Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Количество детей, страдающих ОНР (общим недоразвитием речи) увеличивается с каждым годом. Подобный дефект выявляют у 70% малышей. Важно понимать, что дефекты произношения негативно отражаются на развитии письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие связной речи у детей с ОНР базируется на умении составлять предложения, соответствующие уровню его развития. Связывание слов в предложении позволяет выражать и понимать смысл сказанного. Именно навык составления лексически и синтаксически правильных предложений – основа коррекционной работы.

Что такое ОНР

Диагноз ОНР включает комплекс речевых нарушений, при которых у ребенка наблюдается не только неправильная артикуляция, но и проблемы с осмыслением услышанного. Для коррекции дефекта с дошкольниками занимается логопед. Терапия будет тем эффективнее, чем раньше она начата.

Характерная особенность детей, которым поставлен диагноз общего недоразвития речи – низкие навыки связного повествования. Применение методик логопедии позволяет развивать недостающие умения во время воспитательного и обучающего процесса у малышей в возрасте 4–5 лет.

Особенности речевого развития детей с ЗПР

Множество людей изучают тему речевого развития детей с ЗПР, а результаты исследований отражают в рефератах и докладах. Так известно, что малыши с задержкой психического развития имеют:

  • малый запас сведений и представлений об окружающем мире;
  • сниженную познавательную активность;
  • нарушения всех компонентов речи;
  • пониженное формирование психических функций;
  • слабо регулируемую произвольную деятельность.

Обратите внимание! Общей особенностью связной речи детей с ЗПР являются трудности пересказа и рассказа по серии сюжетных картинок. Нарушения лексического, грамматического и артикуляционного строя речи также присущи.

Как формировать речь детей с задержкой психического развития

За основу теста на дифференциацию нарушения и определения его степени берется методика Глухова. Компетентность данного теста подтверждают многочисленные исследования студентов и преподавателей, включающих методику в практическую часть дипломов и посвящающих ей основную долю сбора статистических данных в курсовых работах.

Коррекционная работа по формированию правильного высказывания у детей с ЗПР:

  1. Формирование четкого и ясного произношения, устранения дефектов в звукопроизношении.
  2. Развитие причинно-следственных связей и умение соотносить слово и предмет (явление, признак или действие).
  3. Увеличение словарного запаса.
  4. Устранение ошибок в употреблении предлогов и падежных форм.

Обратите внимание! Обогащение неречевого общения детей возможно посредством развития невербальных средств общения – мимики и жестов. У детей с ЗПР наблюдается слабая координация движений лица, вялая артикуляция, что нарушает коммуникацию дошкольника как со сверстниками, так и с взрослыми.

Развиваются невербальные средства общения в игровой форме – поначалу все упражнения показывает педагог (индивидуально – перед зеркалом или глядя «глаза в глаза», на групповом занятии – демонстрируя презентацию), следом происходит совместное повторение, и только в конце – индивидуальный показ (можно организовать повторение упражнения по цепочке, друг за другом).

Занятие по формированию речи у детей

Правила и порядок логопедической работы

Под связной речью понимают умение составлять распространенное предложение или несколько взаимосвязанных словосочетаний для обеспечения коммуникации и понимания между людьми. Формирование связной речи у детей с ОНР – базовая задача логопедической коррекции. Оно неразрывно связано с развитием мышления. По мнению Е. И. Тихеевой без точного мышления невозможно обучение навыкам комбинирования высказываний.

Именно в старшем дошкольном периоде изменяется мышление ребенка – расширяется кругозор, усовершенствуется мыслительный процесс, появляются новые умения, формируется речь.

Но умение говорить приобретается только во время общения. Увеличение коммуникативных навыков способствует усложнению грамматических форм, используемых дошкольником. Если у малыша развиты способности примитивной разговорной речи, то пассивный запас слов приближен к возрастным требованиям. Он сумеет рассказать о своих друзьях, родственниках или ярких событиях в жизни.

Коррекционные занятия с дошкольниками, у которых диагностировано недоразвитие речи, направлены на:

  • усовершенствование фонематических навыков;
  • исправление неправильной артикуляции (при наличии);
  • увеличение запаса слов, понимание их лексического значения;
  • формирование умения построения связных предложений, их интонационного украшения;
  • развитие навыков самостоятельного повествования и изложения прочитанного или услышанного.

