Тахилалия (ускоренный темп речи)
Тахилалия – нарушение темпа речи, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии:
– значительно ускорен темп речи и общей моторики;
– отмечаются повторения, запинки, «проглатывания»,
– наличествуют искажения слогов и слов,
– замечены нарушения письма и чтения.
Ребенок с тахилалией должен обязательно быть обследован нейропсихологом, логопедом и психологом.
Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное медицинское и нейрологопедическое воздействие.
Тахилалия (тахифразия) – скорый, неряшливый речевой поток, затрудняющий восприятие и понимание речи окружающими.
Наряду с брадилалией (замедленной речью), тахилалия рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи.
В отличие от заикания, при тахилалии речевые судороги отсутствуют, и если вовремя не начать коррекцию, не исключается переход несудорожных речевых запинок в судорожные.
Структуру дефекта при тахилалии составляет патологически быстрый темп устной речи, нарушения письменной речи, моторное беспокойство, ускорение протекания всех психических процессов.
Тахилалии неоднородна; внутри нее выделяют:
- полтерн с моторными нарушениями (быстрый темп речи с неправильным артикулированием звуков)
- полтерн с сенсорными нарушениями (быстрый темп речи с нарушением слухового внимания)
- полтерн с трудностями подбора слов
- полтерн с трудностями формулировки речи
Именно поэтому коррекционная работа должна быть направлена не только на устранение внешних проявлений (убыстрение темпа речи, запинки), но и на устранение причин нарушения, имеющие нейропсихологические корни.
К тахилалии более склонны неуравновешенные, легко возбудимые, гиперактивные дети, с СДВГ. Возникнув в детском возрасте, тахилалия без специальной коррекции усиливается в подростковом периоде и нередко сопутствует человеку во взрослой жизни.
В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением в головном мозге, что, в свою очередь, приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи.
Преобладание подкоркового ядра паллидума (серое вещество в подкорковой области головного мозга) обусловливает повышенную двигательную активность. Однако при этом движения в общей и артикуляционной моторике становятся недостаточно координированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа, плавности речи. Ребенок остается быть очень активным при том, что очень переутомлен и нейродинамика снижена.
Вместе с экспрессивной устной речью, при тахилалии нарушается внутренняя и письменная речь. Возникающие в сознании слова быстро сменяют друг друга, еще до того, как человек успевает их произнести. При чтении и письме звуки, буквы и слоги переставляются местами, заменяются близкими по акустическим или графическим признакам.
Неречевые нейропсихологические проявления тахилалии характеризуются нарушениями общей моторики, эмоционально-волевой сферы, нейродинамики, поведения, вегетативной нервной системы. Под стать речи, все движения пациента с тахилалией быстры и стремительны; моторное беспокойство отмечается не только во время бодрствования, но и во сне. Познавательная сфера отличается неустойчивостью, быстрой переключаемостью внимания, недостаточным объемом моторной, слуховой и зрительной памяти.
Медицинское и нейропсихологическое обследование пациентов с тахилалией проводится неврологом и нейропсихологом. При этом выясняется сопутствующая неврологическая симптоматика, состояние интеллекта, психические отклонения. В этом помогают данные анамнеза, жалобы, наблюдение, инструментальные исследования ( Эхо-ЭГ, МРТ головного мозга).
Нейропсихологом проводится обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.
Нейропсихологическое и логопедическое обследование позволяет дифференцировать тахилалию от заикания и дизартрии.
Нужно помнить, что тахилалия – это совсем не логопедическая проблема (а лишь имеет логопедические симптомы), поэтому коррекция в первую очередь должна быть направлена на коррекцию сопутствующей неврологической симптоматики.
