Методическая разработка «Риторика как мастерство устной речи»


логику — знание о слове как инструменте мышления и деятельности.

Начало выступления

Обычно у оратора есть возможность оказаться заранее в том месте, где ему предстоит выступать, оценить наполненность аудитории, расположение собравшихся и мысленно выбрать то место, где его будут видеть все, и он всех, где ему удобно будет пользоваться вспомогательным материалом, если он есть. Прийти заранее важно и для того, чтобы оценить состояние слушателей и решить, нужно ли использовать какой-либо способ установления эмоционального контакта с ними или же собравшиеся готовы воспринимать информацию и будут вполне удовлетворены доброжелательной интонацией.

В любом случае, уверенной походкой выйдя к месту, выступления, следует сделать начальную паузу. Пауза позволяет собрать взгляды слушателей и служит как бы приглашением к разговору.

Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отразится во взгляде, которым он окинет, собравшихся, в улыбке, в приветливой интонации. А, если нет… тогда ему лучше вообще не брать слово. После начальной паузы и приветствия обычно в зале еще есть некоторое напряжение, подобное тому, которое бывает, когда в комнату входит посторонний человек. «Какой он? Что скажет? Чего от него ожидать?» — думают присутствующие. Представьте теперь, что вошедший заговорил официальным тоном, стоит как деревянный и ни на кого не смотрит. Все убегут от такого гостя. А что делают в таком случае слушатели? Замыкаются в своих мыслях или находят себе какое-нибудь занятие. Поэтому «первые слова лектора, — говорил выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони, — должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание)» Причем произносить их надо не в пустоту, а глядя на какого-нибудь симпатичного вам слушателя. Как только вы увидите его ответный доброжелательный взгляд, • нужно перевести свой взгляд на другого человека и установить контакт c ним. Атмосфера в зале потеплеет. Начало взаимоотношений положено!

Первые фразы, которые позволяют установить; эмоциональный контакт с аудиторией, называют зачином.

Зачинов, этих своеобразных зацепляющих «крючков» выступлении, существует множество: «…что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая- ни будь странность, как будто не идущая к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п.».

Зачином может служить обращение к непосредственным интересам слушателей, привлечение внимания к рекламному названию выступления, оригинальная цитата, интригующее описание, интересный факт, впечатляющая цифра, вопрос или даже цепочка. Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в тему.

Образец плавного перехода от зачина, которым служит красочное описание, к введению в тему, в котором сообщается о плане предстоящего выступления — вступление к популярной лекции профессора М.А. Мензбира «История Средиземного моря, рассказанная его берегами, волнами и их обитателями», которую он прочитал 13 декабря 1884 г в Политехническом музее: «Представьте себя путником, который впервые приезжает к Средиземному морю, впервые видит, синеву его волн, окутанные дымкой далекие береговые скалы, пышную зеленую растительность, и позвольте дать вам краткую характеристику современного нам средиземного побережья, начавши с его географического очерка».

Итак, в общем случае вступление состоит из двух частей: зачина и введения в тему. Задачи вступления — вызвать интерес к выступлению и овладеть вниманием аудитории, добиваясь при этом, чтобы непроизвольное первичное внимание переросло в сознательную сосредоточенность; установить взаимопонимание и завоевать доверие слушателей.

Способы удержания внимания

Вступление способно захватить слушателей. Но как же сохранить поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы «…избежать ситуации, когда четверть слушателей занята «перевариванием» содержания выступления, а три четверти борются со сном»?

Прежде всего сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). В этом случае оратор ведет мысль аудитории за собой. Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.

Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение досады и раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, то есть новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено, как уже говорилось, культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.

Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора — меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.

«Нужно иметь ловкость выхватывать самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке…». Кроме того, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения, рассмотренные ранее. Они произносятся с разной интонацией, и это тоже оживляет речь. Диалогизация речи, вопросно- ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение, когда аудитория начинает засыпать.

О. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий. Этот прием использовал древнегреческий оратор Эсхил в своей речи против Демосфена в знаменитом споре о золотом венке: «…Представьте себе: стены рушатся, град падает, дом в пламени, старцы и жены, забывая навеки, что были некогда свободными, и правильно негодуя не столько на орудия, сколько на виновников бед их, вопиют к вам, молят вас со слезами: не давайте венка губителю Греции…»

Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации — заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а, следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводами.

Так же при выступление стоит помнить несколько простых правил:

Что такое публичное выступление

Публичное выступление — это комплексное понятие, которое объединяет выступление перед аудиторией, на открытых площадках, по телевидению, а также общение с руководством, работодателем и просто дружеское общение в компании хороших знакомых. Знания психологии публичного выступления пригодятся в любой ситуации, где нужно проявить свои лучшие качества, продемонстрировать умение коммуницировать, презентовать свои профессиональные навыки. Успешный устный спич — это не просто беседа, а подписанный контракт, новая работа, деловые партнеры, признание общества. Цель публичной эскапады — заинтересовать аудиторию, чтобы слушатели ловили ваше каждое слово, жест, реагировали на интонации голоса, это умение вдохновить людей своми идеями.

