Сенсорная (импрессивная алалии). Симптомы и классификация по степени тяжести.


Статья:

Сенсорная алалия, или рецептивная, импрессивная — недоразвитие речи вследствие нарушения слухового восприятия при нормальном физическом слухе. Ребенок с этой патологией не понимает обращенную речь, не различает звуки, фонематический слух. Также у него наблюдаются другие нарушения.
В чистом виде встречается редко, тем не менее требует вмешательства логопеда, дефектолога и невролога и своевременной коррекции. В статье вы узнаете причины болезни, лечение и прогноз сенсорной алалии.

Нарушение речевых центров

Проблема сенсорной алалии изучена специалистами достаточно хорошо, однако единого мнения о причинах ее развития до сих пор нет. Некоторые ученые выделяют ее в самостоятельное нарушение речевых центров головного мозга, другие – считают следствием более серьезных заболеваний. Промежуточный вариант предпочитает считать сенсорную алалию отдельным нарушением, но с сильным влиянием других факторов развития ребенка. В частности, алалия нередко является одним из симптомов раннего детского аутизма или умственной отсталости. В этой статье мы выделим основные причины и симптомы этой патологии, а также расскажем о методах ее диагностики.

Причины и факторы риска

Повреждение речевых центров коры головного мозга, вызывающее развитие алалии, возникает во время беременности или в раннем возрасте, т.е. еще до начала формирования речи. Среди факторов, значительно повышающих риск патологии, выделяют:

  • проблемы во время беременности: гипоксия, токсикоз, инфекции (особенно TORCH-комплекс), травмы, хронические заболевания и вредные привычки у матери;
  • родовые травмы, асфиксия, патологическое течение родов (затяжные, скоротечные);
  • рождение раньше срока;
  • тяжелые заболевания в первые годы жизни: ОРВИ, пневмонии, состояния, требующие применения наркоза;
  • черепно-мозговые травмы;
  • неблагоприятная социальная обстановка в семье.

Зачастую в формировании алалии участвуют не один, а сразу несколько патологических факторов, приводящих к развитию минимальной мозговой дисфункции (ММД). Это комплексное нарушение, проявляющееся задержкой психического развития, в том числе и нарушениями речевых функций.

Причины развития

Алалия является следствием органического поражения головного мозга. Если говорить более точно – поражения одного из участков мозга, в котором происходит первичная обработка звуков. Поскольку остальные части мозга при сенсорной алалии не поражаются, ребенок растет вполне здоровым, однако с восприятием речи у него возникают проблемы. У него не развивается так называемый фонематический слух: ребенок не может различать отдельные звуки в речи и, как следствие, не может воспринимать свою и чужую речь. Кроме того, соседние участки мозга также перестают участвовать в обработке звука, из-за чего ребенок не может соотносить слова со зрительными образами и действиями. Проще говоря, ребенок хорошо слышит слова (например, поворачивается в сторону говорящего), но смысл сказанного не понимает. Все это происходит из-за недоразвитости отдельных участков мозга, ответственных за анализ звуковой информации. Существует несколько причин, из-за которых некоторые зоны мозга «отстают» в развитии, вследствие чего развивается алалия:

  • Тяжелое отравление матери ребенка в период беременности;
  • Асфиксия и гипоксия плода в период беременности;
  • Попытки прерывания беременности и угроза выкидыша;
  • Конфликт резус-факторов матери и плода;
  • Физические и психологические травмы матери в период беременности;
  • Курение и употребление алкоголя и наркотиков в период беременности;
  • Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в младенчестве (менингит, энцефалит и другие);
  • Быстрые или, наоборот, затяжные роды;
  • Травмы головного мозга ребенка после рождения.

