Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв [ч’] — [щ’] в предложениях и тексте»


Дифференциация звуков Ч — Щ

1. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)

ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча.АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.
ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи.ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.
ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу.УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо.ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч.
ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща.АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ.
ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи.ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ.
ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу.УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ.
ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё.ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ.

2. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.

ча-щачу-щуче-щещо-чоще-че
чо-щочи-щища-чащу-чущи-чи

3. Подчеркни картинки, в названии которых слышится звук Ч, зачеркни картинки, в названии которых слышится звук Щ.

Дифференциация звуков Ч — Щ (№2)

1. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.

ща-ча-щащу-чу-щуще-че-щечо-що-чочи-щи-чи
що-чо-щощи-чи-щича-ща-чачу-щу-чуче-ще-че

2. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.

Горячие щеки. Горячие щи. Ищу точильщика. Ищу чемодан. Колючая щетка. Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Черный щенок. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.

3. Четко проговори каждое слово.

Вещички. Волчище. Дощечка. Кричащий. Мечтающая. Молчащая. Отвечающий. Ручищи. Скучающий. Точильщик. Учащийся. Часовщик. Чаща. Чище. Чудовище. Чищу. Щелочка. Щелчок. Щеночек. Щепочка. Щеточка. Щечки. Щучка. Ящичек.

4. Определить позицию звука Ч, Щ в словах

5. Послушай пары слов и составь с ними предложения.

Плащ — химчистка. Пещера — бочки. Чинить — ящик. Встреча — площадь. Считать — чек. Речка — удилище. Тащить — кирпичи. Черепаха — щенок. Чебуреки-товарищи. Чулан — вещи. Ящик — ключи. Выключатель — помещение.



Дифференциация звуков Ч — Щ (№3)

1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.

Например: Мальчик, который читает книгу. Читающий мальчик. Девочка, которая скучает. (Скучающая девочка.) Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.) Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.) Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.) Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.) Девочка, которая учится. (Учащаяся девочка.)

2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.

Щеночек в чащу дощечку тащит. У нашей Танечки на щечках ямочки. В пещере большущие мыши летучие. Дочку угощали щами и копчеными лещами. Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочка и мальчик. Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке.

3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

У нашей Таечки в ящичке маечки. У чудовища чудовищные щупальца. Дюймовочка на щепочке, у Дюймовочки щеточка. Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока. Тщетно в роще рыщет хищный волчище. Щенок у щучки лизнул чешую.

Дифференциация звуков Ч — Щ (№4)

1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.

Мальчик, который плавает. (Плавающий мальчик.) Девочка, которая встречает подругу. (Встречающая девочка.) Девочка, которая улыбается. (Улыбающаяся девочка.) Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.) Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.) Девочка, которая смеется. (Смеющаяся девочка.) Девочка, которая плачет. (Плачущая девочка.)

2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.

Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусить, потом… уже нечего было тащить. Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется! Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная новинка! Мухи! Подходите! Паутинка!» Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руки взял, бок щеночку чистить стал. Два часа терпел щенок, больше вытерпеть не мог. Начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок? Я не плащик, я щенок!»

3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Плащ чищу, чищу и отчищу. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас. Щенок на даче все в ящик тащит. У щенка, как у овечки, шерстка в маленьких колечках. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Автор материала: Медведкова Надежда Геннадьевна

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв [ч’] — [щ’] в предложениях и тексте»

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв [ч’] — [щ’] в предложениях и тексте»

Цель:

научить детей дифференцировать звуки и буквы [ч’] — [щ’] в предложениях и тексте.

Задачи:

Образовательные

:

  1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ч’] и [щ’].
  2. Повторение характеристики звуков [ч’] и [щ’].
  3. Развитие навыков звукобуквенного анализа.
  4. Повторение правила правописания чу-щу, ча-ща.
  5. Совершенствование умения работать с деформированным предложением.
  6. Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин.
  7. Расширение и уточнение словарного запаса.
  8. Совершенствование навыка чтения.

Коррекционные

:

  1. Развитие фонематического восприятия звуков [ч’] — [щ’].
  2. Развитие зрительного восприятия букв [ч’] — [щ’].
  3. Развитие орфографической зоркости.
  4. Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.
  2. Повышать мотивацию детей к обучению.
  3. Воспитывать нравственные качества в обучающихся.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные:

  1. Находить ошибки, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
  2. Доводить начатое до конца.

