Подборка дидактических игр и упражнений на развитие образной речи старших дошкольников.
Подборка дидактических игр и упражнений на развитие образной речи старших дошкольников.
1.«На выставке».
Цель: дать описание картины, используя образные слова и выражения.
Ход игры: Воспитатель размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки и организует выставку. Назначает экскурсовода, которые производит экскурсию на выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребенок в чем – то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.
2. «Нарисуем картину словами».
Цель: Развивать воображение детей, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.
Ход игры: Воспитатель: Дети, вы хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о зиме, а вы закроете глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажете, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все могли мысленно представить эту картину. Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам. Предлагается для этого задания два фрагмента романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и отрывок из стихотворения «Зимний вечер! Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на солнце, снег лежит. Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.
3. «Загадка».
Цель: выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения. Материал: у каждого игрока картинка, перевернутая изображением вниз. Задание: Придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выигрывает тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки. Вариант игры: Цель: Развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова. Взрослый выбирает одного- двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой – либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду, и какие действия в произведении за ним последуют, получит право первым загадывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.
4. «Кто внимательнее».
Цель: Выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты. Игровое правило: выигрывает тот, кто больше заметит и назовет сказочных выражений, образных слов.
Ход игры: Воспитатель: Разные народы живут на земле. И у каждого народа есть свои сказки. Народные сказки легко можно отличить от авторских литературных произведений, потому что в них особенные сказочные слова, песенки. Сейчас я расскажу сказку, которую вы уже знаете. Внимательно слушайте и постарайтесь заметить такие слова. После чтения сказки дети называют специфические сказочные выражения. Каждый правильный ответ отмечается фишкой.
5. «Я начну, а вы продолжите».
Цель: подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Воспитатель составляет незаконченные предложения. Ребенок должен закончить предложение, используя, образные обороты речи. — Был ясный морозный день, снег на солнце…(сверкал, искрился, переливался, блестел). — Миша сел на санки и помчался с горы… (пулей, вихрем, стрелой, молнией). — Санки перевернулись, и мальчик… (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, бухнулся в снег). — Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился….(не покладая рук, без устали, в поте лица).
6. «Ошибка».
Цель: Знакомиться с образными словами и выражениями, находить смысловые неточности, ошибки. Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в школу веселых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы: — Маша целыми днями непокладая рук лежала в постели. (Почему вы смеетесь? Как нужно сказать по другому?). — Когда Оля увидела, какой ей принесли подарок, она от радости аж губы надула. — Ах, лев, вы такой смелый! У вас заячья душа! — Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу.
7. «О чем говорит пословица».
После беседы о значении какой – нибудь пословицы взрослый предлагает составить рассказ, где кто – нибудь из героев мог бы сказать эту пословицу. Дети могут нарисовать иллюстрацию к пословице. Детям могут быть предложены такие пословицы: «У страха глаза велики»; «Трусливому зайке и пенек — волк»; «Не рой яму другому сам в нее попадаешь»; «Кто зря сидит, у того голова болит»; «Какие сани, такие и сами»; «Одна пчела много меда не носит».
8. Кто больше вспомнит пословиц.
Взрослый предлагает подобрать ребенку пословицы к определенному литературному произведению, конкретному эпизоду сказки, к сюжетной картине. Другой вариант заключается в том, что взрослый дает пословицу, разбирает ее вместе с детьми, а затем предлагает нарисовать рисунок, придумать на основе этой пословицы короткую историю.
Игры на ознакомление детей с синонимами.
Сказочница: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу познакомить вас волшебными словами – синонимами. Эти слова делают речь очень красивой, выразительной. В моей стране, все жители употребляют в речи синонимы. Вы хотите узнать эти слова? Дети: Да! Сказочница: Синонимы– это слова, которые звучат и пишутся по- разному, а обозначают одно и то же или очень близки по смыслу. Примеры синонимов: Миг – момент, Бранить – ругать, Громадный – огромный, Напрасно – зря. Могут быть не только пары слов, но и целые цепочки, ряды: метель, вьюга, буран, пурга, метелица; кратко, вкратце. Сжато, коротко. Синонимы – это слова близкие по смыслу. Они могут заменять друг друга.
