Конспект занятия — Дифференциация гласных букв первого и второго ряда


Конспект занятия — Дифференциация гласных букв первого и второго ряда

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся первых классов

Аннотация

Данная разработка логопедического занятия по теме «Дифференциация гласных букв первого и второго ряда» рассчитана на учащихся первых классов (IV четверть) с целью профилактики ошибок связанных с написанием гласных букв, а так же может быть использована, во вторых классах, с целью коррекции дисграфических ошибок. Данная тема изучается после отработки тем: «Гласные первого ряда», «Гласные второго ряда» «Твёрдые и мягкие согласные».

Разработка занятия направлена на создание условий для полноценного усвоения темы «Дифференциация гласных I и II ряда». А именно: на создание благоприятного эмоционального фона через использование игровых приёмов; на включение в работу сохранных и активизацию нарушены психических функций; на воздействие в процессе обучения на различные анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный; на развитие межанализаторных связей: зрительное, тактильное, слуховое восприятие, зрительный мнезис, на формирование устойчивого буквенного гнозиса.

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи в соответствии с темой. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.

Конспект адресован учителям-логопедам, учителям начальных классов.

Конспект занятия

Тема урока: «Дифференциация гласных букв первого и второго ряда в слогах, словах, предложениях».

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Смешанный

Цель образования: Учить дифференцировать в письменной речи гласные буквы 1 и 2 ряда в слогах, словах, предложениях.

Задачи: Образовательная: Закрепить умение учащихся дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости, научить применять эти умения при написании гласных букв в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-развивающая: Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, фонематическое восприятие, внимание, мелкую моторику и тактильные ощущения.

Воспитательная: Воспитывать умение слушать инструкцию логопеда и действовать в соответствии с ней; Воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения учащихся друг к другу и окружающим.

Материально-техническое обеспечение урока: Картинки с изображением 2 клоунов: большого и маленького, предметные картинки, пособие «перчатки», мешочек, касса букв, цветные карандаши красного, зелёного и синего цвета, ручки, тетради, двуцветной кубик синего и зелёного цвета, фишки синего, зелёного и красного цвета, индивидуальные карточки с заданиями, картинки с изображением грустного и весёлого клоуна по количеству учащихся, индивидуальные зеркала.

Ход урока:

1 Организационный момент.

На доске размещены предметные картинки в следующей последовательности: КОТ, ЛУК, ОСЫ, УХО, НОС. — Сядет тот, кто назовёт первый звук предмета, изображенного на картинке. Логопед указывает на картинку в любой последовательности, ребёнок выделяет первый звук, присаживается на своё место. Сегодня к нам на занятие придёт гость. Чтобы узнать, кто это, по порядку назовите первые звуки предметов, изображенных на картинках. Узнали, кто к нам придёт? (Клоун)

2 Актуализация знаний

На доске размещаются 2 картинки с изображением большого и маленького клоуна. — Клоун пришёл не один, а со своим другом. Давайте с ними познакомимся. Логопед указывает на большого клоуна и представляет его детям. — Это клоун Бом. Затем указывает на маленького клоуна.

— А это клоун Бим. Логопед размещает на доске 2 картинки с изображение воздушных шаров синего и зелёного цвета.

— Клоуны ни как не могут поделить между собой воздушные шары, каждый из них хочет взять зелёный шарик и не хочет уступать. Бывает ли у вас такая ситуация, что и вы и ваш товарищ хотят взять одну и ту же игрушку или какой-либо другой предмет? Что вы делаете в такой ситуации? Как правильно нужно поступить в такой ситуации? Как же быть нашим гостям — клоунам? Давайте мы им поможем.

Логопед раздаёт учащимся индивидуальные зеркала. Назовите первый звук в имени Бом. ([б])

Какой это звук твёрдый или мягкий? (Твёрдый). Произнесите звук [б], посмотрите в зеркала, как расположены губы, язык, когда мы произносим этот звук? Назовите первый звук в имени Бим ( [б’])

Какой это звук, твёрдый или мягкий? (Мягкий) Произнесите звук, рассмотрите положение губ и языка при произнесении мягкого звука.

Логопед ещё раз просит произнести звуки парами: [б]- [б’], отметить различия в артикуляции твёрдых и мягких звуков.