Познавательные:

  1. Общеучебные:
  1. Выделять и формулировать познавательную цель.
  2. Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
  • Логические:
      Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения.
  • Оборудование

    : зашумлённые картинки, предметные картинки со звуками [ч’] — [щ’], карточки с предложениями с ошибками и с деформированным предложением, серия сюжетных картин, текст с пропущенными буквами Ч и Щ по картине на каждого ребёнка.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    Логопед:

    Сядет тот, кто назовёт картинку на экране, которая от нас спряталась.

    На экране зашумлённые картинки, в названии которых есть звуки [ч’] — [щ’].

    1. Формулирование цели занятия.

    Логопед:

    Ребята, с каких звуков начинаются названия этих картинок?

    Дети

    : со звуков[ч’] — [щ’].

    Логопед:

    Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на занятии?

    Дети

    : учиться различать звуки [ч’] — [щ’].

    Логопед:

    Правильно, мы уже учились отличать эти звуки в слогах, словах и словосочетаниях? А сегодня мы будем работать с предложениями и текстом. Откройте ваши тетради, запишите число и тему занятия.

    Логопед пишет на доске: Чч-Щщ

    1. Минутка чистописания

    Мы начнём с минутки чистописания. Пропишите, пожалуйста, соединения и слоги, которые написаны у вас в тетрадях. Пишите не торопясь, аккуратно.

    1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ш» и «ж».

    Логопед

    : Давайте вместе произнесём звук [ч’], теперь [щ’].

    Дети

    : [ч’], [щ’].

    Логопед

    : Как расположены губы, когда вы произнесли эти звуки?

    Дети

    : при: [ч’] в виде трубочки, при [щ’] — бубликом, рупором, то есть немного растянуты в улыбке

    Логопед

    : А в как расположен язык?

    Дети

    : за зубами, кончик поднят вверх, края языка прижаты к верхним коренным зубам.

    Логопед

    : Значит расположение языка при произнесении этих звуков похоже?

    Дети

    : да.

    Логопед

    : А расположение губ отличается?

    Дети

    : да.

    1. Характеристика звуков [ч’], [щ’]

    Логопед

    : Хорошо, ещё давайте вспомним, звуки [ч’], [щ’] согласные или гласные?

    Дети:

    согласные.

    Логопед

    : Правильно. Твёрдые или мягкие?

    Дети:

    мягкие.

    Логопед

    : Молодцы! Глухие или звонкие?

    Дети:

    Глухие.

    Логопед вызывает одного ребёнка к доске. Ребёнок выставляет под звуками, написанными на доске символ мягких глухих согласных – зелёные наушники.

    1. Развитие навыков фонематического анализа

    Логопед

    : Замечательно, посмотрите на картинки на экране и назовите слова, в которых есть звук [ч’].

    Дети:

    ключ, часы, ручка, чашка, перчатки

    1. Исправить ошибки в предложении

    Логопед:

    Молодцы, а сейчас я предлагаю вам побыть учителями русского языка и проверить вот эти предложения (раздаёт карточки). Возьмите красную пасту и исправьте ошибки.

    1. Письма опускают в пощтовый ячик.
    2. В рещке много чук и лещей.
    3. Мама надела щёрный плач.
    4. Я пощистила овочи для борча.
    5. В роче щебещут птицы.
    6. Удощкой ловят лечей.

    Дети зачитывают получившиеся предложения.

    Логопед:

    Скажите, какое орфографическое правило связано со звуками [ч’], [щ’]?

    Дети

    : правописание чу-щу, ча-ща

    1. Работа с деформированным предложением.

    Логопед:

    очень хорошо. Теперь выходите к доске. Тяните бумажки. Посмотрите, что на них написано. Как вы думаете, какое будет задание?

    Дети:

    составить из слов предложение и вставить пропущенные буквы Ч, Щ

    Логопед:

    правильно, составьте и запишите своё предложение на доске.

    Каждому ребёнку даётся карточка со словами

    1. хи_ники, добы_у, и_ут, лесу, в.
    2. _инит, _асы, _асов_ик.
    3. Бабушка, варит, _авеля, из, _и.

    Логопед

    : Давайте проверим и подчеркнём орфограммы.

    Дети по очереди читают предложения, подчёркивают орфограммы.

    1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

    Логопед

    : Молодцы! Посмотрите на картинки на экране. Как считаете, они связаны между собой?

