Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.
С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка. В чём её возрастные особенности и как добиться её максимального прогресса у деток дошкольного возраста?
Проведение занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ для детей 3, 4 и 5 лет
Моторика верхних конечностей напрямую взаимодействует с высшими функциями психики и сознания: мышлением, координацией, вниманием, наблюдательностью, речью, воображением, зрительной памятью. Ее важная роль в том, что вся жизнь малыша потребует в дальнейшем использования координированных, точных движений пальцев, кистей. Они нужны для письма, одевания, рисования, выполнения других ключевых функций и действий в процессе учебы, работы, жизни в целом.
Занятие в детском саду
Важно! Развивать моторику у детей на четвертом году жизни можно в форме занятий в детсаду или вместе с родителями дома (самообразование).
Цели и задачи
Цели и задачи развития детской моторики у детей трех, четырех, пяти лет состоят в следующем:
- стимулировать развитие активности, детской речи;
- развивать движения рук, пальцев, координацию;
- обучать и тренировать ребенка в различии цветов, их сопоставлении;
- развить мелкую моторику основных трех пальцев: указательного, большого, среднего;
- подготовить руку ребенка к письму;
- развивать сенсомоторную координацию верхних конечностей;
- косвенно повлиять на общее развитие интеллекта малыша;
- сформировать шнуровательные навыки (шнурование, «бантик»);
- развить ориентирование в пространстве (верх, низ, лево, право);
- развить восприятие, внимание, творчество;
- развивать способности к творчеству.
Основные виды развития мелкой моторики у ребенка
Группировка занятий, игр, развивающих упражнений делятся на несколько видов:
- игры пальчикового типа;
- лепка;
- игры с маленькими предметами;
- рисование;
- пальчиковый массаж;
- различные действия, связанные с ручной работой (закручивание крышек, перебирание бусин, разрывание листов бумаги, собирание мозаик, вырезание).
Первые занятия с предметами
Разучив основные игры с пальчиками, можно переходить к следующему шагу – занятиям с предметами. Для самых маленьких полезны будут такие развивающие упражнения.
- Работа с карандашом и маленькими резиночками для волос. Родитель держит в руке карандаш. Задача ребенка – надеть на него одну за другой несколько небольших резинок.
- Рисование манкой. На плоскую тарелку или разделочную доску родитель насыпает крупу тонким слоем, предлагая малышу провести по ней пальцем. Получится линия. Аналогичным образом ребенок рисует на манке несколько полосок.
- Раскладывание фасоли. Мама дает малышу небольшую горстку фасоли (ее может заменить бусины, пуговицы). От дошкольника требуется разложить ее на столе по кучкам либо сделать дорожку.
- Работа с бусами, нанизывание крупных элементов. Их можно заменить предварительно окрашенными в различные цвета макаронными изделиями.
- Работа с пуговицами. Родитель рисует круг на листе бумаги. Ребенку дается установка разложить пуговицы, скрепки, фасоль по его контуру.
- Дети очень любят подражать взрослым, и это надо использовать в организации занятий. Так, мама может предложить малышу самому размешать себе сахар в чае.
- «Салют». Задача малыша – порвать лист бумаги на как можно более мелкие кусочки и сложить их на столе. Затем эти обрывки берутся в ладоши и подбрасываются, словно настоящий салют.
Главное правило – ежедневно заниматься, но не принуждать малыша. Тренировка должна приносить радость, а не вызывать раздражение.
Игры на развитие мелкой моторики во второй младшей группе
Игры, способствующие развитию моторики ребенка, включают следующие типы развлекательных занятий:
- пальчиковые. Они считаются уникальным способом развития детской речи. Вместе с упражнениями малыши заучивают тексты, что помогает развивать внимание, память, воображение, мышление, скорость реакции, выразительность эмоций и т. д.;
- оригами. Создание поделок из бумаги без использования клея — следующий вариант развития моторики, который может быть интересен и детям, и взрослым;
- шнуровка — вид игры, который не только полезен для общего развития, но и поможет ребенку в дальнейшем;
- игры с крупами, песком, бусинами, сыпучими веществами (нанизывание, перекладывание в емкости и т. д.);
- лепка из глины, теста, пластилина.
Как научить ребенка внимательности и усидчивости в 7 лет
Игры для детей 1 года до 3 лет
Период с 1 года до 3 лет является самым жадно познаваемым. Ребенок стремительно осваивает мир, пробует буквально все на зуб.
Игра и еще раз игра — это единственная форма для общения и развития детей в дошкольном возрасте. Ваше взрослое занудство: «сделай то, веди себя правильно, и т.д.» ни к чему не приведет. Все через игру!!! Препятствием к этому может стать только ваша лень. Не ленитесь, играйте, и вы увидите чудеса вашего игрового воспитания.
