Автоматизация звука Л в чистоговорках при помощи мнемодорожек

Автоматизация звука «Л» в чистоговорках при помощи мнемодорожек проводится после автоматизации в слогах, словах и словосочетаниях. Занятия по автоматизации в предложениях могут проводится как до чистоговорок, так и после.

На начальных этапах при произношении звука Л необходимо прикусывать кончик языка. В дальнейшем, когда звук произносится легко, язык переводим за верхние зубы.

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука «Л» проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука «Л» (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  4. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  5. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.
  6. Если ребенок уже усвоил правильное произношение звука «Л» то занятия можно сделать подвижными. Ходите, лазайте, прыгайте, повторяя ритмичные чистоговорки. Заучите их и используйте. как считалки, песенки и т.д.

Автоматизация звука «Л»в чистоговорках, как и в предложениях развивает ассоциативное мышление. Ребенку нужно каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.

Мнемодорожки чистоговорок также познакомят детей с предлогами и смогут наглядно обозначить это «невидимое» слово при помощи моделей-схем.

Модели предлогов:

Автоматизация звука Л в словах

1. На мели мы налима нашли.

2. Леня лез по лесенке, срывал Леня персики. С песенками, с персиками скатился Леня с лесенки. 3. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. 4. Лара у Ляли играет на рояле. 5. Лара у Вали играет на рояле. 6. Вера велела Лере не реветь. 7. У Клары и Валерки Вареники в тарелке. 8. Для Любы и Людочки – оладьи на блюдечке. 9. Коля колья колет, поля поле полет. 10. Звала по малину Марина Галина, Галина Марину звала по калину ( С. Погореловский). 11. Коля ломом колет лед, Клим в телегу лед кладет. 12. Для маленькой Аленки Оля гладила пеленки. 13. Стоит копна с подприкопеночком. 14. Наш Полкан попал в капкан. 10. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день. Искала булавку весь день. 11. Прибыл Клим из Клина в Крым. 12. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. 13. Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли, но щенок породы колли убежал от Поли в поле. 14. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели. 15. Стоит колпак, Вязан колпак, да не по-колпаковски. 16. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. 17. Летели лебеди с лебедями. 18. Кролик по грядкам прыгает ловко – кролик крадет в огороде морковку. 19. Корили Кирилла: «Не дразни гориллу!» Корили гориллу: «Не дразни Кирилла!» 20.То ли Боря приобрел для Толи рулон толя, то ли Толя приобрел для Бори рулон толя. 21. Лара для Леры брала эклеры. С кремом эклеры у Лары и Леры. 22. Есть у Ляли кукла Леля. Леля сделана из льна – Ляле нравится она. 23. Ольга и Галя Олегу на лугу не лгали. 24. Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса, песочку. 25. Враль клал в ларь, а вралья брала из ларя. 26. На улице Лаврентий с лаптем, с девятериком, — на людях Лаврентию не до лаптей, не до девятериков (вес, мера, счет, соединяющие девять единиц). 27. Карась, в лаз не лазь, застрял в лазе карась. 28. Поля пошла полоть петрушку в поле. 29. Поле-то не полото, поле-то не полито, просит полюшко попить, нужно полюшко полить. 30. В поле Поля-Полюшка полет поле-полюшко. Сорняков не будет в поле, если полет поле Поля. (С. Погореловский)

Чистоговорки на звук «с»

Чистоговорки для детей 5 лет используют на начальных этапах автоматизации. Дети младшего дошкольного возраста с легкостью могут их выучить. Звук «с» — одна из базовых фонем, поэтому его корректируют, начиная с 2-3 лет.

СлогиЧистоговорки
СА
  1. Постоим домик мы для пса.
  2. У яхты есть паруса.
  3. Подлетела к нам оса.
  4. У сестры коса.
СУ
  1. Соберем грибы в лесу.
  2. Не боимся мы осу.
  3. Маме заплету косу.
СЫЕсть домик у осы.
СИУ самолета есть шасси.
АСБелка сделала запас.
ЕСКак красив осенний лес.
ОС
  1. У собаки мокрый нос.
  2. Папа овощи принес.
УСОстановился тут автобус.
ОСЫСозрели абрикосы.
СЯТАПрибежали поросята.
СОНСоберем мы патиссон.

