Дифференциация у-ю
Тема: Дифференциация у-ю
Цели:
- научить детей различать твердый и мягкий согласный перед буквами У и Ю;
- развивать фонематических слух учащихся;
- развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;
- развивать связную речь детей.
I. Организационный момент. Постановка целей занятия.
— К нам на урок пришли две девочки одну из них зовут Люба, а другую Луша. Логопед выставляет на доску изображение двух девочек.
— Какая гласная идет после Л в имени Люба? (Ю) — Какая гласная идет после Л в имени Луша? (У) — Сегодня мы познакомимся с буквой У и Ю еще ближе и узнаем, чем они отличаются друг от друга.
II. Основной этап
— Одна из девочек в синем платье. Буква У в ее имени делает впередистоящий согласный твердым. Как ее зовут? (Луша) — На другой девочке зеленое платье. Буква Ю в ее имени делает впередистоящий согласный мягким. Как ее зовут? (Люба) — Запишем их имена в тетради. Если это имена, с какой буквы мы их напишем? (С заглавной) — В слове Луша есть буква У, подчеркнем ее красным цветом. Как звучит согласный звук перед буквой У? (твердо) — Каким цветом мы обозначаем твердый согласный? (синим). — Подчеркнем букву л, которая обозначает звук [л] синим карандашом. — В слове Люба есть буква Ю, обведем ее красным карандашом. Как звучит согласный перед буквой Ю? (мягко) — Подчеркнем букву л, которая обозначает звук [л,] зеленым карандашом.
Дифференциация у-ю на слоговом уровне.
— Сейчас я буду называть слоги, а вы поднимайте карточки соответствующего цвета. Если в слоге есть буква У — синюю карточку, если есть буква Ю – зеленую. Бу, бю, ку, кю, лу, лю, му, мю, тук, кюм, стюк, нум, буп, дюф.
— Давайте устно заполним слоговую таблицу. Логопед указывает сначала на согласную букву, затем на гласную, дети читают получившийся слог.
Дифференциация у-ю на уровне слова.
— Посмотрите на картинки. В каких словах есть буква у, в каких ю? Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишем слова с буквой У, во вторую колонку – с буквой Ю. Слова на картинке (голуби, индюк, петух, курица, люди, люстра, тюлень)
— Букву У подчеркните красным карандашом, букву Ю обведите красным карандашом. — Каким цветом мы подчеркнем согласную перед у? (синим) — Каким цветом подчеркнем согласную перед ю? (зеленым) — Почему? (буква ю смягчает согласный, который стоит впереди)
— Люба и Луша приготовили нам еще один сюрприз- кроссворд. Логопед выставляет на доску кроссворд. — Давайте поможем девочкам отгадать кроссворд.
1. Игрушка (юла) 2. Увеличительное стекло (лупа) 3. Враг мух (паук) 4. Рот у птиц (клюв) 5. Женская одежда (юбка) 6. Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)
— Давайте проверим, правильно ли мы все отгадали. Логопед выставляет на доску решенный кроссворд.
Физкультминутка.
— Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку вместе с Любой и Лушей. Я буду называть слова, если в них пишется буква У, вы вытягиваете руки вперед, если Ю, то поднимаете руки наверх и тянетесь к потолку. Слова для зарядки: луг, акула, рюкзак, пульт, ключ, стул, крюк, круг, велюр, стук, зуб, блюдо.
?Дифференциация у-ю в предложениях.
— Люба и Луша очень рады, что вы все отгадали. Но у них есть еще одно задание. Придумайте предложения с каждым из слов. Самые красивые предложения мы запишем в тетради. Примеры предложений: Лук растет на грядке. На столе лежит лупа. Паук плетет паутину. Мама купила юбку. Люба играет с юлой. У птицы прочный клюв.
— Подчеркните все буквы У, которые встретились в тексте красным карандашом, буквы Ю — обведите. Возьмите синий и зеленый карандаш и выделите согласные перед буквами У и Ю.
