Загадки
Очень многие игры, которые развивают словесное или звуковое мышление, − устные. Можно загадывать некий предмет, но отвечать на вопрос только «да» или «нет». Скажем, я загадала то, что стоит у меня на столе. И ребенок начинает спрашивать:− Оно большое?Я говорю:− Нет.− Оно больше стакана?− Нет.− Оно квадратное?− Почти.− Оно железное?− Нет.− Оно деревянное?− Нет.− Оно резиновое?− Да.− Оно черное?− Нет.− Оно белое?− Да.− Это ластик?− Да, это ластик. Ты отгадал, молодец. А теперь ты мне загадай, а я буду спрашивать.Можно загадывать какие-то простейшие вещи и вдруг окажется, что их не так-то просто отгадать даже взрослому, хотя загаданный предмет совершенно простой, бытовой.Можно сделать словесные загадки. Но не классические, народные, которые все знают и которые в сборниках печатают: сидит девица в темнице, а коса на улице. Современные дети не видели, как растет морковка, поэтому они не могут догадаться, что это за коса на улице, почему девица сидит в темнице и почему это имеет отношение к морковке. То есть они готовы выучить и этот текст, и эту отгадку. Но не могут соотнести, они не видели этого, это непростая метафора.Под загадками я имею в виду совершенно другое. Вы можете описать предмет, назвав несколько его признаков, дав определение. Например, зверь, который мяукает.− Я загадала полосатого зверя, который ест траву.Ребенок говорит:− Тигр?− Не тигр. Тигр не есть траву. И еще у этого зверя есть копыта и грива.− А-а-а, лошадка!− Полосатого!Или я могу сказать:− Да, только название зверя начинается на букву «з».− Полосатая лошадка на «з»… А-а-а, зебра!Или я могу сказать:− Кислый, желтый и овальный.Ребенок:− О-о, я знаю, это фрукт.− Да, фрукт. А какой? Его еще кладут в чай.− Ага, желтый, лимон!Или:− Красный, круглый, его кладут в салат.Я могла иметь в виду помидор, а ребенок говорит: «Редиска». Отлично, тоже годится. Придумывать такие загадки полезно. Ничуть не менее полезно, чем отгадывать.
Скороговорки и стихи
Проговорить их и взрослому не так-то просто. Поэтому если вы играете с ребенком в скороговорки, начните с себя. Попробуйте сами произнести быстро-быстро и покажите ребенку, как вы практикуетесь, как вы тренируетесь, как вы ее выучиваете.Можно играть с какими-нибудь стихами: вы начинаете, а ребенок в конце вспоминает подходящее слово.− Где обедал воробей? В зоопарке у…− …зверей.Пока ребенок вспоминает нужное слово, можно предлагать смешные варианты.− Погостил у носорога, отрубей поел… дорогу.− Нет, − говорит ребенок, − не дорогу.− А что же? С порога.− Не-ет, не с порога.− А что?− Немного!
Игры со словами для самых маленьких
Специалисты утверждают, что в двухлетнем возрасте словарный запас ребёнка включает около 50 слов. Однако многие малыши в этом возрасте произносят гораздо меньше слов. С помощью речевых игр взрослые могут помочь малышам заговорить.
Сопровождайте действия, за которыми наблюдает малыш или которые он сам производит, своими комментариями. Называйте ясно и разборчиво предметы, на которые смотрит ребёнок или на которые показывает пальчиком. Так малыш быстрее произнесёт первые слова и фразы.
«Скажи, что это»
В продаже имеются книги с большими понятными картинками и минимумом текста для маленьких детей, а также карточки различной тематики. Рассматривая такие иллюстрации, чётко произносите, что нарисовано на них, и, если это возможно, просите повторить малыша звукоподражание, которое относится к данному слову: «Это собака. Она говорит: «Гав-гав». Скажи: «Гав-гав!».
Картинок не должно быть много. На первое время отберите 5–6. Через какое-то время таких занятий, разложите картинки на столе или на полу, чтобы ваш ребёнок их все видел, и попросите его найти какое-нибудь изображение: «Где котик? Кто говорит: «Мяу-мяу?». Ребёнок должен остановить на нужном изображении взгляд или показать на него пальчиком. Карточки, с которыми малыш уже хорошо знаком, постепенно заменяйте другими, пока малознакомыми.
