LiveInternetLiveInternet
Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Автор: Хохлова Елена Юрьевна, учитель — логопед МДОУ ДС КВ N7 с.Кухаривка МО Ейский район.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую характеристику звукам; — учить определять место звука в слове, делать звуковой анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове и их порядок, выкладывать схему; — согласовывать имена сущ. с прилагат., сущ. с глаголами, числит. с сущ., образовывать множ. число сущ. в родительном падеже; — развивать связную речь, общую и мелкую моторику, зрительную координацию, внимание, память, мышление. Оборудование: сюжетная картинка на зимнюю тему, предметные картинки в названиях которых есть звуки С, Сь, карточки-схемы, фишки для выкладывания звуковых схем, звуковые линейки, полоски для выкладывания слогов, мяч, бумажные снежинки, звуковые домики, гномики Звуковички. Ход занятия. I. Орг. момент. (Дети стоят в центре группы) Логопед: Ребята, какое сейчас время года? (Зима). Давайте расскажем, как наши пальчики дружно проводят зимой время. 1.Пальчиковая гимнастика. Выполнение движений в соответствии с текстом. Мы во двор пошли гулять Раз, два, три, четыре, пять. (Загибать по одному пальцу) Бабу снежную лепили, (Имитировать лепку комков) Птичек крошками кормили, («Крошить хлебушек» всеми пальчиками) С горки мы потом катались (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли (Отряхивать ладошки) Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку) 2. Логопед: Сядет тот, у кого имя начинается с гласного звука, с согласного твердого звука, с согласного мягкого звука. (Дети садятся на места).
II. Основная часть. 1. Логопед: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие и отправимся в город Звукоград. (Обратить внимание детей на звуковые домики.) В домиках живут звуки. Давайте вспомним, какие звуки живут в красном домике? В синем домике? В зеленом домике? (Ответы детей после каждого вопроса).
2.Логопед: А ещё в звуковых домиках живут Гномики – Звуковички, а вот с какими из них мы сегодня встретимся, узнаем позже. А сейчас, послушайте загадки, которые приготовили вам Гномики. (Загадки, в которых в начале слова стоит звук /С/. Дети отгадывают, логопед выставляет соответствующие картинки-отгадки). — Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока)
— Гладишь – ласкает, Дразнишь – кусает. (Собака)
— Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
— Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнай меня, зовусь я…… (Свёкла)
— Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка)
Логопед: Ребята, посмотрите на картинки, произнесите слова, выделяя голосом 1-ый звук. Какой первый звук, вы услышали во все этих словах? (Дети: звук /С/). Давайте возьмём зеркальце, произнесем звук С. В каком положении находятся губы, зубы, язык? Приставьте ладошку ко рту, почувствуйте воздух холодный или теплый, свободно ли проходит? Приложите ладошку к горлышку, оно гудит или нет? (Дети отвечают на каждый вопрос, дают характеристику звуку. Делают вывод, что звук /С/ — согласный, твердый, глухой.)
3. Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуком /С/ и его братцем – звуком /Сь/. Звук /Сь/ мы слышим в словах: синица, сито, апельсин, гусь, письмо. (Выставляются соответствующие картинки). Ребята, назовите ещё слова, в которых есть звуки /С/, /Сь/. Игра с мячом.(Ребёнок ловит мяч и называет слово.) Ребята, кто догадался, к кому из Гномиков – Звуковичков мы отправимся в гости? (к зеленому и синему) Звуковичков зовут Саня и Сеня. Определите, какого гномика как зовут. (Синий – Саня, зеленый – Сеня и объясняют почему). 4. Игра «Хлопни – топни». Логопед: Давайте вместе со Звуковичками поиграем в игру «Хлопни – топни». Я называю слова с твердым согласным /С/ — вы хлопните, с мягким согласным /Сь/ — вы топните.
5. Проговаривание чистоговорок. Логопед: Давайте порадуем Звуковичков и проговорим с ними чистоговорки. Са-са-са – сидит оса, Сы-сы-сы – у осы усы, Су-су-су – видели осу
Си-си-си – косу неси, Си-си-си косой коси. И т.д.
6. Игра «Где спрятались звуки». (На столе у каждого ребенка картинка со звуками /С, СЬ/). Логопед: Определите место звука в слове и поставьте картинку под соответствующей схемой. (Логопед проверяет, исправляет ошибки).
7. Логопед: Звуковички очень любят кататься на санках. Что еще можно делать на санках? (Дети: кататься, скользить, скатываться, ехать….) (Выкладывание звуковой схемы слова САНИ из звуковых фишек и на звуковых линейках. Анализ).
9. Логопед: Давайте немного отдохнем. Динамическая пауза.
10. Логопед: Давайте покажем нашим Звуковичкам, как мы умеем делить слова на слоги: а) сыр, слоны, подносы – отхлопываем; б) сок, сова, капуста – выкладывание схем. Как мы ещё можем определить, сколько слогов в слове? (Вспоминаем: сколько в слове гласных звуков, столько слогов).
