Статья:
Цель: Закрепление правильного произношения звука Р изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи. Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях. Звуковой анализ слова (определение места звука в слове). Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого дыхания, логического мышления, памяти, внимания, артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание интереса к занятиям, желания правильно говорить, доброжелательности, умения работать в коллективе. Повышать мотивацию детей к правильному произношению изучаемых звуков.
Оборудование. Магнитная доска, магнитофон, зеркала, предметные и сюжетные картинки, муляжи фруктов и овощей.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, ребята. Нашу встречу я предлагаю вам начать с нашего девиза:
Каждый день всегда, везде На занятиях, в игре Верно, четко говорим, Никуда мы не спешим!
II. Основная часть
Логопед: Сегодня, я вас приглашаю в путешествие по сказке.
— А по какой сказке мы будем путешествовать вы узнаете из загадки.
Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее!
«Красная шапочка»
Логопед: Вы знакомы со сказкой про Красную шапочку? (ответы детей) Содержание сказки про Красную шапочку, в которую я приглашаю вас, отличается от той, которую вам читали ваши мамы или папы. Эта сказка на новый лад. Вспомните, кого встретила Красная шапочка в сказке? И что с ней случилось? В нашей сказке мы должны помочь Красной шапочке избежать встрече с Волком. Поможем ей?
— Я приглашаю вас занять места и взять зеркала
Логопед: И так: — Раз, два, три! Сказка, в гости к нам иди!
Артикуляционная гимнастика (под музыку из сказки «Красная Шапочка»)
Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась… Упражнение «Улыбка»
Приготовила чашечку, чтобы попить чай… Упражнение «Чашечка»
А чай она пила с вкусным вареньем… Упражнение «Вкусное варенье»
Затем она почистила зубки… Упражнение «Чистим зубки»
После завтрака Красная Шапочка решила заняться делами и покрасила потолок в своей комнате… Упражнение «Маляр»
Поработала Красная Шапочка, теперь можно и отдохнуть. Она стала играть на дудочке… Упражнение «Хоботок»
Красная Шапочка играла так весело, что к ней прискакали лошадки… Упражнение «Лошадка»
Красная Шапочка поскакала на лошадках, но тут пришла мама и предложила сходить в гости к бабушке. Девочка взяла корзинку и побежала. По дороге она собирала грибы… Упражнение «Грибочек»
Красная Шапочка хорошо помнила, что где-то в лесу живёт серый Волк. Вспомните, как рычит волк. Произнесите звук [р].
Уточнение артикуляции звука
— Ребята давайте вспомним артикуляцию звука [Р]. Губы – полураскрыты, зубы – разомкнуты, широкий кончик языка поднят к верху и дрожит. Давайте вместе произнесем р – р – р!
— Правильно, а теперь давайте вспомним какой этот звук гласный или согласный? (Ответы детей)
— Определите, какой он звонкий или глухой?
— Звук Р твердый или мягкий? (Ответы детей)
— А теперь ребята давайте споем рычащую песенку:
РА – РА – РА РО – РО – РО РУ – РУ – РУ РЫ – РЫ – РЫ
Логопед: Хорошо спели. Теперь разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Су-Джок» (под музыку)
В доме на краю села С мамой девочка жила. Славная, прилежная, Добрая и нежная.
Эту крошку- лапочку Звали Красной Шапочкой.
Логопед: Шла, шла Красная шапочка и на своем пути встретила зайчика. Зайчик попросил Красную Шапочку помочь ему собрать запасы на зиму.
Это корзина, нам нужно положить в неё только те предметы, в названии которых есть звук Р. (проговаривая и уточнить место звука в слове)
Речевой материал (муляжи): морковь, кукуруза, картошка, лимон, горох, груша.
Логопед: Какие вы молодцы справились с заданием и помогли Красной Шапочке. И пошла Красная Шапочка дальше. Идёт она и видит: растёт гриб Боровик.
— Давайте все вместе проговорим это слово Боровик.
— В этом слове есть звук Р?
— где находится звук Р в слове?
— дайте характеристику звуку (твердый или мягкий?)
Боровичок, тоже обратился за помощью к Красной Шапочке. Боровик придумал предложения, но не может их закончить.
Дидактическая игра «Закончи предложения»
Ра – ра — ра — собирать грибы…………… пора!
Ро — ро – ро – возьмем корзину или…… ведро?
Ру – ру – ру – мухоморы………………… не беру!
Логопед: Молодцы и с этим заданием справились. Устала Красная Шапочка и решила отдохнуть. Вышла она на полянку, а там бабочки летают. И мы сейчас с вами тоже представим, что мы бабочки и полетаем.
Дыхательная гимнастика «Бабочки» (под музыку)
-Воздух набираем через нос, выпускаем через рот.
-Плечи не поднимаем.
-Выдох длительный и плавный.
-Следим за щёчками их не надуваем. (не более 10 секунд с паузами)
Логопед: Отдохнула Красная Шапочка и пошла дальше по тропинке. А на встречу ей Дровосеки. И решили они проводить Красную Шапочку до бабушки. А чтобы было веселее идти, напевали песенку. Мы с вами тоже подпоём им.
— Носим шляпу мы с пером, и всегда мы с топором.
— Куртка красная у нас и работники мы класс.
— Заготовим мы дрова, не страшна тогда зима. (проговорить и найти слова со звуком Р)
Логопед: Молодцы! Но вот Красная Шапочка благополучно добралась до бабушки. И в этом ей помогли вы. Приглашаю, вас встать в круг.