Классификация: формы алалии у детей

Развитие алалии у ребенка может быть вызвано поражением различных отделов коры головного мозга. В зависимости от локализации патологического очага, симптомы заболевания могут различаться, что позволяет выделить три основные формы:

  • моторная (экспрессивная): страдает зона, ответственная за воспроизведение речи; при этом ребенок понимает обращенные к нему слова, может выполнять команды, но не способен произнести членораздельные звуки; в рамках этой формы выделяют также афферентную и эфферентную разновидности алалии; в первом случае ребенок не может контролировать работу речевого аппарата и неправильно произносит звуки, во втором –сложность в переключении артикуляционных актов, т.е. ребенку трудно соблюдать последовательность речевых движений.
  • сенсорная (импрессивная): возникает при поражении слухоречевого анализатора, т.е. ребенок не может понять обращенную к нему речь, и, соответственно, не может разговаривать;
  • смешанная: наблюдаются признаки обоих форм; в зависимости от преобладания тех или иных симптомов, выделяют сенсомоторную и мотосенсорную разновидности алалии у детей.

Признаки и симптомы алалии

Чтобы распознать сенсорную алалию у своего ребенка (или хотя бы обеспокоиться по поводу похода к специалисту), специальные знания не требуются. Для алалии характерна другая патология, называемая эхолалией. Так называется состояние, при котором человек повторяет все, что ему говорит собеседник. Например, у ребенка что-то спрашивают, а он, вместо ответа, повторяет этот вопрос. Очевидно, что он не понимает смысл сказанного, поэтому в таких случаях необходимо обращаться к специалисту.

Очень часто в бессмысленных словах можно уловить знакомые фразы. Скорее всего, ребенок услышал их в телевизоре, в песнях или в вашей речи, а теперь повторяет их. Естественно, что и здесь он не понимает ничего из сказанного, хотя по отдельности он знает, что обозначает каждое слово. Также алалия может быть проявлением логореи. Эта патология представляется в виде потока фраз, отдельных слов и даже слогов, которые перепутаны друг с другом и не несут никакой смысловой нагрузки. Более того, сам ребенок не осознает эту проблему, поэтому в его речи появляются выдуманные слова, образованные перестановкой слогов или смешением нескольких слов в одно. Иногда бывает, что ребенок «зацикливается» на одном слове или фразе, повторяя ее бесконечное число раз.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от степени тяжести заболевания, а также времени начала коррекции. При своевременном обращении к специалисту, регулярном и тщательном выполнении всех рекомендаций, вероятность успешной коррекции повышается. Моторная форма алалии устраняется легче, а вот при сенсорной и сенсомоторной форме прогноз не всегда благоприятен.
Профилактика алалии – это выполнение всех рекомендаций врача во время беременности, регулярные занятия с малышом, минимизация риска травм и заболеваний.

Особенности

В легких случаях сенсорной алалии ребенок хорошо понимает отдельные слова взрослых и даже некоторые фразы. Двусмысленные фразы они понимают только в одном контексте, а собственные мысли выражают достаточно понятно. Но если взрослые вдруг решают усложнить фразу, или поменять в ней порядок слов, у детей начинаются проблемы. Более тяжелые формы алалии доставляют детям и их родителям серьезные неприятности. Любые слова не вызывают у ребенка никакой ответной реакции, так как головной мозг не воспринимает их как раздражители. Это значит, что ребенок совсем не понимает взрослых, и говорить им что-либо в ответ тоже не спешит. В некоторых случаях дети начинают понимать смысл сказанного только после того, как проговорят эту фразу самостоятельно.

Примерно 70% детей с диагнозом алалия не имеют каких-либо проблем со слухом, а у оставшихся 30% данная патология связана с нарушением развития органов слуха. Как ни странно, второй случай лечить легче, так как после возврата нормального слуха ребенок быстро догоняет сверстников в развитии. Гораздо труднее помочь детям, у которых слух в норме. В разные периоды времени ребенок может то слышать, то не слышать звуки одинаковой громкости и частоты, так как это зависит от состояния его головного мозга. Развивающие занятия с ним проводить при этом тяжело, так как ребенок быстро утомляется от звуковых раздражителей и не реагирует на указания врача или воспитателя.

Еще один симптом сенсорной алалии – гиперакузия – то есть повышенная чувствительность к другим звукам, не связанным с речью. Даже здоровым взрослым людям бывает неприятно слышать, к примеру, движение стеклореза по стеклу, а у детей с алалией таких раздражителей еще больше. В раннем возрасте, когда ребенок часто плачет и кричит, это можно списать просто на дискомфорт, который вызывается громкой музыкой или другими раздражителями. Но если довольно большой ребенок при некоторых звуках начинает плакать, затыкать уши, впадать в панику и убегать из комнаты, его нужно показать специалисту для обследования.

