Пути выявления и преодоления дислалии у дошкольников

Помогаем при дислалии. Работаем с детьми всех возрастов. Разрабатываем программы коррекции, исходя из особенностей ребенка, стараемся избегать медикаментозного лечения.

Дислалия — самый распространенный вид речевых нарушений, который наблюдается как среди детей, так и у взрослых. Если заболевание наблюдается у взрослого человека, то «корень» заболевания стоит искать в детском возрасте. Дислалия выражается в неправильном произношении звуков и слов: искажение слова, замена букв и звуков, пропуск букв. При этом, ребенок прекрасно слышит и имеет хороший лексикон.

Существует четкое разделение возможных причин дислалии на две группы:

Функциональная — аномалии и нарушения в строении языка, челюсти, неба и зубов. Такие дефекты могут быть приобретенными (выбитый зуб, вывих челюсти, неправильный прикус и т. д.), а могут быть и врожденными (короткая уздечка губы, заячья губа, дефект неба) Многие подобные дефекты можно исправить хирургическим способом: вовремя сделанная операция поможет исправить речевые нарушения, либо минимизировать их.

Другой причиной дислалии является задержка психо-речевого развития. Она бывает вызвана социальной изолированностью, недостатком внимания со стороны родителей, чрезмерным «сюсюканием» с малышом, стремлением ребенка подражать взрослым, имеющим дефекты речи.

Многолетний опыт показывает, что механическая дислалия лечится гораздо быстрее фонематической. Для исправления первой достаточно устранить причину неправильного произношения, в то время как для фонематической необходимо привлекать большее количество специалистов.

К фонематической дислалии относят также акустическую — ребенок произносит речь, как он ее слышит. Если у ребенка есть проблемы со слухом, то и звуки часто перемешиваются. Таким образом, вместо слова «рыба» ребенок говорит — «лыба», а вместо «машина» — «мафына»). В этом просматривается разница между взрослой и детской дислалией: взрослый правильно слышит, но имеет нарушение артикуляции, а ребенок, в большинстве случаев, слышит неправильно, а соответственно и говорит с ошибками.

Следующий вид отклонения — артикуляторно-фонематическая дислалия, возникающая в случае неправильного расположения органов речи во время произношения (язык, зубы). Неверно усвоенная артикуляция приводит к развитию артикуляторно-фонетической дислалии.

Простые нарушения, например, неправильное произношение только свистящих, требуют 2-3 месяцев регулярных занятий с логопедом. Иногда этот срок может увеличиваться до полугода. А вот лечение сложной дислалии, где нарушено произношение 5 и более групп звуков, может растянуться надолго и требует более кропотливой работы логопеда.

Дислалия может носить возрастной характер у детей дошкольного возраста. В этом случае она не требует коррекции и сходит на «нет» сама собой. Однако, не стоит расслабляться и необходимо внимательно следить за развитием речи малолетних. Именно в первые годы жизни формируется коммуникативные основы.

Диагностика и лечение дислалии

Правильно диагностировать форму дислалии может только опытный специалист-логопед. После сбора необходимых данных, врач ставит диагноз, исходя из которого назначается дальнейший курс коррекции. При необходимости маленький пациент направляется к стоматологу или неврологу, а также другим смежным специалистам. Для формирования правильной речи ребенка необходимо его регулярно показывать специалисту еще до достижения им 4-5-летнего возраста. Тяжелая степень дислалии встречается гораздо чаще у детей школьного возраста, чем дошкольников, т. к., ранняя дигностика и коррекция позволяют быстрее и эффективнее решить проблему. Главная позиция, которой должны руководствоваться родители: небезразличие и внимание к развитию ребенка, которое поможет избежать множества осложнений в будущем.