Каким цветом мы обозначаем твёрдые звуки? (Синим цветом) Мягкие звуки? (Зелёным цветом)

— Поскольку в имени «Бом» первый звук твёрдый дадим ему синий шар, а в имени «Бим» первый звук мягкий – дадим ему зелёный шар. Вот и помогли клоунам поделить шары. В любой ситуации нужно искать компромисс. Понравилось вам помогать? Клоуны очень рады, что вы им помогли, и теперь они не будут ссориться из-за шаров.

3. Введение в тему

Бим и Бом приготовили для вас фокусы и игры. Поиграем в игру «Чудесный мешочек». Логопед берёт мешочек, в котором лежат буквы, подходит к каждому учащемуся. Ребята нащупывают букву, называют её, затем достают из мешочка. Остальные ребята и логопед проверяют, правильно ли он угадал букву. — У вас в руках буквы. Какие это буквы? (Гласные) — Сколько всего гласных букв в алфавите? Посчитайте сколько букв вы все вместе достали из чудесного мешочка. (10 букв) — В русском алфавите 10 гласных букв. — На какие две группы мы можем разделить все гласные буквы? (На гласные первого и второго ряда). В случае если ребята не назовут, на какие 2 группы делятся гласные буквы, логопед сам напоминает учащимся, что все гласные буквы делятся на гласные первого и второго ряда и просит ребят подумать, какая же будет тема занятия.

4. Сообщение темы занятия

— Клоуны, хотят посмотреть, как вы умеете различать гласные буквы первого и второго ряда в письменной речи. И сегодня на занятии мы вместе с ними будем различать эти гласные буквы в слогах и словах. Откройте тетради, запишите число.

5. Работа по теме урока

5.1 Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда

— Вы сегодня помогли клоунам, а теперь они вам помогут. Чтобы вы могли быстро запомнить, какие гласные буквы относятся к первому ряду, а какие – ко второму, клоуны принесли вам волшебные перчатки.

На доске логопед размещает перчатки красного цвета, сделанные из картона. — Клоун Бом, принёс правую перчатку и попросил украсить её гласными 1 ряда. Угадайте эти гласные по артикуляции звуков.

Логопед беззвучно произносит гласные звуки [А, [О], [У], [Ы], [Э], учащиеся называют гласный звук, тот у кого на парте есть такая буква выходит к доске и с помощью логопеда размещает её на пальцах правой перчатки следующим образом: на большой палец букву А, на указательный-О, на средний – У, на безымянный – Ы, на мизинец – Э. Далее логопед ещё раз акцентирует внимание учащихся на том, что на правую перчатку мы разместили гласные первого ряда.

— Клоун Бим принёс левую перчатку, украсим её оставшимися у вас на партах буквами.

Учащиеся совместно с логопедом размещают оставшиеся гласные буквы на пальцах левой перчатки (большой палец – Я, указательный – Ё, средний – Ю, безымянный – И, мизинец – Е), и логопед обращает внимание учащихся на то, что на левой перчатке мы разместили гласные буквы второго ряда.

— Вот мы и украсили перчатки клоунов. Назовите гласные буквы первого ряда, а затем гласные второго ряда. А теперь закройте глаза, представьте перед собой перчатки, с размещёнными на них гласными буквами, и ещё раз назовите гласные первого и второго ряда.

5.2 Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда в слогах

Логопед на доске размещает чёрно-белые картинки с изображением воздушных шариков, в которых написаны слоги: ЛА, ЛЯ, ЛО, ЛЁ, ЛУ, ЛЮ, ЛЫ, ЛИ, ЛЭ, ЛЕ.

— Определите чьи это шарики клоуна Бим или клоуна Бом? Прочитай слоги на шариках. Выделите первый звук в слове. Определите твёрдый он или мягкий. У клоунов есть для вас подсказка, посмотрите на шары, которые мы дали им в начале занятия, если слышите твёрдый звук в слоге, значит этот шар клоуна…., если слышите мягкий согласный звук, значит этот шар клоуна….

По цепочке учащиеся читают слоги, выделяют и определяют звук, говорят, чей это шар. Логопед «раздаёт» шарики клоунам и размещает их у перчаток каждого клоуна.

5.2.1 Чтение слогов

— Прочитайте слоги на шариках каждого клоуна. Обратите внимание на гласные буквы в слогах и на буквы, размещённые на перчатках. Какой вывод можно сделать? (Гласные буквы в слогах совпадают с гласными буквами, размещенными на перчатках.) Если в слоге согласный звук твёрдый, то какую букву мы пишем после согласной буквы? Если в слоге согласный звук мягкий, то какую букву мы пишем после согласной буквы?

