Что должен уметь ребенок в 3 года — памятка для родителей

Дети в возрасте от 3 до 4 лет развиваются довольно активно не только в физическом, но и в эмоциональном плане. Трёхлетки умеют делать много чего, особенно если сравнивать с малышами 1 и 2 лет, но им ещё сложно концентрироваться на каком-то одном занятии. Чтобы малыш не скучал и не останавливался в своём развитии, нужно постоянно менять упражнения с умственных на физические. Кроме того, в этом промежутки многие дети переживают так называемый кризис трёх лет. Именно поэтому родителям нужно знать, как развивать ребёнка в 3 года правильно.

Развивающие упражнения для детей этого возраста должны быть направлены на развитие:

  • речи и словарного запаса;
  • логики и математических способностей;
  • художественных и творческих навыков;
  • мелкой моторики.

Физическое развитие: рост, вес, двигательные навыки

Параметры физического развития ребенка 3 лет варьируются в следующих рамках:

  • вес – от 12,5 до 15 кг;
  • рост – от 91 до 100 см.

В первую очередь помните, что ни в 3 года, ни в любом другом возрасте ребенок ничего никому не должен! Все дети абсолютно разные, и развитие малыша строго индивидуально. Но есть некие ориентиры, которые помогают родителям в воспитании и развитии ребенка.

Ребенок 3 лет должен иметь:

  • бытовые навыки – самостоятельно есть вилкой и ложкой, одеваться, раздеваться, мыть руки перед едой, умываться, чистить зубы, знать, где лежит его одежда;
  • двигательные навыки – залезать и слезать с лестницы, кататься с горки, уметь пинать мяч ногой, прыгать, бегать, ездить на самокате, беговеле или трехколесном велосипеде.

Развитие детей 3 лет должно быть всесторонним, поскольку в этот период малыши наиболее восприимчивы ко всему новому и неизвестному. Занимаясь с детьми, нельзя делать акцент на чем-то конкретном. Занятия должны проводиться в форме игры, чтобы маленькому непоседе не стало скучно. Именно играя, дети узнают о нормах поведения в социуме.

Свежий воздух, ежедневные длительные прогулки в парково-лесной зоне, достаточное количество ультрафиолетовых лучей способствуют методичному развитию вашего ребенка. Во время прогулки вместе играйте в подвижные игры, которые очень важны для укрепления мышц, увеличения роста костей ребенка. Во время игр не забывайте следить за осанкой своего ребенка. Движения на свежем воздухе и водные процедуры, которые так любят дети, усиливают обмен веществ в организме, развивают дыхательную и сердечно-сосудистую систему малыша.

Важно помнить: в возрасте 3 лет ребенок не должен быть послушным, усидчивым, аккуратным, терпеливым, уметь писать цифры и буквы, преодолевать сложности.

Не переоценивайте ребенка и не наваливайте на него слишком сложные вещи.

Источник фото: shutterstock.com

Как распознать отклонения в развитии

Следует обратить особое внимание на ребёнка, если он:

  • не стремится к общению с другими детьми. Возможно, его не принимают в игру, потому что речь малыша непонятна окружающим;
  • слишком торопится и проглатывает часть слов;
  • не может ответить на простые вопросы;
  • не распознает и не может различить предметы.

При наличии вышеперечисленных симптомов ребёнка нужно показать специалисту. Не переживайте раньше времени, ведь вполне вероятно, что эти отклонения могут исчезнуть уже после первых упражнений.

Помните, что каждый ребёнок индивидуален. И далеко не каждый соответствует определенным стандартам.

Психическое развитие: что в этом возрасте происходит? Варианты нормы

Для начала опишем те навыки, которыми обычно обладает трехлетка:

  • Речевые навыки. К 3 годам ребенок должен говорить. Но если этого еще не произошло с вашим малышом – не паникуйте. Просто обратите на это внимание и проконсультируйтесь с педиатром.
  • Ребенок в 3 года понимает обращенную к нему речь. Трехлетки, имея в активной лексике 500-1500 слов, строят предложения и даже небольшие рассказы, в разговоре используют метафоры и образы.
  • Знает все о себе: как зовут, сколько лет, где живет, имена родителей.
  • По картинкам или по описанию может угадать предмет, найти сходства и различия.
  • Умеет строить причинно-следственные связи и опирается на них в своем поведении. Некоторые малыши не только понимают это, но и умеют объяснить словами.
  • Способность к знакомству и дружбе строго индивидуальна. Все зависит от характера малыша. Часто девочки в этом возрасте уже играют в совместные игры, а у мальчиков интерес к совместным играм проявляется позже.
  • Возникает стремление помочь родителям в их взрослых делах. Здесь, главное, не препятствовать рвению и заниматься домашними делами вместе. Поверьте, при правильном подходе вы только получите удовольствие от совместной деятельности.
  • К этому возрасту малыш играет в сюжетно-ролевые игры. Теперь на примере плюшевого мишки или куклы вы сможете легко ему объяснить, почему так важно вовремя ложиться спать и хорошо чистить зубы. Он легко включается в вашу игру, тем самым становясь отличным партнером в совместных играх.

