Что такое дислексия у детей
При дислексии дети испытывают проблемы со чтением. Выделяют несколько видов дефекта:
- фонематическая форма — характеризуется заменой и смешением схожих звуков: звонких с глухими и наоборот. Возможно медленное чтение по буквам, искажение слов — пропуск, перестановка, добавление лишнего звука;
- семантический вид — проявляется отсутствием понимания прочитанного. При этом слоги и слова ребенок читает правильно;
- аграмматическая дислексия — малыш неправильно читает окончания слов, употребляя неверные падежи, род и числа. Аналогичные ошибки присутствуют и в разговоре, и в письме;
- мнестическая форма — нарушено зрительное восприятие букв, и его соотношение с акустическим образом. Дошкольник не запоминает буквы и их произношение;
- оптическая форма дефекта сопровождается заменой и смешением букв, похожих графически. Школьник может начать читать одну строку, и перескочить на другую, или он читает в обратном направлении, то есть справа налево;
- тактильная дислексия свойства людям с плохим зрением или его отсутствием. При чтении азбуки Брайля (для незрячих) они смешивают буквы, схожих по тактильным ощущениям. Они также могут перескакивать с одной строки на другую, пропускать буквы, слоги и слова, не улавливать смысл прочитанного.
У детей этот дефект проявляется проблемами в изучении речи, букв и звуков, несогласованностью устной речи и письма, трудностями в запоминании чисел, сложностью в изучении иностранного языка. А также — быстрым чтением, когда из-за высокой скорости понимание прочитанного отсутствует.
Признаками болезни являются также сложность счета; запоминания последовательности букв в алфавите, дней недели; подбора рифмы к словам; подбора слов, начинающихся на одну и ту же букву; проблемы с запоминанием людей, местности, устной речи. Устная речь несвязная, в ней отсутствуют сложные предложения.
Трудности школьного обучения, вызванные дислексией
В первом классе дети с дислексией отстают от одноклассников по темпам освоения звукобуквенных связей, так как их букварный период длится около года, тогда как в норме он едва достигает шести месяцев.
Отсутствие формирования автоматизма звукобуквенных связей приводит к нарушениям слогослияния, что значительно ухудшает технику чтения и препятствует пониманию прочитанного. Этот феномен лежит в основе «отставания» ребенка по большинству предметов школьной программы, требующих реализации навыка чтения.
Чем дискретнее читает ребенок, тем больше нагрузка на оперативную память, изначально менее функциональную. Это снижает скорость и качество чтения.
Ребенку не удается своевременно укрупнять единицы чтения, воспринимаемые целостно, начиная от двухбуквенных слогов и заканчивая полностью словом. Именно этот процесс именуется магистральной линией чтения и его освоение является основной мишенью приложения усилий родителей, педагогов и логопеда.
Часть текстового материала обычно не прочитывается, а угадывается читателем, что является нормальным механизмом чтения. При этом читающий контролирует правильность таких догадок. Однако бедность словарного запаса и слабость самоконтроля у детей с дислексией снижает точность таких «угадываний», приводя к ошибкам, затрудняющим понимание текста. Догадка в норме происходит на уровне фраз и текста, но при дислексии угадывается слог, что препятствует нормальному чтению. Дети, не умея слить слог, пытаются его отгадать, допуская при этом множество ошибок. Программа коррекции ориентирована в этом случае на формирование контроля результата чтения, ориентируясь на смысловой контекст. В этом случае угадывание будет позитивным компонентом навыка чтения.
Результаты проявлений дислексии:
- снижение успеваемости;
- снижение самооценки ребенка;
- формирование «фобии чтения» и «фобии школьного обучения»;
- нарушение процесса социализации.
Своевременное оказание специализированной логопедической помощи способствует профилактике невротизации ребенка и его родителей, нормализации самооценки и достижению успеваемости по школьным предметам. Ошибочно базировать оценку ребенка на его успешности в школе, однако такая ошибка допускается родителями и педагогами повсеместно. Для детей с дислексией это имеет критическое значение. Поэтому для успешного освоения программы коррекции дислексии необходимо создавать и поддерживать высокую мотивацию к занятиям, не допуская жесткого принуждения.
