Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста

Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, вследствие чего происходит нарушение нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате поражения ЦНС.

Дизартрия имеет несколько форм, каждая из которых имеет свою неврологическую симптоматику. Особенность речи детей с дизартрией в том, что их речь звучит «смазано», нечетко, часто нечленораздельно.

Специалисты в области патологии речи в трактовке дизартрии и в подходах к ее лечению опираются на неврологические представления об особенностях иннервации речевых органов со стороны соответствующих мозговых структур.

Этиологией дизартрии являются локальные поражения головного мозга (инсульты, травмы, опухоли), вызывающие органические поражения тех структур мозга, которые иннервируют речевую мускулатуру.

Кроме речевых проблем, при дизартрии так же отмечаются:

  • Недостаточная интеграция в работе двигательно-кинестетических, слухо-зрительных и слухокинестетических систем;
  • Расстройства тонуса мышц (гипертонус, гипотонус или переменный);
  • Нарушения двигательной сферы (гиперкинезы, нарушение координации движений, синкинезии, оральные автоматизмы, такие как сосание, стон, причмакивание)

Искажение речи при дизартрии

Дизартрия речи не считается изолированным заболеванием. Это симптом, проявляющийся в расстройстве всех речевых характеристик: темпа, интонации, громкости, созвучности, четкости и т.д. В результате этого речь становится невнятной.

Причиной расстройства становится поражение отделов ЦНС, отвечающих за иннервацию речедвигательного аппарата. Дизартрия у взрослых может развиться как следствие инсульта, опухоли или травмы головного мозга. Она также сопровождает больных амиотрофическим и рассеянным склерозом, болезнью Паркинсона, встречается при олигофрении, нейросифилисе, а также других патологиях, затрагивающих головной мозг.

В формировании слов участвует целая система органов. Это и губы, и язык, щеки, гортань, небо, дыхательная и лицевая мускулатура. При дизартрии эти элементы работают не скоординировано. Причиной тому становится поражение таких нервов:

  • подъязычный;
  • языкоглоточный;
  • лицевой;
  • тройничный.

При этом наблюдается неадекватная работа языка: ограниченность его движений в стороны, вверх, вниз. Он находится в напряженном состоянии, из-за чего быстро устает, может наблюдаться асимметричность поражения.

Мускулатура щек также лишена скоординированных движений. Это снижает способность правильного удержания позы при произношении звуков. Затруднено движение нижней челюсти. Губы чрезмерно сжимаются или, наоборот, расслаблены, язык лежит на дне ротовой полости, податливость мягкого неба также нарушена.

Двигательная скованность, напряженность, парезы и параличи лицевой мускулатуры приводят к тому, что речь такого больного становится непонятной, нечеткой и сложной для восприятия. Нередко ее характеризуют как каша во рту.

Речевые дефекты проявляются в разной степени, в зависимости от зоны и масштабности поражения. Наблюдается артикуляционное нарушение произношения. Человек не проговаривает практически все звуки, и гласные, и согласные. Нередко шипящие и свистящие звуки имеют межзубное или боковое произношение, теряется правильность звучания звонких и твердых согласных, появляются дефекты произношения «л» и «р», звуков с заднеязычным произношением.

Переднеязычные буквы («д», «т», «з», «с») произносятся с межзубным свистом, Сложные звуки заменяются более простыми. Речь либо неестественно замедляется, становится протяжной, либо, наоборот, ускоренной. Между буквами появляются промежутки, случаются замены букв.

Голос также претерпевает изменения. Он теряет свою громкость звучания, становясь более тихим и обессиленным. Тембр приобретает гнусавость и глухость. Речь – монотонная, без эмоционального окрашивания. Теряется интонация голоса: вопросительная, повествовательная, восклицательная. Речевой ритм непостоянный, нарушается расстановка ударения.

За счет проблем с иннервацией речевое дыхание также изменяется. Во время произношения оно учащается, делается сумбурным и прерывистым. Человеку как будто не хватает воздуха, чтобы договорить фразу до конца.

