Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация парных звонких и глухих согласных»


Дидактическое упражнение для детей 6-7 лет: Звонкий — глухой

Дидактическое упражнение для детей дошкольников: «Звонкий — глухой»
Автор: Лянгузова Ольга Жановна Краткое описание ресурса: игра на дифференциацию звуков по глухости — звонкости Цель и задачи ресурса: развитие фонематических процессов, закрепление практических навыков, развитие внимания, памяти, воображения. Актуальность и значимость ресурса: игра может быть использована логопедами, воспитателями, дефектологами, родителями в коррекционной работе с детьми для дифференциации звуков в словах, предложениях. Практическое применение: подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия. Оборудование: карты с 6 картинками (3 картинки на звонкий звук, а 3 на глухой), набор картинок к каждой карте, рабочие поля с различным чередованием символов (звонкий – колокольчик; глухой звук – колокольчик перечеркнут), а также разрезные символы. Методика работы: Предложены рабочие карты для дифференциации звуков Б//П, В//Ф, Г//К, Д//Т, Ж//Ш, З//С. П//Б Т//Д С//З К//Г Ш//Ж Данные карточки удобны, как для проведения игры в подгруппе (для этого необходимо распечатать нужное количество карт), так и для индивидуальной работы. Предварительная работа: различение изолированных звуков, в слогах. В случае работы с детьми с ОВЗ, можно предложить зрительную опору, где под звуком будет указан тот колокольчик, который ему соответствует. 1 вариант Взрослый предлагает ребенку заполнить карточку с картинками символами глухого и звонкого звука, в зависимости от того какой звук слышится в слове. После выполнения упражнения можно предложить сверить с образцом. В случае ошибки ребенок исправляет ее и объясняет, почему его выбор был не верен. Хорошими приемами для развития памяти служат задания, типа: 1. «Вспомни и назови слова только со звуком…». Поскольку карточка будет закрыта полностью, то ребенку ориентируясь только на символ звука, придется восстановить в памяти нужные слова. 2. «Вспомни и назови только животное, только профессию и т.д.» 2 вариант Ребенок должен расположит картинки на звуковом коврике в той же последовательности, что и на коврике. 3 вариант Задание на воображение. Ребенку предлагается стопка разрезных картинок, с дифференцируемым звуком, рубашками вверх. Он вытягивает 2 любые карточки и придумывает с ними предложение. Предложение может быть как обычным, так абсолютной нелепицей («Жираф сел на шкаф»), что несомненно вызовет улыбки на лицах ваших ребятишек. Разрезные картинки так же могут быть использованы в любых других дидактических упражнениях, как для автоматизации определенных звуков, так и для их дифференциации («Чего не стало?», «Кто с кем поменялся местами»? «Раздели на слоги», «Назови только гласные (согласные твердые, согласные мягкие) звуки в слове», «Карусель» и др.) Желаю удачи!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы по обучению грамоте детей подготовительной группы Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе

Похожие статьи:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду

Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека

Дифференциация звонких и глухих парных согласных в картинках

Автор-составитель:

учитель-логопед

Головченко Антонина Витальевна

Практикующие логопеды не понаслышке знают, каким устойчивым бывает дефект оглушения (озвончения) согласных звуков.

Более всего дефекты звонкости и глухости проявляются при произнесении парных звуков у дошкольников. Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в], после него переходят к звукам [з] и [ж]. Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].

Общие приёмы для постановки звонких звуков:

Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]: шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з].

Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].

Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую — на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных в речи у детей дошкольного возраста — очень долгий и трудный процесс. Для того, чтобы разнообразить работу по различению этих звуков, можно использовать различные игры и задания в картинках. Интересные картинки — задания помогут детям не только услышать, но и увидеть визуально разницу при правильном или ошибочном произношении парных слов.

Рекомендации по работе с парными картинками:

Если ребёнок озвончает согласные, попросите его сказать нужное слово шёпотом. Если оглушает, произносить слово, контролируя вибрацию гортани. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.

Можно предложить ребенку такие задания:

  1. Показать картинку, которую называет логопед, например: «Где коза? А где коса?».
  2. Показать и назвать картинки в том же порядке, в каком их называет взрослый, например: «Бочки, почки, бочки».
  3. Назвать картинку, которую показывает логопед.
  4. Исправить взрослого, который называет картинку то правильно, то ошибочно. Например: «Это зуб? Да. Это суп? Нет! Это зуб».

Картинки для игры в полноценном масштабе можно скачать по ссылке

Картинки для игры по дифференциации звонких и глухих парных согласных

Поделиться в соц. сетях

В Мой Мир

0

Tweet

Нравится

Советую прочитать дополнительно по этой теме

  • Дифференциация звуков [С] — [З] на лексическом материале «Зима»
  • «Различаем звуки [С] — [Ш]»
  • Дифференциация звуков [Л] — [Р] в словах
  • Конспект занятия в старшей логопедической группе «Незнайка в городе Мастеров»
  • Конспект занятия по автоматизации звука [С] с использованием логопедического пособия «Заозерье»
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]