Методика Дэйвиса
Автор методики по устранению дислексии, Рональд Д. Дейвис, придерживался мнения, что в основе дислексии лежит дезориентация в пространстве, в восприятии времени, слуха и зрения. Следовательно, для преодоления дислексии им нужно развить навык контроля дезориентации и устранить причины этого явления.
Контроль дезориентации достигается обучением приемам, с помощью которых ребенок будет определять, когда он дезориентирован. Это осмысление происходящего, например, пациент оценивает ситуацию со стороны, как наблюдатель, и анализирует, делает вывод. Школьник начинает осознавать себя в пространстве, а в дальнейшем начнет адекватно воспринимать буквы и слова.
Александр Николаевич Корнев, доктор психологических наук, заведующий кафедрой логопатологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Минздрава России, автор методики Slogy, рассказал, как у детей формируются навыки чтения и почему для преодоления дислексии нужны годы работы. Доклад Александра Николаевича был сделан на научно-практической онлайн-конференции «Школьные трудности: стратегии помощи детям», которая состоялась в рамках II Международной недели осведомленности о дислексии и других трудностях в обучении.
Многие родители мечтают о «волшебной таблетке», которая избавила бы ребенка от дислексии. В работе с родителями я нередко чувствую, что им очень хочется получить какое-нибудь быстродействующее средство. Появление таких желаний понять можно. Но вот оправдать их — вряд ли. Возможности нашего мозга, конечно, гигантские, но и они имеют определенные границы.
Парадокс в том, что никто из тех же родителей не поверит, если им предложат «чудо-метод», с помощью которого ребенок освоит весь курс начальной школы за полгода. Все давно поняли, что учеба — это длительный процесс: сначала надо четыре года проучиться в начальной школе, потом продолжать в средней, и это нормально. Но почему-то, когда речь идет об усвоении чтения, причем в условиях особых трудностей, существующих у детей с дислексией, такая мечта живет и здравствует. И этим пользуются ловкие маркетологи, а попросту говоря — мошенники. Именно на этом они и спекулируют, предлагая совершенно фантастические способы, в которыеургер ни один профессионал, конечно, никогда не поверит. Но родители, которые много не знают (а иногда не знают совсем ничего) про механизмы усвоения навыков, готовы в это поверить.
Чтобы объяснить, почему таких чудес не бывает, начнем издалека. Начнем с того, как в норме происходит процесс овладения грамотой. Это многоступенчатый процесс, который у российских детей, например, начинается еще в дошкольном возрасте. Хотя официально никто не вменял в обязанность детским садам обучать детей грамоте, тем не менее, это происходит. Многие родители ведут детей в центры раннего развития, большинство детских садов формируют у детей предварительные знания и навыки, без которых грамоту не усвоить. Этот этап называют пропедевтическим: ребенок, прежде чем учить буквы, должен сначала осознать язык как отдельную субстанцию, отличную от предметного мира.
Обучаясь грамоте, ребенок осваивает новую для себя систему знаков, по сути, новый язык — графический код устной речи, которой он уже пользуется.
Следовательно, для начала ребенок должен понять, осознать, что речь, которой он пользуется каждый день, есть нечто особенное. Однако до определенного возраста (примерно до 4 лет) дети считают слово признаком предмета и именно так к нему относятся. Некоторые даже задают вопросы, например: «Как вы узнали, что Луна называется Луной? Она же так далеко от нас». Еще советские психологи С.Н. Карпова и И.Н. Колобова в экспериментах с переименованием убедились в том, что действительно дети 4,5–5 лет уверены, что слово — это знак, обозначающий предмет. И только позже дети осваивают навыки выделения слов из потока речи, деления слова на сегменты — слоги и звуки. Особенно важно, чтобы этим процессом грамотно руководили специалисты: тогда дети легко понимают, что дискретные отдельные единицы — это звуки, обозначаемые буквами. То есть детей не учат называть буквы (как иногда делают родители и тем самым портят нормальный ход этого процесса) — им объясняют, как буквами можно обозначать звуки. Единственный правильный путь — идти от звуковой структуры слова, от звука к букве, но никак не наоборот. На все это уходит немало времени. В среднем весь процесс усвоения алфавита длится от 6 до 12 месяцев. А у детей с проблемами, например, с дислексией, это длится еще дольше — зачастую год и больше. Нередко, уже учась во 2–3 классе, дети с дислексией по-прежнему не могут полноценно освоить данные навыки в полной мере.