Возрастные особенности развития детей 3–4 лет

ВАРЕНОВА МАРИНА

Возрастные особенности развития детей 3–4 лет

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет

Физическое развитие

3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами)

. Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.

Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т. д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд)

; перекладывать по одному мелкие предметы
(пуговицы, горошины и т. п. – всего 20 шт.)
с поверхности стола в небольшую коробку
(правой рукой)
.

Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.

3-4-хлетний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета;аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).

Социально-коммуникативное развитие

К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства — радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения)
способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик»
,
«Я девочка»
). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет — самостоятельность (
«Я сам»
,
«Я могу»
). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться, включаться в настоящие дела
(мыть посуду, стирать, делать покупки и т. п.)
». Взаимодействие и общение
детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры — цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

Познавательно и речевое развитие

Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.

Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке)

речи к использованию и ситуативной, и контекстной
(свободной от наглядной ситуации)
речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т. д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.

В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении.Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие.В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой»

. Рассматривая новые предметы
(растения, камни и т. п.)
ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам
способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.
Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей)

и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты, проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, к исполнению и слушанию музыкальных произведений.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.

В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т. п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон)

. Закладываются основы для
развития музыкально-ритмических и художественных способностей.
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.

ОБЩАЯ МОТОРИКА,МОТОРИКА РУК:

Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой)

. Определяет пол людей по роли в семье
(он — папа, она — мама)
. Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Понимает названия цветов: «Дай красный мяч». Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»)

.

Кризис 3 лет

Именно в возрасте 3 лет у ребенка резко меняется поведение. Многие родители недоумевают: почему их милый малыш превратился в непослушного капризулю?

На самом деле есть такое понятие, как переходный возраст. Собственно в 3 года наступает первый возрастной кризис. В 3 года ребенок отделяет себя от окружающего мира. Он уже не часть мира, теперь малыш учится говорить слово «я».

Ребенок претендует на самостоятельность и начинает выстраивать свои отношения с окружающей средой.

В 3 года он все больше и больше проявляет негативные формы поведения. Каким образом? Противоречит маме: «не хочу», «не буду». Становится непослушным, капризным. И всем знакомое «я сам» слышно при любом разговоре с вашим малышом.

Как же вести себя родителям, чтобы сгладить последствия кризиса 3 лет?

Проявляйте максимум такта и терпения по отношению к ребенку. По возможности давайте больше свободы и самостоятельности.

Даже если вы очень опаздываете, ждите, когда он завяжет шнурки, застегнет пуговицу. Поверьте: немного повременив, вы сохраните нервы себе и ребенку. А отношения с вашим чадом выйдут на другой уровень и станут еще крепче.

Если же вы ограничите действия ребенка в такой важный период взросления, то получите зависимого, несамостоятельного человека.

Эмоциональное и социальное развитие

Ребенок в этом возрасте способен сам заводить друзей и решать свои первые детские проблемы: по очереди играть, спорить и мириться. Эмоционально он становится более независим

. Для этого возраста характерны следующие социальные навыки:

  • подражание родителям, друзьям;
  • понимание «мое» и «ее/его»;
  • способность выражения счастья, гнева, грусти и других эмоций;
  • выражение привязанности к знакомым и друзьям.

Развивается воображение, что может стать причиной нереальных страхов, например, веры в чудовище под кроватью.

Детский клуб VIKILAND для совершенствия в этом направлении предлагает следующие программы занятий:

  • 4 ступеньки с мамой;
  • Baby Time;
  • Уроки живописи для детей.

В качестве вспомогательных могут быть использованы программы танцевальных групп: «от классики до джаза», ритмика и хореография, эстрадные танцы и занятия классическим балетом.

Адаптация в детском саду

Чаще всего в нашей стране именно в возрасте 3 лет малыш получает путевку в детский сад. Вне зависимости от характера и темперамента ребенка, адаптация проходит у всех.

Вот несколько советов, которые помогут вам и вашему чаду как можно мягче пережить этот период:

  • Заложите время на привыкание. Наилучший вариант – 3-4 недели на неполном дне. Даже если воспитатели советуют вам оставить ребенка и уйти, не соглашайтесь. Найдите возможность побыть с ним, не бросайте его одного в такой сложный период. Если малыш играет с детьми и не нуждается в вас, то просто наблюдайте за ним со стороны.
  • Старайтесь создать комфортную обстановку в саду и дома. Разрешите взять в группу любимую игрушку малыша, если он об этом просит.
  • Важно, чтобы дома ребенку давали возможность переключиться. Нельзя требовать во время адаптации в детском саду, чтобы он был ангелом дома. Малыш сильно устает в психологическом плане. Пусть дома просто лежит, если хочет. Или, наоборот, шумит, кричит и бегает. Ему надо научиться компенсировать и уравновешивать психическую нагрузку.
  • Не нагружайте малыша дополнительными секциями и кружками. Для начала пусть привыкнет к одному.
  • Ребенку нужна ваша поддержка. Вне сада отдавайте ему всю себя: болтайте, играйте, читайте, гуляйте. Отложите телефон и компьютер и проведите время вместе.
  • Разговаривайте с ребенком. Задавайте вопросы, узнайте имена воспитателей и друзей малыша. Интересуйтесь детсадовской жизнью вашего чада.
  • Если буквально несколько месяцев назад в семье появился малыш, не отдавайте старшего ребенка в сад. Появление младшего брата или сестры и так стресс, не добавляйте дополнительных волнений.
  • Дружите с воспитателями. Интересуйтесь у них о том, как ведет себя ваш малыш в саду и как к нему относятся сверстники.

