ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УСТНОЙ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ


Тахилалия (ускоренный темп речи)

Тахилалия – нарушение темпа речи, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии:

– значительно ускорен темп речи и общей моторики;

– отмечаются повторения, запинки, «проглатывания»,

– наличествуют искажения слогов и слов,

– замечены нарушения письма и чтения.

Ребенок с тахилалией должен обязательно быть обследован нейропсихологом, логопедом и психологом.

Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное медицинское и нейрологопедическое воздействие.

Тахилалия (тахифразия) – скорый, неряшливый речевой поток, затрудняющий восприятие и понимание речи окружающими.

Наряду с брадилалией (замедленной речью), тахилалия рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи.

В отличие от заикания, при тахилалии речевые судороги отсутствуют, и если вовремя не начать коррекцию, не исключается переход несудорожных речевых запинок в судорожные.

Структуру дефекта при тахилалии составляет патологически быстрый темп устной речи, нарушения письменной речи, моторное беспокойство, ускорение протекания всех психических процессов.

Тахилалии неоднородна; внутри нее выделяют:

  • полтерн с моторными нарушениями (быстрый темп речи с неправильным артикулированием звуков)
  • полтерн с сенсорными нарушениями (быстрый темп речи с нарушением слухового внимания)
  • полтерн с трудностями подбора слов
  • полтерн с трудностями формулировки речи

Именно поэтому коррекционная работа должна быть направлена не только на устранение внешних проявлений (убыстрение темпа речи, запинки), но и на устранение причин нарушения, имеющие нейропсихологические корни.

К тахилалии более склонны неуравновешенные, легко возбудимые, гиперактивные дети, с СДВГ. Возникнув в детском возрасте, тахилалия без специальной коррекции усиливается в подростковом периоде и нередко сопутствует человеку во взрослой жизни.

В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением в головном мозге, что, в свою очередь, приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи.

Преобладание подкоркового ядра паллидума (серое вещество в подкорковой области головного мозга) обусловливает повышенную двигательную активность. Однако при этом движения в общей и артикуляционной моторике становятся недостаточно координированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа, плавности речи. Ребенок остается быть очень активным при том, что очень переутомлен и нейродинамика снижена.

Вместе с экспрессивной устной речью, при тахилалии нарушается внутренняя и письменная речь. Возникающие в сознании слова быстро сменяют друг друга, еще до того, как человек успевает их произнести. При чтении и письме звуки, буквы и слоги переставляются местами, заменяются близкими по акустическим или графическим признакам.

Неречевые нейропсихологические проявления тахилалии характеризуются нарушениями общей моторики, эмоционально-волевой сферы, нейродинамики, поведения, вегетативной нервной системы. Под стать речи, все движения пациента с тахилалией быстры и стремительны; моторное беспокойство отмечается не только во время бодрствования, но и во сне. Познавательная сфера отличается неустойчивостью, быстрой переключаемостью внимания, недостаточным объемом моторной, слуховой и зрительной памяти.

Медицинское и нейропсихологическое обследование пациентов с тахилалией проводится неврологом и нейропсихологом. При этом выясняется сопутствующая неврологическая симптоматика, состояние интеллекта, психические отклонения. В этом помогают данные анамнеза, жалобы, наблюдение, инструментальные исследования ( Эхо-ЭГ, МРТ головного мозга).

Нейропсихологом проводится обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Нейропсихологическое и логопедическое обследование позволяет дифференцировать тахилалию от заикания и дизартрии.

Нужно помнить, что тахилалия – это совсем не логопедическая проблема (а лишь имеет логопедические симптомы), поэтому коррекция в первую очередь должна быть направлена на коррекцию сопутствующей неврологической симптоматики.

