Логопедический массаж ложками по методике О. И. Крупенчук

Логопедический массаж – один из методов, используемых для коррекции речи. Его назначают при сложных патологиях, когда нарушение мышечного тонуса сказывается на произношении. Существует несколько авторских методик, используемых логопедами в работе. Для одних нужно пройти специальные обучающие курсы, другие методики родители, сам ребенок могут использовать в домашних условиях. Одна из таких авторских разработок – логопедический массаж ложками О. И. Крупенчук.

Его цель – нормализация мышечного тонуса путем стимуляции определенных точек, связанных с речевыми центрами коры головного мозга. В данном варианте используют не зонды со шпателями, а ложки. Во время выполнения массажа логопед проговаривает свои действия, а ребенок за ним повторяет. Оречевление действий способствует развитию речи. Работая по данной методике, можно не только нормализовать мышечный тонус, но и развить произносительную, лексико-грамматическую стороны речи.

Преимущества методики О. И. Крупенчук

Массаж ложками становится все популярнее не только на домашних занятиях, его также применяют и в детских садах. Такой способ эффективен и обладает рядом определенных преимуществ перед другими вариантами логопедического массажа:

  • У ребенка нет негативной реакции на столовые приборы. Многим малышам не нравится, когда логопед использует в своей работе зонды и шпатели.
  • Для его проведения не нужно проходить специальные курсы, поэтому делать такой массаж могут родители и ребенок в домашних условиях.
  • Можно использовать различную температуру на занятиях, что дает возможность проводить расслабляющее или стимулирующее воздействие.
  • Эту методику можно использовать на групповом и индивидуальном занятии.

Конечно, при серьезных речевых расстройствах данная методика будет не так эффективна, как зондовая. Но при стойкой негативной реакции ребенка на зонды и шпатели и при не слишком сложных речевых дефектах (например, стертой дизартрии) ее стоит включить в коррекционные занятия.

Статья:

В последние десятилетия неуклонно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, причём, как правило, с наиболее тяжёлыми. Помимо детей с нарушением одного-двух звуков, всё чаще можно встретить ребят, у которых отсутствуют или искажены 10—12 звуков, а то и больше. Часто к этому добавляются смешения звуков, их замены и нарушения слоговой структуры, то есть ребёнок не может без ошибки воспроизвести слова, переставляет слоги, упрощает стечения согласных и т. п. Нередки и нарушения усвоения грамматического строя родного языка.
Правильная, хорошая речь — это и общение, и самовыражение, и инструмент познания, и профилактика большинства школьных проблем.

Речь — это условный рефлекс. Для его выработки необходима физиологическая основа — наличие безусловных рефлексов, нормальный слух, здоровая артикуляционная и нервная система. Работа логопеда без подготовки этой основы зачастую малоэффективна.

Массаж в логопедической коррекции — часть комплексной работы. Этот метод особенно эффективен при тяжёлых расстройствах речи — алалиях, дизартриях и др.

Одним из наиболее действенных способов коррекции речевых расстройств является логопедический массаж и самомассаж.

Не только действенным, но и древним — массаж известен уже не одно тысячелетие, причём у всех народов мира. С самых древних времён массаж являлся частью врачебного искусства.

Не вполне ясна история происхождения слова «массаж». Так, одни авторы считают, что оно произошло от арабского «mass» или «rnasch»«нежно надавливать, касаться», другие — от греческого «masso»«сжимать руками», третьи — от латинского «massa»«прилипающее к пальцам».

Только в конце XIX века массажем серьёзно заинтересовалась наука. С тех пор были разработаны многие методики лечебного, спортивного, косметического и оздоровительного массажа.

По словам профессора Б. Р. Ярёменко, массаж ускоряет обратное развитие речевого нарушения в 4—5 раз! Выполнять его можно как на занятиях с логопедом, так и дома с мамой. К массажу нет привыкания, но всегда есть польза.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств.

