Ошибки устной речи дошкольников 5-7 лет и пути их преодоления

Вначале это обычно не беспокоит родителей — их даже умиляет беспомощный детский лепет, и они сами повторяют смешные детские словечки. Время идет, речь постепенно исправляется. Но всегда ли? К сожалению, нет. Иногда ребенок привыкает неправильно произносить звуки, и то, что вначале казалось милым и забавным, становится неприятным для постороннего слуха и, главное, вредным для самого ребенка.

Недостатки речи могут задерживать умственное развитие: ведь речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление. Если ребенок до поступления в школу не научится правильно говорить, он будет делать ошибки в письме и чтении. Ему не придется прочесть стихи на детском утреннике, участвовать вместе с другими ребятами в спектакле. Скольких радостей лишится такой ребенок и сколько слез ему предстоит пролить!

Итак, вы серьезно озаботились мыслью устранить у своего ребенка дефекты произношения. С чего начать? Прежде всего надо выяснить, какие именно ошибки он делает. Наиболее часто дети неправильно произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорные (Р, Л), свистящие (С, 3, Ц).

Заготовьте серию картинок, по которым будете проверять чистоту произношения звуков. Показывайте их, предлагая называть изображенные на них предметы. Важно, чтобы ребенок называл их именно сам, а не повторял слово вслед за вами — в последнем случае оценка его речи будет менее точной.

Каждый звук проверяется в разных сочетаниях, поэтому ему должно соответствовать не менее двух картинок. Например, для звука Ш — шапка, карандаш, для Р — карандаш, пожарник, сахар, для Й — зайка, язык, яйцо, елка, ящик.

Какие варианты неправильного звука надо уловить?

Их может быть четыре:

Ребенок совсем не произносит какой-либо звук. Он говорит Апка вместо шапка или кААндаш вместо карандаш.

Заменяет один звук другим. Тогда он произносит Сапка вместо шапка или каЛандаш вместо карандаш.

Искажает звук. В этом случае он заменяет нужный звук другим, не существующим в русском языке. Например, произносит звук С с высунутым между зубами кончиком языка или Р произносит гортанно и т. д.

Пользуется звуком неустойчиво. В одних словах ребенок произносит его правильно, а в других — нет (огуреЦ, но Сыплята, яйСо) или изолированно может произнести звук, а в словах и в самостоятельной речи им не пользуется.

Ваша задача — возможно тщательнее проследить, отчего звук получается у ребенка неправильным, в чем механизм его нарушения. Опыт показывает, что чаще всего причина — в нарушении движений органов речи (языка, губ) и слухового восприятия. Вот почему необходимо обязательно выяснить, достаточно ли подвижны язык и губы у ребенка. Для этого проделайте с ним следующие упражнения:

1. Открыть рот. Не закрывая его, высунуть кончик языка и спрятать. Повторить несколько раз.

2. То же, но теперь кончик языка попеременно перемещать из одного угла рта в другой (игра «Маятник»).

3. То же, но кончик языка совершает круговое движение по нижней, верхней, снова нижней губе и в обратную сторону (не касаясь противоположной губы).

Если ребенок затрудняется делать самостоятельно эти упражнения, необходимо помочь ему, взяв за кончик языка чистым бинтом и передвигая его в нужном направлении. Впоследствии ребенок сам будет помогать себе, пока необходимость в этой помощи не исчезнет.

4. Научите ребенка делать язык «лопаткой» (широкий язык, ненапряженный). Слегка пошлепайте черенком чайной ложки по середине языка, если он будет напряженным.

5. Затем научите ребенка сильно высовывать напряженный остроконечный язык («иголочка»). Нужно, чтобы ребенок мог сделать язык то «лопаткой», то — «иголочкой».

6. Из положения языка «лопаткой» легко сделать язык «трубочкой», если в этот момент слегка сжать пальцами с двух сторон щеки ребенка и попросить его вдохнуть ртом.

7. Из этого же положения языка «лопаткой» можно сделать язык «чашечкой», если слегка загнуть кончик его вверх.

8. Для губ можно рекомендовать упражнения в беззвучном произношении звуков И-У-И-У. Или: показать широко зубки и спрятать их.

Упражнения для языка и губ следует проделывать многократно, лучше перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свои движения. Цель их в том, чтобы активизировать мышцы речевых органов, научить ребенка управлять ими, удерживать в заданном положении. Без этого он не сможет преодолеть неправильное произношение звуков.