При сенсорной алалии у ребенка страдают функции памяти. Это выражается в том, что он не может соотнести произнесенное слово с предметом (вспомнить его образ или, наоборот, назвать предмет при виде его). Нарушается фонематическое восприятие; ребенку нужно повторить слово более 20 раз, чтобы понять и запомнить его. Если же используются близкие по звучанию, но разные по значению слова (омонимы), то ребенок так и не сможет понять, о чем именно идет речь.

Голос у детей, страдающих алалией, отличается звонкостью, однако окружающим он кажется «мертвым». Речь такого ребенка носит механический характер; она отличается многочисленными ошибками в ударениях, перестановкой слов во фразах и заменой отдельных слогов. Внимание детей рассеяно, им трудно сконцентрироваться на выполнении какого-либо задания, при этом ведут они себя беспокойно и суетливо. При этом на изменения интонации и громкости голоса дети реагируют хорошо, а сами в общении со сверстниками и взрослыми активно используют жесты. Более того, при легких формах сенсорной алалии дети могут говорить вполне плавно и свободно, однако они испытывают проблемы с подбором нужных слов, расстановкой ударений и выборе интонации. На фоне непонимания со стороны окружающих, и в особенности – других детей, у них развиваются психические расстройства и появляются задержки в интеллектуальном развитии.

Осложнения сенсорной алалии

Нарушенное восприятие звука приводит к неправильному проговариванию и несформированной экспрессивной речи. Дополнительным симптомы сенсорной алалии является общее недоразвитие речи. Таким детям сложно усваивать школьный материал из-за расстройств учебных навыков — нарушения письменной речи и чтения. Им сложно общаться с ровесниками.

В дальнейшей жизни из-за этого возникают признаки психологических нарушений, эмоционально-волевые расстройства. Страдает интеллект и формируется умственная отсталость. Детки становятся нелюдимыми, замкнутыми, живут в своем мирке.

Как диагностируется

Диагностика алалии включает в себя наблюдение сразу у нескольких специалистов, врачей. ЛОР необходим для того, чтобы «отсечь» потенциальные причины в виде неправильного развития слуховых органов. Затем в работу вступает невролог, который с помощью томографии, рентген-диагностики и других исследований определяет наличие и степень поражения отдельных участков головного мозга. Только после этих специалистов на предмет наличия сенсорной алалии ребенка обследует логопед, предлагая ребенку несложные задачи, связанные с пониманием информации (просьба взять определенный предмет, назвать животное на картине и т.д.).

Лечение

Лечение проводится по нескольким направлениям.

Логопедические упражнения. Могут проводиться в индивидуальном порядке или в рамках специальной школы. Положительные результаты достигаются лишь систематическими, продолжительными занятиями.

Под руководством логопеда ребенок постепенно овладевает произношением отдельных слогов и слов, распознает речь по ее звучанию. С помощью различных картинок приобретаются навыки увязывания их с конкретными словами.

Когда достигнут определенный прогресс, ребенок уже в состоянии назвать тот или иной предмет, изображенный на картинке. Постепенно малыш овладевает правильными окончаниями слов, падежами и склонениями.

Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику, с использованием рисования, лепки, вырезания, конструктора.

Успех лечения во многом зависит от домашних занятий. Упражнения, проводимые с логопедом, должны постоянно закрепляться при непосредственном участии родителей.

Логопедический массаж. Считается эффективным дополнением к упражнениям. Он развивает отдельные мышцы полости рта, отвечающие за правильное произношение. Процедура выполняется вручную или с применением специального зонда. Дополнительно речевые мышцы развиваются с помощью специфических упражнений, разработанных именно для этих целей.

Физиотерапевтические процедуры. Назначаются в виде определенных курсов, в зависимости от состояния ребенка. Они могут дополняться водолечением, магнитотерапией, лазеротерапией и другими процедурами.

Рефлексотерапия. Ее суть заключается в стимулировании необходимых участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к образованию новых нервных связей, облегчающих обучение. Применяется в отношении детей старше 9 лет.

