Нормальное речевое развитие является одной из важных составляющих гармоничного развития детской личности и успешного обучения. Но есть категория детей, имеющих речевые расстройства. К таким нарушениям относится и лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).
Это нарушение относится к психолого-педагогической классификации. Дети, имеющие ЛГНР, отличаются сохранным звукопроизношением, относительно сформированными фонематическими процессами (иногда в результате логопедической помощи). Но отмечается отставание уровня словарного запаса от нормы и наличие аграмматизмов в речи. Чаще всего данное нарушение наблюдается при общем недоразвитии речи (ОНР).
Формы проявления ЛГНР
Нередко данное нарушение сопровождает более серьезные речевые расстройства и является одним из их признаков:
- Выход из моторной алалии. При такой форме патологии происходит нарушение процесса овладения языком. Именно поэтому ЛГНР и возникает при этой разновидности алалии.
- ОНР любой степени.
- Задержка речевого развития (ЗРР).
- Задержка психического развития (ЗПР).
- Дизартрия.
Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи является одним из основных признаков этих нарушений. Как правило, его первые симптомы появляются в 3 года, когда ребенок начинает общаться предложениями и активнее познавать окружающий мир.
Классификация речевых нарушений. Причины речевых нарушений.
По материалам логопедической литературы подготовила учитель-логопед Рычкова В.Н.
Ребенок, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. В определенный период своего развития он усваивает нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Если по каким-то причинам языко-рече-мыслительная деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем это приводит к нарушениям речи ребенка в той или иной степени.
Классификация речевых нарушений
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений:
*Фонетическое нарушение речи или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При этом виде нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звукослоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
*Фонематическое нарушение речи (ФН). Это недоразвитие фонематических процессов (различения звуков): фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза при нормальном звукопроизношении и отсутствии аграмматизмов.
*Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).
При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
*Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный (лексический) запас, нарушение грамматического строя речи (аграмматизмы).
*Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи (звукопроизношение и звукоразличение), лексика (ограниченный словарный запас), грамматический строй.
Клинико-педагогическая классификация —
раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса; моторная и сенсорная алалия; афазия, задержка речевого развития (ЗРР), заикание и другие.
*Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
*Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы).
*Алалия (моторная и сенсорная) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
*Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
*Задержка речевого развития (ЗРР) — более медленное по сравнению с нормой усвоение родного языка (звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя).
Причины речевых нарушений.
Неблагоприятные внутренние факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке развития ребенка в целом. К ним можно отнести: внутриутробную патологию (интоксикации, инфекционные заболевания матери, токсикозы беременности); повреждения при родах (родовые травмы, асфиксия, внутричерепное кровоизлияние); наследственные факторы (хромосомные нарушения и генетические изменения); совместимость матери и плода (по резус-фактору).
Они приводят к возникновению у младенца минимальных органических повреждений мозга, для которых характерны недостаточность внимания, ослабление памяти, отставание в моторном развитии, расторможенность и, как следствие, отставание в речевом развитии.
Особенно вредно употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности. Это приводит к нарушениям физического и нервно – психического развития плода. У курящих, пьющих и употребляющих наркотики женщин рождаются дети с низкой массой тела, отстающие в физическом и психическом развитии.
Неблагоприятные внешние факторы: отсутствие эмоционально положительного окружения; индивидуальные особенности матери (мнительность, тревожность, эмоциональная холодность), недостаточное внимание к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, гиперопека; воспитание ребенка в двух домах, когда ребенок поочередно живет с разведенными родителями.
Этиология
Причины ЛГНР можно разделить на две большие группы – биологические и социальные. К первой категории относятся:
- неблагоприятное воздействие на плод в период беременности (в особенности на головной мозг);
- сложное течение беременности;
- травмы в родах;
- асфиксия;
- тяжелые инфекционные заболевания в первый год жизни малыша.