Таким образом, нарушение речи при дизартрии носит полиморфный характер, то есть она претерпевает изменения по всем своим характеристикам. Они довольно устойчивы.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

Дизартрия встречается и у детей и у взрослых. У взрослых в результате очагового поражения мозга может быть как афазия (распад речи), так и дизартрия (невнятная речь).

Причины:

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.

Перинатальные причины: к ним относят травмы женщины во время беременности, лекарственная и химическая интоксикация, инфекционные заболевания (краснуха, гепатит, паротит, грипп, оспа, ангина и т.д.). Несовместимость крови по резус фактору; анемия беременной, которая приводит к гипоксии плода, вредные привычки и наследственные заболевания.

Натальные причины: акушерская патология, стремительные или затяжные роды, неправильное предлежание плода, преждевременные роды, кровоизлияние в мозг ребенка, асфиксия, родовая травма.

Постнатальные причины: гемолитическая болезнь новорожденного (желтушка), неероинфекции, менингит, полиэнцефалит, опухоли головного мозга, нарушение кровообращения, черепно-мозговые травмы.

Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже — нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, на¬пример врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Механизмы дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.

К таким структурам относятся:

  1. Корковые отделы мозга. При поражении этих отделов развивается артикуляционная апраксия (нарушения движений, нет паралича, тонус мышц нормальный, но движения путаются). Кончик языка не может делать точных движений и поэтому произношение звуков упрощается.
  2. Подкорковые структуры – экстрапирамидная система. Обеспечивает регуляцию мышечного тонуса, синхронность в работе дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата, а так же обеспечивает выразительность речи.
  3. Мозжечок отвечает за координацию движений.
  4. Продолговатый мозг. В продолговатом мозгу находятся ядра черепно-мозговых нервов от которых начинает свое движение периферические нейроны – эти нейроны идут к мышцам речевого аппарата.
  5. Пирамидные пути – корково-бульбарные пути, по которым импульсы проходят от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. При их поражении развивается центральный паралич или порез (происходит повышение мышечного тонуса, усиление безусловных рефлексов и появление рефлексов орального автоматизма, врожденные рефлексы, которые со временем исчезают).
  6. Периферические пути – бульбарно — мускулярные – это пути от ядер черепно-мозговых нервов к мышцам. Развивает периферический паралич (в результате поражения этого пути нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается атомия и атрофия, исчезают рефлексы с этих мышц).

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случая имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией (а — отсутствие данного признака или функции, артрон — сочленение).

Основные клинические признаки:

  1. Изменение мышечного тонуса. Мышечный тонус может быть повышенным, либо сниженным и может быть меняющимся при экстрапирамидной форме.
  2. Нарушение движений в речевом аппарате. Движения ограничены – это обусловлено наличием парезов и параличей. Так же может быть из-за резкого повышения мышечного тонуса. Ограничение подвижности мягкого неба нарушает изоляцию ротовой полости. В результате чего голос приобретает гнусавый оттенок.
  3. Нарушение дыхания бывает из-за пареза дыхательной мускулатуры, а так же из-за изменения мышечного тонуса дыхательной мускулатуры, а еще из-за нарушения реципрокной иннервации (нарушение согласованности иннервации мышц синергистов и антагонистов). Нарушение дыхания проявляется в следующем: Х ритм дыхания, Х глубина, страдает координация дыхания и артикуляция.
  4. Нарушение голосообразования проявляется в явление оглушения или озвончения звонких парных согласных звуков.

Формы дизартрии.

Различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или под¬корковую), мозжечковую, корковую.

Бульбарная дизартрия.

Является одним из проявлений бульбарного паралича, происходит поражение периферического звена кортико-мускулярного пути. Бульбарная дизартрия возникает при поражении ствола головного мозга, он же называется продолговатым мозгом. Кроме ядер черепно-мозговых нервов находятся ядра блуждающего нерва и дыхательный центр, поэтому если поражение происходит в перинатальный период, то состояние ребенка оказывается не совместимым с жизнью, потому что поражается дыхательный центр. Поэтому в детском возрасте бульбарной дизартрии не бывает, такие дети не выживают.