Пальчиковые игры никто не отменял
Наш хит-парад, по прежнему, возглавляют пальчиковые игры. Это универсальные игры, в которые можно играть весь дошкольный а то и начально-школьный период жизни ребенка (просто они немного усложняются).
Раз, два, три, четыре, пять — Вышли в садик погулять. Ходим – ходим мы по лугу, Там цветы растут по кругу. Лепесточков ровно пять, Можно взять и посчитать | Пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки. Указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой. Считаем пальцы, в обратном порядке поглаживая их. |
Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.
Поиграли – отдохните, Ваши пальчики встряхните. Сгибайте ваши пальчики, Совсем как ушки зайчики. | Расслабляем руки и встряхиваем их. Обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз. |
Стихотворение и все движения можно повторить.
Художник и скульптор
Рисование — на втором месте (это опять, по моему мнению и опыту, у вас может быть по другому. Напишите, потом обсудим).
Сначала пробуйте ладошками и пальчиками. Отлично подойдут старые обои (есть, где разгуляться) и краски для рисования руками. Вот где веселье и раздолье (главное ковер не разукрасить).
Потом учимся держать кисточку карандаш мелки и рисовать, рисовать, рисовать!!! Причем в начале карьеры вашего художника неважно что, главное, что бы работали пальчики и кисти. Ваша задача вдохновлять мастера.
Лепка — однозначно любимое занятие практически всех детей.
Материалы могут быть разнообразными: пластилин, специальная глина,
Тесто (да, да). Замесите ребенку обычное пресное тесто и пусть лепит.
Лепите сами вареники, посадите рядом малыша и пусть ваяет шедевры, не беда, что вся кухня и творец в муке, это все поправимо, зато сколько удовольствия.
Творим , что хотим
Далее по списку популярных игр идут всякие вкладыши, крупная мозаика. Можно дома набрать крупных пуговиц, в крышке пластикового контейнера, которая легко открывается сделать прорезь по величине пуговиц. Ребенок складывает пуговички в «копилку», потом высыпает, а затем опять складывает. Мои воспитанники за эту «копилочку» просто тряслись. Внимание! Пуговицы берите крупные, потому что, соблазн засунуть пуговицу в нос или ухо почему — то у детей очень велик.
Можно просто смешать фасоль с рисом и попросить разложить их отдельно в разные емкости, а можно и вовсе завлечь малыша ролевыми играми. Например, взять разные фигурки домашних животных, слепить для них из пластилина тарелки и накормить каждого крупой.
А еще замочки, задвижки, дома можно оборудовать министенд с выключателем, петельками с замком и.т.д.
Ну и конечно, куда без прищепок
Этот подручный материал любят не только сами дети, но и родители с педагогами.
Во-первых, прищепки у всех есть дома, во-вторых, стоят они копейки, в-третьих, они могут увлечь ребенка надолго и с пользой.
С помощью прищепок можно отрабатывать навыки конструирования и учить цвета. Для этого нужно сделать заготовки с картона, например, вырезать желтый круг, который в последствие станет солнышком с лучиками-прищепками, или же туловище ёжика, которому предстоит нацепить иголки-прищепки и т.д.
Кроме того, можно вырезать из картона 4 геометрических фигуры разных цветов, и попросить ребенка на каждую из них одеть прищепки такого же цвета.
Упражнения для развития моторики в средней группе детского сада
В перечень упражнений, способствующих развитию моторики, входят следующие занятия:
- рисование карандашами. Их использование способствует напряжению рук малыша, чтобы подобрать силу нажима для проведения линий разной толщины, яркости;
- сбор пазлов, мозаик, конструкторов;
- застегивание и расстегивание пуговиц, замков.
Сбор пазлов из бумаги
Картотека упражнений и игр с целями по ФГОС
В картотеку упражнений по нормам федеральных стандартов входят следующие виды занятий:
- для расслабления рук (кистей);
- для развития моторики с помощью не заточенного шестигранного карандаша;
- для развития моторики с помощью материалов природного типа (шишек);
- для развития моторики с помощью колючего массажного мячика.
К первому виду относятся следующие упражнения:
- «Рыбка» в воде;
- «Вертолет», включающий наматывание нитки на резинку, клубок;
- «Ежик» с ладошками;
- «Заяц и лиса» с быстро и медленно «шагающими» пальчиками;
- «Разговор двоих», включающий взаимодействие нескольких участников группы;
- «Полет птичек» с активной работой рук;
- «Дорожка» с пуговицами, пришитыми к ткани;
- «Камушки» с пластилином, выложенным по прямой;
- «Часы», направленные на активные движения кистей рук;
- «Замок», включающий движения пальцев и кистей;
- «Паук» — передвижение пальцев по стене;
- «Ножницы» с режущими движениями пальцев;
- «Пожарный», включающий бег пальцев по «лесенке»;
- «Пальчики клюют» — соединение большого пальца с остальными по очереди.