Маленькие дети ещё сами не умеют организовать игру, поэтому им важно участие взрослого
«Чудесная коробочка»
Возьмите яркую коробку (корзинку, красивый мешочек), сложите в него разные небольшие предметы (игрушки). Доставайте из коробки по одному эти предметы, называйте, что это, и отдавайте малышу. Пусть рассмотрит их хорошенько. Затем предложите сложить всё на место. И опять, когда берёте предмет в руки, громко, одним словом, называйте, что это.
Лишнее слово
Еще можно играть − называть какие-то группы слов и угадывать, кто лишний. Что существенно, в этой игре может быть несколько правильных ответов. В нее можно играть на ходу, предложите ребенку придумывать такие загадки. Но важно, чтобы он объяснил свое решение. Например, я могу сказать: «автобус, трактор, троллейбус, трамвай». Какое из данных слов лишнее? Кто-то может сказать, что автобус, потому что он на «А», а все остальные начинаются на букву «Т». Кто-то скажет, что трамвай, потому что только он ходит по рельсам, а все остальные нет. Кто-то скажет, что трактор, потому что это не общественный транспорт, а все остальные возят людей. Понимаете, да? Любое объяснение годится.Важно, что ребенку тоже полезно придумывать такие задачи. Ведь только взрослые всегда являются носителями истины в последней инстанции: сначала вы загадываете, потом ребенок. И это не только игра, но и процесс общения. Если вам нравится придумывать, то это отлично.
Плюсы использования словесных игр
Игры со словами имеют и ряд преимуществ перед другими игровыми приемами:
- не требуют специальной подготовки и атрибутов;
- играть можно в любой обстановке (домашней, во время прогулки, в транспорте, в очереди);
- заниматься можно с одним ребенком и с несколькими детьми.
В любом дошкольном возрасте словесные игры позволяют развивать и познавательные процессы маленького человека (мышление, внимание, воображение, все виды памяти), и умение ориентироваться в пространстве.
К тому же, благодаря словесным играм дошкольники могут:
- научиться правильно проговаривать все звуки русского языка (особенно если взрослые акцентируют внимание малыша на его звукопроизношении);
- пополнить активный словарный запас;
- закрепить в памяти новые слова;
- извлечь изученные понятия из памяти в нужное время.
Существуют упражнения, которые следует выполнять с дошкольниками в 2-3 года, в 4-5 лет и в 6-7 лет.
Снежный ком
Есть такая замечательная игра «Снежный ком». Она и словесная, и развивающая память. Один говорит:− Кошка.Второй:− Кошка, собака.Третий:− Кошка, собака, заяц.Четвертый: − Кошка, собака, заяц, тигр.Можно произносить любые слова. Есть также другая версия этой игры. Скажем, первый говорит:− Я иду в поход и беру с собой ложку.Второй:− Я иду в поход и беру с собой ложку и миску.И так далее. Каждый добавляет свое. Но уже в конце, а не в начале. То есть изначально он должен вспомнить все слова, что сказали до него, потом уже добавить свое.Когда мы играем с группой детей, то я предлагаю не только называть слова, но еще, если кто-то забыл, можно подсказывать, но только жестами.Можно называть в каждом слове первую букву, и это тоже для некоторых детей не так-то просто. Но когда вы уже справились, то некоторые загадки − все на одну букву. Например, мы загадываем все слова на букву «М». Я говорю:− Это такая большая, с колесами, на ней можно ехать.− Машина.− Хорошо, тогда я другое загадаю на букву «М». Это такое вкусное, холодное и бывает в вафельном стаканчике.− О-о, это мороженое!− А еще это такое сладкое и его делают пчелы.− Мед.− А теперь давай ты попробуй что-нибудь на «М» придумать.И это гораздо сложнее: придумать слово, которое начинается на эту букву, да потом еще его описать − это серьезная работа для ребенка.
Речевые игры для детей 6-7 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12 «Крепыш»
Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
(МБДОУ «Детский сад №12»)
Речевые игры для детей 6-7 лет
Подготовила :Гумеровой Эндже Саетзяновны
г. Менделеевск, 2021г
Игры на развитие навыков звукобуквенного анализа, формирование фонематического слуха
1) Игра «Живые буквы»
Задача: закрепить навыки звукобуквенного анализа.