В НейроЛогопедическом программа курса по коррекции тахилалии может включать в себя:

  • нейропсихологическую коррекцию,
  • нейродинамическую коррекцию,
  • нейроакустическую стимуляцию по Методу Томатис;
  • нейроакустическую коррекцию с интегрированной программой ритмотерапии;
  • Нейропсихологическую коррекцию с расширенной программой мозжечковой стимуляции;
  • Нейропсихологическую коррекцию с интегрированной программой сенсорной стимуляции (в сенсорной комнате);
  • Нейропсихологическую коррекцию с БОС видеобиоуправлением «Тимокко»;
  • Нейропсихологическую коррекцию с программой Интерактивный метроном (IM) ссылка;
  • Нейродинамическая коррекция с интегрированной программой кинезиотерапии и брэйнфитнес ссылка

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям с тахилалией, а значит не имеющий никаких побочных действий. При грамотном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!

Техники коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста

Сутурина Э.В., Черепенникова М.В. Техники коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста// Совушка. 2021. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 18.10.2021).

Заказ № 53263

Часто речь детей дошкольного возраста невнятна, прерывиста и поспешна. Малышам нередко с трудом дается монологическая речь: стараясь быстрее рассказать, ребенок не проговаривает слова, теребит одежду, говорит, как бы захлебываясь, иногда заикаясь, отмечается нарушение логического ударения. Иными словами, несформирована плавность речи, её темпо-ритмичность.

Эти проблемы успешно решаются упражнениями, направленными на развитие чувства ритма: логоритмика и логопластика.

Система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала, называют логоритмикой. Логопластика объединяет в себе два понятия: создание словесного образа и пластического движения, без ритмизированных действий, сопряжённых с рифмовкой.

Спектр этих упражнений весьма широк: от коррекции речевых нарушений, развития речевого дыхания, до координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата, развития моторной координации, произвольности поведения.

Эти техники успешно используют не только учителя-логопеды, но и воспитатели дошкольных учреждений различных возрастных групп на занятиях по развитию речи, физической культуры, музыки, изобразительной деятельности.

Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

В ритмике используются:

Физические упражнения Несложные элементы танца Сюжетно-образные движения
— Основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки),

— Общеразвивающие (без предметов и с предметами)

— Строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения)

— Зафиксированные (имеют авторскую композицию движений);

— Свободные (движения, придуманные детьми);

— Характерные (танец зайчат);

— Сюжетные (рассказ, где в движении передается содержание);

— Парные (строятся на основе движений, ходьбы и бега);

— Танцы с пением (координируют пение с движением).

Имитация характерных повадок животных и птиц, и т.д.

Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Ритм речи определяется как регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функцию [1, с.6].

В своей работе педагоги дошкольных учреждений используют следующий ряд приёмов, направленных на формирование чувства ритма и темпа речи детей:

1. Музицирование со звучащими жестами;

2. Игры со звуками;

3. Речевое музицирование или речевые ритмичные упражнения;

  1. Импровизированное движение;

5. Игроритмика и игрогимнастика с элементами креативного тренинга.

1. Музицирование со звучащими жестами — это ритмичная игра звуками своего тела, или на его поверхностях:

— хлопки (звонкие — всей ладонью, тихие — согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.)

— шлепки (по коленям, по бёдрам, по бокам, по груди);

— притопы (всей стопой, пяткой, носком);

— щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам)

Например, Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»

Здравствуйте, ладошки!

Хлоп, хлоп, хлоп!

Хлопают в ладоши
Здравствуйте, ножки

Топ, топ, топ!

Топают ногами
Здравствуйте, щечки

Плюх, плюх, плюх!

Указательными пальчиками похлопывают по щекам
Пухленькие щечки Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки

Чмок, чмок, чмок!

Имитируют поцелуйчики
Здравствуйте, зубки

Чок, чок, чок!

Стучат зубками
Здравствуй наш носик

Пип, пип, пип!

Нажимают на носик
Здравствуйте малышки

Всем привет!

Машут рукой

2. Игры со звуками направлены на развитие фонематического слуха и восприятия. Эти игры используются как на развитие неречевого слуха (узнавание на слух звуки природы, запоминание ритма, тона) и речевого слуха (различение и правильное называние фонем).

3. Речевое музицирование или речевые ритмичные упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха.

Метод и техника многократного повторения ритмической фигуры мелодической фразы или гармонического оборота называется остинато.

