Дислалия – формы, причины, лечение, признаки, коррекция

Дислалия — нарушение звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. При дислалии может наблюдаться нарушение иои затруднение в произношении любых фонем родного для ребенка языка.

Для дислалии характерна замена, смешение, искажение или отсутствие звуков в устной речи ребенка. Диагностика дислалии предполагает логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, а также диагностику состояния текущего звукопроизношения и фонематического слуха. В некоторых случаях необходима консультация узкопрофильных специалистов (стоматолога, невролога, отоларинголога).

Причинами данного речевого нарушения могут послужить органические, наследственные, врожденные или приобретенные факторы.

Виды дислалии

Дислалия, как форма речевой патологии у детей, имеет различные виды и формы. Классификация зависит от причин из-за которых появляется нарушение звукопроизношения. Специалисты выделяют две формы дислалии: механическую и функциональную.

Механическая (органическая) дислалия — форма речевой патологии, вызванная наличием дефектов строения артикуляционного аппарата.

Причины функциональной дислалии, в отличии от механической, связаны либо с социальными факторами, либо с обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

Функциональная дислалия имеет следующие разновидности:

  • моторная дислалия: для данной патологи характерны неточные и недифференцированные движения языка и губ, из-за чего происходит возникновение фонетических дефектов (искажение звуков);
  • сенсорная дислалия: при данном нарушении затрудняется слуховая дифференциация акустически схожих звуков (твердых/мягких, глухих/звонких и пр.) из-за чего ребенок смешивает и заменяет звуки в устной речи.

Кроме того, имеют место случаи, когда специалисты выделяют наличие сенсорной и моторной речевой недостаточности, такой вид нарушения получил название «сенсомоторная дислалия».

Несформированность тех или иных признаков звуков и характер речевого дефекта позволяют выделить следующие виды дислалии:

1. Фонематическая дислалия — причиной данного вида дислалии является несформированность операций отбора звуков по их артикуляторным признакам. При такой форме дислалии артикуляторная база может быть сформирована, либо не полностью сформирована. В первом случае, ребенок просто неправильно подбирает звуки; второй вариант предполагает, что при отсутствии нужного звука, ребенок заменяет его более простой фонемой.

2. Фонетическая дислалия — возникновение такой формы дислалии связано с формированием неправильных артикуляторных позиций. Подобное речевое нарушение проявляется в том, что ребенок произносит звук, который не существует в фонетической системе языка.

С учетом количества нарушенных звуков могут быть выделены следующие виды нарушений:

  • простая дислалия (мономорфная дислалия) — характеризуется неправильным произношением одного звука или нескольких звуков из одной группы;
  • сложная дислалия (или же «стертая» дислалия, или полиморфная дислалия) — характеризуется неправильным произношением нескольких звуков из разных групп.

Также специалисты выделяют физиологическую дислалию (или возрастную), для которой характерно нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. Такое речевое нарушение проходит самостоятельно после 5 лет.

Дизартрия

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).

Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих , как «каша во рту». Нарушена артикуляция многих групп звуков: шипящих, свистящих, соноров, а иногда и гласных. Речевое дыхание поверхностное, аритмичное. Наблюдается гиперсаливация (повышенное слюновыделение) Страдает подвижность и чувствительность речевых мышц. Дизартрик испытывает трудности в поиске артикуляционной позы (облизать губы, поставить язык за верхние зубы и др.). Нарушенное звукопроизношение при дизартрии – один из симптомов более сложного речевого нарушения. Страдает и речевой слух, слуховая дифференциация звуков, наблюдается бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи. Наблюдаются и вторичные психические наслоения (поведенческие проблемы). Все эти трудности приводят к стойкой неуспеваемости в школе (дисграфия, дислексия, дизорфография).

Несмотря на сходство с дислалией, дизартрия более сложное и стойкое нарушение, помощи и психологической поддержки.

У взрослых коррекция дизартрии проходит еще медленнее чем у детей, однако, возможна.

Случай из практики

Коля, 5 лет. Нарушено звукопроизношение звуков Ш,Ж,Ч,Л,ЛЬ,Р,РЬ. Наблюдается гиперсаливация, сложность повторения артикуляционного уклада. Фонематические процессы нарушены, Лексико-грамматический строй нарушен. В результате 3 курсов коррекционных занятий дизартрия компенсирована, звуки автоматизированы, продолжается работа над связной речью, совершенствованием лексики и грамматики.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие

можно по телефону (812)
640-90-77
, а так же заполнив форму ниже.

Причины дислалии

Возникновение нарушения речи у ребенка может быть обусловлено рядом причин. Соматические причины возникновения включают в себя физическую и неврологическую ослабленность (обусловленную длительными хроническими заболеваниями).

