Аналитика - Воронежские новости Сибирская язва в Воронежской области: хронология событий, карантины и распространение смертельной инфекции по России. 23/08/2023 10:15 Аналитика.

Доклад на тему «Боковой сигматизм и пути его преодоления»

Сигматизм – это недостатки произношения шипящих ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ]) и свистящих ([С-С′], [З-З′], [Ц]) фонем. Обе группы относятся к звукам позднего онтогенеза, при этом шипящие считаются артикуляторно более сложными, чем свистящие. Среди дефектов звукового оформления речи различные варианты сигматизма встречаются чаще других искажений. У старших дошкольников с дислалией сигматизм свистящих выявляется в 22% случаев, сигматизм шипящих – в 24%, у детей со стертой дизартрией – в 95% и 82% соответственно. Нередко дефектное звукопроизношение сохраняется и у взрослых.

Причины сигматизма

Сигматизм как кратковременное явление может возникать у детей в период физиологической смены зубов. При выпадении молочных зубов кончик языка иногда занимает межзубное положение, что придает речи шепелявый оттенок. Обычно дети быстро находят компенсаторную артикуляцию, способствующую нормативному произношению, и проблема вскоре исчезает. Стойкий патологический сигматизм имеет следующие причины:

  • Зубо-челюстные аномалии.
    К губно-зубному сигматизму может приводить прогнатия. Причиной интердентального произношения звуков обычно становится передний открытый прикус, узкое и высокое твердое небо, укороченная уздечка языка. Носовое произношение типично для небных расщелин.
  • Нарушение иннервации органов артикуляции.
    Приводит к изменению тонуса языка, вялости мягкого неба, паретичности или повышенной спастике губ. При иннервационной неполноценности чаще всего возникает межзубный или боковой сигматизм.
  • Заболевания ЛОР-органов.
    Затруднение носового дыхания, вызванное аденоидами, вазомоторным или аллергическим ринитом, способствует тому, что рот ребенка постоянно остается приоткрытым. Кончик языка при этом оказывается в интердентальном положении – формируется межзубный сигматизм.
  • Неправильные артикуляционные уклады.
    Органическая патология со стороны артикуляционных органов отсутствует. На первый план выходит несформированность артикуляторного праксиса. Такая ситуация может встречаться у соматически ослабленных детей, при подражании неправильным речевым образцам.
  • Тугоухость.
    Снижение физического слуха обычно приводит к звуковым заменам – парасигматизму, реже при тугоухости наблюдается искаженное произнесение звуков. Оно обусловлено нечеткой слуховой дифференциацией правильно и дефектно произносимых фонем.

В практической логопедии сигматизм встречается при целом ряде речевых нарушений: различных формах дислалии и дизартрии, алалии, ринолалии, ОНР, ФФН. Шепелявое произношение может отмечаться у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Нарушения произношения свистящих звуков «с, з» или «шепелявость»

Главная — О логопедии — Нарушения свистящих звуков

В этой статье мы продолжим разговор о шепелявости, но уже подробнее остановимся на искаженном «шепелявом» произнесении звуков «с, з». Под понятием «шепелявость» понимается неправильное произнесение звуков, которое сопровождается шипением, присвистом и другими «шумными» оттенками.

Обычно маленькие дети произносят свистящие сначала смягченно (пример: собака – «сябака», зубы – «зюбы»), но к 3.5-4 годам твердое произнесение свистящих должно быть успешно освоено. Чтобы правильно произнести звуки «с, з» необходимо следующее:

  • Губы полураскрыты, в улыбке;
  • Зубы сжаты или плотно сближены, так, чтобы расстояние между зубами было 1-2 мм;
  • Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, а по средней линии языка образуется желобок, по которому проходит воздух.

В том случае, если есть нарушения в строении зубов, язык плохо подвижен, напряжен или чрезмерно расслаблен, могут возникнуть дефекты произношения свистящих звуков – шепелявость.

