Интерактивный тренажер «Дифференциация Ц-Ч»
Пояснительная записка
Автор
: Куляшева Оксана Игоревна.
Место работы
: Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №8» с.Кослан (ГОУ РК СКШ-и №8 с.Кослан).
Должность
: учитель-логопед.
Название ресурса
: Интерактивный тренажер «Дифференциация букв Ц-Ч».
Предмет
: Логопедия: произношение, письменная речь.
Класс
: 3-5 класс СКШ VIII вида.
Практическое применение
: разработку можно использовать на уроке – фронтально и по подгруппам, на индивидуальном занятии, в домашних условиях для дифференциации букв Ц-Ч.
Минимальные требования к аппаратным ресурсам
: компьютер.
Минимальные требования к программным ресурсам
: программа MS Office Excel.
Описание разработки:
Работа выполнена в MS Office Excel и предназначена для отработки навыка дифференциации букв Ц-Ч у учащихся 3-5 классов СКШ VIII вида.
Работа содержит 4 основных листа:
- Оглавление
На данном листе дана инструкция по выполнению работы и при помощи гиперссылок выделены задания. Переходить от задания к заданию можно и «кликнув» на соответствующее поле внизу страницы (список листов).
- «Напиши нужную букву»
Предлагается 8 картинок, под каждой из которых находится по одной выделенной ячейке. При «клике» на ячейку, открывается список из двух букв – Ц и Ч. Необходимо выбрать нужную букву. Если все буквы задания подобраны верно, внизу всплывает слово «Молодец». В противном случае (даже при наличии единственной ошибки) – «Подумай ещё».
КАРТИНКИ: огурец, бабочка, кабачки, пуговица, чеснок, перец, яйцо, печка.
- «Что за птица?»
Данное задание представляет собой набор из пяти картинок с изображением птиц, под которыми расположены пустые ячейки по числу букв в слове. В пустые ячейки необходимо вписать название птицы. В случае верного написания, в таблице, расположенной справа от основного поля, напротив каждого задания выводится ответ: «ДА», либо «НЕТ». При, этом пока слово не будет набрано полностью, высвечивается ответ «НЕТ». Как только слово набрано, высвечивается противоположный ответ (задание выполнено верно), либо остаётся «НЕТ».
Ниже происходит автоматический подсчёт правильно и неправильно подписанных картинок. По числу верно подписанных картинок выводится результат: «Молодец», либо «Подумай ещё».
КАРТИНКИ: синица, чайка, чиж, ласточка, скворец, курица, грач
.
- «Допиши слова»
На этом листе представлен текст, в словах которого пропущены буквы Ц либо Ч (всего 17 букв). В выделенные ячейки требуется вписать данные буквы. Во время выполнения задания происходит автоматический подсчёт как верно поставленных букв, так и количество допущенных ошибок.
- В случае необходимости очистить ячейку от неверно набранной буквы, «кликните» на неё и нажмите клавишу «delete»
- При завершении прохождения задания на запрос «Сохранить изменения?» выбирайте «Не сохранять»
Ссылки на источники
:
- Стихотворение – Успенский М.Б. Правильно, складно, красиво учимся мы говорить: В 3 кн. Кн. 3: Пособие по развитию речи: Для дошкольников и школьников мл. кл. / М.Б.Успенский, Л.П.Успенская. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: СпецЛит, 2002. – 255, [1] с.: ил.
Картинки:
- Курица
- Чайка —
- Синица —
- Грач —
- Ласточка —
- Скворец —
- Чиж —
- Огурец —
- Пуговица –
- Бабочка –
- Печка —
- Чеснок —
- Кабачки —
- Перец —
- Яйцо —
Логопедическое занятие на дифференциацию звуков и букв Ц—Ч
Разделы: Логопедия
Цели:
1. Коррекционно – развивающие:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия.
2. Образовательные:
- умение различать звуки Ч, Ц по артикуляции;
- расширение и активизация словаря на материале темы «Птицы»;
- дифференциация звуков и букв Ц, Ч;
- упражнения в правильном чтении слов с буквами Ц, Ч;
- освоение понятия о смыслоразличительной роли букв Ц, Ч;
- умение ориентироваться в пространстве;
- формирование навыков работы по инструкции.
3. Воспитательные:
- воспитание интереса к учебе.