Логопед обучает дошкольников, с чего начинать повествование, как сделать его интересным и эмоциональным, а также, как логично и последовательно излагать свои мысли.

Именно с последовательностью изложения возникают трудности у детей с общими речевыми нарушениями. Они не умеют сосредотачиваться на основной мысли, разбивать рассказ на смысловые части и правильно располагать их. И задача логопеда – добиться логичного повествования со взаимообусловленными частями, понятного посторонним слушателям.

Еще одна проблема дошкольников с ОНР – отсутствие грамматических навыков. Они составляют короткие бессоюзные словосочетания, часто повторяют одни и те же фразы, а их рассказ не имеет логичного завершения. Специалист дефектолог разъясняет малышам причинно-следственную связь, характеристики предметов и явлений, их привязку к времени и месту, учит обобщать слова по видовым и родовым признакам.

Овладение дошкольником с ОНР приемами связного повествования – показатель эффективности логопедической коррекции.

Для этого дефектолог применяет различные методики:

  • разъяснения;
  • вопросы;
  • демонстрацию картинок;
  • анализ имеющихся речевых навыков.

На каждом логопедическом занятии специалист сочетает несколько методик для повышения активности самостоятельных высказываний детей. Комплексный подход позволяет варьировать занятия в зависимости от уровня речевого развития и способностей к самостоятельному рассказу, поставленных целей и активности малышей.

Формирование навыков развернутого высказывания

Чтобы научить малыша составлять связный рассказ, логопед использует репродуктивные методики – описание картинок, составление рассказа по серии изображений. Это вызывает наибольшие сложности у дошкольников с ОНР. Таким детям трудно даются навыки рассуждений, поскольку такие высказывания требуют логичности и аргументированности, обоснования своего мнения. Чтобы научиться составлять рассказ-рассуждение, дошкольник должен понимать причинно-следственные связи.

Формирование умений связного изложения у малышей с речевым недоразвитием – длительный процесс. На начальном этапе малыш повторяет вслед за педагогом задание, правила его выполнения и получившийся вывод. Затем логопед искусственно создает ситуации, стимулируя дошкольника к самостоятельным высказываниям. Одновременно педагог регулирует последовательность, аргументированность и связность повествования, задавая наводящие вопросы.

Для формирования у детей с ОНР навыков связного повествования их учат составлять план рассказа.

Таким дошкольникам потребуется больше времени для освоения навыков логичного повествования. Совместное составление плана рассказа используется не только как методика развития связной речи, но и как организация совместной работы. Такая деятельность способствует формированию умений выделять главную мысль, строить самостоятельный последовательный рассказ. В дальнейшем дошкольники овладевают навыками составлять самостоятельный связный рассказ с последовательным изложением событий.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи

Психолого-педагогическая характеристика детей основывается на классификации Левиной, выделяющей 3 формы ОНР:

  • 1-го уровня, когда высказывание отсутствует. В обиходе лишь звукоподражания и различные звукокомплексы (небольшое слово, которым малыш обозначает сразу несколько предметов).
  • 2-го уровня, общеупотребительная речь зарождается. Дошкольник уже может произносить короткие фразы, участвовать в диалогах (ответы, как правило, односложные). В детских монологах присутствует множество ошибок как звукового, так и смыслового характера.
  • 3-го уровня, остаточное речевое недоразвитие. Малыш активно пользуется как диалогической, так и монологической формами. Сохраняются заминки в согласовании прилагательных и существительных, ошибки в словоизменении и словообразовании малознакомых слов.

Особенности речи детей с ЗПР

Дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР) часто используют большое количество слов, не понимая их значения. Из-за грамматической несформированности допускают множество ошибок как в оформлении предложений, так и в изолированных словах. Особенностью речевого развития детей с ЗПР являются дефекты произношения и звукового анализа и синтеза (малыш не может выполнить задание, где требуется выбрать и указать определенный звук).