Шепелявое произнесение звуков «с, з» разделяется на 2 основные формы:

1. Наиболее распространенные виды искажений это: Искаженное произнесение свистящих звуков или их отсутствие — научное название «сигматизм».

  • Межзубное произнесение – кончик языка просовывается между зубами, при этом появляется шепелявый оттенок ;
  • Призубное произнесение – кончик языка упирается в зубы, мешая свободному проходу воздуха. И слышится «т,д». Пример: собака – табака, зубы – дубы.
  • Шипящее произнесение – кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом. Слышится мягкий шипящий звук, наподобе «шь». Пример: собака – шябака, зубы – жюбы.
  • Губно-зубное произнесение – нижняя губа прикасается к верхним резцм, наподобие звука«ф», получается фыркающий звук. Пример: собака – фабака, зубы – фубы.
  • Боковое произнесение – при этом варианте кончик языка или вся половина языка оттягивается вбок, получается шумное, шепелявое звучание,либо кончик языка поднят вверх, а воздух проходит между щекой и боками языка (получается хлюпающий звук типа «льхь».
  • Носовое произнесение – при таком дефекте мягкое небо недостаточно прикрывает выход в носовую полость и слышится гнусавый оттенок звука, как при насморке.

2. Замена свистящих звуками другими – научное название «парасигматизм».

Чаще всего свистящие звуки заменяются на «сь,зь», «ш,ж» (пример: собака – сябака, шабака), однако бывают и совсем нетипичные замены на звуки «т, х,г» (пример: собака – хабака, зубы – губы, санки – танки и т.д). Только замены на «сь, зь» до3- 3.5 лет являются нормальными, типичными, и есть большая вероятность, что ребенок самостоятельно научится правильно произносить свистящие звуки. Если же сразу появляются нетипичные, режущие слух замены звуков, то родителям следует обратить на это внимание и записаться на консультацию к логопеду.

Детям лучше всего начинать занятия с логопедов в 5 лет

– к этому возрасту ребенок уже может контролировать себя, лучше осознает движение мышц губ и языка.

В том случае, если в детстве не удалось исправить шепелявость, то этот дефект остается и мы часто слышим его в речи взрослых и подростков.

В основном у взрослых и подростков наблюдается межзубное произнесение, связанное с неправильным строением зубов, прикуса (особенно передний открытый прикус, когда между зубами получается дыра и кончик языка постоянно высунут). После лечения у ортодонта, ношения брекетов, зубы уже смыкаются, но привычка просовывать язык между зубов и шепелявить остается. Тогда без помощи логопеда не обойтись. На занятиях специалист покажет, как правильно ставить язык, зубы, а затем поможет ввести новый правильный звук в речь.

Из практического опыта:

Жанна, 27 лет: было нарушение прикуса, заканчивает лечение у ортодонта, носит брекеты. Нарушены 6 звуков, в том числе «с, з». За 4 занятия научилась правильно произносить эти звуки и уже в речи активно их использует (постоянно тренируется дома, активно использует новые звуки на работе при общении с коллегами и клиентами).

Если шепелявость мешает вам полноценно общаться, вызывает стеснение при общении, то никогда не поздно записаться на прием к логопеду, который поможет обрести красивую четкую речь.



Фонетическая характеристика свистящих и шипящих

Свистящие [С], [З] и шипящие [Ш], [Ж], [Щ] ‒ согласные, ротовые, переднеязычные, щелевые. Из них [З] и [Ж] – звонкие (при фонации голосовые складки вибрируют, издавая голос), остальные глухие. Свистящий [Ц] и шипящий [Ч] отличаются только способом образования ‒ они смычно-щелевые. [Ч] и [Щ] – всегда мягкие, [Ц], [Ш], [Ж] – всегда твердые, [С], [З] – имеют мягкие пары [С′] и [З′]. Важным отличием группы свистящих от шипящих является базовый артикуляционный уклад, включающий:

  • положение губ: при произношении свистящих губы растянуты в улыбке, при произношении шипящих ‒ округлены и слегка вытянуты вперед;
  • положение и форму языка: при артикуляции свистящих язык располагается «горкой» за нижними резцами, при артикуляции шипящих ‒ у альвеол в форме «чашечки»;
  • характеристику воздушной струи: у свистящих она узкая, холодная; у шипящих – широкая и теплая.