Чистоговорки сочетают с другими упражнениями для автоматизации звука. Они являются переходным этапом от слогов к словам. Предложенный выше материал для логопедических занятий поможет закрепить правильную артикуляцию свистящей группы.

Чистоговорки на звук «р»

Чистоговорки на звук «р» не подходят для детей младшего дошкольного возраста, потому что соноры появляются в детской речи, начиная с 5 лет. До этого времени артикуляционный аппарат не готов к их произношению.

СлогиЧистоговорки
РА
  1. Пришла осенняя пора.
  2. В снежки играет детвора.
  3. Снег идет с утра.
  4. Кошек нам кормить пора.
  5. Налетела мошкара.
  6. Урожай собрать пора.
  7. У Вани младшая сестра.
  8. Апельсина кожура.
РО
  1. Мы поедем на метро.
  2. Овощи соберем в ведро.
РУ
  1. Осенью хоти жару.
  2. Машина едет по двору.
  3. Я позвал гулять сестру.
РЫ
  1. Осенью метем дворы.
  2. Весело съезжать с горы.
  3. На елочке висят шары.
  4. Кошки не едят сыры.
  5. Прилетели комары.
РИПрилетели снегири.
АР
  1. Мы слепили снежный шар.
  2. Залетел в окно комар.
ОР
  1. Загорелся светофор.
  2. Красный помидор.
УРСходим мы покормим кур.
РОДМы копаем огород.
ОРЫ
  1. Большие помидоры.
  2. Мы нашли зайки норы.

В чистоговорках на звук «р» нужно стараться не использовать слова со звуком «л». На логопедических занятиях подбирают материал с учетом отрабатываемого звука. Если автоматизируется фонема в прямых слогах, то и чистоговорки должны содержать этот вид слогов.

Чистоговорки на звук «ж»

Чистоговорки для детей 5 лет на звук «ж» помогают автоматизировать правильное произношение одного из базовых звуков шипящей группы.

Про осень:

  • ЖИ-ЖИ-ЖИ – собрали колосья ржи;
  • ЖИ-ЖИ-ЖИ – спать готовятся ежи;
  • ЖАЙ-ЖАЙ-ЖАЙ – поспел осенний урожай.

Про диких животных:

  • ЖА-ЖА-ЖА – в лесу встретили ежа;
  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – ягод мы дадим ежу;
  • ЖИ-ЖИ-ЖИ – в лесу живут ежи.

Чистоговорок на звук «ж» не так много, из-за оглушения звонкой фонемы в обратных слогах.

Чаще всего у детей не возникает сложностей с автоматизацией этого звука, потому что уже сформирована правильная базовая артикуляция шипящих. Главное, чтобы взрослый громко проговаривал звонкую фонему, чтобы ребенок не спутал ее с другим звуком.

Загадки Со мной ходи стрелять учиться, На грядке ты меня ищи. Могу попасть я метко в птицу, А чаще попадаю в щи. (Лук) В этот гладкий коробок Бронзового цвета Спрятан маленький дубок Будущего лета. (Желудь) Сочиняем, рифмуем стихи Тихо- тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе …….(лопатой). Лейся дождь веселый, Мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать Босиком по……..( лужам) Чистоговорки Ла-ла-ла, вкусный мед несет ……..(пчела). Лу-лу-лу , мы увидели …….(пчелу). Лы-лы-лы, испугались мы…….(пчелы).

Игра «Отвечай — ка» Чем пилят? (Пилой) Чем едят суп? (Ложкой) Чем моютладони? (Мылом) Чем копают землю? (Лопатой) Чем забивают гвоздь? (Молотком) Чем ломают толстый лед? (Ломом) Исправь ошибки Катя ела лапш(а). Мила села на лавк(а). Лодка качалась на вод(а). Володя нес бел(ый) голубь(). Мила увидела бел(ая) лун(а).