Если говорить о прагматичном вещании перед аудиторией, как форме делового общения — это воздействие на аудиторию не только словами, но также позой, мимикой, жестами, паузами, ритмом речи, визуальным контактом, силой голоса. Это требует от оратора владения собственным голосом, телом, мимикой лица, соблюдения особых правил и применения специфических техник.

Такое искусство освоит далеко не каждый человек. Из нашего материала вы узнаете — что такое публичное выступление, его виды и формы, и, как успешно выступить перед публикой.

Начните со вступления

Люди решают в первые 30-60 секунд презентации, слушать вас или лучше полистать новостную ленту социальной сети, поэтому нужно практиковаться в построении сильного старта вашего выступления. Лучшие способы захватить внимание аудитории – это начать речь:

  • с рассказа истории или использовании цитаты;
  • с констатации важности темы.

Напротив, самые быстрые способы отключить внимание аудитории – это:

  • дать определение терминов;
  • рассказать слабый или непроверенный анекдот;
  • говорить о себе.

Обязательно придумывайте и тестируйте различные представления, которые помогут аудитории подключиться к теме вашего доклада.

Типы и формы выступлений перед публикой

Типы:

  • информационная речь — используется в докладах на политическую или научную тематику, лекциях для студентов, выступлениях перед учениками, рассказах о каком-либо явлении;
  • протокольно-этикетная — в такой форме приветствуются делегации, готовится поздравление с днем рождения или юбиляру, вступительное или заключительное слово на официальном мероприятии;
  • развлекательная — любая неофициальная речь (тост, рассказ из жизни о забавном происшествии);
  • убеждающая — главная цель — убедить слушателей в правоте выступающего, продемонстрировать правильность позиции и суждений, применяется в рекламных роликах, политических, научных дискуссия, программах агитации.

Важно! Одна речь может иметь разные цели, в результате типы выступлений перед публикой сочетаются и получаются информационно-убеждающие или информационно-развлекательные.

Формы выступлений перед аудиторией:

  • доклад — обращение на важную тематику (социальную, научную, медицинскую), продолжительность от четверти часа до 3 часов;
  • сообщение — короткий спич, посвященный одной теме, максимальная продолжительность 10 минут, обязательно содержит факты, статистические сведения;
  • выступление — краткое сообщение продолжительностью до 5 минут, тематика выбирается заранее или возникает в результате обсуждения конкретной темы;
  • лекция — изложение конкретной темы специалистом с использованием научных фактов, продолжительность в диапазоне от четверти часа до 1,5 часов;
  • беседа — диалог лектора со слушателями, тематика и формат определяются заранее, временными рамками не ограничивается, предполагает вопросы аудитории, ответы оратора.

Стремитесь помочь своей аудитории

Большинство ораторов считают целью своего выступления получение немедленной выгоды: например, продвижение сайта или сервиса, расширение круга клиентов.

Думая о выступлении в таком ключе, вы увеличиваете давление и без того стрессовой ситуации. Вместо этого стремитесь к тому, чтобы ваша речь была полезна аудитории.

Когда вы помогаете людям вырасти в профессиональном плане или стараетесь каким-то образом улучшить их жизнь, вы и так получаете выгоду в виде преданных слушателей, известности и новых клиентов.

Будьте кратки

Если на ваше выступление отвели 30 минут, используйте 25. Если вам дали час, говорите в течение 50 минут. Всегда уважайте время своей аудитории и заканчивайте раньше.

Стараясь сократить своё выступление ещё на этапе подготовки, вы отточите свою речь и уберёте из неё всё ненужное.

Закончите пораньше и потратьте оставшееся время, отвечая на вопросы аудитории. Если времени не хватает, предложите слушателям встретиться после презентации, чтобы обсудить непонятные моменты.

Никогда не затягивайте выступление. Это может разрушить положительное впечатление и оставить у аудитории неприятный осадок.

Содержание

  • Цель оратора
  • Чек-лист подготовки к публичному выступлению Анализ целевой аудитории
  • Цель выступления
  • Выбор темы
  • Подготовка конспекта
  • Презентация для публичного выступления
  • Подготовка к реакции зала
  • Постановка устной речи
  • Контакт с аудиторией
  • Лирические отступления
  • Эмоциональность
  • Работа над волнением
  • Тайминг
  • Репетиции
  • Перед выходом на сцену
  • Опыт — сын ошибок трудных
  • Принципы составления плана публичного выступления
      Вступление
  • Основная часть
  • Финал
  • Заключение
  • Сделайте паузу на 10 секунд

    Остановитесь на 2 секунды — и аудитория подумает, что вы потеряли мысль. Возьмите паузу на 5 секунд — и публика решит, что вы остановились умышленно. После 10 секунд паузы даже те, кто переписывался во время вашей речи, поднимут голову, чтобы посмотреть, в чём дело.

    Когда вы снова начнёте говорить, все будут уверены в том, что ваша пауза была намеренной и что вы уверенный в себе и продвинутый оратор.

    Неуверенный рассказчик боится пустоты, и только опытный оратор хорошо чувствует себя во время тишины. Сделайте одну длинную паузу, чтобы собраться с мыслями, и аудитория автоматически добавит вам очков.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]