Учащиеся ещё раз читают слоги, написанные на шариках сначала клоуна Бом, затем клоуна Бим. Делают вывод о том, что если согласный звуки твёрдый, то после согласной буквы пишем гласные 1 ряда, размещённые на правой перчатке, если согласный звук мягкий, то после согласной буквы мы пишем гласные 2 ряда, размещенные на левой перчатке.

Далее читают слоги парами, начиная с больших пальцев правой и левой рук, затем с указательных и т.д. (А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е)

5.2.2 Работа с кассой букв и фишками синего, зелёного, красного цвета.

Логопед убирает картинки клоунов, оставив на доске перчатки с вложенными в них цветными шариками (синий в правой перчатке, зелёный в левой перчатке), раздаёт фишки.

— Клоуны приготовили для вас песенки. Угадайте, кто поёт, клоун Бим или клоун Бом. Как мы будем определять, кто поёт? На что следует обращать внимание при определении? (Будем определять твёрдость-мягкость согласных звуков). Если в слоге твёрдые согласные звуки, то поёт Бом, если мягкие – поёт Бим.

— Клоуны принесли с собой шарики синего, зелёного и красного цвета(фишки). Сейчас вы будете этими шариками жонглировать. Клоуны снова будут петь свои песенки, а вы если слышите твёрдый согласный звук и гласный звук берёте…и … шарик, если мягкий согласный звук и гласный звук, то …и … шарик.



С помощью кассы букв составьте то, что спел клоун. Если первый звук мягкий, то какие гласные буквы поставим после согласной буквы? А если согласный звук твёрдый, то какие гласные буквы поставим после согласной буквы?

Логопед зачитывает слоги: РА, НЁ, НА, НУ, ЛЮ, ЛЯ, КО, ВЁ, МЯ, ГА, ТУ, И т.д.. (Чаще всего учащиеся не умеют дифференцировать А-Я, О-Ё, У-Ю, поэтому в упражнения включены именно эти гласные буквы, а на остальных парах внимание не акцентируем. Если учащиеся затрудняются в дифференциации остальных пар гласных букв, то включаем их в упражнения.)

Учащиеся определяют, кто поёт, выбирают фишки соответствующего звукам цвета (синего и красного либо зленого и красного), глядя на перчатки и шарики синего и зелёного цвета составляют слоги из кассы букв.

Физ. минутка

Клоун Бим и клоун Бом Говорят вам всем «Подъём!» Встали ровненько у парт Клоуны нам говорят. Клоун Бим, вдруг, наклонился, Ну а Бом тогда присел. Бим подпрыгнул, развернулся, Бом – на свех только смотрел. А потом Бом потянулся, Выпрямился, зашагал, Бим – наглулся, разогнулся, шарики с земли поднял. Отдохнуть с вами успели И за парты тихо сели!

5.2.3 Игра «Кубик»

— Клоуны принесли кубик. Поиграем в игру. Логопед достаёт двухцветный кубик: синего и зелёного цвета и передаёт учащемуся. -Кидай кубик. Если кубик упадёт синей стороной, составляй слог с твёрдым согласным если зеленой стороной, то — с мягким согласным. Запиши в тетрадь получившийся слог, объясняя выбор гласной буквы. Выполни проверку написания гласной буквы: обозначь звуки в записанных слогах соответствующим звукам цветом.

Учащиеся по очереди кидают кубик и называют слог в соответствии с выпавшим цветом стороны кубика. Затем записывают слог в тетрадь, комментируя выбор гласной буквы. Под буквами рисуют кружочки, соответствующего звуку цвета.

5.3 Дифференциация гласных букв 1 и 2 ряда в словах

5.3.1 Работа со схемами слов и предметными картинками

— Клоуны хотели, чтобы под картинками появились слова, но фокус не получился, появились только схемы слов и они не могут разобраться к какой картинке они подходят. Помогите клоунам. Подберите к каждой картинке соответствующую схему слова. Запишите эти слова. К оставшимся картинка самостоятельно составьте схемы и запишите слова.

Логопед на доске размещает схемы слов типа: а я (баня) и предметные картинки: БАНЯ, ГЛАЗ, ШЛЯПА, ВЕРБЛЮД, ЛУНА, НОС, ВИШНЯ, БЕРЁЗА, КЛЁН, РОЗА, ДОМИК. Учащиеся подбирают схемы, глядя на пособие «Перчатки», записывают слова.

5.3.2 Работа по индивидуальным карточкам.

— Клоуны хотят проверить, как вы научились различать гласные буквы первого и второго ряда в словах и приготовили для вас задание. Логопед раздаёт индивидуальные карточки.

