Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата
Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:
- кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
- на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
- потом всё тело язычка резко опускается вниз.
Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил звуки [Ж], [Ш] и [Щ].
Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .
Характеристика звука [Ч]:
Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.
Веселые стихи для детей про букву «Ч»
Букву Ч мы изуЧаем. На уроке не скуЧаем. Это ж надо так слуЧиться, ОЧень любим мы уЧиться!
Автор: Манжос Н.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква Ч зовет на чай: Приходи и не скучай!
Автор: Красникова И.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Ч — курносый Чайник, Он большой начальник. Он клокочет и кипит — Ложками руководит.
Автор: Зеленая К.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Ч — с Черникой Чёрный Чай, Чаем чаще угощай! С чаем праздники встречай, Вместе с чаем не скучай!
Автор: Раннева Е.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
С нами дома в светлый веЧер Чудный Чистый ЧеловеЧек. Он у папы на плеЧе Слушает про букву Ч.
Автор: Манфиш А.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Черепаха чаевала, Чай по Чашкам разливала. Чижик с нею Чаевал, Чай из Чашек попивал.
Чайник Чашкам пел Частушки, Чашки — Чайника подружки. Чашки слушали Частушки, Навостривши Чудо-ушки.
Чистил Чижик Чемодан, Чашки Чистил, Чайник, Чан. Черепахе — Чугунок, Чистил Чибису Челнок.
Четверть Часа Чаевал… Час черкал, Часок Читал. Чиж читал: Чело, Чепец… Чудный Чижик! Чижик-Чтец!
Автор: Маршалова Т.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Возле реЧки, Через Чащу Буква Ч гуляет Часто. Чувствует себя отлиЧно, Пьёт ноЧами Чай Черничный В доме из Чертополоха
Пляшет Ча-ча-ча неплохо. Обожает ЧеЧевицу, Часто сплетниЧает с птицей, На неё Чуть-Чуть ворЧит, Слышишь, снова: Чи-чи-чи.
Автор: Гарг Т.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Чёрная ноЧка Чернила Чердак, Чёткой Чертой прочертила не так. Чары ночные мЧат на граЧе, Нынче творит Чудеса буква Ч.
Автор: Лактионов В.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Черепашка, черепашка, Что ты носишь, как рубашку, Черепаший панцирь свой? Что-то очень он большой
Автор: Пунько Н.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Черепаха обещала Через Час придти к вокзалу. Черепаха шла да шла,
ЭлектриЧка Час ждала. Черепаха опоздала — ЭлектриЧка отошла.
Автор: Мишутин А.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Ча-ча-ча танцуют Четко Черепаха и Червяк, Им в Четверг уЧить ЧеЧетку И Чудесный краковяк.
Автор: Шушарина С.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Черепаха ест салат, Чижик любит семечки, Чашки на буфете спят, А часы на стеночке.
Автор: Уханова И.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
В Чайной Чайка с Черепашкой Чаевали Чаем с Чашки. ЧайниЧек — для Черепашки, Чёрный Чай для Чайки в Чашке!
Автор: Яковенко Л.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Чистили обувь Четыре Чистюли! Чистили после обеда кастрюли! Любят Чистюли везде Чистоту! Всем не Чистюлям я это проЧту!
Автор: Щербакова В.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Черепаха с Чемоданом Через улицу идёт, На Часы глядит, читает, Чешет ножку, Чистит рот,
с Червяком поговорила, Чай из чашки попила… Час прошёл, а Черепаха даже метра не прошла!
Автор: Горенбургова Р.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Черепаха Чиполлино чашку подарила Чайка-чёрный чемодан,чайник и чернила.
Автор: Целищев С.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Жили в квартире Сорок четыре, Сорок четыре весёлых чижа:
Чиж-судомойка, Чиж-поломойка, Чиж-огородник, Чиж-водовоз.
Чиж за кухарку, Чиж за хозяйку, Чиж на посылках, Чиж-трубочист.
Печку топили, Кашку варили, Сорок четыре весёлых чижа:
Чиж с поварёшкой, Чиж с кочергой, Чиж с коромыслом, Чиж с решетом.
Автор: Хармс Д.
(Перевод Самуила Маршака)
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Чёрный Чай из Чистой Чашки, Пьёт Частенько Черепашка. Дружит оЧень с ЧервяЧком, Угощает ЧесноЧком.