В НейроЛогопедическом программа курса по коррекции тахилалии может включать в себя:
- нейропсихологическую коррекцию,
- нейродинамическую коррекцию,
- нейроакустическую стимуляцию по Методу Томатис;
- нейроакустическую коррекцию с интегрированной программой ритмотерапии;
- Нейропсихологическую коррекцию с расширенной программой мозжечковой стимуляции;
- Нейропсихологическую коррекцию с интегрированной программой сенсорной стимуляции (в сенсорной комнате);
- Нейропсихологическую коррекцию с БОС видеобиоуправлением «Тимокко»;
- Нейропсихологическую коррекцию с программой Интерактивный метроном (IM) ссылка;
- Нейродинамическая коррекция с интегрированной программой кинезиотерапии и брэйнфитнес ссылка
Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям с тахилалией, а значит не имеющий никаких побочных действий. При грамотном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон!!!
Техники коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста
Сутурина Э.В., Черепенникова М.В. Техники коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста// Совушка. 2021. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 18.10.2021).
Заказ № 53263
Часто речь детей дошкольного возраста невнятна, прерывиста и поспешна. Малышам нередко с трудом дается монологическая речь: стараясь быстрее рассказать, ребенок не проговаривает слова, теребит одежду, говорит, как бы захлебываясь, иногда заикаясь, отмечается нарушение логического ударения. Иными словами, несформирована плавность речи, её темпо-ритмичность.
Эти проблемы успешно решаются упражнениями, направленными на развитие чувства ритма: логоритмика и логопластика.
Система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала, называют логоритмикой. Логопластика объединяет в себе два понятия: создание словесного образа и пластического движения, без ритмизированных действий, сопряжённых с рифмовкой.
Спектр этих упражнений весьма широк: от коррекции речевых нарушений, развития речевого дыхания, до координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата, развития моторной координации, произвольности поведения.
Эти техники успешно используют не только учителя-логопеды, но и воспитатели дошкольных учреждений различных возрастных групп на занятиях по развитию речи, физической культуры, музыки, изобразительной деятельности.
Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.
В ритмике используются:
Физические упражнения | Несложные элементы танца | Сюжетно-образные движения |
— Основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), — Общеразвивающие (без предметов и с предметами) — Строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения) | — Зафиксированные (имеют авторскую композицию движений); — Свободные (движения, придуманные детьми); — Характерные (танец зайчат); — Сюжетные (рассказ, где в движении передается содержание); — Парные (строятся на основе движений, ходьбы и бега); — Танцы с пением (координируют пение с движением). | Имитация характерных повадок животных и птиц, и т.д. |
Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.
Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Ритм речи определяется как регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функцию [1, с.6].
В своей работе педагоги дошкольных учреждений используют следующий ряд приёмов, направленных на формирование чувства ритма и темпа речи детей:
1. Музицирование со звучащими жестами;
2. Игры со звуками;
3. Речевое музицирование или речевые ритмичные упражнения;
- Импровизированное движение;
5. Игроритмика и игрогимнастика с элементами креативного тренинга.
1. Музицирование со звучащими жестами — это ритмичная игра звуками своего тела, или на его поверхностях:
— хлопки (звонкие — всей ладонью, тихие — согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.)
— шлепки (по коленям, по бёдрам, по бокам, по груди);
— притопы (всей стопой, пяткой, носком);
— щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам)
Например, Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп! | Хлопают в ладоши |
Здравствуйте, ножки Топ, топ, топ! | Топают ногами |
Здравствуйте, щечки Плюх, плюх, плюх! | Указательными пальчиками похлопывают по щекам |
Пухленькие щечки Плюх, плюх, плюх! | |
Здравствуйте, губки Чмок, чмок, чмок! | Имитируют поцелуйчики |
Здравствуйте, зубки Чок, чок, чок! | Стучат зубками |
Здравствуй наш носик Пип, пип, пип! | Нажимают на носик |
Здравствуйте малышки Всем привет! | Машут рукой |
2. Игры со звуками направлены на развитие фонематического слуха и восприятия. Эти игры используются как на развитие неречевого слуха (узнавание на слух звуки природы, запоминание ритма, тона) и речевого слуха (различение и правильное называние фонем).
3. Речевое музицирование или речевые ритмичные упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха.
Метод и техника многократного повторения ритмической фигуры мелодической фразы или гармонического оборота называется остинато.
