«Дифференциация в-ф»план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему


Конспект логопедического занятия по теме. Дифференциация звуков [В-Ф]

Тема: Дифференциация звуков [В-Ф]

Цель:

учить дифференцировать звуки [ В-Ф], определять их положение в слогах, словах;

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки [В-Ф] по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • развивать навыки звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • расширить словарный запас путем словообразования;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

Оборудование:

демонстрационные картинки, конверт с карточками, графические профили звуков [В – Ф].

Ход занятия

I. Организационный момент

— Здравствуйте, дети. Садитесь.

— Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.

— Определите количество звуков в своей фамилии.

II. Основная часть

Введение в тему

— А сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек. Мальчики выполняют первую строку, а девочки – вторую.

— По первым звукам слов-картин составить слова.

(на доске картинки: василек, автобус, нож, яблоко, фартук, аист, ягода)

— Кто готов? Слушаем.

— Совершенно верно. Ваня, Фая.

— Что означают эти слова? (Имена) (Вывешиваются портреты Вани и Фаи)

— Назовите первые звуки в их именах. (Звуки В-Ф)

— Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.

— Запишите сегодняшнее число и тему занятия.

— А также запишите имена героев сегодняшнего занятия: ВАНЯ, ФАЯ.

— Подчеркните буквы: В – двумя чертами, Ф – одной.

1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили звуков (на доске, сопровождая показ указкой)

— При произнесении звуков [В-Ф] нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Звук [В] произносится голосом, значит, работают голосовые связки. Звук [Ф] – без голоса, голосовые связки отдыхают.

— Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [В]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?

— А теперь произнесите звук [Ф]. Что ощущаете? (голосовые связки не дрожат, отдыхают)

— Сделайте вывод, какой из звуков звонкий, а какой – глухой. Почему?

— Итак, звук [В] – согласный, звонкий; звук [Ф] – согласный, глухой.

— А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире. (Звук [В] мы слышим, когда гудит мотор (машины, самолета, вертолета, мотоцикла). Так играют маленькие дети с машинами)).

(Звук [Ф] мы слышим, когда закрываются или открываются двери автобуса, останавливается машина Камаз; так сдуваем свечку, спичку; так фырчит ёжик)

2. Речевая разминка

— Повторяете за мной по цепочке чистоговорки:

Ва-ва-ва — во дворе трава Фа-фа-фа – у невесты фата Во-во-во — бушуют волны Фо-фо-фо – горят фонари Вы-вы-вы – глазки у совы Фы-фы-фы – фыркают ежи

3. Игра «Хлоп и топ»

— Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками[ В –Ф]. На слова со звуком В – топаете, со звуком Ф – хлопаете.

( корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона)

4. Нахождение картин со звуками [В – Ф], определение места звука в слове (в начале, середине, конце)

— Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки[ В-Ф]. Предлагаю распределить картинки между Ваней и Фаей. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.

(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)

— Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.

5. Упражнение «Лишнее слово».

— В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы В-Ф, подчеркнуть В – двумя чертами,Ф – одной. Найдите «лишнее» слово, отметьте его крестиком и объясните почему?

Коро.а, с.екла, .утбол, кла.иши.

Ту. ли, .онтан, ке.ир, .аленки.

.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.

6. Графическое изображение слова.

— Поупражняемся в выделении слогов с буквами В-Ф в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.

Образец: вок ___ ,

вокзал, соловей, фиалки, кофе, ворота, вагон, веник, фонарь.

— Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место буквы в слове, записываете слог.

7. Разгадывание кроссворда.

— Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.

В
В
В
В
Ф
Ф
Ф
Ф
  • За водой идут – Песни звонкие поют. А назад идут – Слезы льют. (Ведра)
  • Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В дом свой, улей, пчела Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Весной)
  • По полю рыщет, Поет да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет. (Ветер)
  • Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, Не догонишь его. (Время)
  • Знак, обозначающий число. (Цифра)
  • Обувь. (Туфли)
  • Полезное ископаемое. Из чего получают бензин, керосин, мазут? (Нефть)
  • Водитель автомобиля. (Шофер)

8. Физминутка «Ветерок»

Дует ветер нам в лицо. Закачалось деревцо. Деревцо все выше-выше, Ветерок все тише-тише…

9. Составление слов из отдельных слогов. (На доске картинки: ворона, фазан)

— Узнали птиц? Назовите их.

— Обратите внимание, как пишется слово: ВОРОНА

— Прилетела ворона и принесла конверт. Конверт не простой, а с заданием. Каждый из вас получит карточку и составит слово из слогов. По цепочке будем работать у доски, остальные у себя в тетрадях.

В конверте находятся карточки со слогами на каждого ребенка:

рон, во нуш, во, ка, ро нё, ро, нок, во ний, ро, во е, ронь, во

Запись слов на доске:

Ворон, ворона, воронушка, вороненок, воронята, вороний, воронье.

— Обведите букву О в словах красным карандашом, поставьте ударение во всех словах, опираясь на гласные буквы, разделите слова на слоги, выделите одинаковый корень в словах.

— Как называется такая группа слов? (Однокоренные)

— Подчеркните букву В – двумя чертами.

— Устно образуем родственные слова и со словом ФАЗАН. (прослушать)

— А теперь я диктую, а вы записываете:

фазан, фазанёнок, фазанята, фазаний (глаз), фазанье (гнездо).

— Как называются эти слова? (однокоренные)

— Выделите общий корень, Ф – подчеркните одной чертой.

— Назовите первые звуки в словах ВОРОНА И ФАЗАН. Охарактеризуйте эти звуки. (В слове ВОРОНА, В – согласный, звонкий; в слове ФАЗАН, Ф – согласный, глухой.)

10. Работа над пословицей. (На доске записано предложение)

Ворона проворонила воронят.

— Прочитайте предложение.

— Это пословица. Давайте попытаемся объяснить значение пословицы. (Выслушать детей)

— Поупражняемся в запоминании этой пословицы. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.

— Еще раз — с закрытыми глазами.

— Обратите внимание на все слова в предложении, корень у них — одинаковый. А теперь я закрываю запись, а вы запишите это предложение по памяти.

— Во всех словах выделите общий корень. Подчеркните букву В – двумя чертами.

— Поупражняемся в быстром проговаривании этого предложения.

— Придумайте предложение со словом ФАЗАН. Слушаем.

— Чье предложение вам понравилось? Давайте его запишем. Подчеркните букву Ф- одной чертой.

III. Итог занятия

.

— Какие звуки мы сегодня учились различать? — Дайте характеристику этим звукам. — Спасибо всем за занятие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]