Еще более важно для формирования хорошей, чистой речи слуховое внимание ребенка, его восприятие звуков речи окружающих людей и слуховой контроль за собственной речью. Чтобы оценить, какое значение имеет для ребенка речь окружающих, вспомним известный в истории изуверский эксперимент падишаха Акбара. Задумав проверить придворных мудрецов, утверждавших, что каждый ребенок рано или поздно заговорит на языке своих предков, даже если его никто этому не учил, Акбар на семь лет изолировал от мира нескольких малолетних детей разных национальностей. Прислуживал детям немой. Они никогда не слышали человеческого голоса. Когда же падишах в присутствии своих мудрецов наконец освободил маленьких узников, его встретил вой, нечленораздельные вопли. Так были посрамлены мудрейшие из мудрых…

Доказано, что речь ребенка формируется на основе восприятия им речи окружающих людей, которую он первоначально учится осознавать, различать и которой затем подражает. Вот почему для преодоления недостатков произношения необходимо, чтобы ребенок умел узнавать и выделять звуки речи.

Если ребёнок говорит неправильно!учебно-методический материал по теме

Упражнения для развития речи

Развитие слуха

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

Упражнение №1. «Назови слова» (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» (И, О, С, Л и т.д.).

Задание №3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

Упражнение №2. «Хлоп-хлоп» (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши».

Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г — хлопни 2 раза».

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Упражнение №3. «Играем со словом» (обучение звуковому облику слова).

Задание №1. «Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол» и т.д.».

Задание №2. «Назови, какой звук первый / последний в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.».

Задание №3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д.».

Задание №4. «Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.».

Упражнение №4. «Путаница».

«Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит? Кит. В океане кто плывет? Кот. В огороде что растет? Рак. Под водою кто живет? Мак. Перепутались слова! Я командую «раз-два» И приказываю вам Всех расставить по местам».

Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?»

Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное — подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

Упражнение №5. «Придумай новое слово».

Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом — дым». Слова для изменения: сон, сок, пил, мел. Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет. Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Упражнение №6. «Кружок».

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

Задание: «Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово «мак». Сколько кружков надо нарисовать? Три».

Образец: МАК — 000

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове «конь» букв 4, а звука три — [к — о — н’]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.

Упражнение №7. «Длиннее-короче».

Задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово — это не вещь. Вот, например, слово «нос». Его можно сказать, а можно написать — но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать».

Слова для сравнения: стол — столик, карандаш — карандашик, усики — усы, пес — собака, хвост — хвостик, змея — змейка, червяк — червячок.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

Упражнение №8. «Игра в слова».

Задание №1. «Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты» (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

Задание №2.

«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать. Метель — метет, а гром — …, ветер — …, а снег — …, дождь — …, а солнце — …».

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: «А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?» Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

Упражнение №9. «Признак».

Задание №1.

«Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?»

железо — бумага — дерево — снег — пух — стекло —

Задание №2.

«Назови другой предмет, такой же белый, как и снег». (Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

Задание №3.

«Сравни: по вкусу — лимон и мед, лук и яблоко; по цвету — гвоздику и ромашку, грушу и сливу; по прочности — веревку и нитку, камень и глину; по ширине — дорогу и тропинку, речку и ручей; по высоте — куст и дерево, гору и холм».

Упражнение №10. «Угадайка».

Задание: «Отгадай загадку:

Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит — Сядет и укусит. (Комар)

Круглый, полосатый, С огорода взятый. Сахарный и алый стал — Кушайте, пожалуйста. (Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это».

Упражнение №11. «Слова-приятели» (упражнение на синонимы).

Задание №1.

«Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?» (Грустный) «Ценный — это какой? Жесткий — это какой?»

Задание №2.

«Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?»

Задание №3.

«Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?»

Грустный, печальный, унылый, глубокий Храбрый, звонкий, смелый, отважный Слабый, ломкий, долгий, хрупкий Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №12. «Слова-неприятели» (упражнение на антонимы).

Задание: «Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый; тупой, мокрый, старший, светлый; просторный, враг, верх, проиграть; поднять, день, утро, весна; зима, завтра, рано, близко; низко, редко, медленно, радостно; темно, сел, взял, нашел; забыл, уронил, насорил, выпрямил.

Упражнение №13. «Один и много» (изменение слов по числам).

Задание №1.

«Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а ты должен сказать «карандаши».

книга, ручка, лампа; город, стул, ухо; ребенок, человек, стекло; имя, весна, друг.

Задание №2.

«А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты — один».

когти, облака, воины, листья; цветы, пилы, молодцы, стебли.

Упражнение №14. «Уменьшение».

Задание: «Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч — это мячик, а маленький стол — …».

трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Упражнение №15. «Закончи слово».

Задание: «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По…» (Подушка) Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение №16. «Объясни слово».

Задание: «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?»

нож, шляпа, мяч, письмо; зонтик, подушка, гвоздь, осел; мех, алмаз, соединить, лопата; меч, неприятность, храбрый, герой; стихотворение, азартная игра.

Цель этого упражнения — научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки. Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Упражнение №17. «Кто? Что?» (составление предложений по разным моделям).

