Конспект занятия на тему: «Дифференциация гласных И-Ы»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ«Центр образования и спорта «Москва–98» Департамента спорта и туризма города Москвы ГБОУ «ЦОиС «Москва-98» Москомспорта ______________________________________________________________________________ 110607, Москва, Удальцова, д.40 т.
е-mail:s[email protected]mossport.ru
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
НА ТЕМУ:
«
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ы — И»
( для детей с ТНР в подготовительной группе )
Подготовила учитель – логопед Неклюдова Елена Владимировна
Тема : «
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ы — И »
Цель
: учить детей дифференцировать гласные звуки Ы — И.
Задачи:
образовательные:
— закреплять понятий «звук» и «буква»,
— закреплять у детей зрительные образы звуков — буквы ( Ы ; И ),
коррекционные:
— развивать фонематический слух,
— развивать слуховое внимание и память; — совершенствовать навык определения наличия и позиции заданного звука в слове ( на примере гласных Ы — И);
— закреплять навык звукового анализа — составления звуковых схем слов; — закреплять навык словоизменения (на примере образования форм множественного числа имён существительных.
воспитательные:
— воспитывать у детей интерес к занятиям,
— стимулировать активность детей на занятиях.
Оборудование:
предметные картинки, названия которых начинаются с гласного звука; предметные картинки, в названиях которых есть гласные Ы или И; дидактическое пособие « Домики для звуков»
(для определения позиции звука в слове); символы слов, слогов и звуков ( для составления схем слов), зеркала.
Х о д з а н я т и я :
1. Оргмомент.
Учитель-логопед:
: Здравствуйте, ребята! У вас на столах лежат картинки.
Вы посмотрите на них и назовите звук, с которого начинается
данное слово ( на у детей предметные картинки, начинающиеся
с гласных звуков).
Сядут те дети, кто правильно назовёт первый звук в слове.
Учитель-логопед:
Итак, все вы правильно назвали звуки: А. У. О. И. А. кто мне скажет, какие это звуки? ( гласные). Почему они так
называются? Что происходит во рту, когда мы произносим
гласные звуки? ( ответы детей).
П. Основная часть занятия.
1) Постановка цели занятия:
Учитель-логопед: —
Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки «Ы» — «И», находить в них сходства и различия, вспомним их «секреты» и «хитрости». Кроме того, будем составлять схемы слов. — Произнесите поочерёдно звуки «Ы» — «И» перед зеркалом, и скажите, какие это звуки,, чем они похожи и чем отличаются. (ответы детей).
2)Развитие фонематического слуха:
а) выделение заданного звука ( «Ы» или «И») из звукового, слогового и ряда слов; б) повторение за логопедом слоговых цепочек, состоящих из согласных и гласных «Ы» или «И».
3)
Определение наличия и позиции звуков «Ы» или «И» в словах —игра «Новосёлы»
Учитель-логопед
: Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и
пишем. Сегодня мы с вами поговорим о гласных «И» и «Ы» ( на доске появляются карточки с буквами «Ы» — «И» ). Я раздам вам картинки, а вы должны подумать какой звук «Ы или «И» есть в этом слове и «где этот звук находится (в начале, середине или в конце слова) — «поселим картинки в свои домики». На доске появляется дидактическое пособие « Домики для звуков »
Дети выполняют задание, находят какой звук ( Ы или И ) есть в слове, определяют его позицию ( заселяют в сой домик ) и количество слогов в нём.
Учитель-логопед:
— Молодцы! Посмотрите на доску и скажите: чем похожи эти звуки? Чем отличаются? В чём «хитрость» гласного звука «И»? и т.д. (ответы детей). — Почему в домике для звука «Ы» на верхнем «этаже» нет «жильцов»? ( ответы детей)
4. Совершенствование навыков словоизменения — образование форм
множественного числа имён существительных — упр. «Один-много»
Учитель-логопед
: — Сейчас мы с вами поиграем в игру «Один-много». Я буду показывать и называть картинку-задание, а вы всю цепочку ( например: кошка – кошки – много кошек) — ( ответы детей ). картинки-задания:
петух –петухи; кот-коты; собака, птица, тигр, зонт, замок, банан, яблоко и т.д.).
Учитель-
логопед: — Посмотрите, на доске картинки, в которых звуки «И» и «Ы» стоят в конце слов. (
петухи, собаки ,птицы, овцы, стрелы, куклы, берёзы, туфли и т.д.).
Что можно сказать об этих словах? — Сколько предметов изображено на картинках: один или несколько? (ответы детей).
— Мы с вами «увидели» и услышали, что звуки «Ы» и «И» стоят в конце слов, обозначающих несколько предметов.
5 Физкультминутка
.
— на внимание и скоординированность движений.
6. Совершенствование навыков звукового анализа
.
1) выделение гласных из состава слов по порядку.
Учитель-логопед:
— Ребята, сейчас мы с вами будем выделять гласные из состава слов по порядку. Я буду показывать и называть картинку- задание, а вы – только гласные по порядку. ( например: ТУФЛИ — У, И ) Карточки-задания:
тапки, бусы, каток, кубик, кошка, диван, киви, осы; минута, улица, малина, бумага, крыжовник, пирамида ит.д.)