Оборудование: карточки с буквами, картинки.
Описание. Игру лучше проводить с группой детей. Взрослый показывает картинку и называет по ней слово, которое они будут составлять. Роль каждой из букв будут выполнять дети, у которых спереди прикреплены карточки с буквами. Дети Должны построиться в ряд так, чтобы можно было прочитать заданное слово. Слова подбираются простые, без орфограмм. Например, мак, кот, дом, мышка, столик и т. д.
2) Игра «Цепочка слов»
Задача: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность.
Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых. Один из играющих называет любое слово — существительное в единственном числе и именительном падеже, второй — придумывает слово на его последний звук, третий — на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов. Например: Аня — яблоко — осень — нитки — индюк — кот — трос — собака и т. д.
3) Игра «Топни — хлопни»
Задача: научить ребенка различать похожие между собой звуки.
Оборудование: слова, в которых согласный звук произносится четко, с усилием, а гласный звук должен быть под ударением.
Описание. Игра проводится на слух. Взрослый сообщает ребенку: «Сегодня мы будем учиться слышать звуки и отличать их друг от друга. Для задания выбираются звуки, каким-то образом похожие друг на друга: например, О-У, Ы-И, М-Н, К-Т, П-Т и т. д. — для детей 5 лет, пары согласных по глухости-звонкости (В-П, Д-Т, Г-К, В-Ф) и по твердости-мягкости (М-М’, Т-Т’, К-К’ и др.) — для детей 6-7 лет.
Сначала игра проводится на отдельных звуках, затем на слогах и словах. Взрослый подбирает речевой материал и четко его проговаривает, а ребенок по инструкции взрослого на один из звуков хлопает, на другой – топает
Например, различаются звуки [О-У].
Звуки: О, У, Н, У, О, Ы, О, У, А, М, У, Т, О и т. д.
Слоги: ОН, УК, ПО, УТ, КО, НУ, МО, УП, МУ и т. д.
Слова: Оля, утка, осень, окно, удочка, иду, корова, утро, озеро, Уля и т. д.
4) Игра «Выбери картинки»
Задача: научить детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить их словарный запас, развить зрительное внимание.
Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки.
Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, дает инструкцию ребенку, что он должен выбрать те картинки, на которых изображены слова на определенный звук, например звук [к]. Затем взрослый четко называет все картинки, а ребенок выбирает из них подходящие (кот, пони, муха, конь, кофта, танк, кубик, конфета, нос, паук, мак, кукла ит. д.)
5) Игра «Разложи на кучки»
Задача: научить детей выделять начальный звук в слове.
Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них.
Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, называет их, затем дает инструкцию ребенку, что он должен объединить картинки в несколько кучек по начальному звуку.
Например:
[Л] — лес, луна, лиса, лошадь, лампа и т. д. [А] — автобус, ананас, арбуз, альбом и т. д. [У] — утка, удочка, улей, улитка, утюг и т. д. [М] — мак, муха, малина, машина, мост и т. д. [К] — кот, конь, кубик, кофта, кукла и т. д. [Н] — нос, нога, ножик, ножницы, носорог и т. д. [И] — ива, индюк, иголка, игрушки, иволга ит. д.
6) Игра «Повтори за мной слова»
Задача: тренировать детей в звуковом анализе, научить их выделять заданные звуки в словах.
Оборудование: подготовленные взрослым ряды слов, большинство из которых содержит в своем составе заданный звук, а остальные нет. Для игры используются слова с гласными (А, О, У, И, Ы) и согласными звуками, которые ребенок может правильно произнести ([М-Н], [Д-Т], [Г-К], [Б-П], [В-Ф], [X]). Для звонких согласных звуков [Д], [Б], [Г], [В] не допускается использование слов, в которых эти звуки стоят в конце и оглушаются. Отдельно друг от друга разбираются твердые и мягкие пары звуков. Гласный звук [О] может выделяться только в тех словах, в которых он находится под ударением, так как в других случаях он превращается в звук [А]. Гласный звук [Ы] выделяется только в середине и конце слова.