Медикаментозная терапия. Включает в себя применения средств, стимулирующих кровоснабжение мозга. Дополнительно назначаются витамины В12 и В15. Большое внимание уделяется сбалансированному рациону питания.

Необходимость в проведении обследования при алалии

Целью всех этих исследований является исключение из потенциальных диагнозов тугоухости (ее лечением занимается ЛОР) и аутизма с олигофренией. Сенсорная алалия не является признаком умственной отсталости ребенка, поскольку такие дети обладают нормальным интеллектом. Если специалист все же поставил этот диагноз, необходимо тщательно следить за ребенком, так как алалия по-разному проявляет себя в разных ситуациях. Корректируется она довольно успешно, однако ввиду неусидчивости детей и плохого восприятия информации, этот процесс может затянуться надолго. Здесь все зависит от опыта специалиста и настойчивости родителей, так как на них выпадает ежедневная работа по развитию своего ребенка.

При малейших признаках мы рекомендуем сразу же обращаться за консультацией к специалистам. Чем быстрее Вы выявляете нарушение, тем выше вероятность того, что последствия будут минимальными и своевременная коррекция поможет ребенку. Не откладывайте на завтра самое главное — здоровье малыша. Этим Вы поможете и себе и ему избежать серьезных проблем в будущем. В России достаточно хорошо развита система диагностики. Обратиться можно и к частным специалистам и по направлению детских садов и школ на бесплатное обследование в государственные учреждения.

В центре Говоруша проводится коррекция алалии.

Для получения более подробной информации вы можете связаться с нашими специалистами по тел, +7 (921) 744-18-52 , либо обратиться по адресу: г. Санкт-Петербург, ул Пулковская дом 2, корпус 1. ст. метро Звездная с 9.00 до 20.00. Мы всегда рады оказать вам помощь.

Диагностика

Любая форма нарушения речи вне зависимости от тяжести и выраженности симптомов требует комплексного обследования с участием невролога, психолога, логопеда, отоларинголога и других специалистов. Неврологическое исследование направлено на поиск патологического очага в коре головного мозга, а также исключение других причин нарушения речи. Исследование, как правило, включает:

  • электроэнцефалографию (ЭЭГ);
  • УЗИ головного мозга (эхоэнцефалография);
  • МРТ головного мозга;
  • рентген турецкого седла.

ЛОР проводит исследование органа слуха: отоскопию, аудиометрию и другие тесты, направленные на выявление тугоухости, а также оценивает состояние ротовой полости и гортани. В обязательном порядке проводится оценка слухоречевой памяти, диагностика устрой речи и т.п. Во время консультаций необходимо подробно рассказать врачам о ходе беременности и родов, перенесенных травмах и заболеваниях, а также всех особенностях физического и психического развития малыша.

Домашняя терапия алалии

Кроме занятий с профильными специалистами, можно проводить дополнительные занятия на дому. Чтобы избавиться от болезни, родитель должен максимально сосредоточиться на своем малыше и помочь ему. Есть некоторые эффективные способы, разработанные специально для пациентов:

  • Малыш должен научиться понимать речь на слух. Родитель называет предмет, ребенок должен его показать. Если он показал неверно, нужно показать правильно. Такое упражнение для алаликов повторяется много раз, прежде чем он поймет, что от него требуется. Для таких занятий подойдут яркие игрушки, цветные фигурки.
  • Если словарный запас широк, потренируйте его проговаривать названия предметов, показывая их.
  • С детьми, страдающими алалией, нужно чаще разговаривать. Речь родителей должна быть понятной, правильной и не слишком быстрой. При сенсорной алалии слова нужно сопровождать демонстрацией соответствующих картинок.
  • Показывайте буквы. А затем говорите слова, начинающиеся на эти буквы. Просите, чтобы малыш показывал букву с которой начинается слово и проговаривал слово целиком.

Возьмите малышу несколько книжек с яркими иллюстрациями, и заинтересуйте его чтением. Рассказывайте интересные истории, и показывайте, как выглядят главные персонажи. Могут помочь развивающие игры со взрослыми.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]