Логопедия. Квалификационный тест с ответами (2021 год) — вариант 50
Вопрос № 1
Замена звуков, слов близкими по звучанию или по смыслу носит название: 1) персеверация; 2) элизия; 3) эхолалия; 4) парафазия.
(+)
Вопрос № 2
Брадилалия — это. а) патологически замедленный темп речи (+)
б) патологически ускоренный темп речи в) нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата
Вопрос № 3
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: (исключить неверный ответ) а) Они соответствуют возрасту говорящего (+)
б) Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи в) Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка г) Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают
Вопрос № 4
Продолжи высказывание: «ФФНР –это…» 1) нарушение произносительной стороны речи; (+)
2) несформированность лексико-грамматических категорий; 3) нарушение слоговой структуры слова.
Вопрос № 5
Изменение оттенка тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации – это 1) афония 2) ринофония (+)
3) дисфония 4) фонастения
Вопрос № 6
Что может лежать в основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи: 1) органическое повреждение экстрапирамидной системы; 2) органическое повреждение продолговатого мозга 3) органическое повреждение мозжечка.
(+)
Вопрос № 7
На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Т.Г. Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста: 1) ступень слого-аналитического чтения; 2) ступень становления синтетических приемов чтения; 3) ступень синтетического чтения.
(+)
Вопрос № 8
Учителю-логопеду нужно составить задание в виде предложения для пятилетнего ребенка. Цель задания: воспроизведение ребенком предложения. Какой вариант соответствует поставленной цели? 1) Водопроводчик чинит водопровод 2) Милиционер ездит на мотоцикле 3) Мальчики слепили снеговика (+)
4) Волосы подстригают в парикмахерской
Вопрос № 9
При каком нарушении усиление громкости звучания в большинстве случаев не улучшает слухового восприятия, а иногда даже ухудшает его (наступает истощение слуховой функции)? 1) тугоухость; 2) сенсорная алалия; (+)
3) моторная алалия; 4) афазия.
Вопрос № 10
При каком из перечисленных видов речевых нарушений «режим молчания» используется в качестве первого этапа логопедической работы? 1) ринофония 2) алалия 3) брадилалия 4) тахилалия (+)
Вопрос № 11
Укажите, что является важной предпосылкой успешного обучения грамоте: 1) представление о звуке; 2) представление о графеме; 3) представление о фонеме.
(+)
Вопрос № 12
На занятии у учителя-логопеда находится ребенок четырех лет. Какое слово необходимо выбрать учителю для воспроизведения звуко-слоговой структуры ребенком? 1) капуста (+)
2) помидоры 3) сковорода 4) лекарство
Вопрос № 13
Логопедия — это. а) наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания б) наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. (+)
в) отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно-отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.
Вопрос № 14
В соответствии с приказом Министерства образования и науки от 24 декабря 2010г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» — недельная нагрузка учителя-логопеда в образовательных учреждениях составляет: (выбрать правильный ответ) 1) у учителя-логопеда ненормированная рабочая неделя 2) 20 часов в неделю (+)
3) 24 часа в неделю 4) 36 часов в неделю
Вопрос № 15
Пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их смысла носят название: 1) логорреи; 2) парафазии; 3) гиперакузии; 4) эхолалии. (+)
Вопрос № 16
Какое из нижеперечисленных нарушений речи относится к расстройствам внутреннего оформления высказывания? 1) брадилалия 2) афазия (+)
3) дислалия 4) дисфония
Вопрос № 17
Если вместо слова «помидор» ребенок произносит «бамидор», то это может свидетельствовать о наличии у него 1) дефекта смягчения 2) дефекта озвончения 3) дефекта оглушения (+)
4) нет правильного ответа
Вопрос № 18
Ведущим механизмом речевого развития обучающихся, воспитанников является (выбрать правильный вариант ответ один): 1. индивидуальный подход; 2. формирование новообразований; (+)
3. сохранный интеллект и сохранная иннервация периферического речевого аппарата; 4. умение выразить мысль при помощи речи и письма
Вопрос № 19
При нарушении строения органов артикуляционного аппарата нарушения звукопроизношения чаще всего проявляются в виде: 1) смешения; 2) замены; 3) искажения; (+)
4) пропуска;
Вопрос № 20
К расстройствам структурно-семантического оформления высказывания относится: 1) алалия; (+)
2) ринолалия; 3) дислалия; 4) все ответы верны.
