Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОС методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Младшие дошкольники обладают уникальными особенности в развитии речи: их психика особенно чувствительна к языку, к его смысловой и звуковой сторонам. Обогащение языка происходит в результате выполнения новых задач, которые возникают во время общения и во время собственной деятельности. Все это создает предпосылки для дальнейшего формирования речи.

Речь, как правило, включает в себя множество коротких предложений: слова в ней подбираются исходя из конкретных предметных ситуаций, что проявляется во множестве существительных, глаголов и местоимений. Однако в этом возрасте можно встретить и слова, которые обозначают интеллектуальные и волевые действий, а также слова, обозначающие модальность.

Речь обладает большим значением для всестороннего развития младших дошкольников. Ведь это главное средство общения между детьми. Дети понимают не все грамматические конструкции слов, но речь позволяет привлечь внимание к действиям и предметам. Действия взрослых при этом обладают важной ролью, ведь дети стараются им подражать. Именно подражание взрослым людям становится одним из главных механизмов развития общения в этом возраст.

Формирование речи дошкольников на современном этапе

Формирование речи детей дошкольного времени сегодня – это одна из важнейших задач, которая стоит перед дошкольными образовательными учреждениями. Речь, являясь средством общения, вплетается во все виды деятельности детей: в их игры, в развлечения, в продуктивные виды деятельности, в прогулки и т.п.

Согласно ФГОС, предъявляемому к структуре образовательной программе в дошкольных заведениях, формирование речи дошкольников становится одной из задач области образования «Коммуникация». Содержание этой задачи связано с тем, чтобы достичь цели овладения конструктивными средствами и способами взаимодействовать с окружающими людьми.

Структура работы по формированию речи у детей

В структуре работы по формированию речи дошкольников младшего возраста можно применять эти формы работы в комплексе, так как это дает возможность решать задачи более качественно. При этом довольно эффективными считаются ситуации образовательного характера, а также ситуации общения, которые также используют на практике развития речи детей в процессе совместной деятельности и в режимных моментах. Эта форма взаимодействия дает возможность применять дифференцированный подход к дошкольникам и во многом индивидуализировать образовательный процесс, делать его ориентированным на личность.

Главной речевой функцией в этом этапе является сообщение информации, установление и поддержание социальных связей, воздействие на других людей.

Конспекты занятий по развитию речи в младшей группе детского сада

Занятия по развитию речи являются для педагогов и родителей возможностью дополнить тематические занятия и мероприятия в течение года.

Артикуляционная гимнастика для звука Л

«Посуда»

Отрабатывая грамматические особенности речи, внимание нужно уделять предлогам.

Воспитатель может предложить сварить для куклы обед. Для этого нужно достать из шкафа нужную посуду.

— Какая посуда есть в шкафу? Какая нам надобится? Кастрюлю поставим на плиту. Нальём в неё воду. На разделочной доске ножом порежем овощи. Помешаем поварешкой.

Суффикс помогает изменить размеры описываемого предмета.

— Суп будем есть столовыми ложками, а ягоды из компота — чайными ложечками.

Таким образом дети учатся словообразованию.

— Хлеб нужно положить в хлебницу, сахар в сахарницу, соль в солонку.

«Профессии»

Ребят можно отправить в воображаемое путешествие по стране «Профессии». За счет этого отрабатываются слова, обозначающие действия (глаголы). Воспитатель может перечислять действия, совершаемые игрушками, и просить угадать ребят профессию. Например: «гном Петя работает в саду, сажает цветы, поливает, убирает сухую траву, рыхлит землю. Петя — (садовник)».

Можно действовать от обратного. Представить игрушечного персонажа и назвать его профессию, а потом перечислить как можно больше выполняемых им действий.

— Это доктор Айболит. Давайте вспомним, чем он занимается (лечит горло, меряет температуру, ставит уколы, даёт таблетки, бинтует, мажет мази).

«День защитника Отечества»

Во второй половине февраля в саду проходят мероприятия, посвящённые 23 февраля. Развивая словарный запас, ребята описывают известные им предметы и узнают новые слова и понятия, затрагивающие эту тему.

Например, на столе воспитателя могут находиться сразу несколько игрушек. Детям нужно предложить назвать их по очереди: самосвал, автобус, военный грузовик с солдатами, гоночная машинка.

— Как можно назвать эти игрушки? (транспорт).