Причины бульбарного паралича: опухоли нижних отделов ствола мозга, энцефалиты, невриты вирусной и дифтерийной этиологии, а так же осложнения после воспаления среднего уха.

Проявления бульбарного паралича:

Расстраиваются произвольные и непроизвольные движения, Х акт глотания в виде попёрхивания, жидкая пища попадает в нос, это все обусловлено снижением или отсутствием глоточного рефлекса, так же расстраивается жевание, наблюдается гипомемия или амимия, проявляется в невозможности закрыть рот и удерживать его в таком положении. Так же наблюдаются двигательные расстройства, наблюдается атрофия мышц. И на основе этих симптомов проявляется бульбарная дизартрия.

Проявления бульбарной дизартрии:

Отмечается дисфония, глухой или гнусавый голос, что приводит к оглушению согласных и назализации всех звуков. Симптом диспросодии – потеря мелодичности речи.

Так же при бульбарной дизартрии наблюдается ограничение движений губ, языка из-за вялости, параличей и порезов. Язык неподвижно и расслабленно лежит в ротовой полости. При высовывании языка наблюдается дивиация, отклонения языка в сторону. Поэтому у такого бального речь не внятная, смазанная, замедленная, наблюдается многочисленные искажения звуков, особенно губных, из-за поражения лицевого и тройничного нерва, а все смычные согласные преобразуются в щелевые.

Псевдобульбарная дизартрия.

Возникает при двух стороннем поражении двигательного нерва корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.

Проявления псевдобульбарного паралича:

Основное проявление гипертонус мышц. Так же наблюдаются порезы конечностей и нарушение чувствительности у них. При этой форме нарушаются только произвольные движения, непроизвольные остаются сохранными. При этом параличе наблюдаются такие насильственные явления как насильственный смех или плач, из-за не способностей контролировать эти движения. Так же наблюдается гиперлефлексия, поэтому усиливается глоточный рефлекс. При этой форме наблюдаются содружественные движения.

В речевой моторики мы видим все проявления спастического паралича: язык массивный, кончик также не выражен, язык оттянут назад с выгнутой вверх спинкой. При высовывании изо рта кончик загибается к подбородку, при этом быстро наступает истощение, и язык толчкообразно уходит в ротовую полость. При псевдобульбарной дизартрии так же наблюдается назализация, из-за гипертонуса мягкого неба. Голос хриплый, напряженный и наблюдается частичное озвончение. Дыхание короткое, шумное , спастическое из-за гипертонуса дыхательных мышц. Звукопроизношение нарушено с тенденцией преобразования щелевых звуков в смычные. Нарушаются наиболее сложные звуки, такие как шипящие (ш, ж), аффрикаты (ч, щ) и соноры (л, р).

Выделяют две формы: спастичная и паретичная.

Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности — спастическая форма псевдобульбар¬ной дизартрии. Реже на фоне ограничения объема произволь¬ных движений наблюдается незначительное повышение мы¬шечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса — паретическая форма псевдобульбарной дизартрии. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях — почти полное их отсутствие.

Экстрапирамидная дизартрия.

Эту форму называют еще подкорковая дизартрия, потому что она обусловлена поражением подкорковых структур мозга. Причины те же что и при бульбарной и псевдобульбарной дизартрии.

Нарушение речи зависит от трёх факторов:

  1. Резкое изменение мышечного тонуса.
  2. Нарушение эмоционально-двигательной иннервации.
  3. Проявление гиперкенезов, насильственные движения в речи, дыхании и т.д.

Нарушения при экстрапирамидной дизартрии:

Наблюдается недостаточное развитие подкорковых, двигательных автоматизмов. Так, например врожденный подкорковый автоматизм обеспечивающий голосоподачу не используется и мы можем наблюдать как происходит артикулирование без голоса.