Применение самомассажа ложками в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Самомассаж в логопедической коррекции может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в раннем дошкольном возрасте, а так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Одна из новых методик логопедического массажа — массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособий по логопедии и дошкольному воспитанию – Ольгой Игоревной Крупенчук, который имеет ряд преимуществ. Во-первых, он помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж, движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу. Ложки не требуют стерилизации — достаточно их помыть. Во-вторых, разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего массажа. Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца. Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно. Например, прижатия боковым краем, растирающие движения краем ложки, глубокое разминание большой площади; движения, оттесняющие губы, разминания губ и щёк с опорой на весь черпачок.

В-третьих, его легко могут освоить заинтересованные родители и применять в домашних условиях.

Помимо всего этого, применение ложечного самомассажа в логопедии даёт ещё и развитие мелкой моторики у ребёнка, помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов.

Ребёнок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица.

Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном, включая его по мере необходимости в структуру занятия.

Делая самомассаж, ребёнок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.

Ложки можно брать разные, что помогает поддерживать у детей интерес к занятию. Для детей дошкольного возраста ложки лучше использовать кофейные. Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, а не острым кончиком.

Если у ребёнка выраженный рвотный рефлекс, просто временно исключите для него движения ложкой во рту. И постепенно в индивидуальном порядке занимайтесь этой проблемой: массируйте язык, начиная с кончика, понемногу отодвигая границу рефлекса вглубь. Очень помогает беседа с ребёнком во время массажа, отвлекающая его внимания от процедуры. Дело в том, что причина этого явления часто психологическая: закрепившаяся реакция на какое-то воздействие в прошлом.

Если мышцы гипотоничны и ребёнку нужен стимулирующий массаж, поставьте перед ним стакан с холодной водой и пусть он время от времени опускает туда ложки. При гипертонусе мышц поставьте перед ним стакан с тёплой водой, и пусть ребёнок макает свои ложки в него.

Для массажа надо взять по 2 ложки на каждого ребёнка.

Занимаясь с ребенком можно делать ему массаж ложками, а потом обучить самомассажу, чтобы он смог под родительским присмотром заниматься этим и дома.

Дети обучаются приемам самомассажа ложками под руководством педагога, логопеда. Обучая детей самомассажу ложками, учитель-логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно: вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. По мере знакомства детей с приемами движений рук, пальцев, они станут более координированными и точными. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст. Упражнение выполняется под чтение стихотворения, и это тоже неслучайно. Стихи, как ритмически организованная речь, способствуют формированию чувства ритма у детей и являются неспецифическим способом коррекции нарушений слоговой структуры.

Форма проведения может быть как индивидуальная, так и подгрупповая (4-5 человек). Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Таким образом, массаж ложками оказывает эффективное влияние в профилактике и коррекции речевых нарушений.

Используя самомассаж ложками в своей работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, мы выявили положительные результаты. Самомассаж способствует нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры, формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата. Значительно уменьшает саливацию, гиперкинезы, синкенезии и девиацию языка. Развитие навыков мелкой моторики, точных, координированных движений кистей и пальцев рук, что помогает не только в логопедической работе, но и улучшает у детей навыки самообслуживания, способствует наилучшему обучению детей на занятиях. Самомассаж ложками с использованием стихотворных форм способствует улучшению памяти, соотнесение движений с текстом стихотворений.

Самомассаж ложками оказывает огромное воздействие на поставку и автоматизацию звуков, а также усвоение и употребление звука в самостоятельной речи детей.

Общие задачи логопедического массажа

Любые его вариации направлены на решение следующих задач:

  • стимулирование речевых центров коры головного мозга;
  • сокращение или прекращение судорог, синкинезий;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • улучшение работы органов артикуляции;
  • улучшение работы мимической мускулатуры.

Часто при проведении сеанса специалист озвучивает свои действия, акцентирует детское внимание на ощущениях, положении органов артикуляции. Поэтому логопедический массаж является эффективным средством коррекции речи.

Противопоказания к проведению

Логопедический массаж языка помогает справиться со следующими задачами:

  1. Корректирование правильного звукопроизношения.
  2. Нормализация и формирование дыхания (диафрагмального, а не верхнего или ключичного).
  3. Улучшение состояния и качества голоса и голосовых связок.
  4. Укрепление глоточных рефлексов.
  5. Нормализация правильной траектории движения органов артикуляции.

