Ребенок в 1,5 года не говорит: ответы на вопросы родителей от логопеда — дефектолога

Второй год жизни малыша – это этап первичного освоения языка. Уже пройден доречевой этап, когда малыш гулил, лепетал, произнося первые звуки. Начиная с года, идёт процесс медленного освоения малышом значимых для него слов. Но, иногда случается так, что ребёнок не говорит в 1,5 года, хотя к году в его активном словаре должно быть около 6 слов. Активный словарь – это те слова, которые он употребляет в своей речи (пассивный словарь – слова, значение которых ему известно, понятно, но он их не произносит).

Нормы развития

Врачами утверждены определённые возрастные рамки для каждого умения ребёнка. Но стоит учитывать, что все они примерные, то есть отклонения от них вполне допустимы.

По данным современных психологов, в полтора года дети должны:

  • активно перемещаться (вставать, ходить, падать, пытаться везде залезть);
  • играть в «ладушки»;
  • уметь зажимать кулачок;
  • хлопать в ладоши, если что-то получилось;
  • играть в бытовые предметы (кастрюли, половник, ложки и т. д.);
  • повторять простейшие бытовые действия (расчёсывать себя, родителей или игрушки, катать по полу машинки или коляску и т. д.);
  • понимать просьбы (выполнять их правильно необязательно);
  • откликаться на имя (при условии, что он его слышит дома в обращении к себе);
  • заниматься одним делом не более 10 минут;
  • указывать на предмет, который вызвал интерес;
  • надевать на пирамидку колечки (их порядок значения не имеет);
  • совершать ритмичные движения под музыку;
  • копаться в одежде, вынимать её из шкафов и ящиков;
  • плакать, если происходящее его не устраивает;
  • бросать предметы и радоваться этому.

Здоровые дети в возрасте от годика до двух выполняют хотя бы половину из этого списка. Речь не является показателем развития у ребёнка в этот период времени. Хотя от неврологов старой школы ещё можно услышать слова о 20 словах, которые должен произносить малыш.

«Словом» неврологи называют любой слог или гласную, которая обозначает предмет (му — это слово, ма — тоже).

К двум годам должны появляться узнаваемые осмысленные слова. Но даже если этого не произошло, даётся ещё 3-6 месяцев на наблюдение за ребёнком. Далее смотрят на остальные показатели развития и решают, подождать до 3-х лет или начинать занятия с логопедом. Таким образом, ребёнок в полтора года может не говорить ни одного слова, понятного взрослым. И это будет считаться вариантом нормы.

Как научить ребенка говорить «мама»?

Итак, если ваш малыш по мнению врачей развивается в соответствии с нормой, никаких особенных проблем у него нет, но пока почему-то не разговорился, родителям по силам немного форсировать события.

Основное условие для правильного формирования речи — это общение. Самое большое заблуждение некоторых мам и пап заключается в том, что им кажется, будто ребенок их пока не понимает, а значит и разговаривать с ним не нужно. Все это совсем не так!

Чем больше вы будете общаться с малышом, тем больше слов окажутся в его пассивном словаре. А значит, со временем перейдут и в активный. Кроме того, именно слушая обращенную к нему речь, ребенок учится разговаривать!

Как общаться с маленьким ребенком:

  • Используйте в своей речи правильные формы слов. Несомненно, многие малыши говорят «бо-бо» про царапину или «би-би» про все виды транспорта. Это звучит очень мило, но родителям не стоит упрощать ребенку обучение. Пусть какое-то время «длинные» слова побудут в пассивной форме, но со временем малыш заговорит так, как надо!
  • Старайтесь говорить простыми, понятными ребенку словами. Повторяйте их много раз каждый день.
  • Разговаривайте по возможности четко и повернувшись к малышу лицом. Именно «считывая» артикуляцию ребенок учится произносить новые слова.
  • Создавайте иллюзию диалога. Задавайте вопросы и отвечайте на них сами. Но делайте небольшую паузу, дайте возможность ребенку в один прекрасный момент вставить знакомое слово.
  • Говорите обо всем. Комментируйте процесс одевания, умывания, рассказывайте о том, что видите на прогулке и так далее. Ведь малыш узнает мир при помощи родителей.
  • Не включайте «фоном» телевидение или радио. Такие звуки не воспринимаются маленькими детьми как речь, а значит ничему его не научат.
  • Используйте соску-пустышку пореже. Как малыш заговорит, если у него все время занят рот? Кроме того, постоянное сосание может испортить прикус и привести к неправильной артикуляции.