Вопрос № 21
При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи: 1) алалии; 2) заикании; (+)
3) дислалии.
Вопрос № 22
Фонематическое восприятие – это: 1) умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова; 2) специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова; (+)
3) тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова; 4) нет правильного ответа.
Вопрос № 23
Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией: 1) искажения; (+)
2) пропуски; 3) замены.
Вопрос № 24
Какая атака звука используется при работе над голосоподачей с заикающимися: 1) твердая, 2) придыхательная, (+)
3) мягкая.
Вопрос № 25
При нарушении строения органов артикуляционного аппарата нарушение звукопроизношения чаще всего проявляются в виде 1) пропуска 2) замены 3) смешения 4) искажения
(+)
Вопрос № 26
К основным направлениям деятельности учителя-логопеда относятся (исключите неверный вариант ответ1): 1. первичная диагностика речевого развития ребенка; 2. психологическая коррекция свойств личности; (+)
3. консультативная деятельность; 4. логопедическая коррекция
Вопрос № 27
Какое из перечисленных заданий не может быть использовано для оценки понимания смысла прочитанного: 1) подробный пересказ, 2) ответы на вопросы по прочитанному; 3) краткий пересказ, 4) составление плана к прочитанному тексту.
(+)
Вопрос № 28
Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии: 1) нарушение фонематического слуха; 2) нарушение фонетического слуха; 3) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций
. (+)
Вопрос № 29
Коррекционная работа при нарушениях познавательной деятельности у детей с речевой патологией направлена на: 1) решение задач развития речи и когнитивных процессов на одном и том же речевом материале; (+)
2) решение задач развития когнитивных процессов; 3) на формирование коммуникативно-речевой активности в процессе игровой или учебной деятельности; 4) все ответы верны.
Вопрос № 30
Что является единицей морфологического кода языка: 1) слово; 2) морфема; (+)
3) предложение.
Вопрос № 31
Учителю-логопеду необходимо подобрать определенное задание для ребенка шести лет с целью изучения состояния фонематического анализа и синтеза. Какое из заданий соответствует поставленной цели? 1) задание с выделением заданного звука из слов (на фоне слов) 2) задание с выделением ударного гласного в начале слова 3) задание с выделением первого согласного в слове 4) задание с определением последовательности звуков в слове
(+)
Вопрос № 32
Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата — это… а) ринолалия б) алалия в) дислалия (+)
Вопрос № 33
Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата? 1) тройничный; 2) обонятельный; (+)
3) блуждающий.
Вопрос № 34
О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалии по типу искажений в произношении звуков речи: 1) об отставании в формировании фонематического слуха; 2) о продвижении в формировании фонематического слуха; (+)
3) о первичной неполноценности органов артикуляции.
Вопрос № 35
Одной из характеристик общего недоразвития речи третьего уровня (ОНР- III уровня) по Р.Е.Левиной, является (выбрать правильный вариант ответ1): 1. активный словарь в «зачаточном» состоянии, состоит в основном из звукопроизношений и лепетных слов; 2. сравнительно развернутая речь, в активном словаре преобладают существительные и глаголы; (+)
3. обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения; 4. пассивный словарь, нет активного понимания речи
Вопрос № 36
Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил: а) каллиграфические; б) орфографические; в) дизорфографические.
(+)
Вопрос № 37
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений основана: 1) на совокупности психологических и лингвистических критериев; 2) на совокупности психолого-лингвистических и клинических критериев; (+)
3) на психологических критериях; 4) на лингвистических критериях.