Стихотворения Мышка Мышка весело жила, На пуху в углу спала. Ела мышка хлеб и сало. Но все мышке было мало. М. Фомичева

Веник Веник пол подметал. Веник очень устал. Он чихнул, он зевнул И тихонько лег под стул. Л. Зубкова

Солдатик Солдатик оловянный жил. Он пел , шутил и не тужил. Он воевал, не уставал. И падал сам и сам вставал. И помнил он всегда в бою Свою солдатскую семью, Где был за всех, и за него Стояли все до одного! В. Аушев

Белый цвет Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, Белой даже не была. Е. Измайлов

Зима Все бело, бело, бело. Много снегу намело. Вот веселые деньки! Все на лыжи и коньки! А. Богомолова

Игра «Скажи наоборот» Кран поднял груз, а потом …… Самолет прилетел, а потом….. Заяц прискакал в огород, а потом….. Саша надел пальто, а потом ….. Дедушка сел на диван, а потом…… Петя снял сапоги, а потом…..

Скороговорки Дятел долбил, долбил и выдолбил дупло. В нем было сухо и тепло. Маланья – болтунья молоко болтала, болтала, да и выболтала.

Сказки

Внимательно послушай рассказ. Вспомни и назови слова из рассказа со звуком «Л». Перескажи рассказ.

Кот Нил Кот Нил любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот Нил, зевнул и потянулся. А потом стал умываться лапкой. А.Богомолова Рассказываем вместе с малышом

Слоны. На свободе слоны живут в джунглях. В Индии люди ездят на слонах. А у нас слонов можно увидеть только в слоновнике. На следующий день Слава увидел в слоновнике больших сильных слонов со своими слонятами. Слава любовался могучими слонами веселыми маленькими слонятами. Он подошел совсем близко к слонам и увидел их бивни. Дома Слава написал сказку о слонах. По В. Коноваленко, С. Коноваленко

Внимательно прослушай рассказ «Хотела галка пить» и запомни слова со звуком «Л». Перескажи его. Вспомни и назови слова из рассказа со звуком «Л». Хотела галка пить. Увидела: стоит кувшин с водой, А вода в нем была на самом дне. Галка скакала, скакала – все без толку. Никак не могла галка достать воду. И стала галка кидать в кувшин камешки. Кидал, кидала и накидала столько, что вода поднялась, и галка смогла напиться. По Л.Толстому

Внимательно послушай сказку и запомни слова со звуком «Л». Послушай сказку еще раз и перескажи ее.

Белка и волк. Белка скакала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала его умолять: «Отпусти меня, Волк». Волк сказал: «Отпущу тебя, только скажи мне, отчего вы, белки , всегда веселы, а мне всегда скучно?» Когда белка оказалась на елке она сказала волку: «Тебе потому скучно, что ты злой. А мы, белки, веселые, потому что никому зла не делаем». Сказала и убежала. По Л. Толстому

Чистоговорки на звук «з»

Чистоговорки для детей 5 лет на звук «з» помогают закрепить базовую артикуляцию свистящих. Их не так много, потому что в обратных слогах происходит оглушение звонкой фонемы. Поэтому подбирают материал для отработки звукового образа в прямых слогах или между гласными.


Чистоговорки принесут больше пользы для детей, если превратить обучение в игру

Про весну:

  • ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – появились листья у березы;
  • ЗА-ЗА-ЗА – вот и майская гроза.

Про зиму:

  • ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – зимой крепкие морозы;
  • ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – блестит снег как алмазы;
  • ОЗУ-ОЗУ-ОЗУ – пишем письма Деду Морозу.

Про домашних животных:

  • ЗА-ЗА-ЗА – погулять пошла коза;
  • ЗУ-ЗУ-ЗУ – мы нашли козу;
  • ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – красивый бантик у козы.

Про транспорт:

  • ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – машина возит грузы;
  • ЗА-ЗА-ЗА – нажму на тормоза.

Про насекомых:

  • ЗА-ЗА-ЗА – к нам летит стрекоза;
  • ЗУ-ЗУ-ЗУ – мы ловили стрекозу.

Логопеды на занятиях используют одновременно чистоговорки и короткие стихотворения, чтобы процесс автоматизации «з» проходил быстрее. Подбирать слова следует так, чтобы звонкий звук был в сильной позиции, иначе ребенок будет путать его со другими свистящими.