Источник фото: shutterstock.com

Узнайте наши хорошие стороны

Познакомьтесь с нашими хорошими сторонами и становитесь нашими друзьями!

VIKILAND — КЛУБ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ

Семейный клуб Vikiland — это уникальное место, где каждый член семьи может найти интересное занятие для себя независимо от возраста.
У нас под одной крышей собраны все востребованные всесторонне развивающие занятия, чтобы родителям было удобно привозить детей в одно место и не ездить через весь город от одного кружка до другого.

Приходите всей семьей и приводите с собой друзей!

УДОБНОЕ РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Для каждого возраста в Vikiland найдется целый ряд интересных занятий. Расписание на нашем сайте позволяет выбирать удобное время для посещения. Клуб открыт с 10 утра до 10 часов вечера. Занятия построены таким образом, чтобы детей можно было оставить у нас с самого утра. Они в течение дня перемещаются с занятия на занятие в рамках своей возрастной группы под присмотром нашей няни.

Познавательная деятельность

Познавательная деятельность – активная деятельность, которая направлена на освоение новых навыков и получение новых знаний.

К 3-4 годам ребенок:

  • Знает времена года и по каким признакам их можно определить.
  • Знает распорядок дня и способен его воспроизвести.
  • Ориентируется в суточных временных отрезках.
  • Знает основные формы.
  • Знает основные цвета.
  • Может назвать несколько профессий.
  • Может назвать 4-5 растений.
  • Может назвать животных и разделить их на домашних и диких.
  • Способен назвать предметы одежды и разделить одежду на мужскую и женскую, летнюю и зимнюю.
  • Способен соотносить предметы, отделить овощи от фруктов и назвать их.
  • Способен назвать качества предметов (кактус – колючий, лимон – кислый).
  • Запоминает и воспроизводит интересные ему факты («нам в садике сказали, что лед – это замороженная вода»).

Развитие бытовых навыков

Стремление к самостоятельности – это неотъемлемая часть в развитии ребенка третьего и четвёртого года жизни. Возникающая самостоятельность – это условие дальнейшего гармоничного развития малыша.

К 3-4 годам ребенок:

  • Самостоятельно одевается и раздевается.
  • Самостоятельно кушает и пьет.
  • Ходит «на горшок».
  • Просит отвести в туалет вне дома, может потерпеть.
  • Наводит порядок в своих игрушках.
  • Сам собирает свои игрушки в дорогу или гости, знает их.
  • Способен выполнять простую работу по дому: полить цветы, подмести, протереть стол.

Декоративно-прикладная деятельность

Декоративно-прикладная деятельность – это средство эстетического воспитания. Оно формирует художественный вкус, учит видеть и ценить прекрасное, развивает духовность и одухотворенность.

К 3-4 годам ребенок:

  • Умеет пользовать ножницами, вырезает простые фигуры.
  • Пользуется клеем, приклеивает аппликации.
  • Умеет лепить из пластилина, делает изделия по примеру.
  • Придумывает собственные поделки.
  • Включает фантазию во время творчества.
  • Рисует красками, карандашами, фломастерами.
  • Способен удерживать мелкие предметы, бисер и пуговицы.

Психоэмоциональное развитие

Психоэмоциональное развитие – важнейший элемент в процессе становления личности. Стоит уделять особое внимание внутреннему состоянию ребенка, его чувствам и эмоциям, климату в семье и взаимодействию малыша со своими близкими. Модель самосознания себя, поведения в обществе, построения собственной семьи, взаимоотношений с противоположным полом формируются в дошкольном возрасте.

К 3-4 годам ребенок:

  • Идентифицирует себя по половому признаку.
  • Выражает свои чувства («Я злюсь», «Я расстроился», «Мне неприятно).
  • Развита эмпатия, понимает, если причиняет кому-то боль или обижает.
  • Оценивает своё и чужое поведение (Миша ударил Катю, он поступил плохо).
  • Осознаёт, что все действия имеют последствия.
  • Имеет личные границы, в том числе относительно тактильных контактов (не позволяет посторонним взрослым себя трогать, обнимать).
  • Осознаёт ценность вещей («Ничего страшного, если ты сломал(-а) машинку, но, если кинул(-а) её и она сломана, работать она больше не будет»).
  • Открыт к новой деятельности и впечатлениям.
  • Появились свои интересы и предпочтения (динозавры или машины, танцы или пение).
  • Формируется вкус относительно одежды и творчества.
  • Сформированы элементарные причинно-следственные связи (если лизнуть соль – она будет соленая, если толкнуть вазу – она упадет)
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]