Вопрос № 38
У ребенка С. наблюдается нарушение письменной речи. Какие из ошибок, допущенных ребенком при выполнении письменных заданий учителя, свидетельствуют о наличии дисграфии на основе нарушения процессов языкового анализа – синтеза? 1) замена букв 2) недописывание элементов (+)
3) пропуск букв и слогов 4) орфографические ошибки
Вопрос № 39
Особенностями речевой деятельности обучающихся, воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются (один правильный вариант ответ): 1. отсутствие планируемой речи в дошкольном возрасте, бедный словарный запас, предложения в устной речи часто построены неправильно и не являются законченными; письменная речь содержит много специфичных ошибок; 2. речь с плохо развитой регулирующей функцией, отсутствие в речи прилагательных и наречий, в большинстве ситуаций «речь ребенка на холостом ходу» (М.С.Певзнер); (+)
3. замедленное овладение грамматическим строем речи, дефекты произношения, ограниченность активного словарного запаса, трудности овладения письменной речью; 4. патологически замедленные темп речи и темп чтения, неспособность кратко пересказать текст, придумать название к рассказу
Вопрос № 40
Какой вид дислексии обусловлен недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений? 1) аграмматическая дислексия (+)
2) мнестическая дислексия 3) оптическая дислексия 4) семантическая дислексия
Вопрос № 41
Мягкое небо вибрирует при следующем виде ротацизма: 1) одноударный; 2) велярный; (+)
3) увулярный; 4) нет верного ответа.
Вопрос № 42
Ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к разным словам, называется: 1) персеверация; 2) антиципация; 3) контаминация; (+)
4) аккомодация.
Вопрос № 43
Что не относится к причинам функциональной дислалии? а) педагогическая запущенность б) недоразвитие фонематического слуха в) укороченная уздечка языка
(+)
Вопрос № 44
Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации? 1) ОНР, 2) заикание, (+) 3) ФФН,
Вопрос № 45
Какой темп речи характерен для заикания: 1) прерывистый; (+)
2) ускоренный; 3) замедленный
Вопрос № 46
Какой принцип русской орфографии требует написание слов в соответствии с правилами: 1) фонетический; 2) морфологический; (+)
3) традиционный.
Вопрос № 47
Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу: а) обогащение и активизации предметного словаря; (+)
б) формирование и развитие артикуляторной моторики; в) развитие слухового восприятия; г) обогащение и активизация предикативного словаря.
Вопрос № 48
При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры: 1) дислалии; 2) дизартрии; (+)
3) заикании.
Вопрос № 49
Отметьте, какой из перечисленных симптомов заикания не относится к психопатологической симптоматике: 1) судороги; 2) навязчивые состояния; 3) астенический синдром.
(+)
Вопрос № 50
К практическим методам логопедического воздействия относятся: 1) игры, упражнения, моделирование; (+)
2) наблюдение, рассматривание рисунков; 3) рассказ, беседа, чтение; 4) все ответы верны.
Вопрос № 51
Смысловой уровень речевой деятельности – это: (выбрать правильный ответ) 1) умение оформлять речь в актах членораздельной артикуляции (синтагм) (+)
2) умение использовать знакомые слова 3) умение различать на слух речевые сигналы 4) умение написать диктант без ошибок
Вопрос № 52
Восстановительное обучение — это. а) двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью б) процесс, в котором осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности (+)
в) процесс, который направлен на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций
Вопрос № 53
Какая ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте? а) предметно-действенная б) игра (+)
в) эмоционально-положительное общение со взрослым
Вопрос № 54
Приспособление для исправления дефекта твёрдого нёба при его расщелинах носит название 1) ортодонтия 2) синапс 3) обтуратор (+)
4) уранопластика
Вопрос № 55
Как называется течение речевой патологии, при котором происходит увеличение симптомов речевой патологии: 1) регрессирующее; 2) ремитирующее; 3) стационарное; 4) прогрессирующее.
(+)
Вопрос № 56
Невозможность выполнения определенных артикуляционных движений или переключения от одного движения к другому при дизартрии носит название 1) агнозия 2) амузия 3) апраксия (+)
4) атаксия
Вопрос № 57
Как называется явление, когда звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту (ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций? а) искажение (+) б) смешение в) взаимозамена
Вопрос № 58
Какой вид профилактики направлен на предупреждение хронификации заикания: 1) первичная; (+)
2) вторичная; 3) третичная.