Автор: Смайлз Д.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
В Черной Чаще Чудо-юдо Вдруг в Четверг слегло с простудой Чхи! — Чихает то и дело: Чудо снега переело!
Автор: Вартересьянц Е.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Четверть Часа Чиж Чижихе Пел Частушки на плющихе, Черный кот, большой Чудак, Влез послушать на Чердак.
Автор: Агибалова Т.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Под Чинарой в Чайхане Чай зелёный дали мне, И Чурек, и Чебурек: — Кушай, добрый Человек!
Автор: Радченко Н.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Чижик Чижика учил Чистить брюЧки от Чернил, А законЧив, стал учить БрюЧки Чистые Чинить.
Автор: Воробьева Е.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Чайка к Чайнику на чай Залетала невзначай. Чайник Чайку привечал,
И урчал он, и бурчал, И поить был чаем рад Чайник Чайку и чаят.
Автор:
Фрейфельд А.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Часовщик прищурил глаз: Чинит часики для нас.
Автор: Самуил Маршак
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Часы идут: тик-так, тик-так, Идут они для нас, Чтоб знать могли мы все тотчас, Который нынче час.
Автор: Горюнова И.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Черепаха целый год В гости к бабушке идет.
Автор: Дитковская И.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Черешня
Черешня вовсе не черна И очень вкусная она, И, что всего важнее, Приходит лето с нею.
Автор: Слуцкая Л.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
У насекомых букву «Ч» Найдёшь в сверчке и саранче; Кузнечик, бабочка, пчела — Всем, как ни странно, «Ч» мила!
Автор: В. Яснов
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
«Ч» – ну, просто чародейка, В чайно-кружечной семейке. Чашки, чайник с ручкой, чай, На столе ты подмечай.
Чай попил – и сразу силы Вмиг прибавились в тебе, «Ч» всегда – такая милая, Нам не даст пропасть нигде.
Автор: Ирис Ревю
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Буква «Ч» всегда, везде, Любит час держать в узде, Чтоб всегда всё было гладко, Все часы у ней в порядке.
Стрелки чётко друг за другом, Ходят, не сбивая ритм, Чинно двигаясь по кругу, Соблюдая алгоритм.
Автор: Ирис Ревю
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Рисовали цифру четыре – Букву Ч мы начертили. Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. Первой букве в слове чтение — Букве Ч Мое почтение!
Автор: Е. Тарлапан
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Купил черепашонок Чернила и тетрадь. Читать он научился, Научится и писать.
Автор: Е. Тарлапан
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
ВорЧал не пеЧке Чугунок, Он промолЧать уже не мог : Сними с пеЧи, голубЧик, Свой ЧеЧевичный супЧик!
Автор: Т. Агибалова
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
ОЧень Часто у крылеЧка Черепаху ждёт овеЧка: Черепахино “сейЧас” ОзнаЧает “Через час”!
Автор: Т. Агибалова
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Каждый веЧер Черноту На плеЧах приносит ноЧь. Надо лампоЧку вклюЧить – Чернота умЧится проЧь.
Автор: Т. Агибалова
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Четыре Черепашки Бежали Через коЧки, На Четверых им было Четыреста годоЧков.
Автор: Т. Агибалова
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Чистенькие пальЧики Ты не паЧкай, МилоЧка, Ешь свои овальЧики НожиЧком и вилоЧкой.
Автор: Т. Агибалова
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Чижик Чижику проЧёл На ноЧь книжеЧку про пЧёл. Чижик Чмокает, жуёт – Снится птиЧке Чудо-мёд.
Автор: Т. Агибалова
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Мягким тапочком чечётка. Отбивается нечётко Если тапочек непрочен, Им чёчетку бить не очень.
Червяки и червячки Предпочли носить очки. Чем червяк в очках короче, Тем значительнее прочих.
Автор: Р. Горенбургова
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
ЧЕСНОК и доктор нам, и друг, простынешь если, твой недуг он вылечит в один момент. Чесночной колбасе – привет!
Автор: Вера Аношина
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Черемуху кушал чумазый мальчишка, Свалился с черемухи – выросла шишка, Впредь будет наука – чтоб что-то достать, Лучше всего на лестницу встать.
Автор: Михаил Метелев
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Малыши Чернику ели, Чтобы глазки не болели.