Далее дети переходят к букварному периоду — начинают осваивать звуко-буквенные связи. Этот процесс тоже небыстрый — в зависимости от способностей ребенка и методики длится от полугода до года. Это время ребенку требуется для того, чтобы запомнить, какими буквами обозначаются определенные звуки, и прочно это усвоить (то есть автоматизировать эти связи).
Потом наступает следующий этап (иногда эти этапы частично перекрываются или протекают параллельно): происходит освоение навыка слогослияния. В русской письменности это особенно важно. На начальном этапе слог является основной единицей в чтении. Членение слова на слоги — самый простой вид анализа, потому что слог, как известно, является минимальной произносительной единицей. Но и на этот этап уходит от года до полутора. Согласно данным нашего лонгитюдного исследования, быстрее чем за год пройти путь от элементарного чтения до чтения целыми словами не получается.
И наконец наступает длинный-длинный этап освоения стратегий смыслового анализа текста. Механизмы освоения этого процесса уже много лет изучают ученые всего мира, включая и нашу лабораторию. Это на самом деле длинный путь, длящийся 5—7 лет после конца начальной школы. Почему он такой длинный? Почему это происходит так долго?
Данные, полученные учеными, занимающимися исследованием мозга методом нейровизуализации, во многом изменили наши представления о работе читающего мозга. Оказалось, что все те упражнения, которые ребенок, осваивая грамоту, совершает под руководством педагогов, логопеда или даже самостоятельно, в итоге создают новые системы связей в головном мозге, новые функциональные системы, новые синапсы, новые проводящие пути, дендриты. То есть фактически (и это не просто метафора) педагог, логопед в каком-то смысле является архитектором развития мозгового обеспечения чтения. То же самое я бы сказал и про нейропсихолога, работающего с больным афазией. Пластичность мозга, его способность перестраиваться, например, в случае повреждения, благодаря реабилитационным упражнениям, нейропсихологическим методам восстановления функций наглядно подтверждены многочисленными наблюдениями и экспериментами. Иначе говоря, все то время, пока ребенок упражняется, пробует читать, совершенствует свои навыки, его мозг перестраивается. Ведь дело в том, что природой не создано структур мозга, специально предназначенных для владения грамотой, поэтому приходится использовать те структуры, которые генетически предназначены для обслуживания несколько иных функций. То есть при обучении происходит их своеобразная перенастройка, и на этот счет существует много доказательных научных данных. Очевидно, что это очень серьезная длительная работа и мозг не может моментально ее произвести, поэтому процесс овладения грамотой — небыстрый. Совершенный навык на мозговом уровне представляет собой совокупность разных нейронных сетей, подсистем (связанных между собой нейронов), расположенных в разных отделах мозга. Эти перестройки, увы, невозможно произвести моментально или за полгода (а некоторые — даже и за год).
Есть общие закономерности, которые создают определенные ограничения по времени. Ученые, в частности Н.А. Бернштейн, давно доказали, что усвоение любого навыка (как двигательного, так и умственного), как правило, происходит в два этапа: сначала он формируется под контролем сознания, с большими затратами энергии и усилий, а потом постепенно, по мере упражнений, происходит его консолидация и автоматизация. Окончательный результат полноценно сформировавшееся навыка — его автоматизация. Большинство логопедов знает это как закон, обязательный для формирования речевых навыков. Нередко у детей с проблемами этап автоматизации может затягиваться и протекать намного медленнее, чем у всех остальных.
В разных типах письменности процессы овладения грамотой протекают немного по-разному. Например, этап усвоения навыков слогослияния для русской письменности — особенно важен (по сравнению, например, с англоязычной письменностью). Поэтому западные методы формирования чтения неприложимы напрямую к русской письменности. Не зная этого, некоторые родители детей с дислексией надеются на успех от применения западных методик. Но такие методы были созданы в расчете на законы английского языка и письменности, они непригодны для русских детей. Даже если в западной образовательной системе (например, в англоязычной стране) методика работает неплохо, ее невозможно приложить к русскому языку. Я встречал многообещающие рекламные заявления, в которых гарантируют успех от применения англоязычных методик. Но на самом деле это невозможно.