Ритм, заключённый в словах, фразах, можно передавать не только звучащими жестами, но и с помощью шумовых инструментов (наполненные крупой, песком киндер-сюрпризы, кирпичики, колокольчики, карандаши и т.д.).

Упражнение с ри [2]

(выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)

Рыбка, рыбка, 2 раза стучим перед собой палочками
Вот Передаем соседу справа
Червяк Берем другую палочку, переданную соседом слева
Откуси, хоть 2 раза стучим перед собой палочками
Чуточ-ку Передаем соседу справа

Берем другую палочку, переданную соседом слева

Не проси 2 раза стучим перед собой палочками
Меня Передаем соседу справа
Рыбак Берем другую палочку, переданную соседом слева
Попадусь 2 раза стучим перед собой палочками
На удочку Передаем соседу справа

Берем другую палочку, переданную соседом слева

Повторить все движения в левую сторону.

Затем повторить в 2 раза быстрее

Не хочет рыбка ловиться, отправляемся дальше

Речь и движение тесно связаны между собой. Дети неосознанно, декламируя стихи раскачиваются в такт, или крутят деталь одежды, тем самым, помогая себе четко произнести ритмичный тест. Педагог, зная о том, что упражнения, в которых ритмично произносимые слова, сопровождающиеся жестами, способствуют установлению речедвигательной координации, развитию полиритмического слуха и метроритмического чувства. Комплексное использование ритмической речи и движения воспринимается детьми легко. Они с удовольствием повторяют эти упражнения.

  1. Импровизированное движение – это творческое, игровое и самостоятельное проявление своего восприятия музыки. Важно, чтобы эта музыка была не знакома детям, и движения созданы детьми самостоятельно в момент прослушивания, отображая характер произведения, на темп, ритмическую основу, эмоциональную окраску.

5. Игроритмика и игрогимнастика с элементами креативного тренинга направлены на развитие зрительного и слухового внимания, ориентировку в пространстве, координацию, точность и выразительность макродвижений.

Речедвигательная игра «Лужица»

На полу круг из веревки. Дети стоят с внешней стороны круга и выполняют действия с педагогом в соответствии с русской народной песней «Ай-гу-гу-гу»

Ай-гу-гу-гу, Ай-гу-гу-гу

Ходят ноги по двору

Ходят по кругу, размахивая руками, изображая голубей
Во дворе-то лужица –

Голова закружиться!

Прыгал, прыгал и скакал.

Прыгают на двух ногах с внешней стороны лужи друг за другом
Прямо в лужицу попал! Впрыгивают в круг
Прыг-скок, поворот Прыгают 2 раза, поворот
И из лужицы – оп! На слово «Оп» — выпрыгивают из круга

Ритмические упражнения развивают у детей ловкость, координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точности движений, ориентацию в пространстве, поэтому педагоги используют их в процессе физического воспитания дошкольников.

Ритмический ряд также реализуется в изобразительной деятельности в процессе обучения рисованию и аппликации. Это повторение, основанное на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Так, например, в рисовании необходимо развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки. А в старшем возрасте – изображение простых и сложных орнаментов.

На занятиях изобразительной деятельности, формируя чувство ритма у дошкольников, педагог использует наглядные и словесные методы и приемы. Наглядность способствует развитию зрительно-чувственной основы изобразительной деятельности, а слово помогает правильно передать воспринятое изображение. В соответствии с темой занятия подбирают стихотворение, передающее ритм изображаемого явления. Например, при рисовании дождика можно использовать такое стихотворение:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей.

На цветок, на листок,

Кап, кап, кап!

Длинные штрихи — линии
На дорожку на лужок,

Кап, кап, кап!

Короткие, отрывистые
Тучка в небе синяя –

Капай, дождик сильный!

Кап, кап, кап …

Длинные штрихи — линии

Список использованных источников:

1. https://pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-6.shtml#book_page_top

2. https://kladraz.ru/blogs/olga-andrevna-ilicheva/razvitie-chuvstva-ritma.html

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]