Механическая дислалия, как правило, возникает из-за органических или врожденных дефектов артикуляционного аппарата (язык, губы, зубы, челюсти).

Социальные причины (при функциональной дислалии) возникновения речевого нарушения следующие:

  • билингвизм (двуязычие в семье — в данном случае ребенок вставляет элементы одного языка в другой);
  • ребенок подражает неправильной речи взрослых (использует диалекты, торопится);
  • взрослые, при общении с ребенком, подражают детскому лепету («сюсюкают»);
  • педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).

Кроме того, на формирование речевой патологии могут оказывать такие факторы, как:

  • выбор неправильной артикуляции;
  • недоразвитие фонематического слуха (при это физический слух может быть сохранен).

Почему возникает дефект

Причины возникновения дислалии могут закладываться еще в утробе матери во время беременности или носить приобретенный характер. На качество речи оказывает влияние темп, артикуляция, интонация. Ухудшение ее характеристик может быть вызвано недостаточностью подвижности языка, дефектами строения челюсти и зубного ряда.

Такая разновидность дислалии, как механическая, связана с неправильным анатомическим строением органов речи:

  • короткая уздечка языка – деформация звуков происходит из-за затруднения движений языком (особенно заметно в верхнем регистре);
  • слишком большой или узкий и маленький язык также нарушает артикуляцию;
  • большая высота до верхнего нёба;
  • нарушение роста зубов;
  • неправильный прикус.

На возникновение патологии оказывают влияние травмы и ушибы в ходе родовой деятельности, рахит, искусственное вскармливание.

Причины возникновения механической дислалии подразделяются на анатомические и нейрогенные. Они могут носить необратимый характер, быть врожденными или приобретенными. На втором месте по распространенности этиологии дефекта находится генетическая предрасположенность, воздействие внешних факторов.

Устранением отклонений механического, анатомического характера занимается врач-стоматолог. Наилучшего эффекта удается достичь при раннем обращении, когда постоянный прикус еще не сформировался, а костная ткань достаточно пластична.

Часто этиопатогенез нарушения связан с эмбриональным развитием и периодом новорожденности.

Обследование дислалии

Диагностика речи при дислалии у детей начинается со сбора следующих данных:

  • особенности течения беременности и родов у матери;
  • перечень перенесенных ребенком заболеваний;
  • имеет ли место быть раннее психомоторное и речевое развитие;
  • состояние слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата ребенка.

После сбора необходимых сведений, логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата (визуальный осмотр и оценка выполнения серии упражнений по подражанию).

Диагностика устной речи в Первом детском медицинском центре включает в себя обследование состояния звукопроизношения и выявление неправильно произносимых звуков. Логопедическое обследование при данной речевой патологии позволяет выявить характер нарушения в различных позициях, словах, фразах, текстах.

Прогноз и профилактика

Прогноз комплексного своевременного лечения расстройства в большинстве случаев положительный. Чем раньше дислалия механического типа была устранена, тем больше шансов, что ребенок не будет отставать от сверстников в успеваемости и иметь проблему с общением. Лучший возраст для коррекции — дошкольный.

Практически всегда коррекция занимает много времени, в течение которого осуществляются все необходимые медицинские и логопедические манипуляции.

За этот период важно не отбить у ребенка желание заниматься, поэтому здесь важен профессионализм логопеда и поддержка родителей.

Профилактика механической дислалии должна начинаться еще на этапе планирования беременности, ведь многие аномалии развития связаны с неправильным образом жизни матери, особенно во время первого триместра.

К профилактическим мерам относится своевременное обращение к специалистам.

Например, первое посещение стоматолога нужно планировать на 6-месячный возраст малыша, чтобы можно было предположить возможные проблемы с зубами или прикусом в будущем.

По возможности следует исключить искусственное вскармливание. Если это невозможно, необходимо для профилактики посещать педиатра, с момента произнесения первых слов и словосочетаний отвести ребенка к логопеду.

Упражнения и игры, направленные на расширение словарного запаса, постановку произношения и развитие речи, родители могут проводить дома самостоятельно.

Механическая дислалия может быть предупреждена с самого раннего детства. Это распространенная патология, которая со временем становится все более ощутимой для ребенка, подростка, взрослого.

Если пустить течение заболевания на самотек, в будущем оно может привести к состояниям, практически не поддающимся коррекции. Чтобы избежать серьезных осложнений, нужно обращать внимание на речь ребенка с самого раннего детства и не игнорировать неправильное произношение, картавость и гнусавость.

