Ход занятия
1. Организационный момент. Игровое упражнение с мячом «Назови признаки зимы».
-Ребята, когда я пришла на работу у меня на столе лежал конверт с письмом в котором пишется что что-то происходит в Зимнем лесу. В лесу пропали некоторые птицы, нет ЛАСТОЧЕК, СКВОРЦОВ. Неужели пришла в лес беда?
-Давайте с вами попробуем разобраться что же случилось.
Все снег да сугробы
Весь лес и все поле в снегу.
Сквозь снег проступает лесная дорога,
Вот и лисьи следы на снегу.
-О чем это стихотворение? Посмотрите в окно и скажите какое сейчас время года? (зима)
-Что вы представляете, услышав слово ЗИМА? (снег, лед, лес, горка, санки, холод, вьюга)
Чтение стихотворения, еще раз.
Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (звук с)
Произнесите его протяжно: С-с-с-с-с
-Придумайте слова связанные с зимой, где слышался бы звук «С»
(снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат, сосулька, снежок.)
-Какая зима (холодная, морозная, снежная, ветреная, вьюжная)
— Сейчас вы по очереди будите называть признаки зимы.
*если вьюга- вьюжная
2. Введение в тему. [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи. ]
-Ой, ребята посмотрите, в лесу столько жителей, давайте посмотрим
внимательно и скажем, кто это в нашем лесу гостит?
• Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц)
.
• По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья)
.
• Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей.)
.
• Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка)
.
• Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока)
.
• Как определили, что это ворона? (Черная, большая)
.
• Как определили, что это синица? (Желтая грудка)
.
• Какие это птицы. (Зимующие)
.
• Почему мы их так называем?
Молодцы, а теперь давайте отгадаем загадки
1) Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Всё равно ты будешь мой. (дятел)
2) Красногрудый, чернокрылый Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине Он появится опять.
3) Она маленькая птичка, И зовут ее.
4) Эта птица- непоседа Одного с березой цвета Кто это?
5) Носит серенький жилет, Но у крыльев- черный цвет.Видишь- кружат двадцать пар И кричат: кар-кар
Рассмотреть с детьми на картинках зимующих птиц (ворона, воробей, синица, сова, голубь, сорока, снегирь, клёст и т. д.)
; вспомнить их характерные внешние признаки
(хвост, клюв, расцветка, величина)
; где они живут, чем питаются.
4. Игра с мячом «Один- много». (Совершенствование грамматического строя речи приглашают детей на ковер).
— Давайте поиграем в игру с мячом «Один- много». Я буду бросать «звучащий» мячик каждому из вас и называть одну птицу. Вы будите ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч мне.
5. Физкуль
. Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
6. Дидактическая игра «Назовите ласково»
-Куда прилетают птицы зимой пообедать (к кормушке)
7. Давайте поиграем в игру «Снеговик»
. Я буду говорить начало предложения, кидая при этом вам мячик, а вы будете добавлять слово снеговик, но при этом правильно изменять окончание, возвращая мне мяч
(картинка снеговика)
Мы решили слепить (снеговика)
.
Мы приделали нос-морковку нашему (снеговику)
.
Мы показали соседям нашего (снеговика)
.
Мы играли с нашим (снеговиком)
.
Мы рассказали бабушке о (снеговике)
.
Нам было весело лепить….(снеговика)
.
Теперь мы с вами разобрались, что же произошло в зимнем лесу, куда пропали некоторые птицы.
-Молодцы, вам понравилось, наше занятие?
— Что Вам понравилось больше?
-О каких птицам мы с вами разговаривали? (о зимующих)
-А каких зимующих птиц вы запомнили.
(После занятия детям можно показать еще фото, мультфильм про зимующих птиц для закрепления занятия)
Прикреплённые файлы:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие и перелетные птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Зимующие и перелетные птицы». Цель: уточнить и расширить.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Птицы, зимующие вместе с нами» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема:«Птицы зимующие вместе с нами» Задачи: 1. Закреплять представления детей о зимующих.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Цели: формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей 4-7 лет.
1. Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдайте за птицами, покажите зимующих птиц: снегиря, синицу. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, головка, крылья, хвост, лапки).
2. Рассказажите, где они живут и чем питаются.
3. Обратите внимание малыша на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица). Желательно покормить птиц вместе с ребенком.
4. Рассмотрите иллюстрации зимующих птиц (желательно использовать книгу Н. Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», альбом 2, стр.26).
6. Упражнение «Назови ласково» на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
7. Упражнение «Посчитай птиц» на согласование числительного с существительным.
12. Пересказ с опорой на вопросы. Развитие связной речи. Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.
Вопросы: Какое было время года? Кого нашли дети на снегу в парке? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробья на волю? Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?
14. Развитие мелкой моторики.
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки) Сколько птиц К кормушке нашей Прилетело? (На каждое название птицы загибать по одному пальчику) Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. (опять сжимать и разжимать кулачки) Всем хватило зернышек!
1. Рекомендую уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.
3. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.
4. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку.
5. Упражнения на грамматический строй речи. Повторение (материал должен быть усвоен до 5 летнего возраста), описание упражнений см. выше (домашнее задание для детей 4-5 лет): «Назови ласково», «Скажи, когда много», «Посчитай», «Кто как голос подает», «Скажи одним словом».
6. Упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?» на образование притяжательных прилагательных. Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения. Перья вороны (чьи?). перья воробья (чьи?). перья снегиря (чьи?). перья голубя (чьи?).
7.Упражнение «Подбери признак» на согласование имен существительных с прилагательными. Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?). Снегирь (какой?). клест (какой?).
8. Учить подбирать однокоренные слова. Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).
9. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.
Кормушка. Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Для пересказа можно (желательно) использовать книгу «Пересказы круглый год» автора Т. Ю. Бардышевой из серии «Развитие речи. 4 книжки-малышки». Книга выпущена издательством «Карапуз», приобрести ее можно по подписке (подписной индекс 34227), на сайте издательского дома «Карапуз». В Москве книгу можно купить в магазине «Библио-Глобус» (ул. Мясницкая, д.6).
10. Развитие мелкой моторики. Нарисовать рисунок к рассказу «Кормушка». Рисунок можно использовать при пересказе.
11. Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору).
Воробей Чуть живой, Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней, И дрожит он над зернышком, бедный, И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему… (Н. Рубцов)
Ворона Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь не зернышка нет у вороны. И от холода нет обороны. (Н. Рубцов)
Синица Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку И с дорожки на плетень, Тири-тири, тень-тень-тень. (А. Барто)