Причины отставания

На речевое развитие ребёнка влияет много факторов.

Они делятся на несколько групп:

  • органические (заболевания нервной системы, внутреннего и среднего уха, черепно-мозговые травмы, недоношенность, гипоксия и травмы во время родов, вредные привычки матери и экстрагенитальные патологии беременной);
  • физиологические (раннее прекращение кормления грудью, запоздалый переход на пищу кусочками, гипотонус мышц артикуляционного аппарата, неправильный прикус);
  • психологические (стресс, напряжённые отношения в семье);
  • социальные (неблагополучность семьи, отсутствие общения между взрослыми и с ребёнком или гиперопека, когда пропадает мотивация к речи).

Большинство причин является обратимыми — их можно предотвратить или исправить. Органические поражения лечит невролог, к которому можно обратиться за консультацией по поводу речи. Он выяснит уровень развития ребёнка и степень поражения мозга. Если она небольшая, можно обойтись без препаратов и процедур, а чуть больше внимания уделить занятиям по постановке звуков.

Возможные симптомы и причины речевого отставания

Заботясь о своевременном развитии своего чада, не стоит опираться на самостоятельно добытые сведения о норме и патологии, лучше довериться специалисту. В век информационных технологий можно, даже не будучи жителем мегаполиса, получить дистанционную консультацию по любому вопросу.

Прежде всего, нужно обратиться к детскому невропатологу, так как речь – процесс, управляемый центральной нервной системой. Поскольку речь – это процесс, оформившийся позже всех психических функций, именно поэтому это хрупкое образование первым страдает при нарушениях ЦНС. В редких случаях позднее речевое развитие генетически обусловлено у членов одной семьи.

В каких случаях в полтора года следует обратиться к невропатологу:

  • речи нет вообще, или имеется непонятный лепет;
  • ребёнок показывает пальцем или кричит, когда ему что-то нужно;
  • малыш не повторяет за взрослыми слоги и простые слова «мама, баба, папа, кис, дай, на»;
  • сначала речь появилась, а затем исчезла.

Перед обращением к врачу следует подготовиться, чтобы сообщить ему полные сведения о течении беременности и родов. Специалиста будет интересовать, не было ли патологии беременности, гипоксии плода, асфиксии в родах, когда ребёнок закричал, его оценка по шкале Апгар, и другие подобные сведения.

Возможные причины речевого отставания:

  • несовместимость по резус-фактору матери и ребёнка;
  • перенесённые женщиной во время беременности инфекционные заболевания, поздний гестоз беременных;
  • родовые травмы, привёдшие к ММД (минимальная мозговая дисфункция), гипоксии, асфиксии новорождённого;
  • педагогическая запущенность, когда детям уделяют недостаточно внимания;
  • травмы головы, нейроинфекции.

Вполне возможно, что опасения родителей не подтвердятся, и речевое развитие идёт нормально, но с небольшой задержкой. Однако лучше своевременно взяться за профилактику и коррекцию речевых нарушений, чем после сокрушаться о потерянном времени. Уже с 2 лет дети могут заниматься с логопедом и педагогом-дефектологом.

Диагностика состояния

Если родителей беспокоит отсутствие речи у ребёнка в 1,5 года, им стоит начать диагностику с невролога. Он оценит риски органического поражения мозга и назначит необходимое обследование. Если патологии центральной нервной системы у пациента отсутствуют, значит медикаментозное лечение не требуется.

Следующим пунктом стоит посетить нейропсихолога. Он определяет соответствие психического развития возрасту. При обнаружении расхождений, врач даёт рекомендации по коррекции в домашней обстановке. К этому специалисту лучше обращаться всей семьёй. Часто проблемы речи у ребёнка кроются во взаимоотношениях между взрослыми, которые можно заметить только со стороны.