Автоматизация звука [Л]

  • Логопеда.Нет
  • Автоматизация звуков
  • Автоматизация звука [Л]

Твёрдый согласный звук [Л] окрашен синим цветом (твёрдый согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

Звук [Л_] произносится длительно и только при неподвижном языке (см. артикуляцию звука [Л]).

1) Произносить (читать) слоги со звуком [Л_]

Образец: ал__, ол__, ул__, ыл__, эл__, ил__, ел__, ёл__, юл__, ял__

2) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в конце

Образец: пол__, у-гол__

  • пол
  • кол
  • бал
  • зал
  • пел
  • жил
  • угол
  • укол
  • упал
  • спал
  • стул
  • сеял
  • канал
  • обвал
  • чехол
  • сокол
  • дятел
  • котёл
  • вокзал
  • металл
  • футбол
  • подвал
  • мускул
  • качнул
  • высадил
  • вытащил
  • выносил
  • стукнул
  • ущипнул
  • выскочил

3) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине

Образец: пол__ка, и-гол__ка

  • залп
  • долг
  • волк
  • холм
  • шёлк
  • толк
  • галка
  • балка
  • жалко
  • тёлка
  • пилка
  • жилка
  • балкон
  • солдат
  • фиалка
  • шалфей
  • вулкан
  • колпак
  • косилка
  • метёлка
  • посёлки
  • заколка
  • полдень
  • носилки

4) Произносить (читать) слоги Л__А, А__О, Л__У, Л__Ы, Л__Э

5) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в начале

Образец: л__ак, л__а-па

  • лак
  • лаз
  • лоб
  • лом
  • лук
  • луч
  • лапа
  • лама
  • лупа
  • лыко
  • лыжи
  • лужа
  • лампа
  • лавка
  • лодка
  • ложка
  • лунка
  • лучше
  • лопата
  • лобзик
  • лавина
  • лошадь
  • ландыш
  • лыжник
  • лапочка
  • ловушка
  • лужайка
  • лукошко
  • ласточка
  • луковица

6) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине

Образец: ка-л__ач, са-л__ат

  • зола
  • вела
  • дела
  • волы
  • полы
  • голы
  • кулак
  • калач
  • салат
  • чулок
  • малыш
  • голубь
  • палата
  • калоши
  • болото
  • белуга
  • палуба
  • каналы
  • палатка
  • булавка
  • колодец
  • молоток
  • колобок
  • поломка

7) Произносить (читать) слоги

Образец: к-л__а, к-л__о, к-л__у, к-л__ы

  • кла-кло-клу-клы
  • фло-флу-фла-флы
  • слу-сла-слы-сло
  • плы-плу-пло-пла
  • гла-глы-глу-гло
  • хлы-хла-хло-хлу

8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

  • флаг
  • флот
  • слон
  • клуб
  • клык
  • клок
  • глаза
  • пламя
  • слова
  • класс
  • глыба
  • хлыст
  • флакон
  • флажок
  • глобус
  • клумба
  • пломба
  • плакат
  • планета
  • клавиши
  • площадь
  • блокнот
  • плавать
  • слушать

9) Произносить (читать) слова с двумя звуками [л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

  • лаял
  • плыл
  • колол
  • полол
  • делал
  • лакал
  • лазил
  • ломал
  • ловил
  • лотал
  • гладил
  • плакал
  • плавал
  • глотал
  • служил
  • доложил
  • молотил
  • колотил
  • получил
  • колокол

10) Произносить (читать) словосочетания

Образец: ОБРАЗЕЦ: Бе-л__ый ха-л__ат

  • Голубое платье.
  • Светлая луна.
  • Плохая лодка.
  • Жёлтый платок.
  • Сломанная пила.
  • Холодный подвал.
  • Голодный волк.
  • Толстая палка.
  • Тяжёлый молоток.
  • Спелая клубника.
  • Тёплое пальто.
  • Колкая ёлка.
  • Оловянный солдатик.
  • Золотой колос.
  • Голубые глаза.
  • Шёлковая блузка.
  • Глубокий колодец.