Ритм, заключённый в словах, фразах, можно передавать не только звучащими жестами, но и с помощью шумовых инструментов (наполненные крупой, песком киндер-сюрпризы, кирпичики, колокольчики, карандаши и т.д.).
Упражнение с ри [2]
(выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)
Рыбка, рыбка, | 2 раза стучим перед собой палочками |
Вот | Передаем соседу справа |
Червяк | Берем другую палочку, переданную соседом слева |
Откуси, хоть | 2 раза стучим перед собой палочками |
Чуточ-ку | Передаем соседу справа Берем другую палочку, переданную соседом слева |
Не проси | 2 раза стучим перед собой палочками |
Меня | Передаем соседу справа |
Рыбак | Берем другую палочку, переданную соседом слева |
Попадусь | 2 раза стучим перед собой палочками |
На удочку | Передаем соседу справа Берем другую палочку, переданную соседом слева |
Повторить все движения в левую сторону. Затем повторить в 2 раза быстрее | |
Не хочет рыбка ловиться, отправляемся дальше |
Речь и движение тесно связаны между собой. Дети неосознанно, декламируя стихи раскачиваются в такт, или крутят деталь одежды, тем самым, помогая себе четко произнести ритмичный тест. Педагог, зная о том, что упражнения, в которых ритмично произносимые слова, сопровождающиеся жестами, способствуют установлению речедвигательной координации, развитию полиритмического слуха и метроритмического чувства. Комплексное использование ритмической речи и движения воспринимается детьми легко. Они с удовольствием повторяют эти упражнения.
- Импровизированное движение – это творческое, игровое и самостоятельное проявление своего восприятия музыки. Важно, чтобы эта музыка была не знакома детям, и движения созданы детьми самостоятельно в момент прослушивания, отображая характер произведения, на темп, ритмическую основу, эмоциональную окраску.
5. Игроритмика и игрогимнастика с элементами креативного тренинга направлены на развитие зрительного и слухового внимания, ориентировку в пространстве, координацию, точность и выразительность макродвижений.
Речедвигательная игра «Лужица»
На полу круг из веревки. Дети стоят с внешней стороны круга и выполняют действия с педагогом в соответствии с русской народной песней «Ай-гу-гу-гу»
Ай-гу-гу-гу, Ай-гу-гу-гу Ходят ноги по двору | Ходят по кругу, размахивая руками, изображая голубей |
Во дворе-то лужица – Голова закружиться! Прыгал, прыгал и скакал. | Прыгают на двух ногах с внешней стороны лужи друг за другом |
Прямо в лужицу попал! | Впрыгивают в круг |
Прыг-скок, поворот | Прыгают 2 раза, поворот |
И из лужицы – оп! | На слово «Оп» — выпрыгивают из круга |
Ритмические упражнения развивают у детей ловкость, координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точности движений, ориентацию в пространстве, поэтому педагоги используют их в процессе физического воспитания дошкольников.
Ритмический ряд также реализуется в изобразительной деятельности в процессе обучения рисованию и аппликации. Это повторение, основанное на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Так, например, в рисовании необходимо развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки. А в старшем возрасте – изображение простых и сложных орнаментов.
На занятиях изобразительной деятельности, формируя чувство ритма у дошкольников, педагог использует наглядные и словесные методы и приемы. Наглядность способствует развитию зрительно-чувственной основы изобразительной деятельности, а слово помогает правильно передать воспринятое изображение. В соответствии с темой занятия подбирают стихотворение, передающее ритм изображаемого явления. Например, при рисовании дождика можно использовать такое стихотворение:
Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, воду лей. На цветок, на листок, Кап, кап, кап! | Длинные штрихи — линии |
На дорожку на лужок, Кап, кап, кап! | Короткие, отрывистые |
Тучка в небе синяя – Капай, дождик сильный! Кап, кап, кап … | Длинные штрихи — линии |
Список использованных источников:
1. https://pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-6.shtml#book_page_top
2. https://kladraz.ru/blogs/olga-andrevna-ilicheva/razvitie-chuvstva-ritma.html