1. Составь предложение с синонимами
: Храбрые, смелые, отважные. Мужественные, бесстрашные.
2. Назови в предложении слова близкие по смыслу
. Задача трудная. Задача сложная. Щенок робкий. Котенок боязливый. Шары красные. Цветы алые. Чудесный день. Хороший человек. Веселое настроение. Радостное событие.
3. «Охот за синонимами».
Водящий выходит из комнаты. Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Отгадывающий входит и задает вопросы. В ответе на вопрос каждый участник должен использовать доставшийся ему синоним. Запомнив синоним, водящий должно гадать слово. Водящим становится тот участник игры. Произнесший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано. Можно предложить такие слова: Плохо, большой, умный, двигаться, чисто, ученик, учить, бежать, смелый, хмурый, говорить.
4. «Составьте предложение».
Играющим необходимо вспомнить фразеологизмы. Задание: включить фразеологизм в составленное предложение. Играющие составляют предложение с фразеологизмами по кругу, кто затрудняется или ошибается – выходит из игры. Последний из играющих – победитель. Игры на ознакомление детей с антонимами.
5. «Закончи предложение».
Куст низкий, а дерево – Вагон большой, а тележка – Молоко жидкое, а сметана – Малина сладкая, а клюква — . Речевые упражнения.
6. «Что на что похоже».
Цель: Учить находить сходство в объектах, давать речевое сравнение, используя слова «как», «как будто», «Похож». Материал: картинки, на которых изображены цыпленок, одуванчик, груша, лампочка, колокольчик, звонок, огурец, крокодил, оранжевый листик, пламя, тетрадь в линейку, тигр, букет цветов, бабочка.
Ход игры: Перед детьми раскладываются картинки с изображением цыпленка, одуванчика, груши, звонка, колокольчика, лампочки. Дети должны найти пары похожих по какому-либо признаку объектов. Воспитатель показывает образец выполнения задания. Выбирает цыпленка и одуванчик и говорит: «цыпленок похож на одуванчик». У детей должны получиться сравнения: «Груша похожа на лампочку», «колокольчик похож на звонок». Далее задание усложняется. Добавляются новые картинки, и теперь дети находят похожие объекты, выделяя и называя признак сравнения: «Ежик такой же колючий, как елка» и т.д.
7. «Почему похожи».
Цель: закрепить умение выделять признак сравнения и называть его. Материал: картинки, на которых изображены мухомор, божья коровка, шляпы; снег, вода, мороженное; тигр, зебра, шершень и т.д. Ход игры: Детям раздают картинки с изображением тигра, мухомора, мячика, снега. Затем перед ними раскладывают другие группы картинок, среди которых необходимо выбрать два предмета похожих на тот, чо у них в руках, и сравнить их, выделяя признаки: «Тигр такой же полосатый, как зебра, а по цвету похож на шершня» и т.д.
8. «Цветочная полянка».
Цель: Учить составлять образные описания. Материал6 большая дидактическая картинка «Лесная полянка» с прорезями, в которые вставлены бумажные цветы (колокольчики. ромашки, васильки и т.д.). Ход игры: Дети садятся полукругом возле картины и по очереди просят у полянки цветочек, правильно называют его, хвалят, используя образные слова. Помогая детям. Воспитатель читает стихи и загадывает загадки, обращает внимание детей на имеющиеся в них характеристики цветов: «Возле речи вырос лютик, был он тонкий, словно прутик» и т.д. В конце игры воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, у кого самый красивый букет? Почему? « — и показывает пример оценивания: «Мне очень нравиться букет Ани, потому что в нем незабудки. Как синие глазки, а гвоздики алые, как пламя, такие яркие, что их из далека видно.» такой прием помогает детям вспомнить определения и сравнения в ответах друг друга.
9. «Отгадай кличку».