2 ) составление и анализ схем слов.
Учитель-логопед:
— Ребята, вспомните, из чего состоят слова? Из чего состоят слоги? Какими фигурами и каким цветом мы обозначаем слова, слоги, гласные, твёрдые согласные и мягкие согласные (ответы детей). На доске появляются цветные символы слов, слогов и звуков, а также картинки-задания. Дети выкладывают и анализируют схемы слов МАКИ, МУХИ, КОНИ, ПАНАМЫ ( сколько слогов, сколько гласных, сколько твёрдых согласных, сколько мягких согласных, сколько всего согласных, сколько всего звуков? и т.д.
Ш. Итог занятия.
Учитель-логопед:
— Сегодня мы с вами работали с гласными звуками «И» и «Ы». Мы узнали о них много интересного. Если звук «И» стоит после согласного, то делает этот согласный мягким. Гласные всегда могут могут стоять в слове в начале, в середине или в конце. Только гласный звук «Ы» никогда не встречается в начале слов! Если звуки «И» и «Ы» стоят в конце слова, то это слово обозначает несколько предметов. В слове столько слогов, сколько в нём гласных. Занятие окончено, спасибо
Публикации по логопедии
Цели и задачи:
1. Закреплять у учащихся умение различать гласные Ы-И в устной и письменной речи. 2. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки перед гласными Ы-И. 3. Обогащать словарный запас за счет слов, образованных с помощью изменения числа. 4. Развивать и совершенствовать грамматический строй речи. 5. Развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ слов. 6. Развивать зрительное восприятие. 7. Развивать общую и мелкую моторику. 8. Формировать положительную мотивацию учащихся через использование игровых и занимательных упражнений.
Оборудование:
компьютер, конверты с индивидуальными карточками, палочки, объемные буквы.
Ход занятия.
Организационный момент
Долгожданный дан звонок, Начинается урок…
Как назвать одним словом:
воробей, ласточка, сорока, ворона ( птицы)
подберезовик, сыроежка, лисичка (грибы)
Какие гласные мы подчеркнем в этих словах:
И Ы
Как вы догадались , тема сегодняшнего урока: различение гласных звуков ы, и. 1.Игра «Определи на ощупь».
Дети подходят к столу, на котором находятся объемные буквы и с закрытыми глазами находят одну из изучаемых букв среди букв П, Н, Б, М, Л, Ы, И. Прослушайте слоги. Скажите какой гласный вы слышите. Послушайте слоги: мы, ты, бы, вы, ды, лы. Какой гласный звук вы услышали? Какую букву выберем? А теперь другие слоги: би, ви, ди, ли, ми, ти. Какой гласный звук вы услышали? Какую букву выберем? От чего это зависит? Вывод: после твердых согласных – звук [ы] (буква ы), после мягких согласных – звук [и] (буква и).
Дифференциация ы-и в словосочетаниях.2. Игра «Наоборот»
пы – пи кы-ки
ты – ти ны-ни мы – ми ды-ди 3. Задание на компьютере. Вставить пропущенные буквы в слова.
Р…С, М…Р, С…Р, К…Т, Р…СЬ, М…ЛО, К…НО, С…РО, С…ЛА, Р…БА, Л…ДА, Р…ТА, В…Л…, М…Л…, Л…С… .4. Игра «Один-много» с перекидыванием мяча.Например: сад – сады.
Коза – козы сова – совы игра – игры роза – розы сапог – сапоги стакан – стаканы
– Какие звуки появлялись, когда мы меняли слова?
Дифференциация Ы-И в словосочетаниях.
5. Исправь ошибки в словосочетаниях.БЕЛИЕ ПУШЫНКИДУШИСТЫЕ ЛАНДИШИОСТРИЕ КЛИКИЛЁГКЫЕ СНЕЖЫНКИДРУЖНИЕ МАЛИШИВЕСЁЛИЕ КАНЫКУЛЫ6.Физкультминутка
Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку. Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. А теперь еще присядем И на место тихо сядем.
Дифференциация Ы-И в предложениях.7. Составь предложения.
Индивидуальная работа по карточкам. Я в походе (был – бил). В барабан я (был – бил). Я веревочку (выл – вил). Волк в лесу (выл – вил). Малыш был очень (мил – мыл). Он руки с мылом (мил – мыл). – После выполнения задания выполните взаимопроверку.
8. Задание с палочками.
Приготовьте 6 палочек и составьте из них домик. Переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок. – Проверьте себя, верно ли выполнили это задание.
9. Составить предложения из слов.
Задания в конвертах. Записать предложения в тетрадь.
1. У ТАНИ БОЛЯТ ЗУБЫ. 2. ИЗ ТРУБЫ ИДЁТ ДЫМ. 3. В САДУ РАСТУТ СЛИВЫ. 4. У МАШИНЫ НОВЫЕ ШИНЫ. 5. В ЛЕСУ СЫРО. Итог урока. – Вам было интересно на уроке? – Что показалось вам наиболее трудным? Домашнее задание. – Спасибо за урок. Мазанова
Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова . – 2-е изд., испр.. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
Чистякова
М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
— 11.05.2013 (22:41) Автор Торбочкина Екатерина Евгеньевна
torbo4kina[@]yandex.ru