К социальным относят:
- неблагоприятные социальные условия и речевая среда, в которых растет ребенок;
- длительный стресс;
- недостаток в эмоциональном общении с родными;
- гиперопека;
- билингвизм.
Спор у специалистов вызывает генетическая предрасположенность детей к речевым расстройствам. Некоторые полагают, что эта особенность передается генетически. Другая группа считает, что малыш может просто подражать взрослому, имеющему дефект речи.
Описание симптоматики
ЛГНР выражается не в нарушении звукопроизношения, а в недоразвитии лексики и трудностях в усвоении грамматических категорий. Импрессивный словарь резко отстает от нормы, ребенок употребляет в речи слова в неправильном значении. У него возникают сложности с классификацией предметов, он не может подобрать обобщающие слова. Из-за отставания словарного запаса у детей с ЛГНР имеются трудности в понимании речи.
Его фразы и предложения отличаются аграмматичностью. Нарушены нормы согласования в роде, числе и падеже. Преимущественно в речи детей с ЛГНР преобладают существительные, чем прилагательные и глаголы. Дошкольник с трудом или не образует вовсе притяжательные местоимения и прилагательные. В речи практически не используются числительные, наречия, причастия.
Чаще всего такие дети общаются посредством фраз и нераспространенных предложений. Они не используют предлоги и союзы. Их ответы на вопросы не отличаются развернутостью, обычно они односложны. Также у детей с ЛГНР трудности в словообразовании, особенно приставочно-суффиксальным способом.
ЛГНР сказывается и на качестве связной речи. Дошкольник не может самостоятельно составить рассказ или пересказать историю. Дети с такими особенностями речевого развития не составляют рассказы-описания, потому что им сложно подбирать слова, похожие по смыслу. Все это сказывается на потребности ребенка к общению. Если вовремя не скорректировать этот дефект, то это может стать причиной нарушения письменной речи. Успешный выход из ЛГНР зависит от того, насколько рано была начата коррекционная работа.
ОНР
Общее недоразвитие речи
(ОНР)– это «различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте».
У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
- позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам;
- речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
- экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли;
- речь детей с ОНР малопонятна
Нужно отметить, что ОНР может быть и вторичным дефектом вследствие нарушения слуха или интеллекта. Поэтому для диагностирования необходимо комплексное обследование специалистов различного профиля: логопеда-дефектолога, нейропсихолога, невролога, а возможно и отоларинголога, психоневролога, хирурга.
При общем недоразвитии речи наблюдаются нарушения одновременно звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики и грамматического строя речи у детей с нормальным слухом и интеллектом.
ОНР может присутствовать при других формах речевых расстройств, например, моторной, сенсорной или сенсомоторной алалии, детской афазии, дизартрии.
Общее недоразвитие речи может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия до незначительных отклонений в развитии речи.
Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:
- I уровень ОНР характеризуется отсутствием речи. Это группа, так называемых, «неговорящих детей». Тем не менее у них присутствует «лепетная речь».
- II уровень ОНР. Кроме жестов и «лепетной речи» появляются несколько искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Развитие речи и произношение таких детей значительно отстают от возрастной нормы.
- III уровень ОНР характеризуется лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим недоразвитием при развернутой фразовой речи.
- IV уровень ОНР характеризуется невнятной речью, недостаточно четким различием звуков в речи, перестановкой слогов и звуков в отдельных словах, сокращением окончаний слов и употреблением неверных падежных окончаний.
Чаще всего ОНР возникает вследствие воздействия сразу нескольких факторов: например, родовых травм, наследственной предрасположенности, неблагоприятной социальной среды. В случае поражений у ребенка центральной нервной системы, возникших в период беременности мамы, во время родов и первый год жизни ребенка, ОНР будет выражено в достаточно сложной и стойкой форме.
