ мы щёчки поднимаем (поднимать щёчки в уголках губ указательными пальцами).
А потом от носа к губкам мы стекаем (движения от носа к губам вниз).
Тянем подбородок и к ушам щипаем
А потом по шейке ручками стекаем.
Чтобы чисто и красиво говорить, давай сделаем зарядку для языка.
Помнишь наше правило?
Глаза смотрят и всё видят,
Уши слушают и всё слышат,
Голова думает, а руки помогают.
2. Артикуляционная гимнастика
- Зубки ровно мы смыкаем, и «заборчик» получаем (одновременно соединять кисти в горизонтальном положении),
- Плавно губки округлили, «бублик» мы изобразили (одновременно ладошки округлять и соединять вместе).
Чередование первого и второго упражнения.
- Язык «лопаткой» положи и немного подержи (ладонь держать горизонтально).
- Орех держу я за щекой, никак не раскусишь — твёрдый такой
- (кисть левой руки выпрямлена вертикально, правая кисть сжата в кулак и упирается в левую руку, затем наоборот).
- Вверх язык поднимай, а потом опускай. Так качаться продолжай… (синхронно выполняются движения ладонями вниз и вверх).
- Язык широкий положи, а края приподними, его в «чашку» преврати (ладони принимают форму чашечки).
- Ты с лошадкой прокатись, звонко цокать поучись. (указательный и большой пальцы выполняют имитирующие бегу лошадки движения на столе)
3. Сообщение темы занятия.
Вносится кукла.
– Это Звукоешка. (звук [ш] произносится акцентировано)
Какой звук я выделила голосом? (звук [ш]) У Звукоешки сегодня день рождения. Мы побываем у неё на празднике и будем продолжать учиться правильно произносить звук [ш].
4. Характеристика звука [ш]по артикуляционным и акустическим признакам.
Давай расскажем Звукоешке, как мы произносим звук [ш].
— Когда мы произносим звук [ш], в каком положении наши губы: округлились или растянулись в улыбке? (ребёнок выбирает правильную карточку).
— Где находится язычок: вверху или внизу?
— Какую форму принимает язычок: чашечки или лопаточки?
— Какой звук [ш]: свистящий или шипящий?
— Звук [ш]звонкий или глухой?
-Звук [ш] гласный или согласный?
— Каким Звуковичком мы обозначим звук «Ш»: синим, красным или зелёным?
5. Развитие фонематического слуха.
Звукоешка предлагает тебе поймать звук [ш]. Я назову сей час ряд звуков, слогов и слов, а ты, когда услышишь звук [ш], сожми ладошки в кулачки.
Звуки:
С, Х, Ш, Ч, Щ, Ж, Ш, С, Х, Ш.
Слоги:
ХА, СУ, ША, ЖА, ФУ, ЩА, ХО, ШО, ШИ.
Слова:
ХАТА, СУП, ШИНА, ФОКУС, ШАПКА, КОЖА, ЩЕНОК, ПУШКА.
Молодец, хорошо слышишь звук [ш], а теперь Звукоешка хочет услышать, как ты произносишь звук [ш].
6. Изолированное произношение звука [ш].
Посмотри на эти картинки. Пошипи, как змейка, как сердитая кошка, как масло на горячей сковороде.
Звукоешке понравилось, как ты произносишь звук [ш], она тебе дарит фотографию звука [ш] — букву «Ш».
7. Произношение звука [ш] в слогах.
Давай подружим букву «Ш» с гласными. Назови их . (А, О, У, И, Э, Ы ) Собери солнышко и прочитай слоги. (прямые и обратные).
Дидактическое упражнение «Пальчики здороваются»
(все пальчики по очереди касаются большого с одновременным произнесением слога «ША» (на правой руке), «ШУ» (на левой руке)
Дидактическое упражнение «Су-Джок».
Прокатывание массажера по ладони с одновременным произнесением обратных слогов «АШ», «ОШ», «УШ», «ИШ», «ЕШ»
8. Произношение звука «Ш» в слогах и словах.
Дидактическая игра «Мяч лови, слово назови».
(Физминутка)
— Слог да слог и будет слово,
Мы в игру сыграем снова.
Логопед говорит слог и бросает мяч ребёнку, ребёнок придумывает слово с этим слогом и бросает мяч обратно.
— Помнишь наше правило? Голова думает, а руки помогают.
Сейчас нам руки будут помогать, а чтобы пальчикам было легче работать, давай сделаем массаж.
9. Массаж пальцев прищепкой «Весёлый котёнок».
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает это не палец, а мышь,
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш».
10. Автоматизация звука «Ш» в словах.
— Что-то Звукоешка загрустила. У неё сегодня День рождения! Давай подарим ей подарки.
Дидактическое упражнение «Бусы».
Ребёнок нанизывает на шнурок «бусы», на которых картинки со звуком «Ш» (2-3 картинки с другими звуками), выбирает нужные, отчётливо проговаривая слова.
Дидактическое упражнение «Цветы и вазы».