Вопрос № 59
Что является единицей фонологического кода языка: -фонема (+)
Вопрос № 60
Работа над речью при моторной алалии предполагает (исключите лишнее) 1) нормализацию дыхания и голосообразования; (+)
2) воздействие на всю систему речи; 3) использование знаково-символической деятельности; 4) использование предметно-практической деятельности.
Вопрос № 61
Недостатки произношения звонких согласных звуков, выражающиеся в замене звонких согласных парными глухими звуками называются а) дефектами озвончения (+)
б) дефектами смягчения в) дефектами произношения небных звуков
Вопрос № 62
Кто одним из первых в Европе ввел в научное обращение термин «дислалия»? а) В. Олтушевский б) Р. Шультесс в) И. Франк (+)
Вопрос № 63
Какой вариант неправильного написания предложения свидетельствует о несформированности у ребенка фонематических представлений: 1) Настоле стояла ваза срозами. (+)
2) На столе стояла васа с росами. 3) На этоле этояла ваэа э роэами.
Вопрос № 64
Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций: 1) комплексного подхода; (+)
2) системного подхода; 3) онтогенетический.
Вопрос № 65
С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе? 1) тактильный, 2)зрительный, 3) кинестетический
(+)
Вопрос № 66
Каким методом ведется обучение грамоте дошкольников с речевыми нарушениями: 1) звуковым методом; 2) звуко-слоговым методом; 3) звуковым аналитико-синтетическим методом; (+)
4) дошкольников с речевыми нарушениями не рекомендуется обучать грамоте.
Вопрос № 67
Кто впервые сформулировал принципы анализа речевых нарушений? а) Р. Е. Левина (+)
б) Ф. Ф. Pay в) М. Е. Хватцев
Вопрос № 68
Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств? 1) неправильная речь окружающих; 2) двуязычие в семье; 3) черепно-мозговая родовая травма.
(+)
Вопрос № 69
Что является единицей лексического кода языка: — слово (+)
Вопрос № 70
При каком недостатке произношения свистящие и шипящие звуки произносятся подобно звукам В и Ф: 1) призубный сигматизм; 2) шипящий сигматизм; 3) межзубный сигматизм; 4) нет правильного ответа.
(+)
Вопрос № 71
Данное речевое нарушение обусловлено анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата: 1) дислалия; 2) ринолалия; (+)
3) заикание; 4) алалия.
Вопрос № 72
Речеслуховая память нарушается при следующем виде афазии: 1) афферентно-моторной; 2) акустико-мнестической; (+)
3) акустико-гностической; 4) при всех видах афазий одинаково.
Вопрос № 73
Что является единицей синтаксического кода языка? 1) слово; 2) морфема; 3) предложение. (+)
Вопрос № 74
Выберите правильную последовательность заданий для развития пространственной ориентировки: А. Определение положения предметов по отношению к правой-левой руке; Б. Определение пространственных соотношений между тремя предметами; С. Ориентировка в собственном теле; Д. Определение пространственных соотношений между 2 предметами. 1) САДБ; (+)
2) АСБД; 3) ДБАС.
Вопрос № 75
Предупреждение возникновения новых речевых расстройств внутри имеющегося синдрома – это задача: 1) социальной профилактики; 2) первичной профилактики; 3) вторичной профилактики; (+)
4) третичной профилактики.
Вопрос № 76
Р. Е. Левина классифицировала замены и смешения звуков как. (какие) дефекты, при которых нарушена система языка а) фонологические б) фонематические (+) в) антропофонические
Вопрос № 77
Работа по развитию фонематического восприятия проводится при устранении : 1) семантической дислексии; 2) мнестической-дисграфии; 3) акустической дисграфии; (+)
4) все ответы верны;
Вопрос № 78
Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела речедвигательного анализатора? 1) алалии, 2) механической дислалии (+)
3) афазии,
Вопрос № 79
Определите последовательность видов работы по развитию фонематического анализа: А. Определить количество звуков в слове; Б. Определить, есть ли заданный звук в слове; В. Придумать слово с 4 звуками; Г. Определить место звука в слове (начало, середина, конец). 1) ГБАВ; 2) БГАВ; 3) БАГВ.