Для коррекции общего недоразвития речи требуется комплексный подход, основной целью которого будет реализация наиболее эффективного и правильного преодоления данного нарушения. В рамках этого подхода предусматривается комплексная коррекционная работа нескольких специалистов: логопеда, нейропсихолога, в некоторых случаях нейролингвиста и психотерапевта.
Записаться на прием Адреса и телефоны отделений в Москве Задать вопрос Отзывы
Особенности диагностики
Логопед подбирает наглядный материал в зависимости от возраста ребенка. При обследовании лексико-грамматической стороны речи специалист обращает особое внимание на:
- состояние словаря (импрессивного и активного);
- владение навыком словообразования;
- умение согласовывать слова во фразах и предложениях;
- какие части речи ребенок использует больше;
- развитие связной речи.
Ребенку предлагают выполнить задание на обобщение, сравнение предметов. Логопед обращает внимание на то, насколько хорошо малыш понимает обращенную к нему речь. Также его просят образовать притяжательные прилагательные и местоимения; составить новые слова. Для оценки связной речи и владения грамматическими категориями логопед наблюдает за тем, как ребенок общается вне учебной деятельности.
Для диагностики малышу предлагается составить рассказ по картинке. Во время выполнения этого задания специалист оценивает то, насколько часто использует ребенок распространенные предложения; согласует ли слова; нужна ли помощь взрослого при их составлении. Кроме того, в перечень заданий входит и работа с синонимами и антонимами.
По результатам обследования логопед подбирает специальные упражнения, которые позволят максимально эффективно скорректировать данное речевое нарушение.
Принципы и наглядные методы логопедии
Когда обращаться к логопеду? Взрослым необходима логопедическая реабилитация после инсульта, черепно-мозговой травмы, опухолей мозга. Консультация логопеда нужна детям в следующих случаях:
- ребёнок в полтора-два года ребенок не произносит слова «мама», «папа», «топ-топ»;
- малыш молчит до трёх лет, хотя понимает обращенную к нему речь;
- ребёнок отстаёт в речевом развитии;
- после черепно-мозговой травмы;
- ребенок к пяти годам гнусавит, картавит, шепелявит, неправильно произносит звуки;
- малыш в пять, ребенок плохо запоминает слова.
С трёх лет детям рекомендуется проходить ежегодную консультацию у логопеда, даже если родителям кажется, что всё в порядке. Интенсивное развитие коры головного мозга у детей продолжается до 6-7 лет. С логопедическими проблемами лучше разбираться до школы, и начинать стоит заранее.
Чем отличается логопед от дефектолога? Дефектолог имеет специализацию «дефектология». Он работает с детьми, имеющими физические и психические дефекты. Логопед занимается с детьми без задержки умственного развития и нарушения работы центральной нервной системы. Он обучает правильному произношению звуков и слогов. Задачи логопеда в школе является это коррекция и профилактика нарушений чтения и письма.
Логопедия опирается на следующие основные принципы:
- системность;
- комплексность;
- принцип развития;
- рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребёнка;
- принцип учёта причин и механизмов речевого дефекта.
Методы логопедии условно разделяют на несколько групп:
- организационные – сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный;
- эмпирические – наблюдение, экспериментальные, психодиагностические (тесты, анкеты, интервью), биографические (сбор и анализ истории жизни пациента);
- количественный и качественный анализ полученных данных, их машинная обработка с применением электронно-вычислительных машин и компьютерных программ;
- интерпретационные – способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.
Широко используются технические средства, которые обеспечивают объективность исследования: интонографы, назометры, спектрографы, видеоречь, фонографы, спирометры и другая современная аппаратура. Рентгенокинофотография, кинематография, электромиография, глоттография позволяют изучать в динамике целостную речевую деятельность и её отдельные компоненты. Неврологические проблемы также изучаются в логопедии.
Особенности работы над улучшением лексики
При ЛГНР основное внимание уделяется коррекции словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Работа над лексической составляющей ведется по следующим направлениям:
- расширение и активизация словарного запаса;
- его уточнение;
- формирование умения использовать обобщающие слова:
- формирование понимания сложных грамматических конструкций.