Доклад «Исправление шипящего сигматизма»

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «С» и «З».

  • Кончик языка упирается в нижние передние зубы;
  • Губы в положении «улыбки», и не закрывают зубов;
  • Зубы в положении «заборчика»;
  • Воздух выдувается с силой посередине языка;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  • Голосовой моторчик не работает. (При произношении звука «З» — работает).

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом.

Сигматизм бывает следующих видов:

1. Межзубный сигматизм.

Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

2. Губно-зубной сигматизм.

При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся подобно звукам ф

и
в
, т. е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука
с.
При такой комбинированной артикуляции образуется звук, который содержит элементы звуков
ф и с (в
и
з
), вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.

3. Призубный сигматизм.

Этот недостаток произношения отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, з

слышатся звуки т и
д,
например:
суп
— «туп»,
самолёт
— «тамолёт»,
зима
— «дима»,
зонтик
— «донтик»,
цапля
— «тапля». Этот недостаток можно назвать и парасигматизмом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.

4. Шипящий сигматизм.

При этом виде сигматизма звуки произносятся при следующем положении языка: кончик его оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное ш

или
ж (собака
— «шябака»,
замок
— «жямок»).

5. Боковой сигматизм.

При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) могут произноситься двумя способами:

а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук;

б) кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке л.

Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

6. Носовой сигматизм.

При этом недостатке свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) произносятся при следующем положении языка: корень его поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится звук, похожий на х,

но с гнусавым оттенком.

Подготовительные упражнения для звуков «С», «З»

Упражнения для развития напора воздуха.

1) Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторять упражнение.

2) Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторять упражнение.

3) Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

Упражнение для губ. Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряжённом положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука «С».

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук «С – С – С». Повторять упражнение.

Примечание. Если палочка лежит не посередине языка или напор воздуха недостаточен, звук «С» получается неясным, не свистящим.

2) Проделать это же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.

3) Проделать несколько раз упражнение без использования палочки.

Исправление шипящего сигматизма.

В данном случае логопата необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта. С этой целью предложить логопату держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком положении языка логопат, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как установится правильное произношение звука с и логопат сможет удерживать правильное положение языка без механической помощи (без поддержки зондом или шпателем), поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференцировать его со звуками з и ц.

Виды сигматизма

Все формы сигматизма делятся на две большие группы: сигматизм шипящих и сигматизм свистящих. От характера искажения звуков зависят приемы исправления дефектного звукопроизношения. Основные виды сигматизма у обоих групп звуков идентичны:

  • Межзубный.
    Кончик языка принимает позию между верхними и нижними резцами. Фонемы приобретают шепелявое звучание.
  • Призубный.
    Язык упирается в края резцов, перекрывая проход воздуха сквозь межзубную щель. Производимый звук акустически близок к [Т].
  • Губно-зубной.
    Нижняя губа сближается с верхними зубами, воздух выходит толчкообразно. Вместо правильного звука слышится искаженный [Ф] или [В].
  • Боковой.
    Выдыхаемая воздушная струя выходит через одностороннюю щель или по обоим боковым краям языка. Звук получается шумным, хлюпающим.
  • Носовой.
    При фонации воздух выходит не через рот, а через носовую полость. Из-за этого звук получает храпящий призвук с назальным оттенком.

Кроме этого, шипящие [Ш], [Ж] могут иметь другие виды искажения, характерные только для них:

  • нижнее
    – язык опущен за нижние резцы, шипящие произносятся смягченно;
  • щечное
    – воздушная струя уходит в щеки, вызывая их раздувание, вместо звука слышен шум;
  • заднеязычное
    ‒ воздух проходит между твердым небом и задней частью спинки языка, слышится «хыканье» или «гыканье», напоминающее южно-русский говор.