При экстрапирамидной дизартрии слоги теряют фонетическую слитность и произносятся раздельно ( встреча – ф т р э ч а). Менющийся мышечный тонус зависит от эмоционального состояния, нет стабильной артикуляции и поэтому нет стабильных нарушений звукопроизношений. Так же нет постоянных нарушений фонаций. В спокойном состоянии ребенок будет говорить лучше, чем при посторонних. В состоянии эмоционального напряжения мышечный тонус резко повышается, и появляются насильственные движения. Так же из-за того что мышечный тонус постоянно меняется ребенку сложно удерживать артикуляторную позу, осознать и закрепить ее, поэтому возникают трудности при автоматизации звука.

Расстройства просодической стороны речи:

Страдает мелодика, интонация и темп речи, утрачивается эмоциональный оттенок речи. Речь становится монотонной, немодулированной, неритмичной в замедленном темпе. При произнесении предложения происходит затухание к концу фразы. Может наблюдаться такое явление как потеря импульса речи. Появляется внезапные остановки в речи, иногда больному трудно начать речь.

Гиперкинезы в речевой мускулатуре:

Речевой гиперкинез сопровождается утрированной мимикой, сопровождается гиперкинезом головы, тела и конечности. Если гиперкинезы наблюдаются в межреберных мышцах, то нарушается дыхание и голосообразование, нарушается плавность речи и появляются выкрик. Такие непроизвольные движения лицевых мышц, гримасы достаточно неприятны для окружающих и создают впечатление отсталого человека.

Мозжечковая дизартрия.

Обусловлено поражением мозжечка и его связи с другими структурами мозга. Основное проявление мозжечковой дизартрии – это нарушение координированных речевых движений.

В речевом процессе обнаруживаются следующие явления:

  1. Гипо (избыточное) – или гиперметрия (недостаточное движения языка) – нарушение соразмерности. Движения языка либо слишком объемные, либо практически незаметные.
  2. Ассинхронность дыхания, фонации и артикуляции.
  3. Нарушение речевого дыхания.

При всех видах произвольного дыхания наблюдается респираторный тремор, дрожание мышц диафрагмы, именно поэтому речь становится замедленной, толчкообразной, нарушается ударение. Речь при мозжечковой дизартрии как скандированная речь. И соответственно нарушение речевого дыхания приводит к нарушению мелодики речи. В звукопроизношении страдает в первую очередь те звуки которые требуют точности и четкости артикуляторных движений, это переднеязычные звуки, губные и взрывные. Сознательное контролирование речи лишь ухудшает ее.

Корковая дизартрия.

Дизартрия, которая обусловлена поражением коры головного мозга.

При корковой дизартрии отсутствует парез или паралич, а так же не наблюдается дискоординация в работе речевого аппарата.

Основной симптом – это артикуляторная апраксия (нарушение произвольных движений) и некоторые нарушения просодики в виде замедленности темпа речи и нарушения интонации.

Различают афферентную и эфферентную корковую дизартрию.

При эфферентной корковой дизартрии поражение локализуется в нижних отделах прематорных полей доминантного полушария. Развивается кинетическая артикуляторная апроксия. В речи происходит распад ритмических слоговых структур. При этом нарастает напряженность речи и степень ее локализации. Темп речи замедляется, появляется персеверации и нарушения звукопроизношения.

Персеверации — это произношение одного звука много раз [п-п-п-пальто]. Если мы видим персеверации – это психическое нарушение. В звукопроизношении происходит замена щелевых на смычные, звонкие звуки заменяются глухими, мягкие на твердые, стечение согласных звуков упрощается, а аффрикаты расщепляются на составные звуки.

Афферентная корковая дизартрия наблюдается при поражении нижних отделов постцентральных полей. При этом развивается кинестетическая (ощущение) артикуляционная апраксия. И поэтому в речи смешиваются аппозиционные звуки. Больной не знает какой звук произнес (толи г, ш, с). При этом больной пытается найти правильную позу и эти поиски замедляют темп речи. При этом нарушен пальцевый праксис (мелкая моторика).

Все эти формы можно увидеть у взрослых, реже у детей.