Обратите внимание! Можно описать гоночную машину и солдатский грузовик (грузовик большой, а карт маленький; в кузове сидит много бойцов, а в карте один гонщик; военная машина зелёного цвета, а спортивная красного и т. д.).

Также дети могут заканчивать начатые предложения:

  • танкист служит… (в танке);
  • пограничник охраняет… (границу);
  • лётчик летит в… (самолёте).

Сюжетно-ролевая игра

«Народная игрушка»

Цель такого урока — знакомство с грамматическими особенностями речи. Воспитатель может познакомить ребят с новой игрушкой, показать, как она открывается, что находится внутри.

— Матрёшка — народная игрушка. Её изготовил мастер. Он сделал её из дерева, а потом нарисовал красками лицо и одежду.

Обратите внимание! Ребята должны разглядеть деревянную игрушку и сидящую рядом с ней пластмассовую куклу, а воспитатель спросить, чего нет у Матрёшки (двигающихся ручек и ножек, шеи, текстильного платья, причёски и т. д.). Ответы должны быть в родительном падеже.

Программа развития речи дошкольников по Ушаковой О. С.

«Масленица»

В начале весны с ребятами можно организовать обсуждение Масленицы. Воспитатель должен рассказать о традиционных зимних забавах, угощениях и играх, научить детей закличкам.

«Гори, гори ярче — лето будет жарче,

А зима теплее, а весна милее.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Где сугробы лягут, будет больше ягод.

Пусть несут в колоду пчелы больше меду.

Пусть в полях пшеница густо колосится».

Становление речи в раннем возрасте

Обсудим динамику изучения разных речевых аспектов.

Звукопроизношение. Слух детей становится достаточно развитым уже на ранних этапах развития. В полтора года дети грамотно воспроизводят слоги в словах, состоящих из двух слогов. А в два года уже в 75 процентах случаев они могут правильно назвать все три слога в трехсложных словах.

Достаточно легко дошкольники воспринимают ритм в слове, его интонационную окраску, ударение. В конце второго года обучения дети усваивают целые группы произносимых звуков.

В два года ребенок, когда слышит образец, старается поправить свое собственное произношение. В это время, не обладая способностью правильно произносить какие-либо звуки, дети улавливают их ошибочное произношение у других.

Спецификой произношения у детей в три и четыре года примерно одна и та же. Согласно А.Н. Гвоздеву, в это время ребенок усваивает звуки, при этом они могут как произносить их правильно, так и делать пропуски, заменять и уподоблять звуки, смягчать их.

Дома в ванной

Во время купания, уточните названия частей тела ребенка. Рассмотрите предметы, находящиеся в ванной. Назовите их, покажите части. Объясните назначение этих предметов.

Развитие мышц губ, щек и языка

«Мое настроение». Предложить ребенку перед зеркалом показать разные настроения (веселое, грустное).

«Чистим зубы». Чистим нижние и верхние зубы язычком. Проводим языком по зубам слева — направо и сверху – вниз.

Развитие дыхания

«Белые кораблики». Дуть на пену, гелиевые (глицерин) пятна, кораблики (плавающие предметы) в тазу.

Развитие слухового внимания

Прислушиваться и определить разницу между шумом воды из крана и душа.

Формирование лексики и грамматики

Лексика детей обогащается, совершенствуются и формы ее использования. Если во время наблюдения за картинками обращать детское внимание на красоту природы, то в 4-6 лет дети начинают усваивать соответствующие термины и методы характеристики природы. Хотя в этом возрасте они пока говорят только о размере и цвете объектов, примерно 30 процентов их определений носят развернутый характер, содержат перечисления, признаки и элементы сравнения.

Также дети начинают дифференцированно применять грамматический речевой строй. Наиболее благоприятной ситуацией, которая бы побуждала детей включать в высказывания сложные предложения, является такая, в которой нужно что-то объяснять и в чем-то убеждать.

До 4 лет у дошкольников случаются ситуации индукционных отношений между игровыми действиями и речью. Дети комментируют то, что они видят, говорят о том, что планируют сделать или уже сделали, но при этом они молчат, когда выполняют непосредственные действия.

У детей в три с половиной года начинает постепенно формироваться речевая основа для развития дружеских отношений, для усвоения поведенческих правил. Но для этого нужно владеть спецификой проявления общения и разбираться в способах его совершенствования.