Цель: Учить детей придумывать образные слова, характеризующие игрушечные персонажи. Материал: рыжий лисенок и черный щенок. Ход игры: В гости к детям приходят игрушки. Плюшевые друзья предлагают детям отгадать как их зовут. Воспитатель: у них такие имена. Что сразу можно догадаться кто есть кто. Как вы думаете, как зовут лисенка? Лисенок хитрый, хвост пушистый. Он рыжий, почти оранжевый. Как солнце. Как его могут звать? (Ответы детей). Лисенок, тебя зовут рыжик? Дети могут называть разные клички, когда фантазия иссякнет, воспитатель подсказывает, от имени лисенка «меня зовут Огонек». Аналогично характеризуется щенок. Затем гости предлагают узнать, как зовут их друга гнома, который очень любит спать ( всегда ворчит, без конца чихает, любит чистоту)?
10.«Послушай мое слово и дорисуй».
Цель: закрепить представления о многозначных словах, свободно общаться в процессе выполнения рисунка. Материал: листы бумаги, фломастеры. Игровые действия: отобразить в рисунке понимание многозначного слова. Ход игры: Я буду называть разные слова, а вы представьте себе, что это такое и нарисуйте. Слова: ручка, иголка, труба и проч. Когда рисунки закончены, воспитатель предлагает рассказать какие рисунки дети нарисовали, делается вывод о том, что к одному слову, нарисовали разные слова.
11.«Какой? Какая? Какое?»
(Подбор определений). Материал: картинки с изображением яблока. Груши, лисы, белки, ежика; фишки. Игровые действия: подобрать к слову как можно больше определений. Правила: Уже сказанное слово не повторять. Воспитатель предлагает детям поиграть со словами. Я назову предмет, а вы его опишите. Как художники. — Яблоко. Какое оно? (круглое, сочное, спелое, наливное). Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы: как сказать о ежике, чтобы было понятно, что его тело покрыто колючками, боится лисы. За каждое определение выдается фишка. В конце игры фишки объединяются и делается вывод: к каждому слов можно подобрать множество других слов. Которые будут его характеризовать.
Список используемой литературы:
1. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сбор./под.ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Спб., 2004.
2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки/ Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. 3. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1996.
4. Скажи по – другому/ Речевые игры, упражнения, ситуайции, сценарии/ Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 1994.
5. Умные вопросы. Викторины для дошкольников. – Авт.- сост. Т.А. Евтюкова. – Новосибирск: Сиб. универ. Изд-во, 2008.
6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
Правильная интонация голоса
Однако не достаточно просто обращать на себя внимание, важно делать это грамотно. Именно поэтому было бы полезным обратиться за помощью специалиста , и следовать примерам успешных ораторов. Интересно то, что даже дефекты речи поддаются исправлению. Голос – это уникальный инструмент, который можно формировать и которым важно научится грамотно управлять. Дикторы, ведущие, актеры и многие другие, могут стать для вас подходящим примером. Однако, личные систематические упражнения не заменят вам ни чем другим своей пользы.
Почему опасно недооценивать силу интонации? Для того, чтобы понять ответ на этот вопрос посмотрите на следующие факты. Вы поймете, что изменение интонации голоса имеет действительно огромную силу.
- Монотонность речи делает ее скучной;
- Слушатели не будут иметь интереса и будут «засыпать» слушая вас;
- Вы будете чувствовать себя неуверенно и некомфортно.
Этого всего можно избежать, если научиться хорошо управлять интонацией. Тренируя интонацию голоса, вы станете непревзойденным оратором, приковывающим к себе внимание аудитории.
Людмила Миничева
Упражнения для формирования интонационной выразительности речи
Упражнение 1
Цель:
учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).
Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией – так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).
Упражнение 2
Цель:
учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и др.
Воспитатель предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет) Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).
Упражнение 3
Цель:
учить детей правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.
Для правильного использования вопросительной и утвердительной интонации детям предлагают прочитать стихотворение «Каша».
Говорила наша Маша:
Не хочу я кушать кашу.
Каша Машу услыхала
Зашипела, убежала.
Первую строчку можно предложить проговорить с выразительной интонацией одной подгруппе («Говорила наша Маша?»). Другая подгруппа должна ответить с утвердительной интонацией («Говорила наша Маша»).