Степени расстройства

Дизартрическое расстройство не ограничивается речевыми дефектами. Сюда причисляют все нарушения, так или иначе связанные с патологической иннервацией либо с неадекватной работой неправильно иннервируемых органов. Так, из-за гипотонии или гипертонуса языка, а также пареза мягкого неба появляются трудности в акте глотания и жевания. Наблюдается птиализм – повышенное слюнотечение. Страдает мимика из-за расстройства иннервации мимической мускулатуры. Невозможность пошевелить бровями, улыбнуться, надуть щеки, лицо приобретает вид маски.

Легкая степень дизартрии сопровождается сокращением активности артикуляционной стороны речи в силу замедленных движений языка и губ. Речь таких больных следка замедлена и лишена силовой выраженности. Звуки при произношении смазываются. Затруднено произношение шипящих, звонкие согласные звучат недостаточно громко. Нарушается звучание мягких согласных, так как это требует активного участия спинки языка и мягкого неба. Глотание практически не нарушено.

При средней степени наблюдается уже значительное видоизменение речи. Она становится нечленораздельной и очень тихой. Появляются даже дефекты произношения согласных букв. Звонкие согласные замещаются глухими. Проглатываются окончания. Голос приобретает гнусавость, присутствует усиленный носовой выдох. Характерно расстройство жевания, глотания. Страдает мимика.

Для тяжелой степени характерны глубокие поражения речедвигательного аппарата. В результате язык и губы у таких больных практически полностью обездвижены, лицо приобретает маскообразные черты. Рот всегда полуоткрыт за счет отвисания нижней челюсти. Все это очень затрудняет речевое продуцирование, в результате чего наблюдается анартрия – неспособность говорить. Человек может издавать только отдельные звуки. Жевание и глотание ему недоступны.

Виды дизартрии

Вид расстройства, а также его симптоматика, зависят от локализации пораженного центра в головном мозге:

  1. Бульбарная форма развивается вследствие поражения ядер черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Сопровождается ярко выраженной деградацией речевой активности. Она становится крайне невнятной, звуки сложно отделить друг от друга. Голос тихий, человек говорит «в нос». Нарушены акты жевания, глотания, сосания, наблюдается обильное слюнотечение. Мимика отсутствует.
  2. Псевдобульбарная форма характеризуется поражением кортико-бульбарных проводящих путей. По ним импульс проходит от корковых центров к артикуляционным компонентам речедвигательного аппарата. Когда эта связь нарушается, ядра бульбарных нервов становятся гиперактивными. Это вызывает гипертонус речевых мышц. Голосовые связки, находясь в напряженном состоянии, перестают правильно колебаться при попытке воспроизвести звуки, что сказывается на характере речи. Она становится медленной, непонятной, появляются сложности переключения с одной речевой позы на другую. Присутствуют сложности в акте глотания, птиализм.
  3. Подкорковая или гиперкинетическая дизартрия проявляется на фоне поражения подкорковых ядер мозга, что сопровождается гиперкинезами. Они выражаются непроизвольными сокращениями мимических и «говорящих» мышц. В результате речь больного насыщается внезапной сменой ее привычного ритма. Она может замедляться, при этом становится монотонной, непонятной, или, наоборот, ускоряться. Тогда речь становится сверхбыстрой, человек может проглатывать окончания, переставлять слоги местами, словесно спотыкаться. Нередко такая форма сопровождается заиканием.
  4. Корковая форма развивается при очаговом поражении головного мозга. Она сопровождается затруднением произвольной речевой активности.
  5. Мозжечковая форма проявляется при патологиях мозжечка. Для нее характерно нарушение организации речевого потока. Он сопряжен с разрывом плавности речи. Присутствует толчкообразный, прерывистый оттенок, скандирование, непроизвольные выкрики.

Как диагностировать и лечить расстройство

Диагностика расстройства является прерогативой неврологии и логопедии. Особую роль в постановке диагнозе играют инструментальные методы исследования: ЭЭГ, электронейрография, электромиография, МРТ, транскраниальная магнитная стимуляция.