Симптомы

Детская речь почти никогда не бывает чистой сразу. Нарушения в звукопроизношения устраняются постепенно самопроизвольно за счет артикуляционной практики, совершенствовании движений органов речи с возрастом ребенка. Говорить о болезни можно только после достижения дошкольниками 4- х лет.

Определить дисфункцию можно по следующим фонетическим и физиологическим симптомам:

  • С и З не произносятся четко. Вместо них слышится сходные межзубные фонемы с призвуком Д, Т, мягких Ш, Ж.

Коза – произносится как кодза, коса – котса, собака – табака, живут – дивут и т.д.

  • Пришептывание, некрасивая артикуляция С-З.

Язык просовывается между зубами. Дефект виден взглядом.

  • Носовой призвук при фонации.

Гнусавость артикуляции обусловлена неподвижность органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык двигается вяло, отодвигается вглубь ротовой полости ближе к носоглотке. Воздушная струя не может пройти через рот, выходит сквозь носовое отверстие.

  • Хлюпающие звуки при артикуляции.

Воздушная струя направляется вбок. Язык повернет в сторону или упирается в зубы. Фонема С, шипящие произносятся с лишним шумом.

Диагностика

Чтобы выявить сигматизм, определить его форму и причины проводится логопедическое обследование. Также важно понять, проявлением какого речевого нарушения является звукоискажение. В ходе диагностики логопед изучает медицинский и речевой анамнез, затем переходит к объективному обследованию:

  • Артикуляторных органов.
    Производится осмотр органов полости рта, оценка тонуса лицевой и артикуляционной мускулатуры, состояния орального праксиса. При выявлении аномалий ЧЛО, нарушений мышечного тонуса устанавливается предварительный речевой диагноз. При необходимости выдается направление на консультацию к ортодонту, неврологу.
  • Речевого слуха.
    Дифференциация звуков проверяется при их произнесении изолированно, в слогах, словах, фразах. Для этого используется специальный картинный и речевой материал, соответствующий возрасту, интеллекту логопата. Применяются специальные дидактические приемы, позволяющие разграничить различные виды сигматизма и парасигматизма.
  • Состояния звукопроизношения.
    Осуществляется для выявления всех дефектов звукопроизношения (как фонетических, так и фонематических), количества нарушенных звуков. При дефектах шипящих и свистящих устанавливается тип сигматизма. После этого определяется последовательность коррекционной работы.

Если у ребенка предполагается системное нарушение речи, обязательным является обследование лексической и грамматической сторон речи. При подозрении на тугоухость целесообразно направить обследуемого к отоларингологу для проверки состояния слуховой функции.

Упражнение «Чашечка» — базовое для постановки шипящих звуков

Коррекция

Медицинская помощь

Специальное лечение требуется для устранения предрасполагающих к сигматизму факторов. Исправление прикуса может включать различные виды ортодонтической помощи: ношение брекетов, специальных капп, аппаратов различного действия. При необходимости осуществляется ортогнатическое вмешательство. Выбор в пользу хирургической тактики при укороченной уздечке делается в случае невозможности растянуть связку при помощи логопедических методов.

При нарушениях иннервации артикуляционных мышц вся логопедическая работа ведется на фоне медикаментозного лечения, физиотерапии, назначенных неврологом. Отсутствие свободного носового дыхания, как причина сигматизма, требует соответствующего лечения: удаления аденоидов, проведения противоаллергической терапии.