Описание. Взрослый произносит ряд сначала из 5^6, затем из 8-10 слов и дает ребенку задание запомнить и повторить только те слова, в которых есть определенный звук, например, звук [М]. Дается такой ряд слов: мама, кот, мыло, дом, паук, мост, бант, муха, нога, лимон. Из них ребенок должен повторить следующие слова: мама, мыло, дом, мост, муха, лимон.
7) Игра «Найди звук»
Задача: научить детей слышать начальный и конечный звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение звуков.
Оборудование: ряды картинок на определенный звук.
Описание. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.
Взрослый говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову предметы, изображенные на них, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какой звук есть во всех этих словах». Затем взрослый показывает и называет ряд картинок, которые начинаются, например, со звука [К]: кот, конь, кофта, колесо, кукла, конфета, а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К], придумать несколько своих слов с этим звуком.
Игра «Из одного слова — много слов»
Задача: научить детей составлять новые слова, используя буквы, содержащиеся в длинном слове, развить навыки звукобуквенного анализа.
Описание. Играющие должны составить из букв, входящих в какое-либо одно длинное слово, как можно больше других слов. Составленные слова Должны быть существительными в именительном падеже. Буквы можно употреблять в любой последовательности, но в придуманных словах буква не должна повторяться чаще, чем в исходном слове.
9) Игра «Звуковое лото»
Задача: тренировать детей в определении местоположения заданного звука в слове: в начале, середине или конце.
Оборудование; полоски, разделенные на 3 части, обозначающие начало, середину и конец слова; предметные картинки со словами на определенные звуки: гласные и глухие согласные — начало, середина, конец; звук [ы] — середина, конец слова; звонкие согласные — начало и середина слова.
Описание. Ребенок рассматривает и называет картинку с заданным звуком, затем кладет ее на первый, второй или третий квадратик в полоске в зависимости от его местоположения в этом слове. Начало слова — когда все остальные звуки идут после заданного звука, середина слова — другие звуки стоят до й после заданного, конец слова — остальные звуки стоят перед заданным звуком. Например, ребенку даны картинки со звуком [м]. На полоске они располагаются в квадраты в следующей последовательности: мак — сумка — дом.
10) Игра «У кого больше слов?»
Задача: научить детей находить на картинке или придумывать слова с заданным звуком. Оборудование:
1 вариант — картинка, на которой собрано множество предметов с заданным звуком.
2 вариант — предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук; фишки.
Описание. Играть можно с одним ребенком или с группой детей.
1 вариант. Взрослый показывает сюжетную картину (например, «Лес») и предлагает ребенку найти на ней как можно больше слов с заданным звуком.
За каждое слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.
2 вариант. Взрослый называет детям звук и показывает картинки со словами, в которых есть этот звук.
Затем картинки убираются, а дети должны назвать как можно больше слов по памяти. За каждое слово ребенок тоже получает фишку. По мере тренировки играть можно и без картинок, перебрасывая мяч между играющими и называя слова с условленным звуком.
11) Игра «Замени звук»
Задача: научить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Оборудование: ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Описание. Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.
Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.
Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка — чашка, гайка — чайка, масть — часть) или передний звук (враг — врач, клюв — ключ, мел — меч).
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
12) Игра «Назови гласные»
Задача: тренировать детей в выделении из слова гласных звуков.
Описание. Взрослый произносит слова по слогам, выделяя и протягивая гласные. Затем произносит только гласные в той последовательности, как они стояли в слове.
Например, ры-ба — ы-а; ба-ра-бан — а-а-а; кош-ка -о-а; мя-чик — я-и и т. д. Далее ребенок пробует самостоятельно протянуть гласные в слогах и назвать их по порядку.
При необходимости взрослый помогает ему в правильном делении слов на слоги. Сначала для игры подбираются двусложные слова с прямыми слогами, в которых гласные звуки не изменяются в зависимости от ударения или орфографического правила, т. е. слова пишутся и произносятся одинаково (исключаются слова типа оса, дорога, шина, лето), затем одно- и трехсложные слова и содержащие стечение согласных.
Игры на развитие слоговой структуры слова
1) Игра «Переставь слоги или звуки»
Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять буквы или слоги в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.
Описание. 1 вариант. Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них местами буквы или слоги, а затем повторить новое слово.