Все вышеописанные этапы в усвоении навыков письма и чтения, конечно, требуют времени. И по мановению волшебной палочки, как бы родители этого ни хотели, ускорить этот процесс невозможно без ущерба для результата. Если все же пытаются это делать, то в конце концов дом, образно говоря, оказывается построенным на песке: слишком форсируя процесс, можно получить сырой, неавтоматизированный и не доведенный до полноценной консолидации навык, который потом просто будет утрачен. Вот это и есть самый типичный пример того, что педагоги называют педагогической запущенностью. Если учитель не контролирует упроченность, автоматизированность навыка чтения, если он форсирует темпы усложнения материала, у некоторых детей происходит катастрофа.
Недоусвоенные навыки накапливаются, как снежный ком, и в конце концов ребенок как бы упирается в стену.
Он не может усваивать следующий по сложности навык, потому что предыдущие развалились, так как не были автоматизированы. Иначе говоря, нужен принцип контроля автоматизации: с одной стороны — психологический, а с другой — дидактический.
У детей с дислексией существует много сложностей, связанных с неполноценной усвоенностью некоторых навыков-предпосылок. Их немало, но можно назвать три главных трудности, с которыми эти дети сталкиваются. Во-первых, это слишком медленное образование звуко-буквенных связей; правда, данная трудность возникает не у всех, она характерна для дисфазической формы дислексии, которую я описал в своей книге. А вот следующая трудность возникает у всех дислексиков: это крайне медленный прогресс в овладении слогослиянием, слоговым чтением и, конечно, чтением целыми словами. Этот прогресс настолько медленный, что некоторые дети даже к концу школьного обучения не могут справиться со слогослиянием. Это действительно тяжелый трудоемкий процесс, и это веский довод посочувствовать таким детям. На овладение грамотой они тратят в несколько раз больше сил, чем все остальные дети. Их нередко обвиняют в лени, в нерадивости, но на самом деле, если, образно говоря, попытаться влезть в шкуру такого ребенка — становится очевидным, как тяжело ему тащить этот воз. Проводя айтрекинг-исследование, мы воочию видели, насколько больше умственных операций совершают такие дети, когда нужно прочитать слово или предложение.
Наши исследования, проведенные уже довольно давно, позволили создать мультифакторную модель механизмов дислексии, которая включает много разных неполноценных, незрелых когнитивных предпосылок, тормозящих освоение навыков. По мнению многих ученых России и других стран, очень трудно устранить дислексию, многие считают, что добиться этого вообще невозможно. У таких детей некоторые зоны мозга недостаточно активно включаются процесс чтения. Зоны высокой активности структур мозга, в норме участвующих в акте чтения, у детей с дислексией значительно слабее включены в этот процесс. Для того чтобы активизировать их, чтобы создать необходимы мозговые подсистемы, нужны многочисленные достаточно длительно повторяющиеся и продолжающиеся упражнения.
Именно поэтому ученые всего мира ищут не только методы помощи в условиях традиционного обучения, но и предпринимают попытки создать альтернативные методы, которые бы щадили слабые функции детей с дислексией, опираясь на более сохранные. Например, к таким альтернативным методам можно отнести глобальный или полуглобальный методы.
Нами много лет назад была предпринята подобная попытка. Сначала это была кандидатская диссертация, где предпринималось исследование самих механизмов дислексии. Потом это привело к созданию альтернативного метода обучения чтению, который позволял детям обойти самый сложный для них компонент, то есть навык слогослияния, и усвоить слог целиком. Для этого используется нетрадиционный подход — то, что называют имплицитным (или непроизвольным) усвоением. Исследования показали, что имплицитное усвоение у детей более сохранно — это как бы резервный ресурс, который не требует сознательного заучивания (что особенно трудно для таких детей). Данная методика много лет апробировалась, применялась к детям с самыми разными формами патологий, не только к детям с дислексией, но и к детям с задержкой психического развития и недоразвитием речи.
На этой основе была разработана цифровая версия, которая уже работает онлайн и доступна всем желающим. Она позволяет на основе регулярных ежедневных упражнений (которые нужны для укрупнения единиц чтения и их автоматизации) формировать навык чтения у детей с тяжелыми нарушениями чтения. Повторение упражнений регулярно, не выходя из дома, создает очень удобную возможность научить ребенка читать.