    Дети:

    да

    Логопед:

    мы попробуем составить с вами рассказ по этим картинам.

    Дети составляют рассказ.

    1. Дифференциация звуков [ч’], [щ’] в тексте.

    Логопед:

    Молодцы ребята. Я тоже составила рассказ по этим картинкам (раздаёт каждому). Прочитайте его и впишите в места пропусков букв букву Ч или Щ.

    Дети читают самостоятельно, вставляют буквы.

    Затем читают текст по очереди вслух.

    Митя и Чапа были дома одни. Мальчик играл на столе в машинки. Он не заметил любимую мамину чашку, задел её рукой. Чашка упала и разбилась. Вдруг в коридоре послышались шаги мамы. Она вошла в комнату и увидела на полу разбитую чашку. «Кто это сделал?» — спросила мама. Митя тихо ответил ей: «Это Чапа». «Точно Чапа?» — спросила мама. Митя молча кивнул головой. Мама взяла веник, подмела осколки с пола. А затем прогнала Чапу на улицу. Митя виновато посмотрел на собаку и вдруг заплакал: «Мамочка, это я разбил чашку, не прогоняй Чапу. Я случайно». Мама обняла сына и сказала: «Я очень рада, что ты признался. Честность – самое главное качество в людях».

    Беседа по тексту.

    1. Подведение итогов занятия:

    Логопед:

    Замечательно, ребята! Итак, какие звуки мы учились отличать сегодня на занятии?

    Дети

    : [ч’] — [щ’].

    Логопед:

    Правильно. Охарактеризуйте эти звуки.

    Дети

    : звуки [ч’], [щ’] согласные, мягкие, глухие.

    1. Рефлексия:

    Логопед

    : Правильно! Молодцы! Оцените свою работу на занятии, глядя на наш светофорчик. Вы очень старались сегодня! Большое спасибо. В награду за старание дарю вам раскраски. Занятие окончено.

    Письма опускают в пощтовый ячик.

    В рещке много чук и лещей.

    Мама надела щёрный плач.

    Я пощистила овочи для борча.

    В роче щебещут птицы.

    Удощкой ловят лечей.

    Письма опускают в пощтовый ячик.

    В рещке много чук и лещей.

    Мама надела щёрный плач.

    Я пощистила овочи для борча.

    В роче щебещут птицы.

    Удощкой ловят лечей.

    Письма опускают в пощтовый ячик.

    В рещке много чук и лещей.

    Мама надела щёрный плач.

    Я пощистила овочи для борча.

    В роче щебещут птицы.

    Удощкой ловят лечей.

    хи_ники, добы_у, и_ут, лесу, в.
    _инит, _асы, _асов_ик.
    Бабушка, варит, _авеля, из, _и.
    Митя и Чапа были дома одни. Маль_ик играл на столе в машинки. Он не заметил любимую мамину _ашку, задел её рукой. _ашка упала и разбилась. Вдруг в коридоре послышались шаги мамы. Она вошла в комнату и увидела на полу разбитую _ашку. «Кто это сделал?» — спросила мама. Митя тихо ответил ей: «Это _апа». «То_но _апа?» — спросила мама. Митя мол_а кивнул головой. Мама взяла веник, подмела осколки с пола. А затем прогнала _апу на улицу. Митя виновато посмотрел на собаку и вдруг заплакал: «Мамо_ка, это я разбил _ашку, не прогоняй _апу. Я слу_айно». Мама обняла сына и сказала: «Я о_ень рада, _то ты признался. _естность – самое главное ка_ество в людях».
    Митя и Чапа были дома одни. Маль_ик играл на столе в машинки. Он не заметил любимую мамину _ашку, задел её рукой. _ашка упала и разбилась. Вдруг в коридоре послышались шаги мамы. Она вошла в комнату и увидела на полу разбитую _ашку. «Кто это сделал?» — спросила мама. Митя тихо ответил ей: «Это _апа». «То_но _апа?» — спросила мама. Митя мол_а кивнул головой. Мама взяла веник, подмела осколки с пола. А затем прогнала _апу на улицу. Митя виновато посмотрел на собаку и вдруг заплакал: «Мамо_ка, это я разбил _ашку, не прогоняй _апу. Я слу_айно». Мама обняла сына и сказала: «Я о_ень рада, _то ты признался. _естность – самое главное ка_ество в людях».
    Митя и Чапа были дома одни. Маль_ик играл на столе в машинки. Он не заметил любимую мамину _ашку, задел её рукой. _ашка упала и разбилась. Вдруг в коридоре послышались шаги мамы. Она вошла в комнату и увидела на полу разбитую _ашку. «Кто это сделал?» — спросила мама. Митя тихо ответил ей: «Это _апа». «То_но _апа?» — спросила мама. Митя мол_а кивнул головой. Мама взяла веник, подмела осколки с пола. А затем прогнала _апу на улицу. Митя виновато посмотрел на собаку и вдруг заплакал: «Мамо_ка, это я разбил _ашку, не прогоняй _апу. Я слу_айно». Мама обняла сына и сказала: «Я о_ень рада, _то ты признался. _естность – самое главное ка_ество в людях».

    Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата

    Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:

    • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
    • на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
    • потом всё тело язычка резко опускается вниз.

    Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки [Ж], [Ш] и [Щ].

    Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .

    Характеристика звука [Ч]:

    Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

    Занятие 12

    З. Повтори ряды слогов с изменением ритмического рисунка: прямо и обратно; с изменением ударения.

    Ща-Ща — ща-ща-ща идо-що — ЩО-ЩО-ЩО
    щу-щу — щу-щу-щу щи-щи — ЩИ-ЩИ-ЩИ
    ща-ща-ща’ ще-ще-ще щу-щу-щу;
    ща-щ5-Ща ще-щё-ще щу-щј-щу
    Щ5-ща-ща

    4. Повтори слоги и слова.

    щё-ще-ще щу;-щу-щу
    ида-Ща-Ща — щавель* щё-щё-щё — щётка
    ЩИ-ЩИ-ЩИ — щит ще-ще-ще — щепка
    ЩИ-ЩИ-ЩИ — щипцы щу-щу-щу — щука
    Щё-Щё-Щё — щёки щу-щу-щу — ЩУГЕЛЬЦЫ*
    1. Запомни и повтори ряды слогов и слов. (Взрослый 4 раза меняет порядок слов.) ща-ЩО-ЩУ-ЩИ щу-щи-ща-що ЩО-ЩУ-ЩИ-Ща ЩИ-Ща-ЩО-ЩУ

    щёки — щука — щепка — щавель*

    1. Закончи слова. Подбери подходящий конец, а ненужные слоги вычеркни.
    2. Игра «10, 1, 2, 8». Составь словосочетания со словами щенок, щука по образцу. Образец: Десять щенкоВ, один щенок, два щенка, Восемь щенкоВ.
    3. Составь предложения со словосочетанием и словами я, ты, он, она, мы, Вы, они Представь, что действие происходит сегодня. Образец: Тащить щуку за хВост. — Я тащу щуку за хост. Ты тащишь… Он тащит… Пусть взрослый запишет то, что у тебя полуЧИЛОСЬ.

    Занятие З

    1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная разминка

    2. Произнеси звук Ч-Ч-Ч.

    3. Запомни и повтори ряды слогов и слов. (Взрослый 4 раза меняет порядок слов.)

    акч-окч-укч-икч

    укч-икч-акч-окч

    окч-укч-икч-акч

    икч-акч-окч-укч

    девочка — бабочка — г уговичка — тапочка

    4. Рассмотри и назови картинки. Отметь на схемах место звука Ч в каждом слове.

    1. Игра «Отгадай слово». Закончи слова в каждом столбике и назови их полностью.
    пе — о — зада — па —
    по — зна — кво — да —
    ту — каба — вну — шту —
    до — узде — то — тапо —
    1. Прочитай слова.
    1. Выполни упражнение с разрезной азбукой (кубиками). Переставь буквы так, чтобы получилось слово:
    еЧМ ямч чиб
    ачут адач юлчк*
    ча-ча — ча-ча-ча ча-ча-ча — ча-ча
    чо-чо — чо-чо-чо чо-чо-чо — чо-чо
    чу-чу — чу-чу-чу чу-чу-чу — чу—чу
    1. Найди двух абсолютно одинаковых бабочек и раскрась их одинаково.

    Постановка звука [ч]

    Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:

    1. С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов — альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
    2. С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
    3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит артикуляционной гимнастикой и позволит автоматизировать движение языка.

    Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.

    Артикуляционная гимнастика

    Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган — это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

    • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов — местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.

    • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

    • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача — укрепить мышцу.

    Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]