Итог занятия
(В круг передаём мяч)
— Как называлась наша новая сказка? Вам понравилась эта сказка? Чем она вам понравилась?
— С каким звуком мы сегодня работали?
Давайте еще раз дадим характеристику этому звуку (согласный, звонкий, может быть твердым или мягким)
Красная Шапочка благодарит вас за помощь. И я благодарю вас за активную работу. Вы все молодцы, успешно справились со всеми заданиями.
У меня для вас сюрприз: я приготовила раскраски, которые вы по своему желанию можете для себя выбрать, и в свободное время или дома поработать с ними.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему «Овощи»
Цель занятия: формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Овощи».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Систематизировать знания об овощах, активизировать словарь по данной теме.
- Учить образовывать множественное число имен существительных.
- Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Упражнять в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными.
- Упражнять в правильном употреблении предлогов «на, в».
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать лексико-грамматический строй речи.
- Развивать память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение слушать ответы детей.
- Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим.
Оборудование:
- магнитная доска,
- картинки с изображениями овощей,
- сюжетная картинка «Огород»,
- мяч,
- зеркала.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, к нам в гости пришел Гномик, и он подготовил много интересных игр. Но для начала отгадайте-ка его загадку:
Они разные бывают,В огородах созревают,Одним словом называют,В борщ их мама добавляет!
Дети: Овощи!
Логопед: Правильно. Тема сегодняшнего занятия – овощи. Послушайте и отгадайте, какой это овощ.
Под землёй росла девица, Но свежа и круглолица. Громко лает пёс Артошка: — Гав-гав-гав – привет, …!(картошка)
Сто одежек – Все без застежек. (капуста)
Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице. (морковь)
2. Основная часть.
Логопед: Ребята, расскажите Гномику, какие овощи вы еще знаете?
Дети: огурец, помидор, кабачок, лук, свекла. (Поочередно овощи прикрепляются к магнитной доске).
Логопед: А вы знаете, что овощи растут в огороде на грядках (к доске прикрепляется картинка «Огород»).Одни овощи растут на земле, к ним относятся помидоры, огурцы, капуста. Некоторые овощи растут в земле, к ним относятся картофель, морковь. Какие еще овощи растут в земле, назовите их. Когда овощи созревают, их надо собрать. Овощи, которые растут на земле, срывают, срезают. Овощи, которые растут в земле, выкапывают, выдёргивают.
1) Пальчиковая гимнастика
Ребята, мы уже сказали, что овощи растут в огороде на грядке. Давайте посмотрим сколько овощей растёт на нашем огороде.
В нашем огороде В нашем огороде много овощей Их пересчитаем, станет веселей. (сжимаем – разжимаем пальцы)
Морковка, лук и огурец, Помидор и перец. (загибаем пальцы, начиная с большого)
Пять видов овощей назвали, Пять пальчиков в кулак зажали. (сжимаем – разжимаем пальцы)
2) Массаж биологически активных точек лица «Горох».
В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.Закричал горох: «Ох – Ох!» – массируем уши движениями сверху внизТут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глазНу, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными пальцами.От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губЯ нужней, чем сто конфет! – прижимаем ладони к щекам.
3) Игра «Назови ласково»
Логопед: Наш гость живет в волшебной стране, где все предметы маленькие, поэтому там все называют ласково. Сейчас мы попробуем назвать ласково овощи:
Дети: огурец – огурчик, помидор – помидорчик, капуста – капустка, картошка – картошечка, лук – лучок.
4) Игра «Один – много»
Логопед: Ребята, Гномик подготовил для вас следующую игру. Сейчас я буду называть вам один овощ, а вы – когда их много.
Дети: огурец – огурцы, лук — луковицы, кабачок – кабачки, помидор – помидоры.
5) Физминутка «Сажаем огород»
Логопед: Гномик очень любит кушать овощи круглый год, вот только забыл, что нужно сделать, чтобы собрать хороший урожай. Давайте вместе вспомним. Смотрите и повторяйте за мной.
Мы лопатки взяли,Грядки раскопали.Грабли в руки взяли,Грядки разровняли.Семена рядамиДружно мы сажали,А потом водоюТеплой поливали.
6) Дидактическая игра «Собираем урожай»
Логопед: На огороде вырос хороший урожай, давайте его соберём. Скажите, какие овощи срываю, какие выдёргивают, какие срезают, а какие выкапывают?
Срывают: (помидор, огурец), Выдёргивают: (лук, морковь), Срезают: (кабачок, капуста), Выкапывают: (картофель).
7) Игра «Кулинар»
Логопед: Ребята, скажите, что можно приготовить из овощей?
Дети: сок, суп, салат…
Логопед: Подумайте и скажите, сок из моркови – какой сок?
Дети: Морковный. Сок: морковь, огурец, помидор.Салат: капуста, огурец, овощи.Суп: помидор, картофель, овощи.
Логопед: Молодцы!
Дидактическая игра «Поваренок»
Логопед: Давайте приготовим угощение (суп или салат). Выбирайте нужные овощи для блюда, назовите их и объясните, как будете готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).
9) Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие овощи растут под землей, а какие на земле.
Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ.
Дети: Морковь растет под землей и т.д.
Итог занятия.
Повторение и обобщение материала, с которым дети познакомились на занятии.
Логопед: Дети, нашему гостю понравилось, как вы отвечали на его загадки и охотно играли. Давайте повторим, что изображено на картинках, где растут овощи, что можно приготовить.
— Молодцы, ребята!
Луппова Руслана Алексеевна учитель-логопед, МБОУ НШ «ПРОГИМНАЗИЯ» г. Сургут