Программа, которую мы создали, кроме всего прочего, еще и автоматически индивидуализирует под каждого конкретного ребенка темп введения нового материала и уровень сложности. В результате удается сделать самое главное (что, собственно, является слабым местом у таких детей) — постепенно поэтапно формировать и укрупнять оперативные единицы чтения. Методика позволяет формировать важнейшие предпосылки чтения: расширить объем оперативной памяти на буквы и слоги, формировать и развивать навыки синтеза слов из фонологических сегментов (например, слогов), навыки слогового анализа. Кроме того, программа формирует важнейшую предпосылку чтения и письма — кратковременную сукцессивную слухо-речевую память (то есть память на последовательности, на ряды). Эта функция активно эксплуатируется во всех навыках, связанных с речью. Наконец, происходит тренировка зрительного внимания, зрительного поиска — а это тоже важнейшая функция, которая всегда востребована в чтении (подобные упражнения используют даже в обучении скорочтению взрослых). Иначе говоря, весь этот комплекс позволяет постепенно добиться успеха. Опыт показывает, что для достижения полноценных результатов нужны год-два — это самое меньшее, а при серьезных случаях дислексии иногда на это уходит три и даже четыре года. Но зато в результате удается действительно добиться достаточно стойких результатов.
Идеальный вариант — это сочетание использования методики и параллельно работы с логопедом.
Я не могу не упомянуть, насколько важным также является участие родителей, которые мотивируют ребенка, помогают ему поддерживать, сохранять энтузиазм, оптимизм, психологически поддерживают его.
Таким образом, в целом получается комплексная командная работа.
И возвращаясь к вопросу, существуют ли методы, которые быстро избавляют от дислексии. К сожалению, на него нельзя ответить положительно. Когда какие-то фирмы, отдельные специалисты предлагают за несколько месяцев все изменить, все наладить так, что ребенок будет читать, за этим кроется обман. Поэтому я обращаюсь к родителям: будьте осторожны. Если вам обещают быстрый успех, то скорее всего это маркетинговая ловушка. Вы потратите впустую время, очень немаленькие деньги, а в проигрыше будет, в конечном счете, ребенок. Вдумайтесь, взвесьте все, что я сказал. Я считаю, что и логопеды, в свою очередь, должны помогать родителям не попасть в такую ловушку, разъясняя, что невозможно так быстро все исправить, а значит — это обман. Всякие обещания фантастически быстрых результатов — это фактически мошенничество, за которое пока никаких наказаний, к сожалению, не предусмотрено.
Методика Корнева
Методика Корнева по устранению дислексии основан на ранней диагностики патологии с помощью тестов. К примеру, ребенок должен назвать предметы по порядку и сказать их предназначение, повторять движения за педагогом, повторять ритм, определить левую и правую руку/ногу. Эти же упражнения используются в занятиях по коррекции дислексии.
Автор разработал технику, которая включает подбор индивидуального темпа обучения, контроль новых навыков, использование игровой формы обучения.
Упражнения для коррекции дислексии у детей
Комплекс упражнений для исправления дислексии подбирается индивидуально. Нужно учитывать причину дефекта речи, тяжесть патологии и сопутствующие заболевания.
Упражнения по развитию фонематических процессов
Упражнения по преодолению дислексии развивают способность воспринимать и различать звуки. Таким образом корректируются дефекты звукопроизношения, развиваются правильные фонематические процессы. Маленьким детям дают послушать звуки природы: он должен угадать, кто издает этот звук. Такие же задания можно давать с бытовыми звуками.
Другое упражнение — наполнить несколько коробок мелкими предметами, при этом коробки должны быть парными: пуговицы-пуговицы, монеты-монеты. Ребенок должен на слух найти нужную пару.
Следующие упражнения для преодоления дислексии: произношение одного звука громко и тихо, медленно и быстро, отрывисто и слитно; поиск пары картинок с похожим звучанием (зуб и суп, гайка и галка), закончить стихи, подбирая рифму; повторять слоги с одинаковым гласным (ка-па-та).