По мере тренировки можно играть с группой детей, когда слово с переставленными звуками или слогами загадывают водящему, а он должен его отгадать: лок — кол, мод — дом, зако — коза, бары -рыба.
2 вариант. Взрослый показывает сначала на простых примерах, что некоторые слова могут превращаться в другие, если переставить в них буквы (рос — сон, тело — лето, луг — гул, лес — сел) или слоги (ложа — жало, лыко — колы, насос — сосна). Постепенно по мере тренировки слова можно усложнить и увеличить в них количество букв.
Банка — кабан. Мышка — камыш.
Волос — слово. Баян — баня.
Марка — рамка. Капал — палка.
Насос — сосна. Колос – сокол.
2) Игра «Прохлопай слово»
Задача: закрепить у детей умение делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.
Описание. Взрослый произносит слово, а ребенок Должен отхлопать каждый слог. После отхлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал.
В этой игре детям можно предлагать слова со стечением согласных звуков, при этом необходимо объяснить ребенку, что при стечении согласных деление слога проходит между ними: т. е. один согласный отходит в первый, а другой — во второй слог. Например, кош-ка, от-крыть, мед-ведь и т. д.
3) Игра «Придумай слово с определенным количеством слогов»
Задача: тренировать детей в составлении слов с определенным количеством слогов.
Описание. Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь из детей.
4) Игра «Назови заданный слог в слове»
Задача: научить детей выделять и называть определенный слог в слове.
Описание. Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например, ра-ма, во-да; далее ему предлагается следующее слово и т. д.
По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных, например, мед-ведь.
5) Игра «Наоборот»
Задача: тренировать детей в преобразовании слогов путем замены твердого звука в слоге на мягкий или, наоборот, мягкого на твердый.
Оборудование: ряды слогов для преобразования.
Описание. Взрослый показывает ребенку, как превратить твердый слог в мягкий (или, наоборот, мягкий в твердый), если заменить в нем гласный звук. Например, пы — пи, мо — мё, бэ — бе, ла — ля, ну — ню, сё — со, ке — кэ, дю — ду, вя — ва.
Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.
6) Игра «Выложи слог, который услышишь»
Задача: развить навыки фонематического анализа и чтения, мелкую моторику детей.
Оборудование: счетные палочки, спички или фасоль.
Описание. Взрослый четко и медленно произносит слоги, содержащие звуки, которые ребенок может произнести правильно, и предлагает ему выложить буквы соответствующие звукам из палочек, спичек или фасоли.
7) Игра «Повтори за мной слоги, выделяя ударение»
Задача: научить детей повторять за взрослым слоги с заданным ударением.
Описание. Взрослый произносит ряд слогов, подчеркивая ударение, а ребенок прослушивает и старайся повторить, соблюдая расположение ударного слога. На начальном этапе предлагается ряд из двух, а затем трех слогов: са’ — са; са – са’; ла’ — ла – ла’; ла – ла — ла’
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи
– Существительные
1) Игра «Скажи нужное слово»
Задача: закрепить у детей обобщающие понятия, Расширить их словарный запас.
Оборудование: мяч.
Описание. Взрослый предлагает ребенку, перебрасывая мяч, называть слова определенной группы, например: цветы, животные, имена, города. Проигравшим считается тот, кто не сможет придумать слово, когда у него окажется мяч. Называемые игроками слова не должны повторяться.
2) Игра «Он — Она — Оно»
Задача: закрепить у детей понятие о роде предметов.
Оборудование: набор картинок, знакомых ребенку, с предметами мужского, женского и среднего рода.
Описание. Взрослый раскладывает на столе картинки и начинает формировать из них кучки, объясняя детям, что в первую кладутся предметы, которые можно назвать словом «он», во вторую — «она» и в третью — «оно». Затем ребенок продолжает раскладывать картинки самостоятельно. Взрослый при необходимости помогает ему, задавая наводящие вопросы: Стол — он или она? Яблоко — она или оно?
3) Игра «Подбери родственные слова»
Задача: дать детям представление о родственных словах, т. е. словах, образованных от одного исходного слова.
Описание. Взрослый объясняет ребенку, что некоторые слова похожи друг на друга какой-то частью, как родственники, родные люди, поэтому их называют родственными. Затем он приводит примеры таких слов и показывает соответствующие картинки, выделяя похожую во всех этих словах часть.