III. Итог занятия.
Какие буквы приходили к нам в гости сегодня на занятие? (У и Ю) Как звучит согласный перед буквой У? (твердо) Как звучит согласный перед буквой Ю? (мягко) Вспомните и назовите слова в которых есть буква У, буква Ю.
Автор материала: Медведева Оксана Владимировна
Также по теме:
Дифференциация звуков Ч — Щ
Дифференциация гласных И-Уучебно-методический материал по теме
Дифференциация букв И-У
Цели:
• учить детей дифференцировать зрительные образы букв, в частности И – У; • развивать зрительно-пространственную ориентировку; • развивать навык звукового анализа; • развивать мелкую моторику; • развивать логическое мышление.
Организационный момент Прозвенел для всех звонок, Значит, начался урок, Время проверить все ль в порядке, Карандаши, ручка и тетрадка. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Пишем, внимательно.
Рассмотрите элементы букв и постройте из них две гласные буквы.
Какие буквы у вас получились?
— Сколько элементов используется при написании каждой буквы?
Какие элементы одинаковые?
Чем отличаются эти буквы?
Сформулировать тему занятия (Буквы и-у). Давайте сравним: Что общего у звуков И, У? К какой группе звуков они относятся? Эти звуки гласные или согласные?
А чем эти звуки различаются? (позицией губ при их произнесении)
А теперь сравним буквы (на доску вывешиваются рукописные буквы и,у):
Из каких элементов состоит буква и (у) ?
Есть ли одинаковые элементы у этих букв?
Каким элементом отличаются буквы и,у ? Вывешиваются на доску И-У.
Пусть встанет с места тот, в чьём имени есть буква И, или У.
Тамирлан, Станислав, Марина, Константин, Кирилл, а у кого нет- назовите любое имя с гласной И или У. (Ира, Илья, Никита..) Найдите одинаковый звук в словах: — пила, три, ива; — лук, автобус, утюг.
Смотрите на картинки. Записывайте только букву через запятую:
утка, слива, лук, вилка звук, мир, рис, стук, тигр, круг, гриб, лук, улица, пушинка Проверка у,и,у,и. Кто вспомнит слова, используя запись букв.
Физминутка
Сядем смирно, без движенья,
Начинаем упражненье: (выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)
Пальчики наши в замочки сомкнем
Повыше поднимем и спинку прогнем,
Теперь глубоко мы всей грудью вздохнем (Руки вниз за голову.)
И ножкам своим отдохнуть мы даем (вытянуть ноги под партой и потрясти)
Дышим раз и дышим два, (опустить сомкнутые в замок руки)
За работу нам пора.
Пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно, Пальчик к пальчику вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. Выпущу я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.
Найди и обведи в кружок слог, указанный в начале строки.
Гу ву ту су бу гу гу ру му ду гу ху су гу шу лу му гу бу ту
Би ви ти си би хи ви ри би би ви си би ши ли ми ги би пи
Лу ху лу му ту лу фу гу ту лу му жу ту пу лу ру ху му су ду
Зи хи ци ми ти ми зи ли фи ги зи си ми жи ти пи ти зи
Отгадайте загадки.
- — Раз в театр на балет папа нам купил … (билет)
- — Ловко делает Ахмед из цветов большой … (букет)
- — Плавают моржи, ползают … (ужи)
Составьте слова из рассыпанных букв.
Гирт (тигр), филту (туфли), клу (лук), чукар (ручка), китин (нитки), хиду (духи), шураг (груша), сугь (гусь), лапи (пила), шупка (пушка), инок (кони), исгу (гуси), илуп (пули), анул (луна).
Верните мяч, меняя «И» на «У» или наоборот.
— Грибы — грубы, кильки – кульки, суди- сиди. Тур – тир, пить – путь, писк – пуск, липа – лупа, мишка – мушка.
Сравнить слова по смыслу и звучанию. Записать любую пару слов.
Итог занятия: Что общего у звуков И-У? А чем эти звуки различаются? (позицией губ при их произнесении) Из каких элементов состоит буква и (у) ? Есть ли одинаковые элементы у этих букв? Каким элементом отличаются буквы и,у ? Молодцы! Вы выполнили все задания!
.