Упражнения для развития речевого аппарата и голоса
Эти упражнения для преодоления дислексии помогают развить речевой аппарат и голос. Применяется артикуляционная гимнастика:
- Сначала выполняют разминку, делая глубокий вдох и выдох, задерживая дыхание, затем неполный выдох;
- Малышу предлагают имитировать звуки, которые издают животные: летит муха — «з-з», кошка мурчит — «мрррр»;
- Сделать глубокий вдох и на выдохе прочитать все согласные буквы в строке из книги;
- Прочитать чистоговорки «чи-чи-чи — потеряли мы мячи», затем наборы слов «арба – арфа», «дверь — червь — зверь», постепенно наращивая громкость голоса и темп;
- Читать скороговорки или пословицы.
Упражнения по формированию мелкой моторики
Упражнения показаны для коррекции тактильной дислексии. Тренировка мелкой моторики рук повышает способность тактильно воспринимать предмет, различать их, развивает пространственные представления, повышает работоспособность головного мозга.
Наиболее эффективные пальчиковая гимнастика. Для маленьких детей подойдут занятия в форме игры, например, «Сорока-белобока» или «Ягоды». Старшим детям можно выполнить обычную гимнастику и массаж пальцев. В плане развития мелкой моторики вас выручат лепка, рисование, а также различные шнуровки, конструкторы, пазлы.
Полезно давать ребенку поиграть в разными по размеру, фактуре, материалу предметами. Вы можете рассыпать разные крупы, разложить игрушки. Ребенку будет интересно перебирать эти предметы. Старшим детям усложните задание и спрячьте в крупе предметы: пусть он на ощупь определит, что это за предмет и из чего он сделан.
Упражнения на совершенствование зрительного восприятия
Эти упражнения при оптической дислексии помогают выработать навыки правильного чтения путем развития зрительно-пространственных представлений, анализа и синтеза. Пример такого упражнения: найти лишнюю букву в ряде А-В-О-Ы-Е, лишний слог в ряде РА-МЕ-ЛА-ДА, найти общее в паре МЫЛО-МИЛО, МЕЛ-МЕЛЬ.
Дальше задания усложняются. Например, переместить букву в правильное место: ЛОСТ-СТОЛ. Когда ученик справится с этим, предлагаются целые предложения с такими неправильными словами.
Упражнения при аграмматической дислексии
Эти упражнения для коррекции дислексия у школьников позволяют развить грамматический строй речи, обогащают словарный запас. Детям предлагают составить словосочетания из предложенных слов, склонять слова, согласовывая их число, род, падеж. В дальнейшем задания усложняются: нужно составлять целые предложения из предложенного набора слов, составлять связный рассказ по картинке, вставлять пропущенное слово в предложение.
Примеры коррекционных упражнений
Последняя версия онлайн-платформы SLOGY включает 6 видов упражнений, которые охватывают разные проблемные сферы, препятствующие процессу освоению чтения у детей с дислексией.
Цифровое тестирование
В упражнении «Цифровое тестирование» осуществляется диагностика индивидуального времени поиска. Чем быстрее ребенок опознает материал, например, слоги или слова, тем более автоматизирован этот навык. Программа использует цифровую диагностическую таблицу, регистрирующую индивидуальное время поиска графического изображения.
Слоги
В упражнении «Слоги» ребенок формирует слоговое чтение за счет непроизвольного запоминания частотных слогов. Для последовательной автоматизации навыка таблица заполняется слогами определенного уровня сложности, поэтому ребенок осваивает их в соответствии с основным диагностическим принципом «от простого к сложному».
Типы слогов:
- СГ/ГС (МА/АМ, ЛИ/ИЛ и т.д.);
- СГС (ЛОС, КОН, НАБ и т.д.);
- ССГ (СВО, СТО, ПРО и т.д.).
Мониторинг степени автоматизации опирается на время выполнения задания, как показатель освоенности. Сокращение времени поиска свидетельствует о том, что определенные слоги опознаются одномоментно, то есть слог освоен ребенком. В этом случае таблица обновляется, позволяя приступить к освоению новых слогов.
Для корректировки оптимальной нагрузки применяются два уровня сложности таблицы (9 или 16 слогов) в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и результатов взаимодействия с программой.