Оборудование:
- рабочие тетради;
- зеркала;
- картинки с изображением птиц;
- демонстрационные карточки с изображением букв Чч, Цц;
- таблица с буквами.
Ход занятия
Организационный момент.
(Ученики стоят возле своих парт.)
Логопед:
Первым сядет тот, кто ясно, четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка».
(Ученики выполняют задание.)
Логопед:
Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?
Ученики:
Звуки [ч] и [ц].
Логопед
(вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением букв): О каких буквах мы будем говорить на занятии?
Ученики:
О буквах Ч и Ц.
Работа с зеркалами.
Проводится сравнение [ц] и [ч] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т’] + [ш’].
Логопед:
Ребята, давайте посмотрим в зеркала и найдем различия в артикуляции звуков [ч] и [ц].
(Ученики выполняют задания.)
Различие | [Ч] | [Ц] |
|
|
|
Соотношение звуков с буквами.
Логопед:
Ребята, послушайте стихотворения:
Буква Ц – внизу крючок, Точно с краником бочок. Вот такая буква Ц: С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка. Ч с четверкой спутал чижик И прочел: «Четыре ижик». Да, вы правильно решили, Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя.
Логопед:
Ребята, а как вы думаете, на что еще похож нижний элемент у буквы Ц?
Ученики:
На звено цепи и на ногу цапли.
Логопед:
А верхний элемент у буквы Ч?
Ученики:
На крыло чайки и на носик чайника.
Развитие фонематического восприятия.
Логопед:
Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуками [ц], [ч]. Если вы услышите звук [ч], то поднимите руку вверх, если [ц] – опустите вниз.
Ца, чу, оч, ец, ци, чи, час, цель, цепь, почка, кольцо, тачка, платочки, зеркальце, пальчик, мальчик.
(Ученики выполняют задания.)
Дидактическая игра «Курица».
Игра направлена на развитие зрительного восприятия.
Логопед:
Отгадайте загадку: «Квохчет, кудахчет,детей созывает, всех под крылья свои собирает».
Ученики:
Это курица.
Логопед:
Верно. Курица – домашняя птица. Она живет в курятнике, спит на насесте. Она ходит по двору и собирает зернышки. Но наша курица необычная, вместо зернышек будет собирать буквы. Если курица соберет их правильно, у нее получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, которые курица будет собирать, — и в конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово.
Б | В | Г | Д | Е | Ж |
З | И | Ь | К | Л | Е |
М | Н | Ё | Ы | Ц | Ъ |
К | О | Л | У | Ф | Я |
Е | Ч | П | Ш | Ю | Щ |
Первая буква, которую собрала курица – Ц. Дальше она пошла влево и остановилась – Ы. Вниз, вниз, влево – П. Вверх – Л. Вверх – Ё. Влево – Н. Вниз – О. Вниз – Ч. Влево – Е. Вверх – К.
— Какое слово у вас получилось?
Ученики:
Цыпленочек.
Логопед:
Какая буква в этом слове первая и какая восьмая?
Ученики:
Первая буква Ц, а восьмая — Ч.
Логопед:
Давайте пропишем сочетание ЦЧ, цч до конца строчки, проговаривая его вслух.
(Ученики выполняют задание.)
Физкультурная минутка.
Логопед:
Молодцы. Сейчас мы немножко отдохнем.
Девочки и мальчики Прыгают как мячики. (Прыжки на двух ногах.) Ножками топочут, (Топают ногами.) Весело хохочут. (Произносят: ха-ха-ха.
Логопед:
Ребята, а каких вы еще знаете птиц, в названии которых есть звуки [Ц] и [Ч]?
Ученики:
Скворец, синица, чиж, цапля, чайка, грач.
(Логопед вывешивает на доску картинки с изображением птиц.)
Шифровка слов.
Логопед:
Молодцы! Сейчас вы будите записывать эти слова в тетрадь, рисуя вместо буквы Ц треугольник, вместо Ч – квадратик.
В конце проходит проверка: ученики вместе читают слова.
Игра «Большой-маленький».
Логопед:
Сейчас поиграем в игру «Большой-маленький». Разговаривали
большая синица
и
маленькая синичка
(слова написаны на доске).
Большая синица говорит:
| А маленькая синичка говорит: – колечко ? ? ? ? |
Ученики:
Крылечко, курочка, яичко, птенчик.