Начинать работать над пониманием речи лучше всего в контексте предметной деятельности. Таким образом, будет происходить не только обогащение словарного запаса, но и его уточнение, использование в активной речи.
Выполняя задания с использованием обобщающих слов, ребенок изучает определенную лексическую тему. Он учится классифицировать предметы по категориям; сравнивать по различным критериям. Для закрепления полученных навыков, логопед спрашивает, что означает определенное слово, когда его употребляют в речи и т. д.
Работа ведется не только по актуализации существительных, но и прилагательных, глаголов и других частей речи. Вводить их в активную речь лучше всего в сочетании с предметной деятельностью. Например, прилагательные при рассматривании предметов, подборе синонимов. Глаголы – непосредственно при осуществлении какого-либо действия; числительные – во время счета и т. д.
Состояние лексики влияет и на усвоение грамматических категорий, и на качество связной речи. Но коррекция этих важных компонентов должна проводиться в комплексе, чтобы занятия были эффективными.
Тест с ответами: “Логопедия”
I вариант.
1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств: а) черепно-мозговая родовая травма + б) неправильная речь окружающих в) двуязычие в семье
2. Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата: а) блуждающий б) обонятельный + в) тройничный
3. Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела рече-двигательного анализатора: а) алалии б) афазии в) механической дислалии +
4. Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации: а) заикание + б) ФФН в) ОНР
5. В каком структурно–функциональном блоке мозга осуществляется кинестетический анализ артикуляторных движений: а) 3 блок б) 2 блок + в) 1 блок
6. Необходимо выбрать основной биологический фактор возникновения алалии: а) органическое поражение речевых зон левого полушария б) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы + в) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы
7. Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций: а) системного подхода б) онтогенетический в) комплексного подхода +
8. Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу: а) обогащение и активизации предметного словаря + б) обогащение и активизация предикативного словаря в) формирование и развитие артикуляторной моторики
9. Что такое ОНР: а) нарушение произносительной стороны речи б) нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата в) системное недоразвитие всех компонентов языковой системы +
10. Какая форма заикания вызывается психогенными причинами: а) органическая б) неврозоподобная + в) невротическая
11. В основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи может лежать: а) органическое повреждение мозжечка + б) органическое повреждение продолговатого мозга в) органическое повреждение экстрапирамидной системы
12. Несформированность какого структурно-функционального блока вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных: а) блок программирования, регуляции и контроля б) блок приема переработки и хранения информации + в) блок регуляции тонуса и бодрствования
13. На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения: а) гласных + б) согласных в) согласных щелевых
14. Какой голосовой регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи: а) гортанный б) головной в) грудной +
15. Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил: а) дизорфографические + б) орфографические в) каллиграфические
16. Что является единицей фонологического кода языка: а) звук б) фонема + в) слово
17. Что является единицей лексического кода языка: а) словосочетание б) предложение в) слово +
18. Что является единицей синтаксического кода языка: а) слово б) предложение + в) словосочетание
19. О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалии по типу искажений в произношении звуков речи: а) о первичной неполноценности органов артикуляции б) об отставании в формировании фонематического слуха в) о продвижении в формировании фонематического слуха +
20. Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях: а) нарушение фонематического слуха б) нарушение обобщенного оптического образа буквы + в) нарушение фонетического слуха
II вариант.
1. Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии: а) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций + б) нарушение фонетического слуха в) нарушение фонематического слуха
2. При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи: а) алалии б) заикании + в) дислалии
3. При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры: а) заикании б) дислалии в) дизартрии +
4. Правильное правописание какого предложения требует усвоения и реализации фонетического принципа русской орфографии:” а) “Вот мой дом” б) “Вот моя собака” + в) “Вот мой парашют”
5. Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий: а) замены графически сходных букв б) изменение формы, времени глаголов в) нарушение звуко-слоговой структуры слова +
6. На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста: а) ступень становления синтетических приемов чтения б) ступень синтетического чтения + в) ступень слого-аналитического чтения
7. С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе: а) кинестетический + б) зрительный в) тактильный
8. Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией: а) замены б) пропуски в) искажения +
9. Что такое ФФНР: а) нарушение произносительной стороны речи + б) нарушение слоговой структуры слова в) несформированность лексико-грамматических категорий
10. Какой темп речи характерен для заикания: а) ускоренный б) прерывистый + в) замедленный
11. Что такое логопедия? а) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностями их обучения и воспитания б) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания+ в) отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно-отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации
12. Что является предметом логопедии как науки? а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности+ б) человек (индивидуум), страдающий нарушением речи в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности
13. Структура речевого дефекта это: а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности б) характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности в) совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей+
14. Под “педагогическим процессом, направленным на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребёнка с речевым нарушением, понимается: а) коррекция нарушений речи б) компенсация в) логопедическое воздействие+ г) декомпенсация
15. Качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом – это: а) недоразвитие речи+ б) нарушение речевого развития в) нарушение речи г) задержка речевого развития
16. Как называется замедление темпа речевого развития, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребёнка: а) недоразвитие речи б) нарушение речевого развития в) нарушение речи г) задержка речевого развития+
17. Выберите причины речевых нарушений, которые были выделены М.Е. Хватцевым: а) органические, функциональные, социально-психологические, психоневрологические+ б) анатомо-физиологические, психические, функциональные в) органические, социальные, психогенные, психофизиологические г) анатомо-физиологические, психофизиологические, социальные
18. Тонкий систематизированный слух, обладающий способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова – это: а) музыкальный слух б) физический слух в) фонематическое восприятие г) фонематический слух+
19. Чрезмерные непроизвольные движения, возникающие при нарушениях нервной системы – это: а) атаксия б) гиперкинез+ в) парез г) синкенезия
20. Патологическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия или слога, слова – это: а) контаминация б) персеверация+ в) антиципации г) аккомодация
Особенности работы над грамматическим строем и связной речью
Занятия ведутся по следующим направлениям:
- формирование навыка словообразования;
- освоение навыка согласования не только существительного с прилагательными, но и с другими частями речи;
- составление сложных распространенных предложений;
- составление рассказа-описания по сюжетной картинке.
Логопед отрабатывает с ребенком использование различных грамматических конструкций. Учит применять в речи предлоги, союзы. Предлагаются задания на склонение существительных, прилагательных, глаголов. Кроме совершенствования грамматического строя, параллельно проводится работа по развитию связной речи.
Задача специалиста не просто научить составлять рассказ без помощи взрослого, а чтобы ребенок мог устанавливать логические связи между предложениями. В начале работы логопед помогает посредством наводящих вопросов и составления плана-подсказки. Затем, постепенно малыш учится самостоятельно давать развернутые ответы и рассуждать на знакомые темы.
Кроме этого, ведется работа над интонационной выразительностью. Ребенка знакомят с особенностями использования вопросительной, восклицательной интонации. Ее хорошо отрабатывать путем постановки театрализованных представлений, выразительного чтения и заучивания стихотворений.
Общее недоразвитие речи
Диагноз общее недоразвитие речи (ОНР) является нарушением всей языковой системы.
Данный диагноз устарел, в современном представлении данный диагноз переименовался в моторную алалию, а уровни, характерные для ОНР, можно отнести к степени нарушения языковой системы.
Подробно узнать о моторной алалии, вы можете здесь.
Что характерно для каждого уровня?
Выделяют 3 уровня ОНР По Р.Е.Левиной Т.Б Филичева выделила 4 уровеня.