Бусы
В упражнении «Бусы» ребенку предлагается устное слово, которое он должен поделить на слоги и найти эти слоги в таблице. Это развивает оперативную фонологическую память, способствует автоматизации чтения слогов и усвоению правописания словарных слов. Упражнение формирует навык слогового анализа и тренирует кратковременную сукцессивную память. На основе статистики, полученной в результате работы ребенка с программой, материал постепенно усложняется по длине и звукобуквенной структуре слов.
Магнитофон и Слогомет
Упражнения «Магнитофон» и «Слогомет» направлены на расширение оперативной памяти, формирование навыка синтеза слова из графических слогов и его понимания.
Упражнения имеют схожую структуру, но отличаются по способу предъявления учебного материала: устный и письменный. По мере освоения, к аудиальному предъявлению слов по слогам постепенно добавляется графическое изображение слога, а затем убирается аудиальное и остается только графическое. Таким образом, ребенок постепенно переходит от слухового восприятия слоговых единиц на графическое.
Анаграммы
Упражнение «Анаграммы» развивает навык догадки (антиципации) целого слова, тренирует оперативную память на ряды букв. По мере освоения материал усложняется за счет длины слова, вариантов перемешивания букв и степени смешения предложенных вариантов ответов.
Слова
Упражнение «Слова» направлено на формирование навыка целостного восприятия высокочастотных, то есть часто применяемых, служебных и знаменательных слов, что облегчает ребенку чтение текстов. Формируется лексикон глобальных высокочастотных графических слов и автоматизируется их зрительное распознавания.
Программа является достаточно сложной системой взаимозависимых упражнений, включающей постоянный мониторинг результатов и возможностей ребенка, на основании которого подбирается уровень сложности и содержание упражнений.
Игровые способы коррекции дислексии у детей
Игры — обязательный элемент помощи при дислексии. Ниже опишем наиболее популярные игры:
- Найти однокоренные слова в списке, при этом слова должны обозначать одно и то же действие, предмет или признак: ходит, поход, уход, хождение;
- Поиск слов по заданному звуку. Развивает слух;
- Нужно подготовить карточки со словами или буквами: сделать их самостоятельно или приобрести готовый набор. Далее школьник должен найти карточку со словом, который называет педагог. Другой вариант — подбор рифмы под заданное слово, называние слов с определенной буквой;
- Барабанщик — произнесение слов по слогам, на каждый слог хлопаем в ладоши или бьем в барабан.
Меры профилактики
Важной составляющей профилактики является грамотное планирование беременности, предотвращение осложнений беременности и родов, черепно-мозговых травм во время родов и в дальнейшем. Это позволит предотвратить мозговую дисфункцию, которая является основной причиной дислексии.
Следующий метод профилактики дислексии заключается в развитии зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, мелкой моторики, аналитической способностей. Нужно больше общаться с малышом: в обиходе, во время занятий. Развитие разговорной речи играет большую роль в профилактике и преодолении дислексии. Разучивание песен, рассказов, стихов, помогут улучшить навыки письма и чтения. Читайте книги с обсуждением прочитанного или слушайте аудиокниги.
Важно исключить офтальмологическую патологию и болезни органа слуха. Нарушения слухового и визуального восприятия могут стать причиной дислексии.
Рекомендовано регулярное прохождение тестов у детей группы риска. Это позволит своевременно выявить нарушения речи и начать их коррекцию.
Рекомендации
Данное методическое пособие предназначено для логопедической диагностики нарушений чтения у учащихся 2-6 классов, для выявления у детей дошкольного возраста предрасположенности к дислексии до начала обучения в школе. В пособии представлены возрастные особенности и нормы основных показателей чтения московской популяции школьников. Методика апробированна и актуальна в логопедии. Пособие адресовано логопедам, учителям русского языка и литературы, психологам. Может быть полезно родителям учащихся, имеющих недостатки чтения.
Исользование методики
рекомендовано широкому кругу педагогических и медицинских работников, участвующих в предшкольной диспансеризации
детей
(детские психоневрологи, невропатологи, психологи, педиатры, логопеды).
Авторы: Корнев А.Н., Ишимова О.А. Название: Методика диагностики дислексии у детей. Издательство Политехнического университета, год издания: 2010.