НОД по подготовке к обучению грамоте «Звук, буква «Э,э»


Гроза гимназистов


0
Буква «ять» была своеобразной меткой, отличавшей среди русских слов «исконные», славянские. Объектом горячих споров для «западников» и «славянофилов» в вопросе реформы русской орфографии. Настоящем мучением для гимназистов. Впрочем находчивые молодые умы в помощь себе даже сочинили стишок, составленный только из слов с «ять»: Б?лый, бл?дный, б?дный б?съ Уб?жалъ голодный въ л?съ. Б?лкой по л?су онъ б?галъ, Р?дькой съ хр?номъ пооб?далъ И за горькiй тотъ об?дъ Далъ об?тъ над?лать б?дъ. Первым за о в свое время выступил писатель и переводчик Дмитрий Языков: “Буква ?… походит на древний камень, не у места лежащий, о который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания”. Но уже в советское время Александр Солженицын, известный своим консерватизмом, ратовал за возврат в русскую грамматику «ятя» вместе с «ером».

Самая дорогая буква


0
Еръ — «немая» буква, которая не обозначала никакого звука и выполняла функции «твердого знака», который по традиции писался в конце слов после твердых согласных вплоть до орфографической реформы 1918 года Однако при этом «еръ» занимал более 8% времени и бумаги при печати и стоил России ежегодно более 400000 рублей. Настоящая буква-казнокрад, не иначе!

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Звук и буква Э»

в старшей группе МБДОУ детского сада №42 «Мамонтёнок».

Воспитатель: Васильева Сахаяна Петровна

Программное содержание:

  • способствовать развитию звуко-буквенного анализа
  • способствовать развитию фонематического слуха
  • познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением – красный квадрат
  • учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение
  • познакомить с буквой Э, используя образец
  • учить писать печатную букву Э, используя образец
  • закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы А, О, У, Ы
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Провожу игру «Закончи предложение»

  • Закончить предложение, подсказав нужное слово

Мороженое на палочке называется … (эскимо)

У этого дома пять … (этажей)

Самолет приземлился на … (аэродроме)

— Назвать первый звук в словах эскимо, этаж (Э)

— Есть ли звук Э в слове аэродром? (да)

— Где он находится? (В середине)

— Нарисовать красный квадрат в схемах – там, где этот звук находится в названии предмета.

Затем даю задание на листе:

— Буква Э написана в левом уголке, а в правом – ее шуточное изображение.

— Читаю стихотворение И. Блюмкина

С электричеством, друзья, Нужно осторожным быть, Потому что, как змея, Оно может укусить.

Задание детям

— написать букву Э сначала по точкам, а затем самостоятельно.

Провожу физкультминутку по желанию детей.

Провожу игру «Напиши правильно».

Читаю детям стихотворение И.А. Гусевой

Что за звуки – Словно песни, Нет преграды на пути. Голосисты, как артисты,

Ты их в слове назови.

Задания и вопросы детям:

— О каких звуках говорится в стихотворении? (О гласных)

— Определить первый гласный звук в названиях нарисованных предметов и написать соответствующую букву в квадрат.

— Какой гласный звук в слове бык? (Ы)

— Написать букву Ы в квадрат.

Примечание. Напоминаю детям, что в русском языке нет слов, которые начинаются на звук Ы.

Провожу игру «Кто больше».

Задание детям:

— Назвать слова с заданными звуками (А, О, У, Ы, Э)

А: арбуз, автобус, груша, зайка, шапка, апельсин, аист, аквариум, астры.

О: ослик, зонт, пальто, осы, ножик, почки, дочка, осень, озеро.

У: утюг, улитка, лягушка, ученик, лук, жук, муха, утка, ухо, урок.

Ы: дым, рысь, сыр, лыжи, рыба, мышь, мыло, тыква.

Э: экран, этаж, экскаватор, эхо, экспресс, электричество, аэродром.

В конце занятия делаем анализ работы.

Следующая >

Конспект занятия «Звук и буква Э»

ирина солдатенко

Конспект занятия «Звук и буква Э»

Тема: «Звук и буква Э»

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре.

2. Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы,учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?

3. Научить ребенка четко произносить звук [Э].

4. Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структу-ры.

5. Учить читать предложения, соблюдая повествовательную и вопроси-тельную интонации.

6. Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную ин-тонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.

Задание 1. Взрослый произносит ряд слов, а ребенок слушает внима-тельно и называет слово,которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:

мак — бак — так — банан; сом — ком — индюк — дом; лимон — вагон — кот — бутон; мак — рак — веник — бак.

Задание 2. Знакомство со звуком [Э].

Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [Э]:

— губки в улыбке;

— зубки сближены;

— широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка при-поднята;

— горлышко «работает»

.

Символ звука [Э]:девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ.»
(см. цветную вклейку)
. Характеристика
звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению возду-ха)
.Обозначение: красный кружок.

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ. х!»

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»

:

э, а, э, у, о, э. ; эх, ах, ух, эх. ; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

Задание 5.Повторить за взрослым серию слогов:

птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.

Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э])

:

автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.

Задание 7. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма)

.

Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].

Задание 9. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности,составить с каждым словом предложение:

эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.

Задание 10. Объяснить ребенку,что все одушевленные предметы от-вечают на вопрос: кто это, а неодушевленные предметы —на вопрос: что это? Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предме-там.

Продолжить ряд:

Кто это? Это девочка, кошка, собака.

Что это? Это машина, стол, куртка.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»
(по признаку одушевленно-сти или неодушевленности предметов)
:

машина, самолет, стол, дедушка; ворона, соловей, стул, корова.

Задание 11. Знакомство с буквой Э.

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет.

О. Гофман

На что еще похожа буква Э?

Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки обра-зуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок»
буквы Э.
Игры с буквой.

Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик: со-ставление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествователь-ной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме (упо-требление точки и вопросительного знака)

.

Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха.

Послание к славянам


0
Привычный набор букв русской азбуки на самом деле ни что иное, как «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится: “Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти”. Один из вариантов перевода этого текста таков: “Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!”


0

Как буква стала словом


0
В кириллице буква «ф» носила затейливое наименование «ферт». Появилось словосочетание «стоять фертом», подбоченясь, а затем и новое существительное «ферт», и даже уменьшительное «фертик». Вообще в славянской азбуке было две буквы для обозначения звука «ф» – «ферт» и «фита», но это была настоящая путаница! Слово «Филипп» тогда писались через «ф», а «Фёдор», «арифметика» через «фиту». Поди разберись! (А чтобы разобраться вспомним: в греческом алфавите буква «ф» обозначает звук «пх», а «фита» или «тэта» — «тх»). Существительное «ферт» со временем стало неодобрительным, полубранным. У А. Чехова: «Тут к нам ездит один ферт со скрипкой, пиликает», у Пушкина: «У стенки фертик молодой стоит картинкою журнальной».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]