Критерии для 1 уровня:
* Практически полное отсутствие речи (отсюда и появилось понятие»безречевые дети»
* Использование лепетных слов, звукоподражательных комплексов
* Ребёнок «помогает»себе жестами и мимикой
* Пассивный словарь превышает объём активного словаря
* Многое знает и понимает, но не говорит
* Замена нескольких понятий, одним словом, которое ребёнку легче проговаривать
* «Пипи»-может означать, хочу в туалет и пойдём гулять
* «Биби»-самолёт,машина, ехать
* Длительное использование односоставных предложений
* Если предложение расширяется до 3-4 слов, то конструкция имеет неправильное оформление ( Ма дя ме пи-Мама дай мне пить)
* Сокращение количества слогов в сложных словах (вместо собака-ка или бака, пока-ка)
* Дети не понимают задания по звуковому анализу, например в задании: хлопни, когда услышишь звук РРРРР…
* Фонематическое восприятие грубо нарушено. Трудность в различении сходных по звучанию слов и разных по значению
молоток — молоко, копает — катает — купает)
Классическая логопедия устанавливаетследующие возрастные рамки до 3 лет-ЗРР, с 3 лет-ОНР.
Критерии для 2 уровня:
* Помимо жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные,
но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Капутн, лидом, лябака. (Капуста,помидор,яблоко)
* Рассказ по картине возможен только при помощи наводящих вопросов, строится примитивно, короткими фразами
* Ограниченность словарного запаса:
незнание многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева)
(донышко,ручка,носик,крышка)-это у чайника.
* Не используются слова-признаки обозначающих форму, цвет, материал.
Например,желтый,овальный,твёрдый,кислый.
* Грубые ошибки в употреблении грамматических форм:
«катался гокам» — катается на горке;
«Коля питяля» — Коля писал;
«да памидка» — две пирамидки;
«асинь адас»- красный карандаш
* В речи предлоги,как правило, дети со 2 уровнем вообще не употребляют.
* Грубо нарушена слоговая структура слова.
«сковода»-сковорода,»басаги»-сапоги.
* Нарушено произношение большинства звуков (мягких и твердых, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих)
* Фонематический слух не сформирован.
ребенок затрудняется правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.
Критерии для 3 уровня:
* Появляется развёрнутая речь, ребёнок использует фразы с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
— Папа ушёл на работА.
— Мама купила мне машинА,конфетА.
* Уже способны самостоятельно составить короткий рассказ о себе,о своих друзьях, о событиях,которые произошли с ним
* В спонтанной речи звуки не всегда четко оформлены, даже в том случае, если ребёнок звук этот умеет произносить.
«сярф» — шарф, «лыба»-рыба
* В общении используются все части речи, грамматически правильно выстраивают НЕСЛОЖНЫЕ предложения
* Словарный запас быстро увеличивается в объёме, но лексические ошибки наблюдаются:
— замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат -«часы»)
— подмена названий профессий названиями действия (балерина -«тетя танцует».
— замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — «птичка»; деревья- «ёлочки»
— взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный -«большой», короткий -«маленький»).
* Недостаточно сформирован фонематический слух.
Возникают проблемы с фонематическим анализом и синтезом.( к школе, эти нарушения быстро выявляются)
Из каких звуков состоит слово КОТ,ДОМ.
К «ДУГА» добавь слог РА, что получилось?
Критерии для 4 уровня:
* В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слова и звуконаполняемости.
— сокращение слога;
— перестановки звуков
* Из-за вялой артикуляции и нечеткой дикции, складывается впечатление смазанной речи
* Нарушение смысловой речи.
-отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус), растений (кактус, вьюн), людей разных профессий (фотограф, телефонистка,библиотекарь), частей тела (подбородок, веки, ступня)
* Ребёнок при обозначении действий и признаков пользуются названиями приблизительного значения.
овальный-круглый;
* Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации.
— кошка катает мяч – вместо «клубок»
— высокий забор – длинный;
— дедушка старый – взрослый.