Пути выявления и преодоления дислалии у дошкольников

Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты представления о дислалии как речевом нарушении 5 1.1. Виды и формы дислалии 5 1.2. Причины возникновения дислалии у дошкольников 7 1.3. Нарушения звукопроизношений у дошкольников 10 Глава 2. Выявление и преодоление дислалии у дошкольников 15 2.1. Анализ методик логопедического обследования дошкольников с дислалией 15 2.2. Описание коррекционной работы по преодолению дислалии у дошкольников 19 Заключение 27 Список литературы 28

Введение

Речь является важнейшим фактором успешной интеграции индивида в социуме. Речь — это и средство коммуникации, и средство освоения индивидом многообразия социальной и психической жизни . В связи с этим очень важно сформировать у человека навыки полноценного использования своих речевых способностей в обществе. Этому часто препятствуют распространенные отклонения и нарушения в речевом развитии, в частности в звукопроизношении. Одним из распространенных видов речевого нарушения является дислалия. Этот термин был введен в 1827 году. На данный момент разные формы дислалии определяются у достаточно большого числа детей, и у некоторого числа взрослых. В больше мере данное нарушение речи касается дошкольников. Данные зарубежных и российских исследователей указывают, что отклонения произношения наблюдаются у 25-30% детей возраста 5-6 лет. Исследованием данного вопроса занимались Левина Р.Е., Правдина О.В., Рау Е.Ф., Смирнова А.М., Хватцев М.Е. и др. Важнейшим направлением в разработке проблемы дислалии является исследование эффективных инструментов коррекции патологических сторон заболевания, в частности развития фонематического слуха. Выбор эффективного инструмента обуславливается особенностями развития индивида в конкретный период его жизнедеятельности, с учетом психических и психофизиологических особенностей его развития. Данная тема является актуальной в связи с тем, что в науке на данный момент приведено недостаточно теоретических и практических комплексных работ, посвященных исследованию проблемы диагностики и коррекции дислалии у детей дошкольного возраста. Большинство из приведенных исследований рассматривают отдельные аспекты данного вопроса в форме отдельных публикаций методического характера или описание частного опыта логопедов. Цель исследования: изучение проблемы дислалии у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования; 2. Проанализировать методики исследования дислалии у дошкольников; 3. Описать особенности коррекционной работы по преодолению дислалии у дошкольников; Объект исследования: дислалия, как форма нарушения речи у дошкольников Предмет исследования: логопедическая работа по преодолению дислалии у дошкольников. Теоретическая значимость работы определена возможностью использования результатов данного исследования в качестве методических рекомендаций к организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Список использованных источников

1. Ванюхина Г.А. Экологизация логопедического процесса с позиций принципа природосообразности / Г.А. Ванюхина // Логопед : науч.-метод. журн. — 2005. — № 2. — C.4-8 2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с. 3. Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: практическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. — Москва: Владос, 2004. — 232 с. 4. Гомзяк О.С. Развитие Связной речи у шестилетних детей, конспекты занятий. М.: Творческий . 2007 – 108 с. 5. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, доп. и испр.. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. — 96 с. 6. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 357 с. 7. Рау, Ф. Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем. Основы теории и практики логопедии, М. : Просвящение, 1968. – 181с. 8. Резниченко, Т. С, Ларина, О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. : Альбом для педагога. — М.; Владос, 2000. — 96 с. 9. Розенталь, Д.Э. Голуб, И.Б. Теленкова, М.А. Современный Русский язык.- М., 2000.- 448с. 10. Сергеев, Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. — Волгоград: Учитель, 1999. — 96 с. 11. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду./М.: «Мозаика-Синтез», 2009. – 60-61с. 12. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с. 13. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного до семи лет./М.: «Сфера». 2007. – 3с. 14. Шацкова А.М. Дифференциальная диагностика минимальных проявлений речевой патологии у детей при сходных нарушениях произносительной стороны речи : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.03 — Москва, 2009.- 220 с.

Общий объем: 28 стр.

Год: 2015

Цена: 500 руб.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]