Вместе с этим в ФГОС уделяется внимание играм, как эффективной форме организации деятельности детей. Игра – это главная деятельность дошкольников. В играх они развиваются, познают окружающий мир в доступной для них форме. При этом игры можно использовать для решения педагогических задач.

Статья:

Младшие дошкольники обладают уникальными особенности в развитии речи: их психика особенно чувствительна к языку, к его смысловой и звуковой сторонам. Обогащение языка происходит в результате выполнения новых задач, которые возникают во время общения и во время собственной деятельности. Все это создает предпосылки для дальнейшего формирования речи.
Развитие речи у младших дошкольников

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей. Речь – это основа человеческого разума, венец творения природы, с самого раннего детства жизнь человека связана с языком.

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

Таким образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

Основная цель речевого развития детей младшего возраста:

  • формирование устной речи и навыков речевого общения
  • Основные задачи развития речи:
  • формирование словаря
  • развитие звуковой культуры речи
  • развитие грамматического строя речи
  • развитие связной речи
  • приобщение детей к художественной литературе.

Развивая речь, нужно заботиться не только о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливается его пассивный словарь.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, например, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время назад. Это развивает его речь, тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его четко, чтобы были слышны все звуки.

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1,5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от3-х до 5-ти тысяч слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам чисто и правильно произносят слова; другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова; третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- «тамва», вместо трамвай, неправильное ударение).

Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.

Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки).

Основные направления работы по развитию речи во второй младшей группе следующие:

Расширение словарного запаса детей

Развитие звуковой культуры речи

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи (монологической и диалогической)

Развитие образной речи

Основные формы – это организация образовательных ситуаций и ситуаций общения. Воспитатели организуют образовательные ситуации – рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их целью является обучение детей умению составлять рассказы, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организуем в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию повторяем несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно, при этом педагоги видят и поддерживают такие ситуации. Стараются уловить смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побудить малыша к диалогу или более полному высказыванию.

Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Очень любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Стихи, потешки, прибаутки, сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные, с понятными ребенку образам (стихи А. Барто из серии «Игрушки»). Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять то, что им нравится.

Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Чаще обращайте внимание ребенка в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте карандашом какого цвета он рисует.

Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики рук. Поэтому рекомендуем – постоянно использовать в общении с ребенком игры по мелкой моторике — нанизывание на проволоку бусинок, пуговиц, использовать пальчиковые игры, рисование пальцами, лепить из пластилина, соленого теста, глины. Игры с крупой, со скорлупками семечек, орехов, крупными косточками фруктов. Попробуйте складывать крупные пазлы и описывать картинку, которая будет получаться.

Дидактические игры в развитии речи

Чтобы повысить эффективность использования игры, необходимо применять дидактические игры, систематизировать их и оформлять в виде картотеки.

Особенностью дидактических игр является то, что их учебное содержание включает в них правила и действия, что помогает детям усваивать содержание. Ведь мотив выполнения заданий возникает именно в процессе игровой активности. Дети играют, но при этом они усваивают необходимые сведения, используют полученные ранее знания.

Это позволяет сделать дидактическую игру важным видом организации обучения дошкольников родному языку.

Методика формирования речи младших дошкольников для оптимального решения задач речевого характера, для поддержания интереса и для создания атмосферы непосредственности, а также для эмоциональности подразумевает использование следующих методик и приемов:

  • активное использование коммуникативной, а также игровой мотивации;
  • создание проблемных ситуаций, чередование прямых приемов обучения с игровыми, а также внедрение методов косвенного воздействия – игровых правил, дидактических материалов, приемов драматизации;
  • применение личностных и хоровых ответов детей, а также двигательных и словесных;
  • применение разнообразных материалов демонстрационного хараткера;
  • применение заданий, выполняя которые дошкольники меняют позу и двигаются (игровая специфика этих заданий заставляет детей принимать воображаемые ситуации, учит их игровым действиям).

Малые средства фольклора в развитии речи

Чтобы развивать звуковую речевую культуру, применяются игры, а также специальные упражнения, разный речевой материал: звукоподражательства, поговорки, потешки, стишки, скороговорки, рассказы, инсценировки, сказки и наглядные материалы.

Потешки – это фольклорный жанр малой формы.

Большое значение для формирования младших дошкольников играют потешки. Потешки своеобразны, что представляет ценность для детей. Они активизируют воздействие речевого потока на детей. Дети начинают выделять речь из других звуковых сигналов, сосредотачивают на ней внимание.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]