* Дети плохо различают обозначения лиц мужского и женского пола.
-мой книга, моя робот.
* Словообразование с помощью суффиксов вызывают большие трудности, а также образование притяжательных прилагательных.
— ременьчик – ремешок;
— волкин – волчий, лисовый – лисий.
* Связная речь весьма своеобразна.
При составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок нарушена логическая последовательность, присутствуют пропуски глав.
* Есть трудности при рассказе о событиях из своей жизни, пользуются простыми малоинформативными предложениями.
Причины ОНР:
Органические причины
* внутриутробная патология,возникающая в период от 4 недель до 4 месяцев развития плода;
* органические поражения периферических органов речи;
* несовместимость резус-фактора крови матери и ребёнка;
* асфиксия.
Функциональные причины
* Различные отклонения психических процессов как возбуждение и торможение в ЦНС.
Социально-психологические причины
* неблагоприятные воздействия окружающей среды;
* употребление алкоголя и никотина во время беременности.
Генетические факторы
Коррекция нарушения должна быть систематизирована и постоянна, опытный специалист должен выстроить индивидуальную программу для ребенка.
Более подробно можете прочитать о коррекции здесь.
Прогноз коррекции
Эффективность коррекционной работы зависит от того, насколько рано было выявлено ЛГНР. Чем раньше, тем лучше будет результат. При своевременной логопедической помощи к поступлению в первый класс удается справиться с данным нарушением. Либо можно максимально сократить отставание от нормы.
На результат влияет и особенность речевого нарушения. Чем оно сложнее, тем больше времени займет коррекционная работа по формированию необходимых навыков. Во время обучения в школе ЛГНР может стать причиной появления дисграфии и дислексии. Поэтому коррекционную работу нужно проводить в дошкольном возрасте.
ЛГНР обычно является частью более сложного речевого нарушения. Поэтому логопед составляет план занятий, чтобы устранить причину появления какого-либо дефекта. Данное нарушение становится более заметным после 3-х лет, когда малыш начинает активнее взаимодействовать с окружающим миром.
Чтобы предупредить появление ЛГНР взрослым необходимо больше общаться с ребенком, интересоваться его мнением. На прогулке отрабатывать некоторые направления по развитию лексико-грамматического строя. Ведь родители также оказывают немаловажное влияние на речевое развитие. Поэтому логопед и родители должны взаимодействовать вместе, чтобы у ребенка была красивая и грамотная речь.
НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ: ПРОБЛЕМА ИЛИ ВОЗРАСТНАЯ ОСОБЕННОСТЬ?
Одной из наиболее распространенных причин для обращения родителей к логопеду является неправильное произношение звуков ребенком. Задача специалиста – разобраться, имеют ли место возрастные особенности развития детской речи или это нарушение речи – дислалия, требующее специальных логопедических занятий для ее устранения. Дислалия – нарушение произношения одного или нескольких звуков или нескольких групп звуков. У пациентов с дислалией всегда нормальный слух и сохранная иннервация речевого аппарата.
Чаще встречается дислалия у детей, реже у подростков и взрослых. Обычно нарушается произношение следующих артикуляционных групп звуков: свистящих (С, З, Ц), шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорных (Р, Л, Й), реже заднеязычных (К, Г, Х) или переднеязычных (Т, Д). При условии систематических занятий, активном участии родителей в коррекционном процессе, использовании современных методов логопедического воздействия дислалия успешно поддается коррекции.
Дислалия проявляется следующими видами нарушения звукопроизношения:
— пропуск звуков – звук «выпадает» из начала, середины или конца слова, звука нет (.опата, го.убь, пена.);
— замена звуков – постоянное замещение одного звука другим звуком родного языка во всех формах речи, обусловленное неразличением заменяемого звука и его «заместителя» по их произносительным или слуховым характеристикам (Р на Л, К на Т, Ш на С: Сапка, коСка, малыС. МаСа идет в Сколу);
— смешение звуков – звуки то произносятся верно в простых формах речи (слогах, словах), то ошибочно — смешиваются (путаются ребенком, взаимозаменяются) в его речевых высказываниях (пуШиШтая коСка, СуШтрый малыш);
— искажение звуков – вместо необходимого звука используется ненормированный звук, отсутствующий в системе родного языка (горловой Р, межзубный С, боковой Ш).