Например, главное слово — СНЕГ: снежный, снежинка, снегопад, снежок, снеговик, снегирь, Снегурочка. Или главное слово — ДОМ: домик, домишко, домище, домашний, домовой, домохозяйка. Далее взрослый предлагает ребенку подобрать или придумать родственные слова к нескольким заданным, используя картинки-подсказки. Например, можно предложить слова: ЗАЯЦ — зайка, зайчиха, зайчонок, заячий; ЗИМА — зимний, зимовать, зимушка, зимовка, зимующие; СОЛНЦЕ — солнышко, солнечный, подсолнух; РОД — родной, родина, родник, родители и т. п.
4) Игра «Один предмет — много предметов»
Задача: совершенствовать грамматический строй речи, научить детей правильно употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе.
Оборудование: пары предметных картинок с одним и множеством предметов, мяч.
Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком пары картинок, он называет предмет по картинке в единственном числе, а ребенок — во множественном. При необходимости взрослый исправляет ошибки ребенка в окончаниях слов во множественном числе. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.
5) Игра «Назови ласково»
Задача: научить детей образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Оборудование: предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов, мяч.
Описание. Взрослый показывает предметную картинку и называет по ней большой и маленький предмет.
Затем начинает называть большой предмет, а ребенок должен образовать слово для маленького предмета с уменьшительно-ласкательным значением.
Например, стол — столик, стул — стульчик, кольцо — колечко, шапка — шапочка и т. д. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, пере брасывая мяч.
6) Игра «У кого кто?»
Задача: закрепить в активной речи детей названия детенышей животных н птиц.
Оборудование: картины с изображением животных и птиц, вырезанные картинки с изображением их детенышей, мяч.
Описание. Взрослый предлагает ребенку подобрать животным и птицам подходящих детенышей, накладывая вырезанные картинки на большие картины.
Когда все маленькие картинки подобраны, ребенок должен правильно назвать и сосчитать детенышей, отвечая полным ответом на вопрос: «У кого кто?»
Например. У собаки три щенка. У кошки пять котят. У курицы девять цыплят и т. д. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.
7) Игра «Один — Одна — Одно»
Задача: научить детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с числительными один, два.
Оборудование: картинки с изображением предметов мужского, женского, среднего рода.
Описание. Взрослый вперемешку раскладывает на столе картинки, а затем начинает формировать три кучки в зависимости от рода существительного и соответствующего ему числительного. Например: Это карандаш. Он один. Это книга. Она одна. Это яблоко. Оно одно. Затем ребенок раскладывает остальные картинки самостоятельно, согласуя существительное с числительным в роде.
.
– Прилагательные
1) Игра «Замени слово»
Задача: закрепить у детей понятие о противоположных по значению словах.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением антонимов, мяч.
Описание. Взрослый показывает ребенку пары картинок и называет одно слово, а ребенок должен произнести слово, противоположное по смыслу.
На начальном этапе лучше называть слова — глаголы-действня (открыть — закрыть, встать — сесть), а затем перейти к существительным, прилагательным и наречиям (высокий — низкий, день — ночь, веселый — грустный, горячо — холодно и т. д.)
По мере тренировки игру можно проводить в виде перебрасывания мяча, называя при этом слова, противоположные по значению.
2) Игра «Чей — Чья — Чье — Чьи»
Задача: тренировать детей в образовании притяжательных прилагательных от названий животных и птиц.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и отдельных их частей.
Описание. Взрослый показывает картинку с животным, называет его, затем задает вопрос о какой» либо части тела этого животного. Например: голова чья? — коровья; хвост чей? — коровий, следы чьи? ‘ коровьи и т. д.
– Числительные, наречия, местоимения
1) Игра «Сосчитай предметы»
Задача: тренировать детей в количественном счете предметов, правильно употребляя окончания в словах.
Оборудование: числа от 1 до 5, предметные картинки с изображением одного, двух, трех, четырех, пяти предметов; мяч.
Описание. Взрослый называет число и показывает картинку с соответствующим количеством предметов, а ребенок должен правильно назвать этот предмет в сочетании с этим числом. Например, один огурец — два огурца — три огурца — пять огурцов; одно яблоко — два яблока — пять яблок и т. д.