Логопед:
Какой звук Ц или Ч звучал в больших предметах? А в маленьких?
Ученики:
Звук Ц звучал в больших предметах, а звук Ч – в маленьких.
Логопед:
А теперь запишите эти слова к себе в тетрадь в два столбика.
Повтори за мной.
Логопед:
Сейчас я буду вам читать чистоговорки, а вы будите за мной их повторять.
- Ца-ца-ца – курица.
- Чи-чи-чи – грачи.
- Ча-ча-ча – чайка.
- Цы-цы-цы – цыпленок.
- Чи-чи-чи – чижи.
10. Итог занятия.
Логопед:
Вот и закончилось наше занятие. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Как различать буквы Ц и Ч? Какие задания вам больше всего понравились?
(Ученики отвечают на вопросы.)
Список используемой литературы:
- Анищенкова Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей. Москва, АСТ «Астрель», 2007г.
- Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочнон планирование коррекции произношения звуков. Санкт-Петербург, «КАРО», 2009г.
- Пименова Т. И. Выговаривать хочу… Санкт-Петербург, «КАРО», 2006г.
- Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Москва, «Просвещение», 1995г.
29.03.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
«Дифференциация звуков [Ц-Ч ] в словах»
Тема: «Дифференциация звуков [Ц-Ч ] в словах».
Цели:
1. Добиваться правильного артикуляционного уклада и произношения звуков.
2. Развивать звуковое внимание и фонематическое восприятие: учить слышать звуки в словах, дифференцировать на слух, правильно артикулировать и дифференцировать буквы на письме.
3. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев рук.
4. Развивать зрительное восприятие.
5. Развивать умение работать по словесной инструкции.
6. Обобщить и закрепить знания по лексическим темам » Животные » и » Птицы «.
Оборудование:
индивидуальные зеркала, тетради, ручки, карандаши, индивидуальные карточки, предметные картинки, сигнальные карточки, таблица слогов, символы букв, раздаточный материал (по два отрезка проволоки на каждого учащегося).
Ход занятия.
1.
Организационный момент. Приветствие. Проверка рабочих мест. » Ребята, на сегодняшнем уроке вас ждет много интересного и поучительного. Желаю вам удачи! На прошлом занятии мы с вами начали работать над звуками [Ц],[Ч] в словах
. Тема
урока: «
Дифференциация Ц-Ч в словах
«.
Задачи.
Мы продолжим развивать речевой аппарат; учиться правильной артикуляции звуков [Ц],[Ч]; учиться слышать эти звуки в словах, а также различать буквы Ц , Ч на письме; повторим гимнастики для глаз и пальцев рук; закрепим знания о животных и птицах.
2.
Прежде чем приступить к работе, потренируем речевой аппарат. Приготовьте зеркала.
Артикуляционные упражнения
: «Заборчик», «Трубочка», «Маляр», «Часики», «Горка», «Дразнилка». Отработка правильного артикуляционного уклада звуков [Ц],[Ч].
3. Закрепление правильного звукопроизношения
в чистоговорках.
«Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.»
«Цветы в цветнике цветут целое лето.»
«Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.»
«Чиста и прозрачна вода ключевая, течет она в реку, журча и играя.»
«Кольцом окольцовывают, цинком оцинковывают, цепью оцепляют, прицепы прицепляют.»
«Цок-цок цокают копытца! Чок-чок стучит так каблучок! Слова «чернила» и «водица» пусть скажет четко язычок.»
4.
Молодцы! А я знаю, что вы очень любите играть в игру «Эхо», потому что уже научились выделять звуки [Ц] и [Ч] в слогах. Поиграем? (Логопед предлагает обучающимся выделить в словах те слоги, в которых слышаться данные звуки. Слоги ученики повторяют трижды.)
Кольцо- цо, цо, цо; ключи- чи, чи, чи; ларец- ец, ец, ец; не хочу- чу,чу, чу; солнце- це, це, це; силач- ач, ач, ач; стручок- чок, чок, чок; молодцы- цы, цы, цы.
5.Характеристика звуков
.
Итак, звуки [Ц], [Ч]. Какие они? Что у них общего, и чем они отличаются друг от друга? Какими буквами обозначаются? Чем отличаются буквы от звуков? А вы знаете, что буквы можно не только видеть и писать, их можно сделать самим.