Автор: Елена Черникова
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Сидим на кухне при свеЧе, Сидит котенок на плеЧе, На очереди буква Чэ. Чеснок растет на нашей даче. Чертеж у мальчика удачный.
Чирикает на ветке птица. Чудак на танцах веселится. Чемодан набит вещами. Чарли наш, веселый самый.
Автор: Владимир Ломовцев
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Хочет Чаю Чебурашка, Чайник взял себе и Чашку. Черепаху пригласил, Долго ждал, и Чай остыл.
Через Час она пришла И Черники принесла. Раз-два-три-четыре-пять, Букву «Ч» нам надо знать!
Автор: Сказочник — Робинзон
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Чеснок – приправ король, Он любит эту роль. Пусть горек и пахучий, Но для припав он лучший.
Автор: Евгений Мартишин
Постановка звука [ч]
Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:
- С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов — альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
- С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
- Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит артикуляционной гимнастикой и позволит автоматизировать движение языка.
Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.
Артикуляционная гимнастика
Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган — это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:
- «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов — местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.
- «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.
- «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача — укрепить мышцу.
Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].
Как различать твёрдые и мягкие звуки
Если после согласного звука пишется Е, Ё, Ю, Я или И, то этот согласный относится к мягким. Например:
- [м’]: мелочь, мёд, мюсли, мячик, миска, местечко, мясо, мюли;
- [с’]: седина, сёмга, сюрреализм, сядь, сила, сердце, сигарета, село;
- [д’]: денёк, дёр, дюна, дятел, динозавр, дерево, династия, демон.
Если после согласного звука пишется мягкий знак, то этот согласный относится к мягким. Примеры:
- [п’]: рябь, особь, прорубь, голубь, копьё;
- [н’]: лень, боязнь, пень, зелень, огонь;
- [с’]: вязь, резьба, авиасвязь, лось, вскользь.
Если после согласного звука стоит согласный, влияющий на предшествующий звук, то этот согласный относится к мягким. Рассмотрим примеры:
- [н’]: зонтик (влияет [т’]), стипендия (влияет [д’]).
- [с’]: мостик (влияет [т’]), совесть (влияет [т’]), гость (влияет [т’]).
Эти правила не распространяются на буквы Ж, Ш, Ц.
Правильная артикуляция
Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:
1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:
- малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
- ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.
2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :
- нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.
3. Упражнение с применением игровой формы подражания:
- имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
- читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.
4. Использовать опорные звуки:
- попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.
Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное — не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.
Непарные твёрдые и мягкие звуки
Некоторые звуки не имеют пару по твёрдости-мягкости.
Всегда твёрдыми являются:
- [ж]: жизнь, жена, жалость, живот, жучок, жестокость, жимолость;
- [ш]: шов, ширма, шерсть, шум, ширинка, шина, шоумен;
- [ц]: цапля, цикорий, цунами, цель, цирк, ценность, царица.
Всегда мягкими являются:
- [й’]: йод, йога, йогурт;
- [щ’]: щенок, щётка, щит, щука, щавель, щипцы, щегол;
- [ч’]: черенок, чадо, чтение, чипсы, челядь, чета, чувство.
Видим, что звук [ч’] относится к всегда мягким.
Автоматизация звука [ч]
Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:
- сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
- проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
- произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
- проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
- чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
- чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком — заключительная часть логопедической работы по автоматизации.
Автоматизация звука [ч] в прямых слогах
Автоматизация звука [ч] в обратных слогах
Автоматизация звука [ч] в словах
Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях
Автоматизация звука [ч] в чистоговорках
Автоматизация звука [ч] в стихотворениях
Парные твёрдые и мягкие звуки
Почти все звуки имеют пару по твёрдости-мягкости. Убедимся в этом:
- песня [п’] – поток [п];
- земля [з’] – зной [з];
- битва [б’] – бой [б];
- километр [к’] – кровь [к];
- семья [с’] – слово [с];
- мечта [м’] – мороз [м];
- невежество [н’] – норма [н];
- геройство [г’] – гроздь [г];
- фен [ф’] – фломастер [ф];
- верфь [в’] – воровство [в];
- тень [т’] – тормоз [т];
- резкость [р’] – роман [р];
- детство [д’] – дорога [д];
- ливень [л’] – ломка [л];
- химия [х’] – хамство [х].