Логопед, в свою очередь, обязательно осматривает состояние органов речедвигательного аппарата, лицевой, мимической мускулатуры. Специалист оценивает характер речи: насколько она понятна для восприятия, правильность произношения отдельных звуков, ее темп, ритм, интонацию, громкость, синхронность работы артикуляционного аппарата, грамматическую сторону.

Письменную речь оценивают, предлагая пациенту переписать какой-либо текст или написать его под диктовку.

Лечение расстройства должно начинаться с купирования основного заболевания. Но нельзя оставлять без внимания и речевые нарушения.

Коррекцию дизартрии желательно начинать как можно быстрее. Ощущая свои разговорные особенности, пациент будет стараться ограничивать общение в обществе. Это приведет к усугублению речевого дефекта. К примеру, из первой стадии оно перерастет во вторую. Изоляция также способна вызвать затруднения понимания нормальной речи.

Поэтому, помимо терапии основного заболевания, проводится коррекция речевых дефектов. Для этого применяют методы физиотерапии:

  • различные виды массажа, в том числе Шиацу – воздействие на рефлексогенные точки пальцевым методом;
  • иглоукалывание;
  • лечебная физкультура, в том числе с применением специальных тренажеров;
  • лечебные ванны.

Логопедическое лечение заключается в использовании:

  • логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
  • упражнений для постановки голоса – регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
  • пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
  • обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
  • просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
  • дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.

Среди психотерапевтических методик применяется:

  • арттерапия;
  • смехотерапия;
  • глино- и воскотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия или цветотерапия.

Комплексное применение всех методов лечения позволяет скорректировать нарушения речи. В отдельных случаях дизартрию удается искоренить полностью, в других – добиться стойких положительных изменений.

Немаловажным является обучение больных существованию в обществе с их проблемой. Людей с дизартрией обучают установлению зрительного контакта с собеседником, употреблению бессловесных способов выражения – жестов, картинок и т.д., умению распознать, что собеседник понял его.

Причины дизартрии у детей

Причинами дизартрии являются органические поражения центральной и периферической нервной системы.

К ним относят: асфиксии, родовые травмы, гемолитическая болезнь, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга.

Как лечить дизартрию у ребенка?

Обследование и последующее лечение дизартрии у ребенка осуществляется нейропсихологом, логопедом и неврологом. Крайне важно провести нейропсихологическую диагностику, дифференциальную логопедическую диагностику, а так же ЭЭГ, УЗДГ, по показаниям – МРТ мозга.

Коррекция при лечении дизартрии строится с учетом ее формы, возраста ребенка и уровня его развития (речевого, моторного и высших психических функций).

Основными принципами лечения дизартрии у ребеннка являются:

  • Комплексность коррекционного воздействия. В коррекции должны принимают участие: невролог, нейропсихолог, логопед;
  • Раннее начало работы;
  • Следование закономерностям нормального онтогенеза;
  • Опора на сохранные или восстановленные функции;
  • Активное вовлечение родителей в коррекционный процесс.

Лечение дизартрии включает:

  • нейропсихологическую коррекцию (сенсомоторную и когнитивную);
  • сенсорную интеграцию;
  • мозжечковую стимуляцию;
  • логопедический массаж (по показаниям);
  • работу с звукопроизношением и слоговой структурой слова;
  • коррекцию темпо-ритмической структуры речи;
  • регуляцию речевого дыхания;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • коррекцию или профилактику нарушений письма и чтения;
  • медикаментозную терапию (по показаниям);
  • лечебную физкультуру (при ДЦП).

Примеры корректирующих упражнений

Нарушения моторики у детей с дизартрией требуют индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.

Например, работа над моторными функциями ведется с использованием упражнений как в статике (устойчивые положения, как-то: удерживании рук, ног, определенных артикуляционных позиций под счет), так и в динамике (движении). Уделяется внимание пространственной организации движений (наклоны, повороты, шаги в разные стороны), произвольной регуляции движений (например, останавливаться по сигналу), темпо-ритмике (движениям под счет, прохлопывание действий, перебрасывание мячиков или мешочков под счет на балансировочной доске).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: pleshakof@cp9.ru