Логопедическая коррекция

Логопедическая работа по устранению всех форм сигматизма подчинена единому алгоритму. Она включает три периода, во время которых решаются определенные коррекционные задачи:

  • Подготовительный.
    На этом этапе формируются необходимые артикуляционные уклады: правильное положение губ, языка. Ведется работа над развитием силы и направления воздушной струи. Отрабатываются опорные звуки ([И], [Ф] – для [С], [Т], [С] – для [Ш]. Методы, с помощью которых достигаются поставленные задачи, включают артикуляционную и дыхательную гимнастику, по показаниям – логопедический массаж.
  • Звукопостановка.
    Осуществляется разными способами: по подражанию («как свистит насос», «как звенит комар», «как шипит змея»), с использованием артикуляционных упражнений или с помощью инструментов (зондозаменителей, зондов). Базовым звуком для постановки всех свистящих служит [С], для получения других шипящих — [Ш].
  • Автоматизация.
    Добившись правильного произнесения изолированного звука, переходят к его закреплению, последовательно вводя в слоги (прямые, обратные, с сочетанием согласных), слова, фразы и спонтанную речь. После отработки твердых звуков приступают к усвоению их мягких пар. Этап дифференциации для сигматизма и других звуковых искажений не предусмотрен.

Традиционная последовательность постановки звуков определяется сроками их появления в онтогенезе. При нарушении обеих групп сначала осуществляют звукопостановку свистящих, затем шипящих (исключением может служить дизартрия, когда звуки ставят в обратном порядке).

Если сигматизм является частью сложного речевого дефекта, то параллельно проводится работа над другими сторонами речи: слоговой структурой, лексикой, грамматикой, просодикой и пр. Сроки исправления сигматизма могут различаться у разных детей, период логопедической работы занимает до 45-90 дней и больше.

Некоторые особенности коррекции боковых сигматизмовстатья по логопедии по теме

Некоторые особенности коррекции боковых сигматизмов у детей дошкольного возраста.

При полиморфной недостаточности звукопроизношения у детей боковые сигматизмы требуют наиболее кропотливой и скрупулёзной работы.

Классические методики предлагают начинать работу по коррекции звукопроизношения с постановки свистящих звуков, что, безусловно, соответствует последовательности появлению звуков в онтогенезе. У детей с дефектами звукопроизношения наблюдается снижение артикуляторных кинестезий, т.е., ребёнок не ощущает положение органов артикуляции и направление воздушной струи при произнесении звуков. Работу по формированию правильного произношения свистящих при боковых сигматизмах часто рекомендуют начинать с постановки межзубного произнесения звука «С». Этот приём, в конечном итоге, приводит к положительному результату, т.к. даёт возможность проконтролировать прохождение струи воздуха по центру языка, а сформированная таким образом межзубность неустойчива, и язык достаточно легко переводится за нижние зубы.

Если у ребёнка с боковым произнесением свистящих и шипящих присутствует ротацизм, то можно начать работу с постановки звука «Р», т.к. при длительном утрированном произнесении звука «Р» прохождение воздушной струи по центру языка ощущается сильнее, и сам язык боковыми краями прикасается к коренным зубам, что даёт возможность использовать эту позицию и при коррекции боковых сигматизмов свистящих и шипящих.

Положение органов артикуляции при произнесении звука «Р» является хорошей основой для постановки звуков «Ш» и «Ж», но при упорной утечке воздуха через боковые края языка результат достигается быстрее, если работу над шипящими начать со звука «Ч». Короткий, но активный толчок воздуха хорошо ощущается на ладони ребёнка, поднесённой ко рту логопеда, затем и самого ребёнка. Автоматизацию поставленного звука следует начинать с позиции удобной для ребёнка, предварительно попросив произнести несколько слогов и даже слов, чтобы услышать, в какой из них звучание максимально приближено к норме.

На начальном этапе любой вновь сформированный звук произносится утрированно, это даёт возможность сформировать устойчивые кинестезии. Иногда автоматизация звука бывает результативнее в позиции в словах со стечением согласных, особенно если их артикуляции близки. Например, если после звука «Ш» следует звук «Т» ( штапель, штатив, штрих, штырь и т.д.). То же можно отнести и к звуку «С» (стан, стая, ставни, станок, стакан и т.д.)

Применение этих приёмов, естественно, не исключают, а предваряют выполнение упражнений артикуляционной гимнастики, дающей возможность создания правильного артикуляционного уклада для овладения чистым звукопроизношением.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]