Учебно-методические разработки. Открытые занятия по логопедии. Презентации занятийплан-конспект урока на тему


Конспект НОД в старшей логопедической группе ДОУ

Конспект фронтального логопедического занятия «На помощь Белоснежке».
Автор: Неткачева Елена Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №34 Колокольчик», г.Моздок РСО-Алания. Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп. Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей логопедической группе «На помощь Белоснежке». Задачи НОД: — Закреплять умения детей в деление слов на слоги, определять местоположение звука в слове. — Закреплять знания о различии гласных и согласных звуков. — Совершенствовать грамматический строй речи, согласовывать числительные с существительными. — Упражнять в умении производить звуковой анализ слов. — Развивать мелкую и артикуляционную моторику, дыхание. — Развивать внимание и память. — Воспитывать отзывчивость, дружелюбие. Оборудование: Письмо от Белоснежки, 7 ключей, буквы, картинки с иллюстрациями, карточка с «зашифрованным словом», карточки с недописанными буквами, зеркала на каждого ребенка.
Ход НОД
Организационный момент: Сядет на свое место тот, кто назовет первый звук своего имени. Учитель-логопед: Ребята, к нам в группу пришло сегодня письмо. Сейчас я его прочитаю.


«Ребята, вам пишет Белоснежка из сказки ”Семь гномов”. Меня похитила злая Королева и заточила в каменный замок. Закрыла дверь на семь замков. Королева сказала, что отпустит, если вы выполните все задания. Заданий будет семь. За каждое правильно-выполненное задание даётся ключ. Если к концу занятия у вас будет семь ключей, то вы сможете освободить меня. Мне очень нужна ваша помощь.»Учитель-логопед: Ребята задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними? Перед тем как начнем спасать Белоснежку, надо набраться сил, сделать дыхательную и артикуляционную гимнастику. Дыхательная гимнастика: Вдох носом – выдох через рот (5 – 6 раз) Артикуляционная гимнастика: Качели Маляр Грибок Гармошка Учитель-логопед: Ну что, готовы, спасем Белоснежку? Дети: Да. Учитель-логопед: Вот и первое задание. Задание №1 Учитель-логопед показывает буквы, дети называют их. — Чем отличается буква от звука? (буквы мы видим и пишем, а звуки мы говорим и слышим.) — Какие бывают звуки? (гласные и согласные) — Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки мы можем пропеть, воздушная струя проходит свободно. Согласные звуки мы не можем пропеть, воздушная струя встречает преграду. Язык, зубы и губы.) Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы, и Королева вам дает первый ключ. Задание№2 Дидактическое упражнение «Заколдованное слово». Учитель-логопед: Ребята, Королева, заколдовала одно слово. Это любимое время года Белоснежки. Но чтобы нам его отгадать, придется постараться. Надо определить первый звук в словах, предметы которых изображены на карточке, и тогда мы узнаем какое слово заколдовала Королева.


Задания №3 Дидактическая игра «Незаконченная картина». Прочитать слово, предварительно вставив пропущенную букву. Какую букву пропустил художник? Молодцы, вы справились и с этим заданием, и Королева дает еще один ключ. Задание№4 Гимнастика для глаз: Посмотрите на право, налево, вверх, вниз, поморгали. Пальчиковая гимнастика. На двери висит замок (соединяем руки в замочек, переплетая пальцы)
Кто его открыть бы мог? Покрутили,
(поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев)
Потянули,
(раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены)
Постучали,
(ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)
И открыли!
(расцепляем пальцы)Учитель-логопед: вот в наших руках оказался еще один ключик. Задание№5 Дидактическое упражнение «Подарок Королеве» У каждого ребенка карточка с картинками. Ребенок: «Я подарю Королеве пять колец». «Я подарю Королеве три корзины» и т.д. Учитель-логопед: Королева стала добрее и дает вам ключ. Задание №6 Назови предмет словом и скажи сколько слогов в этом слове. Учитель-логопед показывает детям иллюстрации с картинками. Дети делят слова на слоги. Молодцы, вы справились с этим заданием, и получаете ключ. Задание №7 А сейчас выполните задание «Жук-буквоед» (жук съел часть буквы, надо дописать её). (У каждого ребенка индивидуальная карточка, после того как все выполнят задание, сравнивают с образцом.)


Учитель-логопед: Королева отдала нам последний, седьмой ключ! И теперь Белоснежка может выйти на свободу. На экране появляется слайд с изображением Белоснежки. Белоснежка благодарит всех детей за оказанную помощь. «А сейчас мне пора отправляться в свою сказку. До встреч!!!!»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч


Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звук К» Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки К – Кь» Сценарий логопедического досуга в старшей группе «Новогодние чудеса»

Похожие статьи:

Конспект НОД ОО «Коммуникация» в старшей группе

Конспект НОД ОО «Коммуникация» в старшей группе по теме «Весна и приметы весны»

Интегрированное игровое занятие в старшей логопедической группе

Конспект логопедического занятия в старшей группе

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Белый снег пушистый…»

В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР). Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.

Успешность и эффективность коррекционной работы напрямую зависит от проводимого в начале обучения логопедического обследования. Особое значение для успешной логопедической работы я считаю тщательное проведение диагностики.

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое дает представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет нам определить вид речевой патологии её форму и тяжесть речевого дефекта.

Основными задачами диагностики является:

-выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;

-определение структуры речевого дефекта;

-формулировка речевого диагноза;

-составление программы коррекционной работы.

Актуальность этого направления работы заключается в том. Что от своевременной квалифицированной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.

В своей работе при обследовании речи я использую методики Т.А. Фотековой: тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. А также при обследовании пользуюсь методиками Т.В Ахутиной, О.Б. Иншаковой. Использую альбом для логопеда, автор Иншакова О.Б.

Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.

Методика состоит из двух разделов.

Первый направлен на исследование особенностей устной речи, второй – на проверку письменной речи. Первый раздел включает 2 блока, позволяющих определить уровень сформированности экспрессивной и импрессивной речи. Каждый блок, в свою очередь, подразделяется на серии, а серии – на группы заданий, объединяющих конкретные речевые пробы.

Второй раздел методики направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые представлены в вариантах несколько отли­чающихся для первоклассников и учащихся 2-3 классов. 1-я серия исследует предпосылки письменной речи, 2-я серия направлена на оценку письма, 3-я серия проверяет навыки чтения.

Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система бал­льной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допускае­мых ошибок.

При первичной обработке производится суммирование баллов за каждую пробу, группу заданий, серию, блоки и методику в целом. Полученное в результате расчетов процент­ное выражение качества выполнения методики можно соотнести с одним из четырех уровней успешности:

IV уровень — 100-80% ;

III уровень — 79,9-65% ;

II уровень — 64,9-50%;

I уровень — 49,9% и ниже.

По результатам обработки протоколов обследования удобно вычертить ин­дивидуальный речевой профиль для каждого ребенка. На нем наглядно видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны. Сопоставление речевых профилей, полу­ченных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.

Обязательно иметь пособие, т.к.в протоколе отсутствуют критерии и градации оценивания заданий всех серий. Владение компьютером, умение работать в программе EXCEL.

«Предлагаю учебно-диагностические материалы из опыта моей работы, которые могут быть полезны учителям-логопедам и дефектологам, учителям начальных классов для логопедической диагностики обучающихся»

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ по методике Т.В. Ахутиной, Т.А. Фотековой сокращенный вариант):

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

Серия 2. Исследование грамматического строя речи

Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования

Серия 4. Исследование связной речи

Методика обработки результатов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]