Ребёнок дарит Звукоешке Цветы, на которых наклеены картинки со звуком «Ш», расставляет их в вазы, определяя позицию звука «Ш» в слове (в начале, в середине, в конце слова)
Дидактическое упражнение «Скажи ласково».
Давай назовём Звукоешку ласково. (Звукоешечка) и подарим ей картинки, которые тоже будем называть ласково.
11. Итог
Молодец, ты сегодня очень старался, красиво произносил звук [ш]. Спасибо тебе за занятие.
Используемая литература:
- Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Спб: Издательство «Лань», 1999г.
- Волина В.В. Праздник букваря, М: АСТ-ПРЕСС,1995г.
- Волина В.В. Учимся играя, М: Новая школа, 1994г.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука «Ш» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М: Издательство «Гном и Д», 2007г.
- Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи.
«Автоматизация звука «Ш» в предложениях». (Конспект индивидуального занятия)
Цели занятия: Закрепление правильного произношения звука ш в предложениях; развитие навыков фонематического анализа и синтеза, а также анализа структуры предложения; расширение словаря за счет прилагательных, обозначающих величину; закрепление в речи правильного согласования прилагательного с существительным в роде, распространенного предложения с определением.
Содержание занятия:
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.
- «Лопатка»
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
- «Чашечка»
Язык широкий положи,
А края приподними.
- «Качели»
На качелях я качаюсь.
Вверх, вниз, вверх, вниз.
- «Гармошка»
На гармошке я играю,
Рот по шире открываю.
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.
При произношении звука «Ш» — губы немного округлены, язык, как «чашечка» поднимается наверх за верхние зубы, воздух проходит посередине языка, голосок «спит».
- Добавить в предложение слово, противоположное по значению. Предлагаются следующие предложения:
Логопед: Мышка маленькая, а медведь … (большой).
Ромашка маленькая, а дерево … (большое).
Шкаф большой, а. шар … (маленький).
Жеребенок маленький, а лошадь … (большая).
Корова большая, а кошка … (маленькая).
Ведро большое, а ведерко … (маленькое).
Логопед: Вспомните в каких словах слышим звук «Ш» (большой, большое, большая)
Логопед: Какие слова вы добавляли? (Маленький, большой.)
Логопед: На какой вопрос отвечают слова маленький, большой! (На вопрос какой?)
Логопед: Эти слова обозначают, какой предмет по величине, размеру. Повторите.
- Определение величины предметов.
На доске пары картинок с изображением предметов, различных по величине: кружка — ведро, шар — машина, игрушка — мешок, шарф — пальто, хлопушка — шкаф, брошка — рубашка, карандаш — дерево.
Логопед: Назовите пары предметов на картинках. Какой из этих предметов большой, а какой маленький? (Кружка маленькая, а ведро большое и т.д.)
- Выделение окончаний прилагательных.
Логопед: Выберите предметы, которые мы назвали большими. (Ведро, машина, мешок, пальто, шкаф, рубашка, дерево.)
Логопед: Определите, в каких словах есть звук ш. Какое место этого звука в слове?
Логопед: Замените названия картинок словами он, она или оно.
Логопед: Я буду называть картинку, а вы называйте слово он, она или оно.
Логопед: Какие слова можно заменить словом он! Назовите их. (Мешок, шкаф.) Картинки ставятся отдельно.
Логопед: Какой мешок по размеру? (Большой.) А шкаф? (Большой.)
Логопед: В слове большой какой последний звук? (й).
Логопед: А какой звук слышится перед й? (о).
Около картинок записывается окончание -ой.
Логопед: Выберите предметы, которые можно назвать словом она. (Машина,рубашка.)
Логопед: Какая машина? (Большая.)
Логопед: Какая рубашка? (Большая.)
Логопед: Что слышится после ш? Назовите звуки слова после ш (-ая).
Буквы -ая записываются около картинок.
Логопед: Выберите картинки, которые можно назвать словом оно. (Ведро, дерево.)
Логопед: Ведро какое? (Большое.)
Логопед: Дерево какое? (Большое.)
Логопед: Что слышится в конце слова после ш? (-ое).
Буквы -ое записываются около картинок.
Логопед: Назовите предметы, которые мы назвали маленькими. (Маленькая кружка и т.д.)
- Добавить в предложение слова большой или маленький.
Логопед: В углу шуршит мышка. Добавьте, какая мышка (маленькая).
Дедушка построил шалаш. (Какой?)
Школьники украшали елку.
Мы учимся в школе.
У кошки родились котята.
Бабушка испекла ватрушку.
- Анализ предложения. Составление графической схемы предложения. Выделение слов со звуком ш.
Бабушка испекла большую ватрушку.
|________________ ======== ~~~~~~~~ ________________ .
Логопед: Сколько слов в предложении? (Четыре)
Логопед: Назови первое слово?
Логопед: Какой схемой обозначим первое слово? И т.д.
Логопед: С какой по величине буквы начнём писать предложение?
Логопед: Что поставим в конце предложения?
Логопед: Назови слова со звуком «Ш».
- Подведение итогов занятия.