11) Проспрягать предложения

  • Я ел (а) молочную лапшу.
  • Я купил (а) блокнот и мел.
  • Я сломал (а) велосипед.
  • Я плыл (а) на лодке по волнам.
  • Я ел (а) спелую клубнику.

Образец:

  • Я пил(-а) холодное молоко.
  • Ты пил(-а) холодное молоко.
  • Он (она) пил(-а) холодное молоко.
  • Мы пили холодное молоко.
  • Вы пили холодное молоко.
  • Они пили холодное молоко.

12) Произносить (читать) предложения

Образец: Ми-л__а пи-л__а мо-л__о-ко

  • У стола стоял стол.
  • Володя уехал в колхоз.
  • Алла купила белое платье.
  • Мила несла голубой флаг.
  • По волнам плывёт лодка.
  • Клава захлопала в ладоши.
  • Клуша подмела пол.
  • У слона белые клыки.
  • Белка сидела около дупла.
  • Клава купила лук и свёклу.
  • Мила ела клубнику из лукошка.
  • Николай сломал велосипед.
  • Володя забыл, куда положил пенал.

13) Произносить (читать) чистоговорки

  • Сел и всё съел.
  • Около кола колокола.
  • Клава ловко лук полола.
  • Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.
  • Кол около стола, стол около кола.
  • Палку толкал лапкой Полкан.
  • В уголок Алёнка села — у Аленки много дела.
  • Не велик соловей, а голосок золотой.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
  • Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
  • Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
  • Плавал Слава на плоту и ловил с плота плотву.

14) Произносить (читать) и пересказывать текст

Шалун

У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, какой ты шалун, Беляк!».

15) Произносить (читать) стихотворения

Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, Белой белка не была.

Посадил дед лук, Отрастил лук чуб. Увидал лук внук, Оборвал луку чуб.

Клава ловко лук полола, Мыла пол и полки Лала, Пыль Володя выбивал, Гвозди Валя забивал, Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл, Ну, а маленькая Света, Ела сладкие конфеты.

— Заяц белый, Заяц белый! Ты куда За лыком бегал? Заяц белый Отвечал: — Я не бегал, Я скакал.

16) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Клоун-чудак

Клоун-чудак делал всё не так: Ломом копал, лопатой ломал. Долотом шил, иглой долбил. Колуном пилил, пилой колол. Метлой белил, а кистью мёл.

Чистоговорки на звук «ч»

Звук «Ч» относится к шипящей группе. Его постановкой занимаются после коррекции произношения «ш» и «ж». Слов со звуком «ч» не так много, поэтому чистоговорки поделены по слогам.

Прямые слогиОбратные слогиДругие слоги
ЧА:
  • Паша хочет калача;
  • Соня вызвала врача;
  • Горит красивая свеча.
АЧ:
  • Тетя Таня врач;
  • Мы играли в мяч;
  • Прилетел черный грач.
АЧКА:
  • К нам бежит собачка;
  • У Вовы есть жвачка
  • ЧО-ЧО-ЧО — Ой, как горячо!
  • ЧО-ЧО-ЧО – У папы сильное плечо.
ОЧ-ОЧ-ОЧ — Наступила ночь.ОЧКА:
  • Мы покатим бочку;
  • У папы есть дочка.
ЧУ:
  • Я погулять хочу;
  • На скакалке поскачу;
  • На вертолете полечу;
  • Молотком я стучу.
УЧ:
  • Оля ищет ключ;
  • На небе много туч;
  • Появился луч.
УЧКА:
  • Красивая ручка;
  • Появилась тучка.
ЧИ:
  • Мы купили калачи;
  • У солнца есть лучи;
  • Мы собрали кирпичи.
ИЧ:
  • Купим мы кирпич;
  • Очень вкусный кулич.
ИЧКА:
  • Чистая водичка;
  • Прилетела птичка.

Чистоговорки на звук «ч» помогает закрепить правильную артикуляцию шипящих. Дети должны четко проговаривать все звуки, что положительно влияет на дикцию. Для ребенка 5 лет подойдет материал со сложными словами, соответствующими уровню его словарного запаса.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]