По мере тренировки игру можно проводить на слух, перебрасывая мяч и называя количество предметов. Например: один арбуз — пять (арбузов).
2) Игра «Еще»
Задача: тренировать детей в образовании сравнительной степени прилагательных. Оборудование: мяч.
Описание. Взрослый объясняет ребенку, что некоторые признаки предметов можно сравнить между собой и выразить это сравнение в слове. Он бросает ребенку мяч и называет признак и сравнительное слово «еще», а ребенок должен вернуть мяч и правильно образовать сравнительную степень. Например, громкий — еще громче, длинный — еще длиннее, высокий — еще выше, легко — еще легче и т. д. Если встретилось слово, сравнительная степень которого образуется другим словом, взрослый должен объяснить ребенку, как следует правильно произнести такое слово: хорошо — еще лучше, плохо — еще хуже, много — еще больше, мало — еще меньше.
3) Игра «Мой — Моя — Мое»
Задача: научить детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с притяжательными местоимениями.
Оборудование: личные вещи (игрушки, одежда, обувь) детей, мешочек.
Описание. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый незаметно складывает несколько предметов от каждого ребенка в мешочек. Затем, доставая их из мешка по одному, спрашивает: «Чья футболка (кукла, машинка)? Чей ботинок (шарф, мишка)? Чье платье?» и т. д.
– Связная речь
1) Игра «Профессии»
Задача: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку профессий.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.
Описание. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».
2) Игра «Закончи предложение»
Задача: научить детей составлению простых предложений по картинкам.
Оборудование: предметные картинки.
Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.
Например, «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет (кость)»; «Мама испекла (торт)».
3) Игра «Почини предложение»
Задача: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.
Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова — существительные в именительном падеже, глаголы — в начальной форме.
Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.
Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» — «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» — «Я читаю интересную книгу».
4) Игра «Моя семья»
Задача: научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением членов семьи в различных ситуациях.
Описание. Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.
Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».
– Глаголы
1) Игра «Доскажи слово»
Задача: совершенствовать у детей навыки словообразования, тренировать их в запоминании и повторении новых слов — глаголов, образованных путем изменения приставки.
Описание. Взрослый произносит начало слова — приставку, а ребенок договаривает недостающую, заранее условленную часть слова — корень — и повторяет слово целиком. Для игры предлагаются глаголы, образующие множество новых слов с помощью приставки: нести, идти, ехать, летать, плыть, носить, ходить и т. д.
Например, принести, унести, внести, занести, вынести, перенести; ехать, уехать, приехать, выехать, въехать, заехать, объехать, отъехать, выехать, переехать, доехать и т. д.
2) Игра «Плавает, бегает, летает»
Задача: тренировать детей в придумывании предметов, подходящих к заданному действию. Оборудование: мяч.
Описание. Играющие стоят по кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает мяч кому-либо из детей, называя действие. Поймавший мяч возвращает его обратно, добавляя подходящий предмет.
Например, летает — птица, самолет, ракета, лебедь, бабочка, вертолет.
3) Игра «Придумай действие»
Задача: научить детей правильно соотносить действия с определенным предметом и называть их соответствующим глаголом.
Оборудование: мяч.
Описание. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Играющие стоят в кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает кому-то из них мяч, называя при этом какой-либо предмет (животное, человека какой-то определенной профессии, имя мальчика или девочки). Поймавший мяч должен вернуть его водящему, называя подходящее для этого предмета действие. Например, корова — мычит; кошка — мяукает, мурлычет, царапается; врач — лечит; пожарник — тушит; Ваня — прыгает; Оля — играет; Катя -танцует; Дима — рисует и т. д.