Ко второму виду относятся следующие упражнения:
- «Катание карандаша» с помощью ладони;
- «Добываем огонь» с катанием карандаша вверх и вниз между рук;
- «Горка» с катанием карандаша вверх и вниз по одной руке с помощью другой руки;
- «Вертушка» с раскручиванием карандаша на столе;
- «Вертолет» с раскручиванием карандаша в воздухе;
- «Подъемный кран» с подъемом предмета двумя пальцами;
- «Экскаватор» с подъемом карандаша пальцем;
- «Качели» с раскачиванием карандаша двумя соединенными пальцами.
К третьему виду относятся следующие упражнения:
- «Покрути шишку» с помощью ладоней;
- «Покатай шишку» с помощью ладоней на столе;
- «Поймай шишку» путем перебрасывания из руки в руку.
К четвертому виду относятся следующие упражнения:
- катание предмета по столу вперед-назад;
- катание предмета по столу по кругу;
- надавливание пальцами;
- ловля подкинутого мяча;
- надавливание на мяч двумя руками;
- перекладывание мяча из руки в руку с ускорением.
Тематическая неделя «Профессии» в средней группе
Пальчиковые игры и упражнения
Упражнения и игры с пальчиками включают много вариантов, для которых нужны мелкие и крупные предметы разного типа и плотности. Для этого подойдут бумага, крупы, сыпучие и небольшие предметы.
Важно! Лучше всего сопровождать занятия присказками в стихотворной форме. Благодаря этому у детей будет развиваться речевой аппарат, память.
Многие из упражнений в дальнейшем пригодятся малышу в жизни (например, умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы).
Пальчиковые рисунки
Рисунки пальчиками как элемент занятий рекомендуется выполнять в дообеденное время. В это период у детей особенно повышенная активность. Сперва проводить занятие стоит пару минут, постепенно увеличивая время до 20 мин без перерывов.
Для занятий нужно приобрести специальные краски, продающиеся в любом магазине. У них особая консистенция, не требующая добавления воды. Крышка должна плотно прилегать к банке.
Выбирать листы следует формата А3, чтобы ребенок мог смело рисовать, а цвета яркие. Наличие на коробке о, «СЕ» означает, что изделие соответствует стандартам мирового уровня.
Массаж ладоней и пальцев рук
Массаж является ключевым пунктом развития моторики детей. Массаж включает поглаживание рук с пальчиков до ладоней, включая кисти рук. Занятия сопровождаются скороговорками, стихотворениями.
Пальчиковый массаж
Обратите внимание! Перед массажем нужно разогреть ручки малыша. Продолжительность процедуры не должна быть больше 5 мин. Массаж нужно делать в течение 10 дней 1 раз в месяц.
Самые популярные игры
В картотеке игр представлено огромное число вариантов. Предлагаем некоторые простые, но любимые большинством детей пальчиковые игры.
- Сжать все пальцы на обеих руках, потом разжать их. Выполнить несколько раз.
- Сжать пальцы на правой руке, разжимать их поодиночке. Повторить упражнение с левой.
Чтобы малышу было интересно, родитель во время занятия может прочесть ему веселые стихи или же сочинить историю о том, как при помощи движения пальцев сказочный персонаж (мишка) добрался домой. Например: мишка прошел первый лес – разгибаем один палец. Мишка прошел второй лес – разгибаем второй. Ребенок будет стараться выполнять упражнение, чтобы узнать, чем закончится сказка.
- «Веер». Упражнение полезно для пальцев, выполняется так: прижать пальцы друг к другу (имитируя закрытый веер), потом – расставить как можно шире (веер открылся), помахать кистью.
- Очень хорошее упражнение, помогающее развивать не только моторику, но и внимание, скорость реакции – «Цап-царап». Родитель кладет руку на стол, малыш помещает свою ладонь на ладонь взрослого и слушает его. Мама или папа рассказывают стишок или сказку, задача ребенка – быть внимательным. Как только прозвучит «цап-царап» (это может быть любая другая фраза, обговоренная заранее), ему необходимо как можно быстрее убрать свою ладошку, иначе родитель накроет ее своей второй рукой. После нескольких тренировок родитель и малыш могут поменяться ролями.
- «Бабочка». Сначала пальцы сжимаются в кулак, теперь необходимо по одному распрямить мизинец, затем – безымянный и средний пальцы. Из указательного и большого создать кольцо. Бабочка готова. Теперь необходимо попросить ребенка «помахать крылышками» — делать движения прямыми пальцами.