11. Игра «Один – много» (слова со звуками /С, Сь/ по образцу) Одно круглое колесо – много круглых колес, Одно острая коса – много острых кос…. т.д. 12. Игра «Посчитаем предметы от 1 до 5-ти». (Использовать картинки) 1 сова, 2 совы, 3 совы, 4 совы, 5 сов…..
13. логопед: Ребята, пока мы считали в словах потерялся 1-ый звук /С/. Подставим звук и определим какое слова получится. …анки, …окол, …ахар, …ундук.
14. Логопед: Пока мы с вами искали звук, на землю выпали снежинки. (Логопед раздает детям бумажные снежинки). Какие зимой снежинки? (Дети: белые, хрупкие, легкие, пушистые…) Упражнение на координацию зрения «Снежинки». (Следить глазами в соответствии с текстом.) Мы снежинки увидали, Со снежинками играли. Снежинки вправо полетели, Глазки вправо посмотрели. Снежинки влево полетели, Глазки влево посмотрели. Ветер снег вверх поднимал И на землю опускал. Глазки смотрят вверх и вниз. Всё! На землю улеглись. Глазки закрываем, Глазки отдыхают. 15. Ребята, перед вами картинка. Давайте составим по ней предложения. Чтобы наши Гномики узнали больше о зиме. (Дети составляют предложения о зиме по картинке) 16. Итог занятия.
https://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia1396.html
Конспект фронтального занятия «Звуки С и Сь»
Конспект фронтального занятия
2 подготовительная группа
Тема: Дифференциация звуков [с] и [c’]
Цель: обучение действовать по словесной инструкции
Задачи:
О:
— учить составлять предложение с заданным словом и анализировать его
— упражнять в дифференциации звуков [с] и [с’] c опорой на наглядность
— упражнять в определении места звука [с] и [с’] в слове
К\р:
— развивать связную речь посредством пересказа рассказа «Случай на границе»
— развивать фонематический слух
В:
— воспитывать чувство самостоятельности и самоконтроля
Х0од занятия:
1. Орг. Момент.
— Здравствуйте, ребята! Сядет тот, кто верно ответит на мой вопрос. Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой будет завтра?
2. Основная часть.
— Сегодня на занятии мы вспомним звуки с и с’, попробуем составить предложение и схему к нему, вместе познакомимся с рассказом «Случай на границе» и даже попробуем сами его рассказать.
— С какими звуками вы познакомились на прошлом занятии? (с и сь)
— Звук С какой? (согласный, глухой, твердый) А его брат, звук Сь? (согл, глух, мягкий)
— Звуки с и сь очень любят путешествовать. И в этот раз они отправляются в большое путешествие в волшебную страну на 2х паровозах. В первом паровозе только те слова, в которых есть звук С. А во втором паровозе те слова, в которых есть звук сь. Первые вагоны занимают те, картинки в названии которых звук стоит на первом месте, вторые вагоны – где звук в середине слова, ну и в последнем вагоне те картинки, в названии которых звук стоит на последнем месте. Давайте попробуем загрузить пассажиров.
(Предлагаются картинки и слова, ребенок должен определить паровоз и место в нем.)
Лось, письмо, сено, гусь, сапоги, стул, нос, лиса, миска, автобус, апельсин.
2. Молодцы! Вот мы на паровозе домчались до станции и дальше нам необходимо сменить транспорт, на чем мы будем передвигаться дальше, вы догадаетесь сами.
— Кто мне скажет, что за птица В небесах, как ветер, мчится, Белый чертит за собой След в лазури голубой? А ведёт её пилот! – Что же это? – … (Самолёт)
— Чтобы взлететь, нам необходимо составить предложение про самолет. Предложите мне узнать про самолет. Расскажите о нем.
— напр. Самолет летит высоко.
— Сколько слов в предложении? (3) Есть ли предлоги? (нет) Давайте составим схему предложения.
— какое слово первое? (самолет), второе ?(летит) , третье?(высоко) и в конце ставим точку.
— молодцы! Теперь мы можем продолжить наше путешествие на самолете.
3. Физминутка.
— Если услышите в слове звук С прыгайте, а если звук Сь – приседайте.
4. «Случай на заставе»
— Мы прилетели в сказочный город и старый гном предлагает нам послушать увлекательный рассказ «Случай на границе».
— О чем рассказ? (по вопросам)
— Посмотрите, у каждого из вас иллюстрация к рассказу. Давайте с вами составим фильм.
(указываю отрывок из рассказа)
— У кого подходящая картина, выходи ставь на доску. Все согласны?
— А сейчас, давайте по иллюстрациям расскажем рассказ сами. (Сначала, что было потом, чем все закончилось)
5. Итог занятия.
— Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось! Вы сегодня молодцы, но стоит ещё немножко постараться, чтобы в следующий раз было ещё лучше.