Контакт
Эта игра годится, если ребенок уже знает, что такое первая буква, и понимает определение: «это такой зверь, который мяукает». Если он не называет само слово, а произносит описание, то после этого уже можно играть. Я думаю, многие знают правила, но я на всякий случай расскажу еще раз.Контакт − игра для нескольких человек, надо хотя бы 3-4 участника. Ведущий загадывает какое-нибудь слово и сообщает всем остальным игрокам первую букву, например «К». Остальные игроки начинают придумывать свои слова, которые начинаются на «К», например, один говорит:− А это не такой зверь, который мяукает?Ведущий говорит:− Нет, это не кошка (если он действительно загадал не кошку).Другой говорит:− А это не такой, друг Чебурашки?Ведущий:− Гена. Нет, подожди, «К». Это не крокодил.И так все игроки пытаются придумать такое определение, чтобы они поняли, а ведущий не понял. И если вдруг им это удается, например, один из игроков говорит:− Она сладкая и ее едят вареной.Ведущий говорит:− Каша.− Нет, она растет в поле, она высокая и у нее внутри волоски.Ведущий говорит:− Ой, не знаю.Тогда остальные игроки начинают считать: до 3, до 5 или до 10, это уж как договоритесь. И говорят «Контакт!», а потом хором произносят отгаданное слово. Если у того, кто давал определение, и у того, кто сказал «кукуруза», сошлось, тогда водящий должен сказать им следующую букву.− Ну хорошо, тогда говорю вам вторую букву. Вторая буква «О».И дальше все игроки, которые отгадывали, придумывают уже на «Ко». А потом, скажем, они придумали еще какое-нибудь определение, которое водящий не отгадал, тогда у них появляется уже три буквы. И так потихонечку они отгадывают слово. И кто в итоге отгадал, тот становится следующим водящим.Это игра не такая простая, как может показаться, − в нее и взрослым бывает нелегко играть. Но если вы не торопитесь, не стараетесь непременно обыграть ребенка, то процесс игры доставим всем удовольствие.Если не пытаться меряться − кто выиграл и кто проиграл, то она вполне работает. Например, позволяет выяснить, как пишутся слова. С детьми бывает очень смешно играть, они придумывают нетривиальную орфографию и не всегда понимают, какая буква следующая в загаданном слове.
8. «Кочерга»
Эта забавная словесная игра особенно нравится малышам. Попросите детей загадать любой предмет мебели (стул, кресло и т.д.) или кухонную принадлежность (вилка, кочерга, скалка и т.д.).
Затем водящий задаёт игрокам разные вопросы, на которые нужно отвечать только загаданным словом.
Пример: Как тебя зовут? – Кочерга.
Что ты сегодня ел на завтрак? – Кочергу.
Какой подарок ты получил на день рождения? – Кочергу.
Другой вариант игры: игроки загадывают друг другу слова, которыми потом они будут отвечать водящему.
Усложнение: нельзя смеяться.
Цепочка слов
Многие играют в города, когда придумывают город на последнюю букву, но города для детей младшего возраста − слишком сложно, они не знают так много названий. Поэтому можно играть в обычные слова. И я говорю, например:− КоТ. Какая у него последняя буква? «Т». Значит, тебе теперь надо придумать на «Т». Ну, давай.− ТрактоР.− Ага, тогда я придумываю на «Р». Я говорю «рукаВ», ну-ка, давай подумай, какая у него последняя буква?И тут возникает интересная вещь. Ребенок говорит:− «Ф»?Я говорю:− Знаешь, это можно проверить. Вот давай подумаем, у куртки один рукав, а если много? Два рукаВа. Мы же говорим «два рукаВа», а не «два рукаФа»Ребенок соглашается:− Ну конечно, рукаВа.− Отлично, теперь ты знаешь. Рукав – последняя буковка «В». Видишь, мы с тобой это проверили.Совершенно не обязательно говорить, что потом ты будешь учить это в школе. И это отличный способ понять, проверить, какую букву написать.
Загаданные буквы
Я загадываю какую-нибудь букву, а потом дети предлагают слова, и я говорю, есть ли там эта буква, и если есть, то сколько раз она встречается. Например, они говорят:− Кот.Я отвечаю:− Нет такой буквы, ни одной.Дети продолжают:− Гора.Я подтверждаю.− Одна.Они говорят:− Ананас.Я:− Ни одной.Они говорят:− Рыба.Я:− Одна.И тогда они уже могут предположить, какая это могла быть буква. Например, сейчас я загадала «Р».А можно попросить ребенка загадать букву, и тогда уже его будет очередь пытаться понять, какие буквы есть, а каких нет. И это довольно серьезный анализ.
Автор: Женя Кац, педагог, автор методики игрового обучения детей Цикл онлайн-лекций «Игра и дети»