Если какая-то из пальчиковых игр вызывает сложность, можно на некоторое время заменить ее другой, не стоит мучить ребенка обязательной установкой на успех.
Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ
Занятия в детском саду включают те же упражнения и игры, что и дома.
Пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в средней группе
План занятия включает указание темы, постановку целей, задач, вводную (психологический настрой, разминка), основную (упражнения с предметами, рисование) и заключительную части (подведение итогов, похвала каждого ребенка).
Развитие мелкой моторики у детей 3, 4, 5 лет — это важный аспект общего полноценного развития малыша. Перед началом занятий можно получить консультацию у логопеда, невролога, педиатра, которые это подтвердят. Но следует помнить, что все уроки должны приносить радость и удовлетворение как детям, так и родителям, и тогда первые результаты не заставят себя долго ждать.
Игры для малышей до года
Заниматься развитием мелкой моторики нужно уже с 6 месяцев. Для этого малышам необходимо давать в ручки предметы разных фактур, чтобы они познавали мир на ощупь. Все детали игрушек должны быть достаточно крупными. Можно просто мять любимую мягкую игрушку, можно сжимать/разжимать ладошки и т.п.
Пальчик, пальчик где ты был?
Что касается игр, то лично из моего опыта я бы вам посоветовала начать с пальчиковых игр. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, они способствуют установлению эмоциональной связи малыша с мамой. Он слышит ее голос, возникает тактильный контакт (очень важны для ребенка прикосновения. Чаще обнимайте, гладьте свою кроху). Плюс эмоциональная окраска игры(малыши очень чувствительны к настроению мамы, поэтому больше позитивных эмоций , дорогие мои).
Самые топовые пальчиковые игры для малышей — это «Ладушки, ладушки» и «Сорока белобока».
Почему они? Мне кажется, они у каждого из нас уже заложены на генном уровне. Поэтому легко воспринимаются и усваиваются ребенком. Малыши до года с огромным удовольствием играют в эту игру. И уже, буквально, через несколько дней они сами начинают повторять за вами движения. Мне кажется, они особенно тащатся от вот этого — «Полетели, полетели, на головку сели», моя детвора просто ухахатывалась.
По мере того, как ребенок подрастает ассортимент пальчиковых игр можно расширять, сохраняя их в своей копилке до школьного возраста, например:
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик) Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик) Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик) Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик) Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик) Ну?а?вместе — кулачок! Месяцев с 9 активно добавляем игры с предметами
Шеф-повар в подгузниках
Как бы это непедагогично не звучало, но самым популярным предметом для игры почему-то у детей оказывается кухонная утварь. Мой старший сын мог часами сидеть со мной на кухне перекладывая ложки из кастрюли в кастрюлю, или складывая миски (ну вообще удобно — мама готовит и ребенок при ней занят). Думаю, интересным вариантом могут служить пластиковые контейнеры разного размера-это вам и вкладыши и крышечки открыть можно, а если мама добрая, то и водичку попереливать. Ну, в общем, вашей фантазии есть, где разгуляться.
Будущий архитектор
На втором месте по популярности среди игр на развитие мелкой моторики (по моим наблюдениям) стоят пирамидки. Очень нравятся детям большие пирамидки в их рост, ну и не большие, но объемные тоже подойдут (естественно что, демоверсия на первых порах с вас мамули). Кстати, разноцветные пирамидки отличное пособие для изучения цветов с ребенком. Кто-то возразит, мол, рано еще. Я отвечу — пробуйте собирать, но не заставляйте. Темпы развития деток у каждого свои.
Третье место уверенно занимают кубики – подойдут мягкие, большие и обычные пластмассовые крупные разных цветов.
Затем идут вкладыши. В магазинах сейчас великое множество таких игр. Выбирайте пока покрупнее и проще по форме, овал, квадрат и.д. что бы малышу было интересно.
Мамин помощник
Полезным занятием для ребенка, который еще не умеет уверенно стоять на ногах, но активно ползает, будет собирание различных предметов по полу. Рассыпьте кубики или игровые мячики по всей комнате, поставьте корзину и простите малыша приносить в нее предметы.
Кроме того, в возрасте до года ребенку разрешается играть и шалить одновременно. Например, найдите лист бумаги и попросите малыша порвать его, предварительно продемонстрировав, как это нужно делать. Убрать тоже можно попросить ребенка по аналогии с кубиками и мячиками. Есть одно важное условие. Вы должны играть с малышом. Играть до тех пор, пока он сам не освоит так сложно, дающиеся ему, движения. Вам не обязательно иметь в арсенале 151 тысячу игр (все равно не запомните). Играя, вы поймете, что Вашему ребенку нравится. Выберет наиболее подходящие ему игры и занимайтесь на здоровье!