(+)
Вопрос № 80
Как устаревшее название дислалии? а) гнусавость б) слухонемота в) косноязычие
(+)
Вопрос № 81
Что является единицей лексического кода языка: 1) слово; (+)
2) фонема; 3) предложение.
Вопрос № 82
Выберите основной биологический фактор возникновения алалии: 1) органическое поражение речевых зон левого полушария; 2) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы; 3) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы.
(+)
Вопрос № 83
Сколько форм речевых нарушений выделяют в логопедии (клинико-педагогическая классификация? а) 9 6)10 в) 11 (+)
Вопрос № 84
На основании каких документов комплектуется логопедический пункт общеобразовательного учреждения (исключите неверный вариант ответ1): 1. выписки ПМПк и заявления родителей; 2. заключения учителя-логопеда и заявления родителей; 3. заключения врача отоларинголога и заявления родителей; 4. существующих нормативов по охвату логопедической коррекцией учащихся и заявления родителей
(+)
Вопрос № 85
Что является единицей синтаксического кода языка? -предложение (+)
Вопрос № 86
Нарушение слоговой структуры слога в виде уподобления одного слога другому (велосипед – «вевесипед») носит название 1) антиципация (+)
2) персеверация 3) контаминация 4) элизия
Вопрос № 87
На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения: 1) согласных смычных; 2) гласных; (+)
3) согласных щелевых.
Вопрос № 88
Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем — это. а) общее недоразвитие речи б) фонетико-фонематическое недоразвитие речи (+) в) афазия
Вопрос № 89
Какой голосовой регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи: 1) головной; 2) грудной; (+)
3) средний.
Вопрос № 90
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений включает в себя (исключите неверный вариант ответ): 1. нарушение средств общения 2. нарушение фонационного (внешнего) оформления высказывания 3. нарушение структурно-семантического оформления высказывания 4. нарушение письменной речи
(+)
Вопрос № 91
Этот вид дизартрии возникает при поражении подкорковых ядер 1) экстрапирамидная (+)
2) псевдобульбарная 3) бульбарная 4) корковая
Вопрос № 92
Форма дизартрии, при которой нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата (по проявлению в сфере звукопроизношения напоминает моторную алалию) а) бульбарная б) корковая (+)
в) мозжечковая
Вопрос № 93
Предметом логопедии как науки является: а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности (+)
б) человек (индивидуум, страдающий нарушением речи в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Вопрос № 94
Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях: 1) нарушение фонематического слуха: 2) нарушение фонетического слуха; 3) нарушение обобщенного оптического образа буквы
(+)
Вопрос № 95
Педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением — это. а) коррекция нарушений речи б) логопедическое воздействие (+)
в) компенсация
Вопрос № 96
Чем обусловлена артикуляторно-акустическая дисграфия? 1) нарушением различных форм языкового анализа и синтеза 2) недоразвитием грамматического строя речи 3) недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений 4) отражением неправильного произношения на письме
(+)
Вопрос № 97
Что не входит в основные задачи подготовительного этапа по формированию правильного звукопроизношения а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведения подготовительных речевых упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата в) устранение неправильного звукопроизношения
(+)
Вопрос № 98
Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий: 1) замены графически сходных букв; 2 нарушение звуко-слоговой структуры слова; (+)
3) изменение формы, времени глаголов.
Вопрос № 99
Под структурой речевого дефекта понимается: а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности б) совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей (+)
в) характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.
Вопрос № 100
Несформированность какого структурно-функционального блока Вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных: 1) блок регуляции тонуса и бодрствования; 2) блок приема переработки и хранения информации; (+)
3) блок программирования, регуляции и контроля.
содержание .. 48 49 50 51 ..