Родители должны знать, что существует ряд противопоказаний. Они носят временный характер и требуют отложить занятие на некоторое время. Например, детский логопедический массаж не рекомендуется делать при следующих обстоятельствах:

  • повышенной температуре;
  • простудном или остром респираторном заболевании;
  • воспалении дёсен;
  • стоматите;
  • конъюнктивите;
  • нарушениях лимфооттока;
  • увеличении лимфатических узлов;
  • при наличии крови в кале;
  • герпетической инфекции.

Есть и другие противопоказания, но все они устранимы. Как правило, массаж просто откладывается до момента их устранения.

Цели методики О.И. Крупенчук

Конечно, массаж ложками направлен на решение общих задач. Но у него также есть специфические цели, которые нужно учитывать во время занятий:

  • закрепление различных вариантов положений ложки в руке;
  • развитие мелкой моторики;
  • улучшение координации движений и умения ориентироваться в пространстве;
  • коррекция речевого развития.

Все манипуляции выполняют под проговаривание коротких стихотворений. Это способствует развитию темпо-ритмической стороны речи, что влияет на слоговую структуру слова.

Достоинства и недостатки

Логопедичесий массаж обладает преимуществами. Он безопасен и не представляет опасности. Регулярное проведение логомассажа позволяет значительно снизить количество медикаментов, ускорить процесс коррекции нарушений звукопроизношения и быстро справиться с вялостью мышц или ,наоборот, с чрезмерным напряжением таковых.

Он положительно влияет на функции сосудов. Доступность методики — преимущество упражнений.

Минусы тоже есть. Некоторые действия могут доставить ребенку дискомфорт и даже боль. Все упражнения воздействуют на мышечный аппарат. Это тоже относится к недостаткам.

Особенности проведения занятий по методике О. И. Крупенчук

Обязательно нужно вымыть руки и столовые приборы, прежде чем специалист приступит к проведению сеанса. В начале занятия взрослый знакомит детей с частями ложки. Ребенку дают сначала один столовый прибор и просят взять той рукой, какою он обычно держит. Логопед проговаривает стихотворение и показывает движения, а малыши за ним повторяют.

Сначала не делают никаких движений с лицом, а просто внимательно рассматривают столовый прибор:

  • Его держат вертикально перед лицом и делают повороты ямкой от себя и к себе.
  • Держа ложку в одной руке, другой показывают и называют все ее части.

Освоив эти действия, дети берут вторую ложку. Все манипуляции теперь делают синхронно. Затем переходят к проведению самомассажа:

  • Горками ложек поглаживание линий лба.
  • Выполняют те же манипуляции в области щек по кругу.
  • Аналогичные действия выполняют уже в височных областях. Только в конце осторожно надавливают в конце каждого движения.
  • Боковой стороной совершают движение по направлению снизу−вверх по щекам.
  • Поглаживающие движения верхней губы кончиками ложек.
  • Аккуратные, но частые надавливания по всей поверхности губ той же частью ложек.
  • Горками ложек выполняют разминающие движения щек по кругу.
  • Те же манипуляции, только по направлению от уголков рта к вискам.
  • Похлопывающие движения горками ложек по щекам.

Каждый специалист может добавить свои движения – в зависимости от особенностей ребенка. Благодаря тому, что есть возможность контролировать температуру столовых приборов, можно нормализовать состояние мышечного тонуса. Если они теплые, то получится расслабляющий массаж, необходимый при повышенном тонусе. Холодными ложками получится оказать стимулирующее воздействие, что эффективно при гипотонусе.

Логопедическая «Улитка»

Логопедическая улитка помогает процессам автоматизации звуков у детей, развивают фонетический слух. Малыш ведет рукой по картинкам в улитке, называя предметы, которые видит.

Логопедическая улитка на букву «ш»

Вместе со звуковой улиткой по логопедии проводятся различные дидактические игры:

  • «С улиткой называем цвета»,
  • «Спорим с улиткой»,
  • «Язычок и улитка делают зарядку».

Звукопроизношение

Звукопроизношение это в логопедии процесс формирования речевых звуков. Он осуществляется разными отделами речевого аппарата:

  • Генераторный,
  • Резонаторный,
  • Энергетический.