Особенности детей с ЗПР

Характеристика ребенка с нарушением речи

Дети с нарушениями речи имеют следующую характеристику:

  • эмоционально нестабилен и подвержен резкой смене настроения;
  • имеет вялые и пассивные органы артикуляции;
  • снижено внимание и память, заторможен мыслительный процесс;
  • гиперактивен или, наоборот, пассивен и быстро утомляется в процессе обучения;
  • если состоит в обычной группе детского сада (не речевой), то может быть изгоем среди сверстников.

Логопедические распевки, упражнения, песенки для детей 2-3 лет.

Нарушение экспрессивной речи у детей дошкольного возраста

Нарушения в экспрессивной речи малышей специалисты называют моторной алалией. За ним следует нарушение звукопроизношения, малый словарный запас и невозможность произнесения фразы, соответствующей возрастной норме. Что же такое экспрессивность?

Игры на развитие и формирование связной речи у дошкольников

Существует 2 типа речи: экспрессивная (произносимая) и импрессивная (понимаемая). У детей с нарушениями экспрессивной речи – полностью сохранен интеллект и восприятие. Они прекрасно понимают все обращения взрослых и могут с легкостью показать на требуемый предмет. Однако тяжелым заданием для них окажется назвать этот самый предмет.

Важно! Лечат подобные нарушения логопед и психолог в специализированных дошкольных учреждениях. Помимо этого малыш проходит комплекс физиотерапевтических процедур, направленных на запуск речевого высказывания, а также краткий курс медикаментозных препаратов.

Расстройство экспрессивной речи у детей: какой прогноз на будущее?

При расстройстве экспрессивной речи у детей специалисты дают благоприятный прогноз на будущее: более 50% малышей избавляются от проблемы, и лишь дошкольники с тяжелыми нарушениями имеют некоторые последствия в виде умеренных и легких расстройств.

Как правило, при интенсивных занятиях с логопедом, к школьному возрасту от расстройства не остается и следа: малыш говорит чисто, четко, с небольшими заминками (в пределах возрастной нормы), его речь выразительная и не перескакивает с одной темы на другую.

Расстройство экспрессивной речи у ребенка 3-х лет

Чем раньше выявляется задержка в речевом развитии ребенка, тем быстрее и с меньшими усилиями ее можно скорректировать. Для определения необходимо знать, в каком возрасте для малышей характерны те или иные проявления речевых высказываний.

  • Гуление и лепет появляются к 2-м и 4-м месяцам соответственно. Беззвучность или низкая активность свидетельствуют о расстройстве.
  • Первые слова у девочек появляются к 10 месяцам, у мальчиков – к 1 году.
  • К 2-м годам малыш овладевает фразой из 2-3 слов.
  • К 3-м годам словарный запас достигает 700 слов.

Признаками речевой задержки в младшем дошкольном возрасте являются:

  • Предпочтение невербальных средств общения речевым (использование жестов и мимики).
  • Невозможность собственной речи к 3-м годам.
  • Невозможность составления простых фраз из 2-3 слов к 2-м годам.

Обратите внимание! Дети, получившие на медико-психолого-педагогической экспертизе диагноз «расстройство экспрессивной речи», отправляются в специальный речевой сад на 3 года, с обязательным ежегодным продлением (повторное прохождение комиссии).

Расстройство экспрессивной речи ребенка 4-х лет

К 4-м годам в словарном запасе малыша должно присутствовать не менее 900 слов. При отсутствии связной речи или грубых нарушениях лексического и грамматического строя старшего дошкольника отправляют в речевой детский сад на 2 года с ежегодным прохождением комиссии.

Формирование экспрессивной речи у дошкольников

Развитие речи малыша – процесс, от которого зависит дальнейшая жизнь ребенка. При подозрениях на нарушения следует обращаться к логопеду и неврологу, т.к. на сегодняшний день в логопедической практике зафиксировано множество разнообразных речевых расстройств. Правильно дифференцировать их и назначить необходимое лечение сможет только специалист.

Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР, Арбекова Н.Е., 2013

Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР, Арбекова Н.Е., 2013. Альбом «Мир растений» входит в комплект пособий по развитию связной речи у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи (ОНР). Представленные в нем упражнения по лексическим темам «Деревья», «Грибы», «Фрукты», «Овощи», «Цветы» и «Ягоды» помогут провести эффективную работу по развитию словесно-логического мышления и связной речи. Проведение систематических занятий по альбому предполагает проверку и оценку полученных ребёнком знаний логопедом, воспитателями и родителями. Это позволяет повторять изученный материал, что способствует закреплению у ребёнка сформированных речевых навыков. Альбом «Мир растений» можно использовать при проведении индивидуальных или подгрупповых занятий по развитию связной речи детей как с речевыми нарушениями, так и без них. Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям. Деревья. 1 Назови деревья. (Берёза, сосна, дуб, рябина, ель.) Деревья бывают лиственные и хвойные. Стволы деревьев могут быть толстыми и тонкими, высокими и низкими. Они покрыты корой разного цвета. На деревьях созревают разные плоды. 2 Рассмотри условные обозначения внизу страницы. Нарисуй подходящие символы в пустых квадратиках рядом с каждым деревом (какие листья, какой ствол, какие плоды). 3 Составь предложения по образцу: Берёза — лиственное дерево. Ствол берёзы средней толщины, высокий, покрыт белой, с чёрными чёрточками корой. На берёзе весной вырастают серёжки с семенами. 4 «Посмотри и расскажи». Рассмотри картинки. Расскажи о том, как папа и Ваня как заготавливали дрова. Составь предложения по образцу: Летом папа с Ваней поехали за дровами в лес. 5 Послушай рассказ. Как его можно назвать? Однажды весной Ваня и Маша захотели посадить в саду у дедушки ёлочку. Дедушка Матвей взял лопату и вместе с внуками отправился к лесу. На опушке леса дедушка выкопал маленькую ёлочку и посадил её в саду перед домом. Летом Ваня и Маша ухаживали за лесным деревцем, поливали его. Когда наступила зима, ёлочка подросла и стала очень красивой. Перед Новым годом Ваня и Маша вместе с родителями приехали в деревню. Сначала ребята украсили зелёную красавицу яркими игрушками и блестящей мишурой. А потом все вместе водили вокруг ёлочки хоровод, пели песни и дарили друг другу подарки. Новогодний праздник отметили очень весело. 6 Рассмотри картинки. Они перепутали свои места. Какая картинка должна быть на первом месте? Кружком какого цвета она отмечена? Раскрась первую бусинку (первый пустой кружок) этим цветом. С остальными картинками проделай такую же работу. Посмотри на раскрашенные тобой бусы и расскажи по порядку о том, как вырастили ёлочку. 7 «Составь рассказы-описания». Назови деревья. (Яблоня, берёза, ель, дуб, рябина, сосна.) Рассмотри картинный план. Расскажи о каждом дереве по картинному плану. Начни рассказ так: Я хочу рассказать о яблоне.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Как открыть файл

Правообладателям

— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 15.08.2019 15:15 UTC

речь :: дети :: Арбекова :: 2013

Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:

  • Развиваем связную речь у детей 5 6 лет с ОНР, Альбом 3, Мир человека, Арбекова Н.Е., 2013
  • Психология спортивной травмы, Монография, Довжик Л.М., Бочавер К.А., 2020
  • Методические рекомендации по родному (нанайскому) языку для 5 класса, Вельды Е.С., 2013
  • Учимся играя, Для детей 4-5 лет, Герасимова А.С., 2013

Следующие учебники и книги:

  • От слова к фразе, книга 3, Новикова-Иванцова Т.Н., 2011
  • От слова к фразе, книга 2, Новикова-Иванцова Т.Н., 2010
  • Воспитание по новому, Светлова М.
  • Школа, всё получится, навигатор для родителей от детского психолога, Лутковская Е.

Предыдущие статьи:

  • Теория и методика воспитания, учебно-методическое пособие, Паринова Г.К., Цикунова О.В., 2009
  • Необучаемый ребенок в семье и обществе, Шипицына Л.М., 2005
  • Мудрые мысли о воспитании, учебное пособие, хрестоматия, Михащенко А.Л., 2018
  • Развивающие игры для детей, От 20 недель беременности до года, Медведева С., 2010

<< Предыдущая статьяСледующая статья >>

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]