Задание: «Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко»‘.

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Упражнение №18. «Закончи предложение».

Задание: «Попробуй угадать конец фразы».

Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… . В саду растут цве… . У нас есть петух и … . Зимой бывает хо… .

Упражнение №19. «Добавь слова» (распространение предложений).

Задание: «Сейчас я скажу предложение. Например, «мама шьет платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?»

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №20. «Составь фразу» (образование предложений из слов).

Задание №1.

«Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро».

Задание №2.

«Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»

1. Дымок, идет, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мед. 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение №21. «Пропавшие слова».

Задание: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие «.

1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .

3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .

Упражнение №22. «Найди ошибку».

Задание №1.

«Послушай предложения и скажи, все ли в них верно».

Зимой в саду расцвели яблони. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Весной луга затопили реку. Снег засыпало пышным лесом.

Задание №2.

«Как нужно исправить предложение?»

Упражнение №23. «Объясни».

Задание: «Послушай фразу:

Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

Объясни, почему кошка недовольна.

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу. Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.

Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.

Кто что рисовал? Объясни».

Упражнение №24. «Что имеется в виду?» (тренировка на понимание переносного смысла).

«Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

железный топор — железный человек золотая стрела — золотые руки ядовитый укус — ядовитый взгляд острый нож — острое слово низкий стол — низкий поступок черствый хлеб — черствый человек».

Упражнение №25. «Правильно или нет?».

Задание: «Как ты думаешь, можно ли так сказать?»

Мама ставит вазу с цветами в стол. Когда хотят что-то купить, теряют деньги. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка. В полу лежит красивый ковер.

Спросите ребенка: «Почему предложения неточные?»

Упражнение №26. «Где начало рассказа?»

Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок

Задание: «Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она».

Упражнение №27. «Рассказ по картинке».

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

— О чем эта картинка? — Кто главный герой? — Что происходит? — Какие герои нарисованы на картинке? — Какой у них характер? — Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.

Упражнение №28. «Подбери рифму».

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол — гол.

Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:

каша, вой, подушка, сок; снег, кошка, кружок, миска; речка, тучка, бочка.

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

Упражнение №29. «Составь предложение».

Задание: «Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: «В лесу идет дождь. Гремит гром». Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика «и», тогда из двух получится одно. «В лесу идет дождь, и гремит гром». Теперь попробуй сам».

Ярко светит солнце. Поют птицы.

Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу.

Дети вышли гулять и …

По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами «а», «но», «хотя», «зато», «если, … то».

Играем в игры…

Для обследования и развития у ребенка слухового внимания и контроля можно рекомендовать несколько упражнений и игр.

1) Узнай предмет по звуку. Возьмите 3–5 звучащих игрушек (погремушку, флейту, барабан, гармошку). Познакомьте ребенка со звучанием каждой из них. После этого предложите ему отвернуться и отгадать, на какой из них вы только что поиграли.

2) Теперь предложите ребенку отгадать, по какому предмету вы постучали палочкой (стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка).

3) Кто это? Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребенок должен отгадать, кому он подражал.

4) Внимательный ли ты? Ребенок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, сначала хорошо слышимый в речи (Р, У) или тот, который он правильно произносит. Затем вы произносите ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например, Рыба, Рак, голова, стол, коРыто. Ребенок должен поднять руку, когда услышит слово со звуком Р.

5) Разновидностью предыдущей игры будет определение места данного звука в слове (в начале, середине, конце).

6) Более сложная форма — игра с картинками. Среди них ребенку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, название которого содержит заданный звук.

7) Когда ребенок достаточно свободно научится выделять в словах звуки, которые он произносит правильно, поручите ему узнавать один из искажаемых им звуков. Проделайте упражнение 4), 5), 6). Если он с заданием справится, произнесите этот звук. Попросите повторить его за вами.

Если ребенок затрудняется выполнить упражнения, не торопите его, не расстраивайтесь и потренируйтесь на предыдущем материале, который можно варьировать: менять игрушки, картинки, брать новые слова.

8) Еще более сложной формой звукового анализа является сопоставление двух звуков, близких по звучанию или по артикуляции (положению органов речи): С-3, П-Б, Ш-Ж, Ч-ТЬ, Ц-С и др. Здесь также приемлемы упражнения 4), 5), 6); только в этом случае ребенок одно временно выделяет два звука из общей массы и различает их между собой.

9) Разновидностью предыдущего упражнения является вычленение и различение правильного звука от того, которым он заменяется (например, Р-Л, С-Ш, Ц-С).

10) Сам назови слова. Это одна из завершающих форм работы. По заданию взрослого ребенок самостоятельно называет слова с определенным звуком. Здесь можно варьировать: звук может быть в начале слова, в середине и в конце.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]