С учетом количества нарушенных звуков выделяют простую и сложную формы дислалии. При простой нарушено произношение одного-трех звуков, при сложной – более четырех звуков ребенок произносит неверно. Если нарушенные звуки относятся к одной артикуляционной группе (С, Сь, З, Зь, Ц – свистящие) – дислалия мономорфная, если одновременно страдает произношение звуков из нескольких артикуляционных групп (Ч, Щ – шипящие и Л, Р, РЬ – сонорные), то это полиморфная дислалия.
Причинами формирования неправильного произношения являются дефекты строения артикуляционного аппарата (короткая уздечка языка или верхней губы, высокое готическое небо или низкое плоское верхнее небо, аномалии прикуса, строения и расположения зубных рядов (щели, редкие зубы), несмыкание губ, толстые малоподвижные губы, патологически большой или, наоборот, слишком маленький язык). При отклонении в строении речевого аппарата речь идет о наличии механической формы дислалии.
Функциональная дислалия обусловлена преимущественно социальными факторами и часто связана с особенностями речевого воспитания ребенка. Речь взрослых – безусловный образец для подражания, поэтому нечеткая речь окружающих, подражание детскому лепету, сюсюканье взрослым с малышом, воспитание в условиях двуязычия в семье, неблагоприятное окружение, ограничение сферы общения, задержка речевого развития, отсутствие контроля за речью ребенка и игнорирование ошибок в детском произношении могут спровоцировать формирование неправильных артикуляционных укладов звуков, недоразвитие слухового восприятия и различения фонем, что приведет к возникновению нарушений звукопроизношения у дошкольников.
Следует отдельно сказать о такой возрастной форме нарушения звукопроизношения как физиологическая дислалия. Сюда относят те особенности звукопроизношения, которые являются нормой для определенного возрастного этапа и естественно возникают у большинства детей в процессе овладения произносительной системой родного языка. В основе физиологической формы дислалии (возрастного непроизношения звуков) лежит недостаточная возрастная подвижность артикуляционных органов и слабость слухового различения фонем, что успешно корректируется по мере взросления ребенка к 4-5 годам.
Так, например, возрастной нормой для детей до 3 лет является смягченное произношение звуков (сянки, зяйка, типленок), до 4 лет допускается замена шипящих звуков свистящими (сапка, зук, тяйник), до 5 лет пропуск или замена звуков Л и Р (.ожка, лакета). Возрастные нарушения звукопроизношения проявляются заменами, пропусками и смешениями звуков и допустимы в речи дошкольника до 4-5 лет. Искаженное произношение звуков на любом этапе речевого развития не является возрастной нормой и требует обязательных логопедических занятий.
При дислалии отмечается несформированность произносительных или акустических признаков звуков и имеет место разный характер нарушения произношения: фонетический дефект (искажение звуков) или фонологический (замены и смешения звуков). Учитывая характер дефекта, выделяют следующие виды дислалии: артикуляторно-фонетическую, артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую.
Определение вида дислалии очень важно для выбора приемов и методов коррекции речевого нарушения. Эффективность логопедического воздействия зависит и от возраста, в котором начата коррекционная работа: желательно исправить нарушения звукопроизношения до поступления в школу, чтобы недостатки произношения звуков не оказывали влияния на овладение письменной речью.
Использование игровых методов в логопедической работе с дошкольниками значительно повышает интерес ребенка к обучению и помогает достичь положительных результатов в более короткие сроки.
Учитель-логопед Гайдук Т.Н.