Похожие записи:

  1. Дислалия — от постановки диагноза до эффективного лечения Дислалия в детском возрасте приводит к негативным последствия речевого развития…
  2. Дислалия — функциональная форма Дислалия — это наиболее распространенное нарушение в речи. Данное отклонения…
  3. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
  4. Как справиться с дислалией? Виды речевых дефектов различны. Рассмотрим особенности дислалии и методы ее…

Коррекция и устранение дислалии

Методы устранения дислалии зависят от формы и вида нарушения и включают в себя:

  • работу, направленную на устранение анатомических дефектов (при механической дислалии);
  • артикуляционную гимнастику;
  • логопедический массаж;
  • индивидуальные занятия с логопедом.

Специалисты Первого детского медицинского центра определяют методику лечения индивидуально для каждого маленького пациента. Все занятия с логопедом направлены на развитие речевой моторики малыша, а также на развитие фонематических процессов.

Обращаем Ваше внимание, что логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться на регулярной основе. Кроме того, для достижения положительного результата, важно выполнять задания логопеда дома и заниматься артикуляционной гимнастикой.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Поделиться в соцсетях:

Записаться к Врачу

Выбрать врача

Осложнения

Осложнениями механической дислалии являются трудности с социализацией в детском возрасте, что приводит к неумению выстраивания взаимоотношений в будущем.

Картавость, гнусавость могут стать причиной насмешек сверстников, и это очень болезненно переносится детьми. Психологическая травма лежит в основе последующих нервозности и комплексов.

Механическая дислалия в школьном возрасте вызывает трудности с чтением и письмом, которые в сочетании с психологическим дискомфортом и неуверенностью в себе приводят к неуспеваемости, отказу от обучения, асоциальному поведению и социальной дезадаптации.

Признаки патологического отклонения

1) прогнатия; 2) прогения; 3) передний открытый прикус

Основными симптомами заболевания являются нечеткое произношение звуков, замещение рядов фонем (особенно похожих по артикуляции). Отдельно оценивают выделение голосом свистящих и шипящих, проговаривание «р-р-р».

Классификация дефектов по прикусу:

  • Прогнатия — нарушение, при котором верхняя челюсть сильно выдвинута вперед. Как результат, зубы не смыкаются.
  • Прогения — характеризуется обратной картиной, когда нижняя челюсть выступает.
  • Открытый прикус, дефект, при котором в закрытом состоянии между верхними и нижними резцами образуется щель. Он может быть передним и боковым, в зависимости от локализации образующегося пространства. Щель между отдельными зубами также может привести к дислалии. Язык при разговоре будет попадать в нее и искажать речь. Слишком полные губы или короткая нижняя искажают губные звуки («заячья губа»).

У пациента отмечаются трудности с произношением гласных, его речь бессвязна. Сложно воспроизводить смешанные звуки, которые задействуют весь речевой аппарат. При визуальном осмотре могут быть заметны нарушения в строении челюстного отдела: дистальный или мезиальный прикус. В норме при сомкнутых челюстях верхний зубной ряд прикрывает нижний приблизительно на треть.

При отклонениях от нормы фонематического восприятия ребенок не способен на слух различать аналогичные по звуку или артикуляции части слова. Как следствие, в его словаре нет фраз с трудноразличимыми буквами. Это приводит к отставанию от сверстников. По этой же причине происходит нарушение письма: часть предлогов, безударных окончаний слов не учитывается.

Диагностика патологии

Во время первого осмотра обращают внимание на вдох ртом, а не носом. Это приводит к деформации челюсти. Из-за неправильного прикуса у ребенка недостаточно развиты носовые ходы. Искажается тембр голоса, хрящевая перегородка органа обоняния деформируется. Внешние признаки, которые могут указывать на данный дефект речи:

  • полуоткрытый рот;
  • узкие плечи;
  • впалая грудная клетка;
  • бледная кожа;
  • из-за пересыхания слизистой ребенок облизывает губы;
  • попадание языка во время разговора в щель между зубами.

Диагностику нарушения осуществляют врач-ортодонт, стоматолог. В процессе логопедического осмотра проверяют степень подвижности органов артикуляции, например, просят дотянуться языком до носа или подбородка, сложить губы трубочкой и др. Оценивают не только воспроизведение упражнений, но и скорость перехода от одного к другому.

Знаете ли, вы! У умственно отсталых детей в более чем 50% случаев отмечается неправильная постановка звуков.

Патология может проявляться как отсутствием звуков, так и некоторые могут заменяться другими или быть искаженными («ыба» вместо «рыба», «дудок», а не «гудок» и т. д.). Дислалия бывает простой и сложной, что отмечается наличием в словах менее или более 4-х дефектных звуков, соответственно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]