— Запишите слова. Оставьте в слове только те гласные буквы, которые подходят. Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем по цепочке читают слова и называют вставленные буквы, объясняя.

Б(о,ё)ря, Л(у,ю)ба, Тан(а,я), Л(у,ю)да, Ол(а,я), Вас(а,я), Кол(а,я), Ирин(а,я); Т(а,я)нуть, Гл(а,я)деть, н(у,ю)хать, очищ(а,я)ть, нес(о,ё)м, прив(о,ё)з.

5.4 Дифференциация гласных букв первого и второго ряда в предложениях

5.4.1 Работа с деформированными предложениями

— Бим и Бом приготовили для вас пожелания. Расшифруйте их, вставьте пропущенные буквы.

3 2 1 4
в позна.тся др.зья беде
1 3 2 4 5
л.дей по помн.т их дел.м
3 4 1 5 2
узл. не одн.й разв.жешь р.кой

Логопед делит детей на группы по 2 человека, раздаёт каждой группе таблицы со словами и цифровым рядом, соответствующим порядку слов в предложении. Учащиеся составляют, записывают, а затем зачитывают получившиеся пожелания. Каждая группа должна объяснить понимание пословицы. Логопед выслушивает объяснения в случае затруднения или неверного объяснения логопед объясняет смысл пословиц и задаёт на дом найти каждому по пословице с таким же смыслом.

5.4.2 Самопроверка

После того, как учащиеся выполнят задание, логопед открывает часть доски, на которой заранее были написанные данные в таблицах предложения с правильно вставленными гласными буквами. Учащиеся проверяют правильность написания.

6 Итог.

-Итак, урок наш подошел концу. Повторим, о чём говорили сегодня на уроке? Сколько гласных букв в алфавите? Назовите гласные первого, назовите гласные второго ряда. На что мы обращаем внимание, чтобы правильно написать гласную букву? Если согласный звук твёрдый, то после согласной буквы пишем гласные…., Если согласный звук твёрдый, то после согласной буквы пишем гласные….

7. Рефлексия

Логопед раздаёт каждому учащемуся 2 картинки с изображением грустного и весёлого клоуна. — Оцените свою работу на уроке. Если вам было легко выполнять задания, поднимете картинку с изображением весёлого клоуна, а кому было трудно выполнять задания или, кто то из вас не понял когда мы в слогах, словах пишем гласные первого ряда, а когда второго – поднимите картинку с изображением грустного клоуна.. Клоунам пора прощаются с нами. Они говорят вам спасибо за помощь.

Список используемой литературы

  1. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов[Текст]: Пособие для логопеда. /Л. Н. Ефименкова /– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 232 с.
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов/Е.В. Мазанова. – 2-у изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 184 с.
  4. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. [Текст]/ И.Н. Садовникова /– М., 2003. – 296 с.

Автор материала учитель – логопед, Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Салехард, ЯНАО: Гондарь Елена Алексеевна

Также по теме:

Дифференциация гласных первого и второго ряда У-Ю

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] — лёд [’о], лес [’э] — мэр [э], бур [у] — люк [’у],
  • безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе — [э и ] (э с призвуком и).


Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией — второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное — на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

IV. Дифференциация ы — и в слогах.

1. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите.

а

) Пы. ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы;

б) пи, ти, ми, си. ри.ди. би, ки

«Как произносятся согласные, которые вы слышали снача­ла и потом? (Твердо, мягко)

Какой звук здесь обозначает мягкость согласных?» — спра­шивает логопед.

2. Повторите слоги за логопедом.

Пы — пи — пи, ти — ты — ти сы — сы — си ри —ры —ры ды — ди — ды.

3. Запишите слоги в две строчки: с ы — в первую, с и — во вторую.

Мы, си, сы, ми, ры, ри, ти, ты, кы, ки, ли, пи, пы, лы.

Задание 4. Закончите слова, вставив слоги, данные в скоб­ках.

Гри…(бы), ли…(пы), ле…(пи), бо…(бы), ру…(ки),

ры…(бы), ла…(пы), но…(ги), кни…(ги), со…(вы),
ке…(ды), бе…(ги), ке
д…(ры),
ко…(ты), ка…(ти).
V. Итог занятия.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й»олка], Яна [й»ана], енот [й»инот];
  2. после гласного: заяц [зай»иц], баян [бай»ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч»й»и], подъём [падй»ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й»и], е → [й»и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

Цели:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]