Речевое развитие в подготовительной группе
Речевое развитие — важная часть в подготовки детей к школе. Занятия по развитию речи реализуют следующие задачи:
- Дают возможность демонстрировать знания детей по разным сферам и учат сосредоточенно вслушиваться в слова учителя;
- Концентрируются на доступных и интересных возрасту формах и материале занятия;
- Подключают аналитико-синтетическую деятельность, учат находить причинно-следственные связи, группировать предметы, имеющие общие признаки;
- Совершенствуют навык связной речи;
- Снимают зажимы в общении;
- Развивают выразительное, интонационное общение.
Развитие речи — помощь ребенку в изложении своих мыслей
Для выполнения вышеперечисленных функций ребенку нужно уметь строить сложные речевые конструкции, иметь широкий словарный запас.
Обратите внимание! Проблему редкого использования прилагательных в речи (порой дети обходят прилагательные из-за скудности словарного запаса) также помогают решить занятия по развитию речи с обучением детей употреблять прилагательные в общении.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Путешествие по русским народным сказкам
Занятие по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»
Тема: «Путешествие по русским народным сказкам» Образовательная область: речевое развитие. Участники: Воспитатель и дети подготовительной группы. Возраст: 6-7 лет. Тип занятия: Комбинированное. Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: Образовательные:
Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.
Развивающие:
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование: Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма. Методы и приемы: Словесные:
сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные:
демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические:
моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физминутка, мимическое упражнение).
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой». Предполагаемый результат: — Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок. — Овладевает способностью рассуждать, высказываться. — Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности. — Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами. Продолжительность занятия: 30 мин 1. Организационный момент: Дети заходят, становятся в круг. Игра психологического здоровья. Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие. Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться: — Доброе утро! — Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым… Пусть доброе утро длится до вечера. 2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Воздушный поцелуй» 2. Основная часnь: Воспитатель: — Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей) — Почему вы их любите? (Ответы детей) — Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Воспитатель: — Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). — Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения). — вместо одной из страниц — письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!» Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.) Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка. Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку). Воспитатель: — Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). — Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку). — Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке. Сказка «Катя и три волка» Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал. (Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.) Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета? (красная) Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» (Моделирование сказок: «Маша и медведь», «Курочка-Ряба», «Репка», Дети называют сказку, героев). Воспитатель: — И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (оранжевого). — Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы? Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок». Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся). Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки). Игра «Помогите!». Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им). «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя») «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок») «Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк») «Помогите! Я превратилась в облачко!» (Снегурочка») Воспитатель: — Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (Желтого) — Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят! — Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет! Физкультурная минутка «Сказки» Вот ее мы посадили (наклониться) И водой ее полили (имитация движения) Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны) А теперь ее потянем (имитация движения) И из репы кашу сварим (имитация еды) И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу») Воспитатель: — Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам). – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» — Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.) — Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации? — Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».) — А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.) — Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого и голубого). — А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками) — Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу! 1. Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей. Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка) 2. В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая? ( Баба-Яга) 3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок? 4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса) 5. В какой сказке есть слова: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко) 6. Кто исполнял все желания Емели? (Щука) Воспитатель: — Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (синего) — Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу. — Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть. Игра: «Ты мне – я тебе». (Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка — Хаврошечка». Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… — ; Молодцы!- Воспитатель: — Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового) — У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый. — Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей). — Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами: • удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны; • лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами; • весело, улыбаясь, хлопая в ладоши. (Дети выполняют вместе с воспитателем)Рефлексия: 3. Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу. Воспитатель: — Чему нас учат сказки? — Какие бывают сказки? — Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей) — Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки. Список литературы 1. Гербова В.В. Развитие речи в подготовительной к школе группе детского сада. -М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 2. Гурович М.Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая – СП-б.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000 3. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 2006. — №5 4. ПРОГРАММА дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015 г. 5. Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» — М.: «Новая школа», 2007. 6. Твоя первая библиотека «Русские народные сказки» — М.: «Планета детства», 2003. 7. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» — М.: «ВАКО», 2005.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Занятие по развитию речи в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи в подготовительном классе коррекционной школы VIII вида Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «Кто
Похожие статьи:
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе
Конспект занятия-игры «Юные путешественники»
Цели занятия:
- Формирование навыка связной речи;
- Развитие коммуникативных способностей;
- Поддержание познавательной активности, любознательности.
Интересное и познавательное путешествие по родному городу
Педагог: Какие времена года Вы знаете? Какое сейчас время года? Что происходит с природой в это время года?
Дети:
П: Сегодня мы перенесемся в лето — отпуска, каникулы, и отправимся в путешествие! А что если нам открыть свою туристическую фирму? Кто может работать в такой организации? Чем будет заниматься каждый такой специалист?
Д:
П: А вот и наш первый посетитель!
Обратите внимание! Педагог может использовать игрушку из детских мультфильмов, которой нужно посоветовать, как отправиться в путешествие. Можно предоставить игрушке «возможность полистать журналы про путешествия».
Ребята предлагают варианты зарубежных путешествий. Но в ходе разговора оказывается, что игрушке понадобится иностранная валюта (обсуждение что это и зачем). Игрушка просит устроить ей путешествие по родному городу.
Педагог: Рассаживайтесь все по нашему туристическому автобусу, начинаем экскурсию по городу!
В ходе экскурсии дети узнают интересные факты о городе, можно рассказать небольшую историю справку, продемонстрировать фотографии.
В группе педагог проводит звуковой, фонематический анализ названия города, предлагает прослушать звуки в начале и конце слова.
Педагог: Остановимся на станции «Промышленная».
Здесь ученики узнают, какие производства есть в родном городе. Затем можно предложить детям назвать слова, начинающиеся на первый слог (Молоко-МО, Лекарства-ЛЕ), связанные с производством в городе или области.
Педагог: А теперь станция «Культурная»
Обратите внимание! Здесь детям можно рассказать про театры и музеи города (с картинками), а затем загадать в ребусах короткие названия. Проводится обсуждение отличия звука от буквы.
Игрушка благодарит детей за интересную экскурсию по городу. Ребята прощаются с игрушкой.
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Особенности формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом В статье рассматривается вопрос об особенностях нарушений произносительной стороны речи у детей с детским церебральным параличом. Рассмотрены структурные компоненты произносительной стороны речи. Описаны основные этапы и направления, методы логопедической работы по формированию…
Речевые игры для детей 6 лет В 6-летнем возрасте дошкольники с помощью игр закрепляют знания о согласовании существительных и прилагательных, об образовании форм слов, продолжают развивать логическое мышление, речевое внимание, способность к анализу и сопоставлению, расширять индивидуальный словарь. Назови…