Третья ступень поиска — логопед. Он не возьмёт на занятия полуторагодовалого малыша, но может проверить артикуляционную зрелость аппарата и показать упражнения для выполнения дома. Спустя несколько месяцев стоит сходить на повторную консультацию для отслеживания темпов развития ребёнка.

Дошкольный возраст

Трехлетки уже умеют высказывать простейшие суждения, обобщать, устанавливать простейшие взаимосвязи и различать похожие предметы.

Словарный запас к 4 годам составляет около 2000 слов. Ребенок все активнее использует в речи местоимения, имена прилагательные, наречия, появляются числительные. Предложения строятся уже по законам грамматики, а на вопросы он дает развернутые ответы. Речь становится понятнее, большинство звуков произносится четко. Однако, несмотря на значительный прогресс, речь еще далека от совершенства. Поэтому не стоит волноваться, если трехлетний малыш пока не может связно рассказать о прогулке или пересказать сказку. Не должны настораживать и грамматические ошибки и неточности в употреблении служебных частей речи. Это исправится само собой к 6-7 годам. Однако и в этом возрасте еще нередки ошибки в употреблении отдельных падежных форм.

К этому же возрасту дети, как правило, овладевают и правильным произношением всех согласных звуков: к 4 годам – свистящими ([с], [с’], [з], [з’], [ц]); к 5 годам – шипящими ([ш], [ж], [ц], [ч]), к 6 годам – сонорными ([р], [р’], [л], [л’], [й]).

В случае если ребенок в 6 лет не выговаривает, неправильно или искаженно произносит один или несколько звуков, необходима помощь логопеда.

Принципы развития речи

Если в 1,5 года ребёнок не говорит, стоит обратить внимание на то, чем он занимается в течение дня.

Необходимо включить в распорядок несколько пунктов:

  1. Развитие крупной моторики (бег, перелезание через препятствия, лазание по лестнице, плавание).
  2. Занятия по мелкой моторике (игры с материалами, различными по текстуре — макароны, крупы, сушёная фасоль, различные ткани и специальные игрушки с мелкими деталями).
  3. Больше разговаривать (родители должны проговаривать каждое своё действие и то, что они делают с ребёнком).
  4. Исключить гаджеты и мультики (они формируют пассивность в речи — учат слушать, но не говорить).
  5. Петь песенки (особенно любимые, которые ребёнок знает и будет пытаться повторить).
  6. Побуждать к разговору (малыш должен не просто мычать, а просить предмет, который ему нужен, и не получать желаемое иным способом).

Соблюдая эти правила, получится создать идеальную среду для развития речи ребёнка. И помочь ему в этом должны родители, а не врачи. Поэтому до 3-х лет большое внимание уделяется именно домашним занятиям с детьми.

Как увидеть нарушение речевого развития

Перед тем как проводить самостоятельную диагностику развития речи, следует исключить нарушения слуха у малыша. Если он плохо слышит речь окружающих, то и воспроизвести её не сможет. Такую проверку может провести врач-сурдолог или отоларинголог по просьбе родителей. К специалистам обращаются, если дети не пользуются голосом для привлечения внимания, не реагируют на громкий звук вне поля их зрения, не поворачиваются к источнику звука.

Важный показатель нормы – развитие крупной и мелкой моторики. Если малыш неуклюж, во втором полугодии не может взять мелкую игрушку двумя пальчиками, нарисовать каракули, построить маленькую башню из кубиков, скорее всего, его моторика развита недостаточно хорошо.

Проще всего проверить понимание речи малышом, то есть наполняемость его пассивного словаря:

  • попросить его выполнить просьбу взрослого;
  • показать предмет, названный взрослым, части тела;
  • предложить выбрать одну названную взрослыми игрушку из нескольких.

В заключение оценивается состояние органов артикуляции – губ, нёба, языка. Язык может иметь укорочённую уздечку, быть слишком большим, или слишком маленьким. Если родители замечают, что язык дрожит, у малыша постоянно течёт слюна, а рот всегда приоткрыт, возможно, речь отсутствует из-за невропатологической патологии – дизартрии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]