Игры на автоматизацию звуков

В играх с логопедическими улитками для автоматизации звуков ребенок учится новым словам. Одновременно улучшает произношение.

Существуют и другие игры для автоматизации:

  • Игры-ходилки. При ходьбе рассказывается какой-то стих со сложным звуком.
  • Повторялки. Малыш рассказывает, что и кто делает, повторяя за взрослым.
  • Половинки. Ребенку предлагается добавить половинку предмету: «Была половинка платья, а стало целое платье.»

Полезные рекомендации по выполнению

Проводить логопедический массаж должен специалист. Наличие навыков у педагога может подтвердить сертификат.

К быстрому эффекту приведет проведение занятий в домашних условиях при следующих условиях:

  • упражнения нужно проводить в проветренном помещении;
  • обязательно использование защитных средств, одноразовых перчаток и масок;
  • инструменты должны быть обработаны кипятком или специальными дезинфицирующими средствами;
  • руки должны быть обработаны спиртосодержащим раствором, это позволит защитить слизистую оболочку от воздействия болезнетворных бактерий и микроорганизмов;
  • не нужно проводить упражнения сразу после еды;
  • воздержаться от логомассажа нужно и в случае плохого самочувствия или настроения;
  • продолжительность первых сеансов не должна превышать нескольких минут, постепенно время проведения увеличивается;
  • логопедический массаж лучше всего проводить в лежачем положении или в положении полусидя;
  • под голову нужно подложить валик или любой другой предмет, который позволит расслабить мышцы, на которые будет производиться воздействие;
  • ребенка нужно приободрять и говорить ему слова похвалы и одобрения;
  • на руках педагога не должно быть колец и украшений, которые могут повредить кожу ребенка.

Длительность курсов и количество сеансов определяют врач и логопед.

При тяжелых нарушениях речи сеансы могут проводиться в течение года и более длительного времени. Один курс включает в себя двадцать сеансов. Занятия нужно проводить каждый день. Длительность одного сеанса зависит от эмоционального состояния ребенка.

Важен настрой ребенка. Он должен понимать цель занятий, осознавать важность упражнений. Ребенок должен доверять человеку, который проводит занятия. Правильный эмоциональный настрой — залог успеха и эффективности коррекции речевых нарушений.

Первые сеансы нужно проводить в положении сидя. Через 2-3 сеанса можно изменить позу и предложить ребенку провести занятие в положении лежа.

Опираясь на свои навыки и умения, специалисты применяют в практике сочетание нескольких техник логомассажа. Это позволяет ускорить процесс коррекции нарушения речи.

Похожие записи:

  1. Логопедические зонды в практике массажа Логопедические зонды — описание инструментария для логопедического массажа лица и…
  2. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  3. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
  4. Обучение детей грамоте — методы и приемы Обучение грамоте в процессе игровой деятельности — игровые ситуации, дидактические…

Артикуляционный массаж языка для развития речи

Доверить проведение данного вида массажа лучше специалисту.

Необходимо использовать шпатель, зубную щетку либо указательный палец руки. Для проведения логомассажа может понадобиться салфетка. Это нужно учитывать.

Манипуляции стоит начинать с поглаживаний продольных мышц языка.

Количество повторов — 9-10. Затем нужно произвести 5-6 надавливающих движений на орган артикуляционного аппарат. На следующем шаге переходим к поперечным поглаживаниям.

Продолжать логопедический массаж нужно поглаживанием боковых мышц органа речи. После этого необходимо перейти к разминанию языка пальцами рук. Манипуляцию нужно проводить в перчатках.

На следующем этапе выполняются растирающие движения. Затем выполняются потряхивания кончика языка. После этого необходимо перейти к надавливаниям на орган речи шпателем или другим доступным предметом.

Затем выполняются сжимания боковых мышц языка. Движения должны быть легкими. Дискомфорта и боли во время процедуры возникать не должно.

Завершается сеанс пощипываниями и похлопываниями органа речи.

Количество повторов может достигать 10.

https://www.youtube.com/watch?v=1Aowp9c0Lac

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]